Никто доподлинно не знает, что происходит на рынке IT-образования.
Бизнес по торговле людьми явно более честный, прозрачный и социально ориентированный, чем то, что происходит в EdTech.
Во всяком случае, чем дольше провожу исследование IT-курсов, тем сильнее у меня именно такие ощущения.
5 признаков проблем с честностью, прозрачностью и социальной ориентацией в EdTch
Многие курсы заявляют про “трудоустройство свыше 75% студентов”.
Но на самом деле имеют статистику трудоустройства в разы, если не на порядки, меньше.
Сайты отзывов позволяют абитуриенту быстро подобрать курс на основе числа звезд и отзывов обучавшихся студентов.
Но эти же сайты предоставляют курсам прайс, сколько стоит размещение положительных отзывов.
По запросу “лучшие курсы по …” вылезают сотни материалов.
Но ни в одной из статей нет объяснения критерия “лучшести”, а половина из них содержат партнерские ссылки.
В телеграм-группах студенты обмениваются опытом обучения на тех или иных курсах.
Но эти группы наводнены “засланными казачками” от самих курсов, рассказывающими о замечательном обучении и быстром начале IT-карьеры.
Реально отучившиеся студенты пытаются объективно оценить качество обучения на своем курсе.
Но им не с чем сравнивать, так как большинство учится только на одном курсе.
В результате многие из выбирающих обучение или ориентируются на вышеуказанные вводящие заблуждения вещи, или просто смотрят на размеры скидок. И в результате теряют деньги на некачественное обучение. Что с одной стороны, в чем-то даже хорошо - ведь без критического мышления в тестировании делать нечего. С другой стороны - даже у вдумчивых студентов нет адекватных инструментов выбора.
Ага! Я так и знал! IT-образование не работает!
С радостью кто-то воскликнет и будет неправ. Ведь исследование показало, что статистика трудоустройства после разных курсов на самом деле находится в диапазоне 5%-65%. То есть разрыв в 10 раз!
И чем больше подобных ощущений, тем сложнее оставаться эмоционально выключенным и непредвзятым.
Получив первые результаты исследования, я опубликовал список худших курсов и считал задачу выполненной. Но продолжавшие поступать обращения “какие курсы худшие, понятно, но все-таки какой курс мне выбрать?” оставляли ощущение недосказанности и отсутствия финальной точки.
Тогда я решил сделать то, что в общем, является нормой для цивилизованных стран, но на СНГшном пространстве до сих пор в диковинку.
А именно, создать что-то вроде ассоциации, проводящей независимый аудит качества IT-образования.
Так появился манифест профессионального IT-образования Manifestus.Pro.
Отличная идея!
Но только сразу же возникла одна небольшая проблема - я консультирую многие курсы.
И теперь сам же собираюсь их проверять в режиме аудитора.
Конфликтище интересов
Уже двадцать лет я занимаюсь информационными бизнесами.
Не, не инфобизнесами, как вы подумали.
Хотя по сути, да - я профессионально зарабатываю тем, что покупаю и продаю информацию. И это сплошной конфликт интересов.
Меня всегда привлекала работа с информацией. Начиная с написания очередного софта, работающего с базами данных (любимый язык - SQL) и чтения научных материалов, до изучения конкретных сегментов экономики и поиска скрываемой кем-то информации. В общем интересна вся информация, в которой раскрывается вид Homo Sapiens.
Увы, в наше время специалисты широкого профиля не нужны. Журналистика последние три десятилетия и чувствует себя, и оплачивается намного хуже, чем это было в доинформационную эпоху. Но, к счастью, есть еще сферы, где общая эрудиция и умение закопаться глубоко хорошо оплачиваются.
Исходя из такой мотивации, в нулевых годах, еще будучи разработчиком и благодаря сторонним IT-доходам, стал владельцем одного из старейших в России узкотематических онлайн-сми. А в десятых годах на его базе создал консалтинговую компанию, работающую с крупным промышленным бизнесом.
В журналистике текст из десятка страниц не может стоить десять тысяч долларов - только если только это не джинса (скрытая реклама).
А в консалтинге - может. Выяснилось, что в интернете на самом деле очень мало информации (если мы говорим про данные для принятия бизнес-решений) и что первый миллион долларов заработать намного проще, чем первый миллиард, и что консалтинг здесь зачастую выступает в режиме тренера для будущего олимпийского чемпиона - без него можно, но с ним - намного быстрее. Впрочем, это тема для большого отдельного цикла статей.
И журналистика, и консалтинг, да и вообще любая деятельность, где есть получение и передача информации - всегда про постоянный конфликт интересов. Вот сейчас в разговоре с тобой кто-то вскользь упоминает некоторую, казалось бы, проходную информацию, а ты понимаешь, что эта информация - крайне ценна для знакомого тебе бизнесмена. С одной стороны - нужно не нарушить этический кодекс и не потерять доверие, с другой - иметь возможность хоть что-то делать. Явный конфликт интересов.
Во время проведения исследования про трудоустройство после разных курсов конфликт интересов практически отсутствовал. Несмотря на то, что почти с начала исследования начал помогать разным курсам работать эффективнее, рентабельней и причинять больше пользы студентам.
Да, я консультировал и консультирую близких мне людей, далеких от меня людей, но платящих деньги, и тех, чьи курсы мне просто показались интересными и перспективными.
В ряде случаев я даже предоставляю некоторые мои юридические лица для финансовых потоков. Например, если курс собирается выходить на международный рынок, зачем ему тратить ресурсы на организацию российского юрлица и подключение кредитной линии для студентов?
Конфликт интересов исключался тем, что консультируемые мной курсы в исследовании не появлялись. И даже когда мне в личку стучался сто первый студент с вопросом “про лучший курс”, я никогда не рекомендовал курсы, которые консультировал. Максимум комментировал сильные или слабые стороны курса, если студент сам говорил его название.
Но когда я решил создать Manifestus.Pro для проведения аудитов, то вопрос конфликта интересов стал уже более чем актуален. Ведь если исследование по сути выявляло худшие курсы, то в аудиты Manifestus.Pro должны были попадать лучшие курсы. Среди которых были и те, которые я консультировал (возможно, это и есть одна из причин, почему они стали лучшими?).
Проверять результаты собственной работы - это так себе идея.
Ведь я перестал быть и независимым, и непредвзятым по отношению к курсам.
Я познакомился с основателями многих курсов.
Какие-то курсы я консультирую.
Какие-то курсы мне нравятся.
Методы работы каких-то курсов мне, наоборот, не нравятся совершенно. И я категорически против, чтобы курсы с такими подходами вообще существовали на рынке.
Как я могу подписывать, визировать аудиты Manifestus.Pro, если я могу быть заинтересован в возвышении одних курсов и принижении других? Для одного курса я явно закрою глаза на какие-то негативные моменты, а к другому - наоборот, буду слишком критичен.
Поэтому когда продакт одного из крупнейших российских QA-курсов обратила мое внимание на то, что для повышения уровня доверия к аудиту нужны независимые наблюдатели, я понял - это действительно отличная мысль.
Нужен наблюдательный совет! Который будет независимо проверять аудит, будет его визировать и именно подписи его уважаемых членов будут стоять на его официальных результатах!
