18 месяцев.
400 развернутых интервью с "входящими в IT".
150 студентов нескольких десятков курсов, которые согласились принять участие в исследовании и еженедельно заполнять журнал обучения.
~30 курсов, на первые занятия которых автор ходил или общался с организаторами (7-8 курсов предложили полностью бесплатное обучение).
10 Хабр-статей, включая эту (набравшие более 300'000 просмотров).
В результате:
Получен ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого: "Какой процент студентов QA-курсов после выпуска в действительности начинает работать тестировщиком?"
На основании собранной статистики выявлен список худших QA-курсов в обитаемой части галактики с точки зрения самого объективного параметра - способности выпускников трудоустроиться.
Составлен гайд “Как способным войти в IT с гарантией трудоустройства” (но он не всем понравится)
Ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого. Такие курсы не нужны. Такие абитуриенты не нужны. Джуны нужны.
Это краткие результаты исследования.
Чтобы не только дать развернутый ответ, но и объяснить, кто же виноват на самом деле, и что делать тем, кто действительно хочет (и может) войти/вползти/попасть в IT, потребуется несколько статей.
В этой статье «глава 4, часть первая» с помощью уважаемых участников исследования разберем главных виновников безрезультатного QA‑образования (и это, сюрприз, не курсы).
В следующей статье «глава 4, часть вторая» поговорим про «Такие курсы не нужны», а также про то, как поддержка государства всё не улучшила, а ухудшила. А еще назовем и проанализируем ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого.
В материале «глава 4, часть третья» будет дан ответ «что делать». Автор на основании анализа судеб сотен QA‑студентов даст конкретные рекомендации как или на самом деле гарантированно войти в тестирование, или не войти, но при этом гарантированно не потерять деньги. И даст список худших курсов.
Уверен, эта статья убережет миллионы рублей от недобросовестных организаторов недобросовестных курсов.
Благодарности участникам и помощникам исследования, дисклеймер, извинения
Первым делом хочется поблагодарить тех, без кого эта работа не могла состояться. Спасибо всем участникам исследования за то, что смогли во время дикого бега в колесе работа‑лекции‑семья‑домашки‑хоть_немного_поспать находить время и на заполнение журнала исследования.
Кто эти достойные люди? Профессии студентов — участников исследования — оказались самыми разными.
От чиновников, сотрудников центрального аппарата правительства (не российского), военных, сотрудников ВПК, серийных бизнесменов и низовых сотрудников спецслужб до низовых нефтяников, а также инженеров, админов, эникейщиков, спецов техподдержки, разработчиков (внезапно), программистов 1С, техписателей, менеджеров проектов, секретарей, продажников B2C, продажников B2B, учителей, сварщиков, врачей, молекулярных и "обычных" биологов, фармацевтов, фрилансеров, продавцов авто, сыроваров, банковских операционистов, возвращающихся из декрета, юристов, спортсменов, ремонтников квартир, ремонтников телефонов, пожарных, поваров, музыкантов, дизайнеров, дальнобойщиков, экскаваторщиков, финансистов, бухгалтеров, спекулянтов, инвесторов (рынок как раз упал), ВЭДовцев, гальеристов, робототехников, геймеров, железнодорожников, моряков торгового флота, барменов, барменов на круизных судах, машинистов метро, студентов и пенсионеров.
Не только из России и не только из СНГ.
Это не все профессии. Наверняка были и представители организованной преступности, но они, очевидно, постеснялись рассказать о себе.
Еще раз спасибо за вашу помощь! Уверен, ваш опыт облегчит вхождение в IT следующим «потокам».
Стоит повторить дисклеймер из предыдущих статей и телеграм канала: после начала исследования автор стал консультировать пару QA‑курсов. Как и раньше, консультируются только школы, которые не находятся в исследовании и поэтому нет возможности (если бы даже было желание) повысить их в рейтинге. Глупо отказывать в помощи тем, кто действительно радеет за качество, пытается сделать QA‑образование лучше и стучится с предложением посмотреть лекции, дать обратную связь, что‑то посоветовать.
Если же какой‑то курс захочется умышленно «опустить», то пусть автору «прилетит» от студентов исследования. Каждый из них поделился историей своей жизни, проделал большую работу по заполнению еженедельного журнала обучения и отвечал на иногда глупые вопросы.
Также хочется поблагодарить ассистента исследования Полину. Которая появилась в ответственный момент тотального переполнения информацией и сделала возможным если не завершение исследования (дальше хочется посмотреть на международный рынок), то хотя бы просто его продолжение. Все сомневающиеся в исходных данных и выводах могут напрямую обращаться к ней.
Автор приносит извинения тем участникам исследования, кому иногда отвечал с большим опозданием.
Еще очень стыдно за то, что зимой‑весной 2022 очень хвалил один курс, который потом пустился во все тяжкие. Про это в следующей статье.
История исследования
Когда осенью 2021 года автору остро (и провидчески) захотелось переехать заграницу, он оставил свой российский бизнес на исполнительного директора и собрался неторопясь заниматься запуском международного. На эту паузу в несколько месяцев нужна была какая‑то активность, и в рамках ностальгии по IT он завел себе небольшое хобби по изучению QA‑курсов. Которое, как вы уже поняли, в какой‑то момент вышло из‑под контроля.
Изначально предполагались следующие этапы:
Этап 1: Объективно оцениваем ориентацию УЦ на потребности студента.
Этап 3: Объективно оцениваем наполненность курсов. Для этого привлекаем QA-эксперта с опытом 15+ лет.
Этап 4: Субъективно оцениваем, насколько студенты удовлетворены курсами. “Я расстроен, так как получил то, что хотел, а не то, что, как оказалось, мне было нужно”. В идеале - мониторим карьерные пути.
Этап 5: Субъективно оцениваем удовлетворенность работодателей позавчерашними биологами, строителями, аналитиками (да, бывает и такое) и вчерашними выпускниками-тестировщиками разных УЦ.
Этапы с 1 по 3 достаточно успешно были выполнены чуть меньше чем за полгода, а вот 4 и 5 этапы растянулись на год с копейками.
Но есть и хорошая новость - этапы 4 и 5 из субъективных превратились в объективные, объединившись и превратившись в тот самый главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого. На который, ура, удалось найти ответ.
В ходе исследования список курсов из самой первой главы немного изменился. На какие-то курсы изначально оказалось невозможно записаться, и они выбыли из исследования. Какие-то курсы, наоборот, добавились. Например, входящие в госпрограммы и не вылезающие в поиске, но активно продвигаемые через службы занятости и, как результат, собирающие большое количество студентов.
Джуны нужны (как и прежде)
Анализ результатов исследования стоит начать с конца. Если в качестве главной метрики успешности курса мы ставим способность его выпускника трудоустроиться, то неправильно игнорировать ситуацию на рынке труда. Ведь многие новоиспеченные QA‑джуны сталкиваются с проблемой получения первого места работы. И основной причиной они называют как раз относительно небольшое число вакансий и повышение требований к неопытным специалистам.
В отличие от статистики по доходимости абитуриентами курсов до конца и их трудоустройства, автор не обладает независимыми данными по спросу на рынке труда. Такая информация не собиралась и, собственно, к исследованию QA‑курсов она напрямую не относится.
Но по экспертной оценке, спрос на джунов за последние 18 месяцев драматически не изменился.
Да, на Хабре любят статьи в стиле «Как НЕ войти в IT в 2023», особенно подкрепленные цифрами сокращений в западных IT‑гигантах. Что и понятно — любой более‑менее адекватный новичок создает конкуренцию на рынке труда, так как готов делать то же самое пусть и худшим качеством, но за гораздо меньшие деньги. Но если посмотреть на графики с того же Хабра, становится очевидно, что компании сокращаются до того размера, в котором они были до пандемии, и избавляются, в первую очередь, от неквалифицированных кадров, спешно набранных во время ковидного инвестиционного hi‑tech бума.