Наблюдательный совет
В наблюдательный совет вошли менеджеры IT-компаний из разных стран, в большинстве случаев работающие в IT больше десятка лет:
Garegin Kazaryan - Delivery Director at First Line Software (Montenegro)
Vadim Nuzhdin - Delivery Director at Формат кода (Russia) завкафедрой Прикладного программирования в РТУ МИРЭА
Aleksei Sakhnenko - Head of Product at Yandex (Serbia)
Aleksandr Permyakov - Cofounder at SAAS Grove (Russia)
Sergey Bondarenko - Head of B2B Development at NDA (USA)
Veronika Vagner - Head of manual QA at Samokat (Russia)
Irina Borodina - Senior QA Manager at Envista Holdings Corporation (USA)
Это те специалисты, у которых есть своя собственная репутация, и они не будут рисковать ей, визируя результаты аудита “не глядя”. Или тем более позволяя какие-то махинации и подтасовки аудитору.
А еще это действительно замечательные люди. Которые в своем более чем загруженном графике нашли время на эту гуманитарную активность.
Меня спрашивают, почему в наблюдательном совете нет линейных технических специалистов. Ответ прост - техлиду нет никакого дела до рынка IT-образования. Если ему не подходит конкретный кандидат, он просто берет другого. И только когда он дорастает до уровня Head’а, он начинает ощущать глобальную нехватку качественных специалистов на рынке.
Прежде чем говорить про то, как члены наблюдательного совета проверяют и визируют результаты аудита, имеет смысл немного детализировать, а как, собственно, он проходит.
Как проходит основной аудит (статистика трудоустройств)
Самый главный параметр, который нас интересует в аудите - это сколько от числа изначально поступивших студентов в результате трудоустраивается.
Важное! Здесь и далее данные трудоустройства приводятся именно от числа изначально зачисленных на курс, а не только от числа доучившихся до конца. Курсы предпочитают говорить про более выгодный для них “процент трудоустроившихся выпускников”. Ведь на многих курсах до выпуска доходит менее 50% поступивших.
Режим проведения аудита и его скорость сильно зависит от того, может ли курс предоставить аудитору списки учебных групп. Нам для аудита достаточно частично обезличенных списков. По сути нужен хоть какой-нибудь контакт, чтобы иметь возможность установить связь со студентом и опросить его.
Но даже такие списки большинство курсов предоставить не могут - если только возможность аудита не прописана в договоре на обучение и соглашении о конфиденциальности персональных данных.
Как идет аудит, если частично обезличенные списки групп НЕ могут быть предоставлены
В этом случае аудит занимает для небольшого курса минимум несколько месяцев, а статистика трудоустройств формируется на основе первичных и вторичных данных.
Источниками первичных данных о трудоустройстве являются непосредственно те, кто планируют обучение на курсе, обучаются сейчас и те, кто уже закончил обучение. Напрямую отслеживается судьба каждого из этих респондентов, и именно эта информация и является первичными данными по статистике трудоустройства.
Для установления контакта со всеми этими людьми используются уже отработанные в ходе исследования методы поиска нужных респондентов и проведения с ними глубинных интервью.
Источниками вторичных данных могут быть как сами обучающиеся на курсе, закончившие обучение, так и низовые наставники-инсайдеры курса. Здесь нас интересует уже не судьба самих респондентов, а та информация, которую они могут сообщить о происходящем со своими одногруппниками.
Большинство студентов так или иначе общаются с другими студентами курса и знают, как обстоят дела с трудоустройством хотя бы у ближайших знакомых.
Студенты учебных групп часто создают закрытые, недоступные создателям курса телеграм-группы. В которых студенты обмениваются информацией об отчислениях и трудоустройствах и где периодически устраивают голосования о числе трудоустроившихся.
Целиком на эти данные из-за больших погрешностей полагаться нельзя, но при нескольких подобных источников общая картина формируется корректная.
Еще есть низовые наставники-инсайдеры курса. Эти специалисты обычно не особо оплачиваемы, не имеют отношения к маркетингу-менеджменту и у них нет мотивации что-то приукрашивать или рекламировать. Частенько они сообщают реальную статистику трудоустройств - которую курсы собирают, но не раскрывают.
В режиме “списков учебных групп нет” аудит решает три главных задачи:
Сформировать список респондентов (планирующих обучение, чья судьба будет отслеживаться дальше, обучающихся сейчас, уже выпустившихся, наставников-инсайдеров).
Подтвердить, что респонденты являются теми, за кого себя выдают.
Собрать первичные и вторичные данные для определения статистики трудоустройства.
Вообще при аудите без списков самое сложное - это отличить реальных студентов курса от засланных курсом казачков. Это одна из причин, почему при проведении аудита мы не предлагаем заполнять опросники и не привлекаем к диалогам искусственный интеллект. Только живое общение с респондентами позволяет получить максимум информации и при помощи уточняющих вопросов оценить ее достоверность. В ходе проведения исследования мы с ассистентом выявили ряд паттернов, которые позволяют выявить “рекламных людей”. По понятным причинам я не буду вдаваться в детали этих паттернов.
К сожалению, при таком аудите невозможно получить точный процент числа трудоустраивающихся студентов. Особенно если речь идет про крупные курсы. Но этих данных достаточно, чтобы по результатам аудита поместить курс в одну из групп:
Группа A - трудоустраивается от 35% поступивших
Группа B - трудоустраивается от 10 до 35% поступивших
Группа С - трудоустраивается меньше 10%
Как идет аудит, если частично обезличенные списки групп МОГУТ быть предоставлены
В этом режиме аудит для небольшого курса часто укладывается в один месяц.
Что такое частично обезличенные списки учебных групп? Для проведения аудита нам не нужны паспортные данные студентов, номера их телефонов, адреса регистрации и прочая чувствительная информация. Вполне достаточно номера учебной группы, имени, первой буквы фамилии, ника в мессенджере и статуса трудоустройства.
В режиме “со списками” аудит решает три главных задачи:
Подтвердить, что число студентов на старте обучения группы соответствует заявленному, а не было занижено.
Подтвердить, что списки групп соответствуют реальности и в них нет “засланных казачков”.
Подтвердить, что трудоустроенные выпускники действительно были трудоустроены.
Здесь источниками выступают все студенты группы, которые соглашаются на коммуникацию. Таких обычно большинство.
Путем перекрестных опросов и сверки информации из множества разных источников информация подтверждается или опровергается.
Как проходит дополнительный аудит (7 требований к курсу)
При проведении каждого конкретного аудита трудоустройства используются десятки, а иногда и сотни разных источников. Но ни одному из этих источников мы не можем доверять на все 100%.
Поэтому неплохо бы подтвердить результирующую статистику трудоустройств данными в другом разрезе.
Эмпирически в ходе исследования было выяснено, что курс со статистикой трудоустройств “выше 10% поступивших трудоустраиваются” обычно соответствует также следующим требованиям:
Руководитель курса с IT-опытом не менее 5 лет
Преподаватели с IT-опытом не менее 3 лет
Кураторы/наставники с IT-опытом не менее 1 года
Материалы курса постоянно дорабатываются
Школа создана более двух лет назад
Нельзя получить сертификат автоматом
Честные отношения со студентами
Опыт руководителя курса - это значимый показатель для выявления инфоцыганского подхода, когда курс управляется человеком, имеющим об IT очень смутное представление.