Все толковые новоиспеченные джуны без значительных проблем находят работу в России.
Кто‑то в ноябре 2021 года приходил к автору с фразой
, а теперь приходит с вопросом
Правильный ответ: для московского лида с небольшим опытом 150–250К в среднем по рынку и 250К+ для финтеха.
И раз заговорили про финтех, то вот информация из первых рук. В 2022-м году банкам пришлось формировать IT‑бюджеты на 2023 год в урезанном виде. Одновременно с этим резко вырос объем работ по импортозамещению, так как финансовая отрасль — системообразующая и требуется отказаться от большого объема иностранного софта. Как результат, банки были вынуждены отказаться от найма мидлов и начали активно брать джунов. У мидлов обычно плохое соотношение цена/качество, так как опыт в два года — это еще далеко не как у сеньора, но зарплату хочется уже как у него.
Некоторые банки готовы рассматривать только QA‑джунов с навыками автоматизации, но например, красный банк берет и мануальщиков. Для новичков стоит отметить, что оформление в банк часто происходит через вендора с ничего не значащим названием, но это нормально.
Если же не говорить про богатый финтех, то в других сегментах трудоустройства среди участников исследования тоже регулярно происходят. От госконтор до геймдева.
С более прокачанными, хорошо обучившимися джунами доходит до того, что они отклоняют несколько первых офферов, чтобы выбрать для себя что‑то наиболее интересное по условиям. И это все при нулевом опыте.
Сложно пока что‑то сказать про релокацию и международное трудоустройство — это предмет для следующего этапа исследования. Тем более, что некоторые из участников исследования или активно ищут удаленную работу в Европе‑США, или уже туда переехали. Но сообщения по иностранному трудоустройству изначально российских джунов приходят почти каждую неделю.
Этот «входящий» учился без какого‑либо платного курса, а в режиме «Куликов+Русов+Udemy» и его предыдущая работа никак не была связана с IT.
Итак, в чем же корень проблем с поиском работы у тысяч и тысяч новоиспеченных джунов?
Такие абитуриенты не нужны
С ходом исследования автор все чаще и чаще слышал это или от знакомых студентов, или от участников исследования, когда приходил к ним с вопросом «Вхождение в IT движется успешно?».
Иногда это варьировалось как
или
или "веселым"
или еще более глобально "веселым"
Некоторые студенты вообще переставали отвечать на вопросы.
Стоит сразу отметить, что в 2022 году у слишком многих участников исследования случились большие потрясения. Бегство из мест боевых действий. Бегство от необходимости убивать других. Увы, происходили и трагические потери близких. Рак у себя или у родственников. В таких условиях уже точно не до учебы и можно только пожелать им, чтобы в конце концов они смогли всё это преодолеть.
Это не добавляло уверенности в успехе исследования, так как с каждого конкретного курса изначально было не очень большое число студентов, и выборка уменьшалась. И возникали обоснованные опасения — «А смогу ли я вообще в таких условиях собрать необходимое число данных для сколько‑нибудь значимых выводов?».
«Падеж» студентов, т. е. уход с обучения, в среднем по всем курсам ушел далеко за 50%.
Для некоторых курсов это число приблизилось к 80%.
С другой стороны, усилились и обратные процессы. Кто‑то, ранее планировавший неторопливое изучение новой профессии в течение пары лет, в 2022-м году начинал прикладывать гораздо более энергичные усилия.
В вышеуказанном выбывании студентов, несомненно, есть и вклад курсов, и про него мы позже поговорим. Но главная ответственность за такие результаты лежит не на курсах.
Детский подход к взрослому образованию
Все мы взрослые люди и если мы покупаемся на обещание, что «любой может начать зарабатывать 100'000 в IT (надо только внести деньги в кассу)», то мы ничем не отличаемся от предыдущего поколения, которое тоже несло деньги в кассу, но очередной финансовой пирамиды.
Иногда предложения от финансовых пирамид кажутся более адекватными, чем от QA‑курсов. Потратить разово менее 100К рублей и в следующем году заработать более 100К*12? Годовая доходность в 1500% вызывает сомнения.
Да, курсы часто врут. Но курсы не забирают у нас деньги насильно. И только мы несем ответственность за свои поступки и только наше критическое мышление может принимать за нас решения. А не очередной проплаченный ютуб‑блогер или менеджер по продажам.
Не каждый может стать танцором (например, у автора - плоскостопие).
Не каждый может стать космонавтом (терпеть перегрузки только ради полета по орбите?).
Не каждый может стать президентом (no comments).
Не каждый может стать врачом (причинять людям физическую боль даже во благо - увольте!).
Не каждый может стать музыкантом (ноты - это какая-то тарабарщина).
Не каждый может стать тестировщиком (автор, будучи разработчиком, не всегда был достаточно внимателен к мелким деталям).
Но лично для автора все вышеуказанное не проблема - так как есть другие области, где он приносит пользу и может зарабатывать.
Есть хороший и более чем уместный здесь анекдот про двух выдающихся людей из двух совершенно разных отраслей человеческого знания.
Сперва таблица Менделеева приснилась Пушкину, но он ни черта не понял.
Эти два человека — совершенно неоспоримые гении.
Но вряд ли Менделееву было бы так же легко писать стихи, как и Пушкину.
И совершенно точно Александр Сергеевич никогда не преуспел бы в органической химии.
Поэтому эти постулаты аксиоматичны:
Тестирование — не для всех.
Тестирование — это не просто.
Тестирование — «это легкий вход в IT» только в том случае, если у вас есть соответствующие способности. Может быть конкретно вам гораздо легче зайти через разработку, аналитику или менеджмент — в исследовании есть примеры и таких карьер.
С обучением тестированию происходит интересное совпадение несовпадающего. С одной стороны, скажем прямо — люди пытаются проинвестировать в себя и попасть в подобие среднего класса, чтобы обрести хоть какую‑то уверенность, включая финансовую, и осознанность в жизни. Что можно только приветствовать.
Но с другой стороны, многие зачастую инфантильно подходят к учебе, как покупке некоторой услуги «под ключ».
Цитата одного из бывших студентов лучше всего передает впечатления, сложившиеся в ходе исследования и у автора. Стоит отметить, что студент не из числа обиженных — его вхождение в тестирование сложилось удачно.
Классический путь среднестатистического QA‑студента к «успеху» выглядит так:
а) Принять решение о профессии тестировщика на основании рекламы. «Если так много денег потратили на рекламу, то это же не может совсем не работать!»
б) Прийти на «хороший курс». Многие из студентов признались, что информация о горячих скидках и акциях в значительной степени влияла на принятие решения «о том, насколько этот курс мне подходит».
в) Не распланировать свою жизнь под учебную нагрузку, исходя из оптимистичного «всё успею». В результате начинать делать всё в спешке, ночью с полусонным мозгом или просто списывать.
г) Учиться на курсе только в рамках программы. То есть исходить из той ложной предпосылки, что даже с выпускниками собственного курса, которые учились в точь‑в‑точь по такой же программе и на выходе будут иметь такое же резюме, конкуренции не будет.
Кстати, строгое следование учебной программе проистекает, скорее всего, из привычки, данной школьным образованием. Динамика изменения общеобразовательных знаний не очень большая, есть строгие государственные стандарты, лояльное выполнение которых в виде высокой оценки гарантирует последующее светлое будущее и поступление в хороший вуз.
В IT же мы имеем прямо противоположное — отсутствие жестких стандартов и высокую динамику изменения всего и вся. И даже если обучение тестированию длилось бы пять лет и было бы разжевано, оно не гарантировало бы ровным счетом ничего. В реальности же сроки QA‑обучения крайне сжаты и размеренной программы обучения не может быть в принципе.
Следование принципам «ни шагу влево‑вправо» и «лучше не высовываться» — не лучшая модель поведения для IT‑человека.