Опыт кураторов и наставников курса - это один из наиболее влияющих на трудоустройство параметров. На слишком многих курсах домашние задания проверяют вчерашние выпускники этого же курса, имеющие нулевой IT-опыт. Противоположный по качеству вариант - когда ДЗ проверяют сами же преподаватели.
Сюда же можно отнести и параметр “нельзя получить сертификат автоматом”. Курсы, на которых можно не делать (или списывать) домашние задания, но при этом получить такой же сертификат, как и у всех, демонстрируют низкую статистику трудоустройств.
“Под честными отношениями со студентами” подразумевается возврат денег отчислившимся в первый месяц обучения в сумме не менее 50% и в срок не более календарных 30 дней - 1 балл. Он не является определяющим, но отражает общее отношение школы к студентам и так или иначе коррелирует со статистикой трудоустройств.
Каждый из семи пунктов проверки дополнительного аудита дает курсу один балл. Чтобы успешно пройти аудит, курс должен набрать минимум пять баллов.
Проверяются эти сведения путем задавания дополнительных вопросов респондентам основного аудита.
Важное - как проверяется факт трудоустройства?
И для основного аудита, и для дополнительного нам необходимо проверить факт трудоустройства. В отличие от исследований онлайн-образования, проводимых ВШЭ, мы не верим выпускникам на слово, что они трудоустроены. Мы это проверяем.
Для основного аудита мы проверяем трудоустройство выпускников.
Трудоустройство выпускников подтверждается самыми разными способами
Трудоустройство выпускников подтверждается самыми разными способами.
Кто-то указывает место работы в LinkedIn, и тогда можно списаться с другими сотрудниками и подтвердить эту информацию. Кстати, LinkedIn это единственная соцсеть, которая позволяет хоть в какой-то степени ориентироваться на указание места работы. Ведь если человек указывает, что он работает в определенной компании, то он начинает отображаться в списке сотрудников и “самозвано трудоустроившегося” с высокой степенью вероятности вычислят.
Кто-то готов прислать письмо со служебной почты вида name@company.
Кто-то присылает фотографии не попадающих под NDA корпоративных артефактов или фото с корпоративных мероприятий.
Кто-то подтверждает трудоустройство через сослуживцев и руководителей.
Удивительно, но даже у работающих в банках проблем с подтверждением обычно не возникает.
Под трудоустройством понимается только оплачиваемая работа по самой специальности или по смежным с ней, но требующим не меньшую квалификацию. Например, работа аналитиком после курса по тестированию идет в зачет, но работа в техподдержке - нет. Неоплачиваемые стажировки в зачет не идут.
А для дополнительного аудита нам необходимо убедиться, что опыт сотрудников курса - руководителя, преподавателей и кураторов/наставников, составляет не меньше определенного числа лет.
IT-опыт преподавателей подтверждается несколько иначе
Проверка опыта сотрудников курса в чем-то проще, в чем-то сложнее. Ведь здесь мы проверяем не сам факт работы в IT, а то что человек работает в IT не меньше определенного числа лет.
Что мы используем:
Явное подтверждение от коллеги в компании, где сотрудник курса работал не менее n лет назад
LinkedIn: Навыки одобрены (endorsed by) не менее чем тремя коллегами в той компании, где работал не менее n лет назад.
Конференции: Запись выступления по теме специальности не менее n лет назад.
Конференции: Членство в комитете топовой конференции.
Компании: Публикации в корпоративных изданиях/блогах, где работал не менее n лет назад.
И так далее
Как агрегируются данные аудита
Итак, данные аудита собраны. Теперь их нужно агрегировать так, чтобы с ними было удобно работать. Они разбиты на три уровня:
Данные нижнего уровня: Сырые данные
По каждому респонденту в результате аудита у нас накапливается большое количество информации. Основной ее источник - переписка в мессенджерах. Мессенджеры интегрированы с CRM и вся переписка по каждому респонденту сохраняется в CRM.
При завершении глубинного интервью у каждого респондента явным образом запрашивается разрешение:
Прошу разрешения на хранение и обработку Ваших ответов и возможный доступ к ним членов наблюдательного совета (https://manifestus.pro/#board) при визировании ими результатов аудита. Больше ни для каких целей ответы не используются, нигде не публикуются и третьим лицам не передаются.
Если респондент дал разрешение, то члены наблюдательного совета получают доступ к переписке.
Данные среднего уровня: Агрегированные данные
Переписка с респондентом может длиться месяцами. Каждый раз искать нужные данные по всей переписке - не самое эффективное занятие.
Поэтому все данные, полученные от респондентов по основному аудиту трудоустройств и по дополнительному аудиту (7 требований к курсу) для удобства помещаются аудитором в сводную таблицу “a1. Students”. Это большая таблица - по каждому респонденту конкретного курса - более 45 ячеек информации.
Данные высокого уровня: Аудиторский отчет
На листе отчета “Audit Report” представлены результаты аудита.
Он является выжимкой данных среднего уровня.
В строках отчета - проверяемые параметры:
Основной аудит:
a1. Какой % поступивших на курс трудоустраивается
Дополнительный аудит
b1. Руководитель с IT-опытом не менее 5 лет.
b2. Преподаватели с IT-опытом не менее 3 лет.
b3. Кураторы/наставники с IT-опытом не менее 1 года.
b4. Материалы курса постоянно дорабатываются.
b5. Школа создана не вчера.
b6. Нельзя получить сертификат автоматом.
b7. Честные отношения со студентами.
В столбцах по каждому параметру указано:
- “как аудируется”: алгоритмы и принципы сбора данных по данному параметру
- “источник данных”: ссылки на данные среднего и нижнего уровня
- "соответствие требованиям манифеста на основании данных аудита": решение аудитора о соответствии данного параметра требованиям манифеста профессионального IT-образования
Как наблюдательный совет визирует результаты аудита
В конце аудита мы имеем сотни диалогов переписки и другой информации на нижнем уровне данных, агрегированные данные в виде таблицы с размером 45*[число респондентов] на среднем уровне и аудиторский отчет на высоком уровне.
Члены наблюдательного совета визируют аудиторский отчет, используя эту информацию. Очевидно, что члены наблюдательного совета не проверяют абсолютно все собранные данные, на которых построен аудиторский отчет. Ведь на их полную проверку может уйти столько же времени, сколько ушло и на изначальный сбор данных. Для визирования члены наблюдательного совета делают выборочную проверку. Случайным образом выбирают те или иные данные в том, объеме, который внушает им доверие.
В каком объеме происходит выборочная проверка, самостоятельно решает каждый член наблюдательного совета. Ведь в конце концов на сертификате аудита появляется именно его подпись и именно он отвечает своей личной репутацией.
Как визирование происходит по шагам (памятка для членов наблюдательного совета)
Данные высокого уровня. В результате аудита члены наблюдательного совета получают аудиторский отчет на листе “Audit Report”. На нем перечислены все параметры аудита и по каждому из них в столбце “соответствие требованиям манифеста на основании данных аудита” указано решение аудитора. Задача членов наблюдательного совета - визировать решение аудитора.
Данные среднего уровня. Очевидно, чтобы визировать аудиторский отчет, необходимо выборочно проверить данные, на которых он построен. Для каждого параметра отчета место хранения исходных данных указано в столбце “источник данных”. Как правило, это агрегированные данные среднего уровня.
Например, агрегированные данные по трудоустройству студентов (параметр “a1. Трудоустраиваются более 10%”) находятся в сводной таблице “a1. Students”.
А агрегированные данные по IT-опыту преподавателей (параметр “b2. Преподаватели с IT-опытом не менее 3 лет.”) находятся в сводной таблице “b2. Educators”.
Данные нижнего уровня. Изучив агрегированные данные среднего уровня, член наблюдательного совета выборочно проверяет их. Ведь агрегированные данные - это просто “непонятно откуда скопированная информация” без контекста. Для их проверки он спускается на нижний уровень, посмотреть на сырые данные.
Например, агрегированная таблица “a1. Students” построена на основе переписки с респондентами, сохраненной в CRM.
А сводная таблица “b2. Educators” - на основе резюме и скриншотов подтверждения трудоустройства, сохраненной в папке Google Drive.
В результате члены наблюдательного совета визируют результаты аудита, оставляя комментарий на листе “Title” напротив своей фамилии. На основе этой информации затем генерируется сертификат аудита.
На сертификате стоит подпись каждого визировавшего члена наблюдательного совета. А если у аудитора или членов наблюдательного совета есть конфликт интересов, это обязательно указывается в отдельном разделе на сайте Manifestus.Pro (QR-код и ссылка на него ведут с сертификата).
Как видим, процедура как аудита, так и его проверки наблюдательным советом непростая и достаточно объемная. Ради кого это все делается и что они получают?
Что получают абитуриенты IT-курсов
Те, ради кого это всё делалось, получают главное - возможность выбирать обучение, пользуясь максимально объективными и проверенными данными.
Не на основании рекламы, скидок или проплаченных отзывов.
А на основании самого главного - своих шансах начать карьеру в IT, обучаясь на конкретном курсе.
Что получают члены наблюдательного совета
Мотивация членов наблюдательного совета - тратя буквально несколько часов в квартал (проведение каждого аудита занимает время и завершаются они не так часто) вносить значительный положительный вклад в перспективы IT-отрасли.
С отличным соотношением время/карма.
Кроме этого, компании членов наблюдательного совета имеют возможность приглашать на стажировки и работу лучших выпускников лучших курсов.
Что получают курсы
Сам факт участия курса в аудите - это уже мощный положительный сигнал для выбирающих обучение. Статистика переходов с Manifestus.Pro на сайты еще только проверяемых курсов это демонстрирует. Ведь если курс решился на аудит, значит он озабочен качеством обучения и работает над ним.
Как ни странно, аудит для курса - также возможность для самого курса узнать, а как, собственно, у них обстоят дела с качеством.
Да, почти каждый курс имеет опросники, которые предлагается заполнить всем студентам. Но эти формальные опросники имеют большую статистическую погрешность, ведь заполняют их далеко не все студенты, так и еще “полярные” - или “в благодарность” или явно неудовлетворенные. Многие находящиеся посередине не участвуют в опросах.
Еще один минус опросников - это обилие закрытых вопросов. На открытые же вопросы развернуто отвечают немногие.
Только сплошные глубинные интервью со сторонним по отношению к курсу интервьюером позволяют получить действительно объемную и детальную картину.
Более важный момент - оценка качества курса относительно рынка. Каждый курс имеет возможность опросить студентов не только своего курса, но не других курсов. Как интерпретировать результаты опроса, если его можно сравнить только со собственным же опросом?
Что получает автор
Автор получает замечательное хобби с окупаемыми затратами по времени. Манифестус - некоммерческий проект, но аудит - это длительный процесс, результаты которого дают курсу известность. Поэтому справедливо, что размещение результатов аудита на сайте Manifestus.Pro и весь трафик - бесплатные, но курс оплачивает себестоимость проведения аудита (но не его положительный или отрицательный результат).
Впрочем, интересные автору российские или зарубежные курсы берутся в аудит бесплатно.
Но, главное, автор получает огромное моральное удовлетворение от того, что те, кто накопил в себе силы раскрыть “нового себя”, сделают это быстрее и без ошибок.
Ведь если раньше считалось, что выучиться надо лишь раз в жизни, то теперь постоянное обучение и переучивание грозит всем нам каждое десятилетие. Автор как самоучка собственными усилиями постиг разработку, журналистику, консалтинг и менеджмент всего этого. Но даже он понимает, что все более быстрое изменение информационной среды нашего вида требует все более быстрых и эффективных инструментов для саморазвития.
Так давайте следить за тем, чтобы помогающий нам развиваться инструментарий был исправен.
Что дальше
На текущий момент наблюдательный совет визировал аудит двух курсов.
В процессе аудита четыре курса.
Что меня приятно удивило с одной стороны и расстроило с другой - в аудит активнее стучатся русскоязычные прибалтийские или эмиратские (!) курсы, чем российские.
Возможно, там авторам курсов проще планировать что-либо на год-два вперед и интереснее инвестировать в качество и будущее. А может, там более требовательная русскоязычная аудитория, которая не верит "на слово" рекламным заявлениям.
В любом случае, скоро выйдут новые аудиты.
Информация о них появится на сайте манифеста Manifestus.Pro
А анонсы - в телеграм-канале QAsmokeQA.
Комментарии (82)
tuz1kk
27.03.2024 09:09+2Все эти стратегии относятся к маркетингу и судя потому какое количество лжи в этой сфере, это считается законным
Abobcum
27.03.2024 09:09А в чём вообще смысл покапать курс, если он построен по открытым источникам? Можно ведь тогда сразу купить должность.
100chuk Автор
27.03.2024 09:09Начинать учиться действительно лучше всего по открытым источникам. Можно бесплатно понять подходит тебе или нет, интересно или нет. Но позже потребуется практика. По авиации тоже всё есть в открытых источниках, но по ним пилотом не станешь.
Впрочем, адекватная практика на курсах и стажировки только сейчас начинают появляться, в комментах к предыдущей статьей обсуждали.
Ritan
27.03.2024 09:09+5С пилотом неудачное сравнение. В случае с it-курсами для чтения ты используешь тот же инструмент, что и для работы( если это не что-то крайне специфичное=редкое)
100chuk Автор
27.03.2024 09:09+1В случае с it-курсами для чтения ты используешь тот же инструмент, что и
для работы( если это не что-то крайне специфичное=редкое)Неудачное сравнение. :) Пилот сейчас по сути сидит за компьютером - развернутый физический интерфейс в виде множества кнопочек не должен вводить в заблуждение. Да и тот же домашний MS Flight Simulator многие вполне успешно используют в качестве одного из инструментов подготовки.
Как же "обучение за компьютером" может помочь тестировщику, например, в статическом тестировании требований и вытягивании знаний из владельца продукта, большой вопрос.