«Удивительно», но «иногда» вышеуказанный «план успеха» не срабатывает:
Более 50% студентов не доходят до конца обучения.
Оставшиеся «менее 50%» (для некоторых курсов это «менее 25%») если и доходят, то многие из них а) учились тому, к чему у них нет изначальных способностей б) выбрали откровенно плохой, но разрекламированный курс в) учились с трудом из‑за нехватки времени г) учились целиком в рамках учебной программы.
Некоторые в попытках перевести количество в качество меняют по 4–5 курсов.
Позже стало казаться, что уже по результатам входного интервьюирования со стучащимся в исследование студентом можно заранее предсказать, найдет ли он по окончании обучения работу. Во всяком случае, автор оказывался прав, когда абитуриент «узнавал про тестирование с месяц назад» и еще ни во что не погружался, ориентировался на хорошие скидки или низкую стоимость и при этом у него никогда не было в жизни никакого пересечения с IT‑тематикой.
Что в результате видят джуны
В конце концов, как дошедшие до конца обучения, так и не дожившие до него, начинают откликаться на вакансии. «Деньги были потрачены, нужно приложить усилия». Обычно усилий хватает на 2–3 месяца и примерно 300 откликов.
Отсутствие обратной связи на отклики и отсутствие какого‑либо намека на собеседования отрицательно влияет на психику. При достижении такого результата принимается решение о том, «что мне в рекламе наврали» (что является целиком истинным) и что работу джуна найти нереально (что является целиком ложным).
Что в результате видит автор
Более десяти лет руководства небольшими компаниями/стартапами научили при поиске ярких талантов заниматься этим лично, а не делегировать HR. Которые отсеивают и идиотов, и гениев, так как первые и вторые часто похожи. Десятки тысяч просмотренных российских резюме родили большую боль. Обычно среди 1000 резюме можно найти дай бог 5–10, где есть полная формула в виде: релеватный отклик + отсутствие копипасты «что делал», ошибок, странностей + указанные достижения на каждом месте работы + сопроводительное «по формуле три». Про это автор много писал, а для участников исследования составил подробный гайд по составлению резюме на 4+.
Поэтому, когда приходит студент с очередного карьерного трека с абсолютно тусклым резюме, да и еще с рекомендованным «HR‑экспертом курса» враньем «включить учебный курс в опыт работы», то непрохождение джуном первичного фильтра при отклике скорее ожидаемое событие, чем какой‑то сбой.
При этом подготовка хорошего резюме и сопроводительного требует совсем немного времени по сравнению с общими затратами на освоение профессии QA. Достаточно нагуглить несколько хороших статей (лучше на английском) и сделать пару версий резюме, отдав их на суд общественности в профильных группах. Все затраты укладываются в 4–5 часов. Но даже на такой простой активности у большинства возникают фатальные проблемы, и резюме бездумно делается по общему шаблону. А потом не приходят ответы на отклики.
Кстати, как выяснилось, помощь выпускникам с приведением резюме и сопроводительного после карьерного трека с оценки 2 или 3- хотя бы до 4+ — это самое ценное, что получают участники исследования.
Что в результате видит HR
3000 шаблонных резюме.
Из которых нужно выбрать 50–100 кандидатов, кому есть смысл дать тестовое.
Из которых 10 смогут нормально его сделать.
Из которых 5 дойдут до финального собеседования.
Из которых пару возьмем.
Негативные и позитивные выводы
Безответственный подход к планированию шагов для формирования «нового я» у многих QA‑абитуриентов приводит к соответствующим результатам. Отсутствие здоровой скептичности и базовых навыков анализа приводят к разочарованию в потраченных деньгах и обиде на «обманщиков». Даже после неутешительного финала только немногие находят смелость посмотреть правде в глаза, взять ответственность за свои поступки на себя и сделать правильные выводы на будущее.
Дочитав до этих строк уже окончательно отчаялись и раздумали становиться тестировщиком? Зря. Автор не знает, есть ли у вас способности к тестированию и соответственно шансы преуспеть в нем. Вы — скорее всего — тоже.
Хорошая новость состоит в том, что если вы подойдете к выбору будущей профессии осмысленно и действительно обнаружите в себе способности к тестированию, а затем грамотно организуете свое обучение, то конкуренция на вхождении в профессию окажется далеко не такой, как кажется. Дело за малым — понять как это сделать.
Результаты исследования могут дать осмысленным студентам гарантированный способ или войти в тестирование без особых проблем (если способности есть) или не войти (если способностей нет), но при этом хотя бы не потерять деньги.
Но не ожидайте, что в конце услышите название «самого лучшего на планете курса». Этот способ требует в первую очередь личных усилий, персональной ответственности, а не поисков «серебряной пули».
На следующей неделе в материале "Ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и всего такого":
Называем число «какой процент студентов QA‑курсов после выпуска в действительности начинает работать тестировщиком».
Разбираемся с «Такие курсы не нужны», и почему государству не стоило лезть в QA‑образование.
Автор находит выход из исследовательского тупика и на основании собранных данных делит все курсы на категории A, B и C. Процент трудоустройства между группой A и группой C отличаются почти на порядок.
Через неделю в статье "Как способным войти в IT с гарантией трудоустройства (но этот гайд не всем понравится)":
Список худших QA‑курсов в обитаемой части галактики.
Собственно, гайд по поиску себя в тестировании. Если вы читали текущую статью внимательно, то вы не будете ожидать там название лучшего курса «который все сделает за вас».
QAsmokeQA
Если не хотите пропустить следующую Хабр‑статью автора, что‑то новое в QA‑курсах или нюансы QA‑трудоустройства, подписывайтесь на http://t.me/QAsmokeQA
P. S. Если вы недавно стали QA‑джуном и заинтересованы в релокации, то у автора есть кое‑что интересное для вас (так как он начал изучать иностранный QA‑рынок). А именно, закрытая группа из 10–20 QA‑джунов, которые настроены на целенаправленное трудоустройство именно в США/Европе и готовы активно кооперироваться по подходам/поиску контор. Условия: а) вход только по нормальному англоязычному резюме/сопроводительному б) готовность шарить с «подельниками» интересные вакансии не реже раза в две недели в) быть готовым к исключению при невыполнении б).
P.P. S. Если вы сейчас как студент проходите QA‑курс (особенно англоязычный), заинтересованы в получении максимально качественного образования и готовы делиться удовлетворенностью о ходе обучения, напишите мне. В ответ при возникновении брешей в учебе или сложностей с доведением резюме до ума автор поможет.
Не зарегистрированным на Хабре добро пожаловать в https://t.me/I00chukQA
Комментарии (27)
NineNineOne
20.04.2023 14:54+4Можно заменить все упоминания QA на "iOS-разработчик" и в целом картина останется прежней: реклама и безответственный подход к "входу в IT" делают свое дело - курсы продаются, хороших специалистов после них мало.
gigimon
20.04.2023 14:54+1После длинного вступления, все ждал таблицу с результатами, какие же курсы лучшие.
arshavina
20.04.2023 14:54+2Никакие. Или любые.
На курсах тебе дадут систематизированную базу в лучшем случае, дальше - сам.
gigimon
20.04.2023 14:54Да я сам противник курсов (да и после 12 лет опыта, не нужны), но хотел итог какой-то :D
arshavina
20.04.2023 14:54+1Смотрите в следующих сериях =)
Один фиг, большиство VK скупили.
100chuk Автор
20.04.2023 14:54Да, в следующих сериях будет список худших.
Лучших же называть
а) Некорректно, т.к. ситуация очень быстро меняется и хвалимый мной в 2021 году GB в следующем году превратился из принцессы в лягушку.