Imaginarium
27.03.2024 09:09+2Между сидением перед парой широких мониторов с открытыми редакторами/браузерами + клавиатура + мышка (теоретически, можно работать в любом настроении и состоянии, по ночам, нетрезвым и т.д.) и нахождением в кабине пилота современного лайнера (после обязательного предрейсового медосмотра, после регулярных тестов морально-волевых качеств, со строжайшим контролем физического состояния), где все расположение и форма элементов интерфейса тщательнейшим образом продуманы (панель управления и сама кабина являются произведением инженерного искусства) из расчёта, что использоваться будет, в том числе, периферийное зрение в условиях, где решение будет приниматься в условиях недостатка времени, информации и риска в неописуемо сложных условиях, с осознанием полной (уголовной) личной ответственности за сотни жизней пассажиров и экипажа -- абсолютно нет никакой разницы.
100chuk Автор
27.03.2024 09:09+1С ответственностью сложно поспорить, но и водитель автобуса несет ответственность за жизни пассажиров. А срок подготовки коммерческого пилота в США не сильно длиннее - в районе одного года.
Чтобы тестировщик получил проект в собственное управление, обычно нужно минимум три года опыта.Imaginarium
27.03.2024 09:09Простите, но Вы сравниваете теплое с мягким. И я говорю не об ответственности и управлении проектами/самолетами -- а о разнице между интерфейсами. Я правильно понимаю, что Вы считаете работу тестировщика более сложной?
DrGluck07
27.03.2024 09:09+1после обязательного предрейсового медосмотра, после регулярных тестов морально-волевых качеств, со строжайшим контролем физического состояния
Всё это великолепие проводится в основном только в РФ. Весь остальной мир как-то обходится более простыми и спокойными процедурами, да ещё и предрейсового медосмотра нет. И ведь летают же как-то, вот ведь странность.
где все расположение и форма элементов интерфейса тщательнейшим образом продуманы (панель управления и сама кабина являются произведением инженерного искусства)
В этот момент те, кто видели overhead panel MD-80 (или даже более современного 737NG или даже MAX) начали улыбаться загадочной улыбкой.
Справедливости ради, оверхэд Boeing 787 выглядит гораздо более логично и минималистично.
arielf
27.03.2024 09:09+4Программист -- это инженер, пилот -- это пользователь. После курсов нельзя стать инженером, нужно естественнонаучное или инженерное образование, а не курсы в несколько месяцев.
100chuk Автор
27.03.2024 09:09+1Качество образования даже в топовых российских технических вузах мы тоже уже обсуждали в комментах к предыдущей статье. Увы, не панацея.
tonx92
27.03.2024 09:09Как показывает практика, в вузах все очень плохо с практической частью, и их выпускники в 90% не пригодны для найма по окончанию обучения. Чего нельзя сказать о курсах. Там от большинства работодатель в состоянии сразу получать Профит. Но в долгую, база от вуза начинает давать свои плоды, к сожалению многие выпускники вузов не доходят до того этапа когда эта база начинает приносить свои плоды, т.к. большинство не в состоянии пройти первый этап и найти свою первую работу по специальности.
CrashLogger
27.03.2024 09:09+1Если эти выпускники только на лекции ходили и задачки решали - то да, непригодны. Толковые студенты уже курса с третьего ищут стажировку, работают на фрилансе или пишут пет-проекты. И к окончанию ВУЗа у них уже есть опыт и портфолио. Если сидеть на попе ровно - то ничего не будет. Под лежачий камень, как известно ...
GidraVydra
27.03.2024 09:09+1Вы хотите от ВУЗа странных вещей, для которых он не предназначен. ВУЗ не может и не должен учить конкретике - её слишком много, она слишком разная, и для отдельно взятого студента почти вся будет бесполезна. Задача ВУЗа - выпустить человека, который способен быстро и качественно осваивать нужные технологии.
tonx92
27.03.2024 09:09Вы ошибаетесь, база и общие знания это колледжи и ПТУ, а ВУЗы это как раз узкопрофильное образование.
GidraVydra
27.03.2024 09:09+3Вы ошибаетесь. Даже не так: вы просто не понимаете что говорите.
ПТУ и колледжи - это обучение ремеслу. Чисто прикладные знания и навыки. ВУЗы это обучение специальности. Фундаментальные знания. База для программиста - это масса разделов высшей математики, начиная от теории графов и заканчивая численными методами и реляционной алгеброй,теория алгоритмов и управления, кибернетика и т.д. Надеюсь, не надо объяснять, что этому учат в ВУЗах, а не в колледжах?
Aquahawk
27.03.2024 09:09+39Me kashzetsya chto esly napisat ves sertifikat translitom, a ne tolko familii i nazvanie, budet escho bolee kruto smotretsya.
100chuk Автор
27.03.2024 09:09+1Фамилии взяты "как есть" с LinkedIn, там все по умолчанию на английском именуются.
На очереди иностранные курсы и англоязычная версия Manifestus.Pro, поэтому показалось бессмысленной работой согласовывать, как у кого фамилия по-русски пишется.Да и 90% онлайн-школ названы по-английски, но тут я уже совершенно бессилен что-либо изменить.
KEugene
27.03.2024 09:09+4По идее, на таком документе такой организации имена должны быть не как в LinkedIn, а как в паспорте. На том сайте можно написать что угодно. Да и люди, по идее, должны знать, что их имена будут на сертификате. А то это выглядит, будто вы зашли на LinkedIn и "надергали" оттуда более-менее подходящих людей даже без их ведома.
100chuk Автор
27.03.2024 09:09+2По идее, на таком документе такой организации имена должны быть не как в LinkedIn, а как в паспорте.
Институт репутации все-таки сильнее документа. Договор всегда можно отозвать, но когда ты на не низовой должности и не анонимно за что-то публично поручился, то, как говорится, "слово не воробей".
Да и люди, по идее, должны знать, что их имена будут на сертификате. А то это выглядит, будто вы зашли на LinkedIn и "надергали" оттуда более-менее подходящих людей даже без их ведома.
И именно для этого фамилии указаны "как есть" в LinkedIn и даны ссылки на LinkedIn каждого. Чтобы любой сомневающийся мог написать члену наблюдательного совета и задать каверзные вопросы. Если бы я хотел "надергать", то в наблюдательном совете были бы Тим Кук и Илон Маск.
arielf
27.03.2024 09:09Имена должны быть не как в LinkedIn, а как в паспорте
В паспорте какой страны? Если человек живёт в Израиле, его имя на иврите писать?
u007
27.03.2024 09:09+7Me kashzetsya chto esly napisat ves sertifikat translitom, a ne tolko familii i nazvanie, budet escho bolee kruto smotretsya.
— А это знаменитая картина, "Три богатыря": Dobrynya Nikitich, Ilya Muromets and Alyosha Popovich.
— А почему транслитом?
— Не перевелись.
Cerberuser
27.03.2024 09:09+2А если бы перевелись, Муромец был бы Элайджа, а Алексей вообще оказался бы Пристсон?
Antas
27.03.2024 09:09+4Конструкция "Delivery Director at Формат кода " вообще за гранью добра и зла.
sergiorykov
27.03.2024 09:09+1Идея здравая, боль была про QA + трудоустройство новичков в профессии и из нее появилась более общая идея.
Хочу предложить чуть более системный подход - адаптация под другие цели курсов - что кто-то идет проскиляться в 1-2-3, кому то нужно быстро погрузиться в основы новой профессии и новой роли, нового харда или софта.
идея - из Team Maturity - у Авито есть модель зрелости команд. тот же принцип.
Каждый курс берет 3-4-5 ключевых навыка из области Х (системный анализ, QA, PdM, CTO уже есть минимум два курса). и их качает - и говорит откуда и куда ведет, почему это важно. Junior QA и QA Automation это разные наборы навыков. Но их можно базово оцифровать.
и у каждого курса - есть образ ЦА, есть акцентные вещи - и из них собирается внутри УТП, вот его было бы здорово вытащить.
для каждого курса брать выборку из 10 - 20 человек (разные соц. и иные группы)
делать скрининг по выбранной области Х ДО и ПОСЛЕ - да, это будет частичный результат, но это будет честнее, и может быть полезно и самим авторам курсов и их edtech площадкам .
можно и в упрощенном виде - что курсы сами себя оценивают, а участники этих курсов могут записываться на скрининг сами и тогда оценка с двух сторон.
тогда на вашем сайте - если вы смотрите на себя как на независимую площадку - можно сказать я хочу курсы QA и мне важно 1-2-3 - какие курсы под это лучше заточены? именно это требуется от инженеров, когда они хотелки по курсам приносят руководителям - а руководителям-тимлидам и выше - необходимо обосновать почему в их компании для этих людей вот этот курс подходит, а этот не очень. и этот анализ бывает достаточно сложно делать. у меня бывало, что ресурса не было вглубь посмотреть на программы, поискать отзывы по 2-3 мес.
тут же не только про выстроенные процессы, бывает что процессы пока не ок, но там потрясающий эксперт и он-она дело говорит.
AirLight
27.03.2024 09:09Когда сложно оставаться эмоционально выключенным и непредвзятым - следует обращаться к психологам.
GidraVydra
27.03.2024 09:09+10Раньше были нае...инфобизнесы по продаже инфобизнесов, теперь инфобизнесы по аудиту инфобизнесов. Каким будет следующее дно?
arielf
27.03.2024 09:09Имею некоторое мнение. Курсы, которые учат с нуля -- не нужны. Программирование -- это сложная инженерия, и ей нельзя научиться на курсах. Ну то есть нельзя быть барменом, и внезапно через несколько месяцев стать инженером.
Чтобы стать хорошим программистом нужно иметь бакалавриат по математике или информатике и магистратуру по инженерии. Поэтому курсы нужны иные -- по конкретным технологиям, чтобы инженеры, выпускники вузов, имеющие теоретические знания, изучили конкретные технологии, применяемые в промышленном программировании.
zaelcovsky
27.03.2024 09:09+2"магистратуру по инженерии" - а можно пример? магистратура по математике или информатике не считается?
arielf
27.03.2024 09:09"магистратуру по инженерии" - а можно пример?
Можно. Программная инженерия (Software Engineering).
Магистратура по математике или информатике не считается?
Считается, но они больше заточены на науку.
zaelcovsky
27.03.2024 09:09Программная инженерия (Software Engineering)
на нее и с первого курса можно пойти, или так не считово?
DaneSoul
27.03.2024 09:09+3Чтобы стать хорошим программистом нужно иметь бакалавриат по математике или информатике и магистратуру по инженерии.
Это справедливо если уровень задачи соответствующий - что-то сложное, инновационное и высоко-нагруженное. Причем даже в таких проектах только часть задач требует такую базу.
Кто будет решать 90% банальных задач в прикладном программировании? Клепать сайты и приложения для мелкого бизнеса, писать многочисленные формы, интерфейсы и т.п. не сложные, но объемные задачи для больших проектов? Вы хотите специалиста с 6 годами обучения этой рутиной грузить?CrashLogger
27.03.2024 09:09+1Сайты и приложения для мелкого бизнеса стремительно вымирают. Продажи идут через маркетплейсы и соцсети, это эффективнее и дешевле, чем продвигать с нуля свой сайт или приложение.
100chuk Автор
27.03.2024 09:09Откуда данные по вымиранию? То что стоит в районе $100 через них разлетается, это несомненно. Но дорогие покупки через маркетплейс мало кто будет делать: качество не отследить, скидку не выбить и так далее. Да и услуг там нет - в парикмахерскую не запишешься на удобное время, дизайн квартиры не обсудишь.
Сначала у нас были купонаторы "через которые всё выгоднее покупать", потом "приложения в телеграме, которые убьют обычные приложения", теперь вот маркетплейсы "всё уничтожат".
GidraVydra
27.03.2024 09:09Погодите, речь шла про сайты мелкого бизнеса. Что это за "крупные покупки" у мелкого бизнеса? Квартиры? Машины? Даже если девелоперов считать мелким бизнесом - у них сайты по сути визитки. Весь
Бытовая и компьютерная техника прекрасно себе покупается через маркетплейсы. Я периодически покупал всякие телефоны-ноутбуки серого ввоза у небольших продавцов, и я вижу, что они валом валят на Озон. А года с 21-го мне стало проще у того же продавца купить товар через Озон, чем через его собственный сайт. А многие уже свои сайты по сути забросили, и держат их только как носитель контактных данных.
"Да и услуг там нет - в парикмахерскую не запишешься на удобное время, дизайн квартиры не обсудишь."
Можно подумать, на собственном сайте фирмы дизайн квартиры обсудишь. Услуги в основном через личное общение идут, а не через сайты.
100chuk Автор
27.03.2024 09:09Пропустил, что речь про малый бизнес.
Судьба маркетплейсов будет понятна через пару лет, когда рынок устаканится.
Я наоборот перестал через них что-либо заказывать, так как качеству перестал доверять. Чтобы продавцу создать свой бренд, сайт и так далее нужно проинвестировать время, деньги и не очень интересно это еще раз делать. А на маркетплейсе как понимаю если минусов за брак наловил, то просто в пределах недели можно перезарегиться, закупить положительных отзывов и начать "с нуля".
Мне как покупателю надежнее подождать лишнюю неделю и получить от проверенного напрямую.GidraVydra
27.03.2024 09:09Собственный бренд (хотя говорить о бренде в малом бизнесе смешно - скорее это просто наработанная репутация) - это сущность, никак не зависящая от формы размещения. Собственный бренд и репутация ровно так же может быть и у продавца на Озоне.
И, кстати, как ма маркетплейсе, так и вне его, никто не мешает зарегать новое юрлицо, а работать под старым брендом и на старом сайте, поменяв наименование юрлица в дальнем углу. Или перезапуститься, купив отзывов на гуглокартах. Объективно, это всë работает идентично как для продавцов на маркетплейсе, так и вне его.
Судьба маркетплейсов будет понятна через пару лет, когда рынок устаканится.