б) Неправильно по указанным в этой статье педагогическим причинам.Shredinger_N
20.04.2023 14:54Я сейчас в GB учусь про программе QA, с госскидкой. Начала учиться в ноябре 22, ну да, точно подмечено про лягушку)). Но честно говоря пока вывозят за счет добросовестных преподавателей на семинарских занятиях, не равнодушных))
И да, карьерные консультанты говорят обучение положить в опыт работы. Собственно, этому слушаешься(( положить то нечего, если бэк-граунд нерелевантный. А работу хочется найти уже сейчас хотя бы младшим подаваном младших подаванов.????
0Bannon
20.04.2023 14:54А, если "сначала сам", то потом и курсы не нужны ).
arshavina
20.04.2023 14:54Слишком много времени растрачивается впустую, имхо. "Всё сам" - не лучший подход в работе.
NineNineOne
20.04.2023 14:54+1Время тратится впустую независимо от наличия курса. Потратить время с пользой - это отдельный навык. Сначала в любом случае нужно определить свои цели от изучения какого-то материала, потом спланировать обучение и сформулировать четкие критерии завершения обучения. В общем все должно быть по системе, и желательно по индивидуальной, а такого никакой курс не даст, потому что курсы пародируют школу. Речь конечно про популярные курсы, т.е. возможно я не знаком с какими-то узконаправленными и действительно полезными курсами от малоизвестных контор.
arshavina
20.04.2023 14:54Знаете, про индивидуальность соглашусь полностью. Поэтому всё ещё и нет идеального рецепта "как войти в IT".
r2d
20.04.2023 14:54+2Видимо не только в SkillFactory все ужасно! Прямо сейчас прохожу курс DevOps в SkillFactory и вот как оно:
1) Еще на этапе записи на курс менеджеры врут (на сайте тоже реклама была, сейчас не знаю есть или нет), что можно оплатить в рассрочку. В разговоре с менеджером переспросил рассрочка это или кредит? Менеджер говорит рассрочка, отлично берем. Итог, это кредит под 11% годовых.
2) Начинается курс с методологий Agile и Scrum, объясняют что это такое и в чем смысл в принципе все вроде нормально, но итоговая работа - напишите план как вы будете внедрять эти методологии и нарисуйте презентацию! Что!? DevOps-ы должны это внедрять? Это не их задачи они не должны внедрять. Нарисуйте презентацию может еще станцевать? Я DevOps я из консоли не вылажу и MS Office мне особо не нужен тем более PowerPoint.
3) Учебная платформа, это вообще, что то с чем то. Они используют продукт сторонней компании не буду их рекламировать тут. В двух словах все жутко тупит и тормозит иногда по 20 минут ждешь пока откроется материал. К слову недавно они обновились, стало лучше, и по дизайну и по скорости, но все равно не то пальто, не удобно.
4) В самих курсах много опечаток и не точностей, допустим в тексте написано смотрите пример на рисунке 6, а рисунков всего 3)) нумерация рисунков тоже не совпадает кое-где. Некоторые материалы откровенно устарели и даже уже морально. Многие примеры уже не работают так как софт давно обновился, а курсы нет. Так же курсы не обновлены с учетом блокировок, некоторые задания нельзя выполнить так как многие сервисы заблокированы в России. И да есть VPN, но за что я плачу деньги? Сумму курса тогда снижайте если я должен самостоятельно решать такие вопросы.
Про другие курсы SkillFactory ничего сказать не могу, так как их не видел и судя по курсу DevOps видеть не хочу. Отношение конечно к людям которые заплатили за курс ужасное я заплатил деньги почему я получаю такое? Давайте я вам советскими рублями тогда заплачу. Есть конечно и плюсы - Координатор курса молодец решает все вопросы, отрабатывает на отлично, но на качество самих курсов это конечно не влияет.
arshavina
20.04.2023 14:54У тестеров так же. Стоимость такого конечно вызывает нефиговые вопросы. Хотя информация +- актуализированная. Новая платформа тупит-тормозит, просто чуть меньше нежели старая. Менторы отвечают на какие-то придуманные ими самими вопросы вместо моих. Координаторы да, быстро могут порешать организационные вопросы. Единственное, что их спасло от возврата мне средств - крутые спикеры.