Зачем ждать пару лет, если можно посмотреть на опыт более развитвх стран, где он давно устаканился? В США и Китае на маркетплейсах покупают буквально всë: дома, машины, промышленное оборудование, сельхозтехнику. Про китайские сайты не будем, не хочу ковыряться в сортах дерьма. Но сайты малого бизнеса в США это натуральный веб 1.0 и ссылочки на амазон и ебей. Потому что весь малый бизнес ушел на маркетплейсы как раз в те времена.
Kenya-West
27.03.2024 09:09+7Что мешает заинтересованным конторам по продаже курсов создать подконтрольную аудиторскую фирму, которая точно так же напишет несколько статей на Хабре и будет проводить аудит "кого надо" и с, естественно, "какими надо" оценками? И с попутными (юридическими и не только) атаками на вашу репутацию.
Это битва щита и меча. Когда ваша благая идея достаточно популяризируется и станет де-факто стандартом, может возникнуть данный сценарий "гибридной войны" против вас.
Boilerplate
27.03.2024 09:09+9Где гарантии того, что контора автора как раз такой и не является?
100chuk Автор
27.03.2024 09:09Что мешает заинтересованным конторам по продаже курсов создать
подконтрольную аудиторскую фирму, которая точно так же напишет несколько
статей на Хабре и будет проводить аудит "кого надо" и с, естественно,
"какими надо" оценками?Вы пропустили ту часть, где говорится про то, зачем вообще появился наблюдательный совет.
"Контору" можно создать за один день, но сложно представить, что люди уровня Head of Product at Yandex, Head of manual QA at Samokat впишутся во что-то мутное, чтобы публично рисковать своей репутацией. Тем более что они и денег никаких не получают.
Это непредвзятый контрольный орган.
Kenya-West
27.03.2024 09:09+1люди уровня Head of Product at Yandex, Head of manual QA at Samokat впишутся во что-то мутное
Они - да, не впишутся в непонятную темку.
Но "вкатуны"-то не в курсе про айтишную тусовку. Допустим, как недобросовестный конкурент с мошенническими курсами, я бы создал пару компаний типа Yamdex и Samovar, и назначил бы своих же людей Head'ами чего угодно.
Или просто создал бы лендос выдуманной айтишной компании и выдуманных же людей с крутыми должностями - пипл схавает, я вам гарантирую.
И таких способов уйма. Пару раз дискредитировать нормальные надзорные органы - и вуаля, угроза (нае)бизнесу устранена, стрижем капусту дальше.
GidraVydra
27.03.2024 09:09+1"публично рисковать своей репутацией"
Ничем они не рискуют. Кто им предъявит и какие будут последствия? Какая ответственность для членов совета прописана в положении о его работе? Смех на палочке. Тут публичные фигуры куда более высокого уровня зашквариваются поддержкой и участием в очевидном скаме, и это им никак не мешает в дальнейшем. А тут и предъявить-то особо нечего - даже та эфемерная ответственность, которая есть в этой схеме, не личная, а коллегиальная.
А перечисленные вами фигуры так и вообще не публичные, им на репутацию среди хомячья плевать с высокой колокольни. Их интересует только репутация среди потенциальных работодателей, которым вообще побоку все эти хобби соискателя...
"Тем более что они и денег никаких не получают."
Но при этом будут тратить свое охренительно дорогое время на реальную работу в этом "наблюдательном совете", ага.
Это непредвзятый контрольный орган.
Это непредвзятый ничего не контролирующий орган. У нас, в науке, таких тоже полно. Есть
какоакадемики, единолично состоящие в сотнях всяких наблюдательных, ученых и экспертных советов, комиссий и фондов. У них дней в году не хватит всё это реально заседать и изучать. В лучшем случае посылают миньона, а чаще всего игнорируют заседания, или вообще давно забыли, что они там состоят. И ЧСХ на их репутации это никак не отражается.
Boilerplate
27.03.2024 09:09+1Ни вы, ни я, ни 99% хабра не знают кто такой этот Head of Product at Yandex . А если и знают сегодня, то завтра забудут. Если этот хед оф продакт завтра выйдет на площадь и снимет трусы, то послезавтра все также забудут. Тем более если условный хед оф продакт эт яндекс поставит отценку 6.0 для какого-нибудь яндекс эду, никто ему на это ничего не скажет, даже если на этих курсах будут делать лоботомию.
syrus_the_virus
27.03.2024 09:09+7Инфоцыгане вышли на новый уровень - борются сами с собой, имитируя конкуренцию. Браво!
AlexKorsak
27.03.2024 09:09"Никто доподлинно не знает, что происходит на рынке IT-образования." - лохотрон, как и в образовании в целом.
В школьную программу ввели мракобесие вместо астрологии. Про бред в книжках истории - только ленивый не писал. А ещё норм промывка мозгов, как в совке раньше.
ВУЗ же... Чисто набить программу мусором по часам, дабы хватило на специальность. Код на 20 станиц А4 своей базы с запросами, кратким описанием и комментариями, ТЗ и т.п. ты в дипломе должен растянуть на 200 страниц, оформленных по маразматических требованиях. Как, зачем, для кого? - "так надо".
Потому проще толкового человека с саппорта с ноля обучить на месте в конторе. Нежели с "курсов" или ВУЗа сразу брать.
Cerberuser
27.03.2024 09:09+9В школьную программу ввели мракобесие вместо астрологии.
По фрейду или так и задумано?
CrashLogger
27.03.2024 09:09Никто не требует растягивать код на 200 страниц. В дипломе, кроме кода, есть еще много всякого, например экономическая часть. Нужно объяснить, зачем вообще нужно твое приложение и как оно будет приносить деньги. И те самые "маразматические требования" - это то, с чем выпускнику возможно придется сталкиваться в реальном мире, на реальной работе.
DX28
27.03.2024 09:09Для того чтобы более качественно собирать данные на первом этапе можно ввести токенизацию студентов. Каждый формирует пару ключей. По этим ключам идет онлайн опросы. А вашему ключу доступна будет часть контактов из тела jwt допустим и на этапе созвона можно попросить зачекить что у студента есть приватный. Ну и в целом вести многомесячный диалог с id = публичный ключ.
100chuk Автор
27.03.2024 09:09С аутентификацией "тот ли это студент, с которым шло общение ранее" проблем нет.
Основная проблема "студент ли это или представитель курса".DX28
27.03.2024 09:09как вариант в таком случае к моему предыдущему посту - можно в токен добавить фингерпринт, причесм тогда сделать их несколько 1) классический фингерпринт, который будет у Вас хранится и будет видно если один и тот же пользователь присутствует в разных учетках студентов 2)дополнительный фингер принт рассчитанный на сетку представителей курса.
Arastas
27.03.2024 09:09+1А вы какой-то аудит уже провели? Кто-то из сколько-то заметных игроков EdTech с вами сотрудничает?
100chuk Автор
27.03.2024 09:09Из "заметных игроков" в ближайшие пару лет вряд ли есть смысл проверять, так как у большинства крупных курсов статистика трудоустройств в районе 10%. Судя по рекламе, упор идет на спонтанные покупки, скидки, "тестирование - это легко" и так далее.