По поводу рассрочки - тоже да, это по факту кредит, но сумма итоговая обозначенная на платформе равна сумме кредита с процентами.
arshavina
20.04.2023 14:54+4После учёбы в трёх институтах, у меня сформировалось мнение - кто сам желает, тот достигнет. Можно ходить на лекции, выбивать хорошие оценки, но если ты не видишь прикладного применения своим знаниям, то будь хоть два красных диплома - грош цена такому специалисту. Совершенно верно, что подход "я выполнил алгоритм элементарных действий (купил, потыкал) - должен получить работу" не работает. Это не та сфера услуг, где результат зависит только от поставщика и качества этих самых услуг.
По курсам. Лично мне они помогли собраться и систематизировать обучение. Помимо того, открыть новый для себя формат вебинаров. Я книжный самоучка и ходила слушать других поначалу через боль и слёзы. Но быстро осознала, сколько пользы от прямого общения с крутыми спецами.
Я бы не стала указывать в резюме факт окончания курсов. У работодателей уже сложилось стереотипное отношение к таким "ученикам". И оно абсолютно оправдано. Потому что, если тебе нужно пошагово объяснять как установить программу в Windows (я не утрирую!), то может стоит сначала задуматься об элементарной компьютерной грамотности? Но так же там и найдётся пару смекалистых людей на поток. Можно ли влиться в тестирование с нуля за 4 месяца? Чёрта с два. Вполне адекватно надеяться на стажировку со студентами ВУЗов, пусть даже не оплачиваемую, в более-менее крупной компании. И постоянно развиваться-развиваться, собеседования-собеседования, иначе гроб-кладбище.
Ещё важное - про истории успехов. Да, их полезно слушать, но не стоит забывать, что люди, достигшие высоких результатов и написавшие гору книг, сами в 99% процентах случаев подобного чтива не читали. У каждого свой путь.
BXVoral
20.04.2023 14:54Так же прошел курс по архитектуре (с "использованием" PHP) в GeekBrains. В профессии давно. Но самоучка, решил закрыть пробелы. Сказать, что разочарован - ни чего не сказать. Качество отвратительное, в нескольких лекциях преподаватель нес вообще полную чушь, показывающую что нет у него ни какого опыта. По итогу, я сомневаюсь, что эти курсы в принципе способны дать на выходе значительное повышение квалификации. Только если студент сам изучает все вопросы, которых касаются курсы - при этом именно в большей степени сам.
в общем - печальненько :(
r2d
20.04.2023 14:54+1Тоже в профессии давно и тоже самоучка, в первый раз в жизни думаю дай возьму курс, может что вспомню или новое что узнаю. В итоге зря потраченные деньги
ArkadiyShuvaev
20.04.2023 14:54Попробуйте курсы от Udemy. В целом, по отзывам понятно будет, стоит проходить или нет. В целом, я не разочаровался.
Также проходил много бесплатных курсов от AWS, мне понравилось.
TuzSeRik
20.04.2023 14:54Напишите уже статью, как выйти из айти
Сейчас актуальнее100chuk Автор
20.04.2023 14:54+1Самое смешное, что могу и про это рассказать. Сам выходил из IT как разработчик 15 лет назад и пришлось пройти через много увлекательного. Прокачивать реальные soft skills (а не айтишные на минималках), учиться работать с потребностями B2B-заказчиков (и понять, что за 30 лет капитализма осознанных сейлзов на рынке не появилось), пытаться натягивать Agile на процессы в нецифровом мире (удалось), погружаться в кризис-менеджмент, стратегический маркетинг и т.д.
Wrench_IT
20.04.2023 14:54+1На Хабре в вакансиях, кстати, попадалось, дословно не помню, но суть такова: "Ищем препода на курсы, уровень миддл, зарплата от 15 тыс. руб." Собственно, сразу становится понятно отношение владельцев обучающих платформ к своему продукту и уровень преподавания.
trancegender
Курсы не помогли - хотел устроится тестировщииком типа "лацетов", не взяли, там над было 3D програмить на С++