На сайте манифестуса есть первые выполненные аудиты. Сейчас обращаются в основном небольшие курсы (в том числе иностранные). У них нет миллионных бюджетов на рекламу, при этом после небольших учебных групп статистика трудоустройства по определению выше - преподаватели больше уделяют времени каждому студенту и больший процент "разбираемых в свои компании".
vasiliy_moscow
27.03.2024 09:09+4Инфоцыгане выходят в B2B сегмент: аудит, рейтинги надежности, отчетность от инфоцыган для инфоцыган! Кто как не мы понимает ваши потребности?!
100chuk Автор
27.03.2024 09:09+3Да, как я и писал, в СНГшном пространстве саморегулирование бизнеса до сих пор в диковинку в силу объективных причин. В более развитых странах это норма - когда компании отрасли не ждут "пока государство разберется с бардаком", а сами объединяются в ассоциации, которые борются с мошенниками, с низким качеством, контрафактом и так далее.
Как смежный пример - техосмотр авто. В нормальных странах частные компании проверяют состояние транспорта и потом несут ответственность, включая финансовую, если тормоза откажут. В других же странах то закручивают гайки и плодят коррупцию, то потом вообще отменяют техосмотр, так как у населения нулевой уровень доверия ко всей этой процедуре. А десятки тысяч как гибли каждый год, так и гибнут.
vasiliy_moscow
27.03.2024 09:09+1Не вижу в вашей истории пока никакого саморегулирования(а я работаю в индустрии с наличием саморегулируемых организаций), а вижу потенциальное навязывание услуги и «принуждение к аудиту»: с кем я работаю, тех не ругаю из-за конфликта интересов, а остальные - получите по полной! Хотя в чем плохи остальные, я так и не понял, просмотрев ваши предыдущие статьи. Завышают % получивших работу после курсов в рекламе? И все?
100chuk Автор
27.03.2024 09:09Завышают % получивших работу после курсов в рекламе? И все?
Вас бы не смущало, если пиццерия привозила заказ с вероятностью 10%?
Это "и все" волнует не только меня, судя по 500'000 просмотрам статей про исследование лишь на одном Хабре.потенциальное навязывание услуги и «принуждение к аудиту»: с кем я
работаю, тех не ругаю из-за конфликта интересов, а остальные - получите
по полнойВы тогда сначала определитесь с обвинениями - все-таки инфоцыганство или 163 УК РФ "Вымогательство"? Если второе, давайте тогда "оформлять" всех, кто что-либо проверяет - Euro NCAP, мишленовские звезды и так далее.
vasiliy_moscow
27.03.2024 09:09+110% трудоустроенных я считаю невероятно успешной воронкой. После 5-и лет обучения в ВУЗе по специальности работают от 30 до 50-и процентов по разным исследованиям. А в некоторых бесплатных курсах, которые я проходил, процент окончивших курс, не то что трудоустроенных, колеблется в районе 5-и.
Сравнение с покупкой пиццы с вероятностью 10% пускай останется на совести вашего преподавателя логики.100chuk Автор
27.03.2024 09:0910% трудоустроенных я считаю невероятно успешной воронкой.
Во-первых, есть далеко не один курс, где статистика трудоустройства больше 50%.
Во-вторых, обучение на курсе гораздо более короткое и прикладное, чем в вузе (как и отмечали в комментариях выше). Соответственно если статистика хуже, то значит курс просто не справляется со своими задачами.
spirit1984
27.03.2024 09:09+1Саморегулирование бизнеса даже в развитых странах - очень неоднозначная тема. Самый яркий пример последних лет - это Боинг, главу которого недавно ушли в отставку из-за постоянных проблем с самолетами. Начались они, кстати, после того, как FAA передало массу функций регулирования авиакомпаниям, чтобы они сами себя проверяли, безопасность и т.д. Итог, что называется, налицо.
100chuk Автор
27.03.2024 09:09+2Да, крайне неоднозначная тема. Но альтернатив особых нет. Когда государство начинает влезать со своим регулированием, становится еще хуже.
Пример с Боингом можно рассматривать с разных точек зрения.
Во-первых, это сверхкрупный бизнес без намека на полноценную конкуренцию. Боинг такой большой, что сам кого хочешь зарегулирует.
Во-вторых, авиаперевозки стали доступны массовому потребителю как раз когда в 70-х годах началось государственное дерегулирование. В сфере безопасности регулирование осталось, но даже там постоянно ищется компромисс между "100% безопасность" и "билеты дешевле $3000".
Ivan22
27.03.2024 09:09ну может не стоит одинаково жестко регулировать ИТ-курсы и производство самолетов
obabichev
27.03.2024 09:09#!sarcasm
Но эти же люди пойдут после этих же курсов делать софт для этих же самолетов!100chuk Автор
27.03.2024 09:09А почему сарказм? Два Boeing 737 упали именно от софтовых ошибок, а не из-за пилотов.
exTvr
27.03.2024 09:09а не из-за пилотов.
Ой ли - в мануале было описано потенциально проблемное поведение лайнера и методы исправления ситуации, но не все пилоты тот мануал читали.
100chuk Автор
27.03.2024 09:09Если бы пользователи хоть когда-нибудь читали мануалы, то эти ваши QA вообще были бы не нужны.
Antas
27.03.2024 09:09+1>Это те специалисты, у которых есть своя собственная репутация, и они не будут рисковать ей.
Проблема в том, что человек, выбирающий себе IT-курсы ничего не знает про репутацию этих, без сомнения, достойных людей.100chuk Автор
27.03.2024 09:09+1Все абитуриенты сильно разные. Среди тех 400 студентов курсов с кем я общался с 2021 года диапазон очень широкий - от "я вчера узнал что в IT много зарабатывают" и "тестирование это легко, не надо же программировать" до "админить надоело" и "двадцать лет занимаюсь embedded, захотелось удаленки".
Адекватный абитуриент (а я ориентируюсь только на таких, пусть их и не большинство), будет воспринимать манифестус не как "серебряную пулю", а как один из помогающих в выборе инструментов.
Psychosynthesis
27.03.2024 09:09Я начал читать статью и мне даже было интересно, но потом я дочитал вот до этого:
В наблюдательный совет вошли менеджеры IT-компаний...
...
...в наблюдательном совете нет линейных технических
специалистов.И мне стало понятно, что весь этот аудит можно слить в известное место.
Ivan22
27.03.2024 09:09а кого надо было брать? Девелоперов которые наймом не занимались?
Psychosynthesis
27.03.2024 09:09Если цель определить навыки устройства на работу, то кончено взять того кто занимается наймом идея здравая.
Насколько я понял из всей писанины, цель заявляется как бы несколько иная, а именно оценить качество образования. И для этого, вы удивитесь, нужны те кто обладает конкретными техническими знаниями и желательно разноплановыми и обширными. И это уж точно не макаки из числа менеджеров.
SageAdm
>>>Хотя по сути, да - я профессионально зарабатываю тем, что покупаю и продаю информацию.
"И-Пын покупает секрета, И-Пын продаёт секрета, И-Пын имеет хорошие деньги!" (с)
100chuk Автор
Однозначно. Как и хороший лид на самом деле продает не столько "умение работать с технологиями", а сколько "купленную" через опыт информацию, где какие грабли лежат.