Без зубодробительной нудности и с пониманием мотива разберём давний вопрос, а не так, как это делает Ваша HR-служба на стадии адаптации сотрудника. Расскажу, почему это необходимо для крупного бизнеса, как их наличие помогает компаниям, а также, что нужно знать при их формировании на этапах планирования и разработки. Готовьте чай, впереди — лонгрид.
Привет! Меня зовут Шубин Никита, я частный консультант, бизнес-аналитик и руководитель HR-проектов. Сотрудничаю с гигантами, лидерами рынка в России и мировыми брендами: "Mars Inc.", "ПАО Сбербанк", "En+ Group" и другими компаниями разного масштаба, которым я помогаю увеличить доходы, сократить расходы, провожу market size и другие оценки рынков, помогаю наладить операционную деятельность и курирую вопросы по управлению персоналом: адаптация, обучение, грейдирование, наставничество, найм и ротация.
Уточнив, почему я имею право и компетенцию рассуждать на эту тему, приступим к обсуждению этого объёмного элемента бренда. Начнём издалека.
В конце статьи есть краткое подведение итогов для тех, кому попросту лень читать лонгрид, но интересно вынести основные тезисы.
Предыстория и мотивация к написанию статьи
Сама суть этой статьи зародилась еще на моменте решения первого кейса: в тот момент я понял, что и сотрудники, и руководители высшего звена зачастую не понимают истинных мотивов для формулировки и следования миссии и корпоративным ценностям.
Как по мне, всему виной бессмертный Русский менталитет: сначала сделаем, как все делают, а потом разберемся, зачем делали.
А вспомнил я об этой идее благодаря недовольному комментарию на VC, который содержал в себе ту самую суть и привлёк моё внимание:
Да зачем вы вообще эти ваши цели и ценности напридумывали?
Я уверен, если написать их на бумаге, будет жуткая *****. Вот напишите свои миссии, цели — поржём.
Что такое миссия компании?
Миссия компании — это причина, по которой Ваш бизнес был создан. Она обязательно описывает то, чем вы занимаетесь, зачем вы этим занимаетесь и почему Вы, а не Ваш конкурент должны этим заниматься. Миссия играет очень важную роль в стратегическом планировании бизнеса, поэтому её формулировка крайне важна.
Правильно сформулированная миссия отражает:
Причину создания бизнеса
Род деятельности прямо или косвенно
Ваши конкурентные преимущества
Как вы помогаете миру или целевой аудитории
Миссия — это не про закрученные термины в формулировке (как любят делать маркетологи и бренд-менеджеры, которые получили задачу или проявили инициативу в создании айдентики и истории бренда). Это то, что описывает Ваш бизнес 1-2 предложениями, суть которых может быть понятна даже ребёнку.
Зачем нужна миссия компании и какую пользу она несёт?
Жесткий, холодный специалист технического направления или менеджер/РНЗ/РСЗ может никогда не обратить внимание на то, что компания, которая имеет внятную, конкретную миссию, ценности и следует им, получает от этого и как это может быть полезно и применимо для него самого. Я, ни в коем случае, не выставляю это за минус: им не объясняли, а они и не спрашивали.
Наличие грамотной и честно сформулированной миссии, которой вы следуете, привносит в бизнес:
Дополнительный фильтр от неподходящих кандидатов в команду, которые не разделяют Вашу миссию и не согласны с ценностями, которые Вы несёте в своей деятельности или по отношению к коллегам
Наоборот, привлекать талантов, которые, может, и не имеют достаточного опыта, но идеально разделяют и горят такими же взглядами в бизнесе, как Вы сами. Жёсткие скиллы специалиста можно получить и развить на обучении и в процессе работы, а заставить человека изменить взгляды — практически непосильная задача
В определённых условиях, миссия может помочь Вам принять верное решение от лица компании самостоятельно, с уверенностью сказав, что в процессе поиска решения вы обратились к миссии и ценностям компании. Если собственник и руководители высшего звена принимали активное участие в разработке позиции компании, вы НИКОГДА не окажетесь не правы
Помогает понять потенциальным клиентам основное направление деятельности компании, стратегические планы бизнеса и Вашу целевую аудиторию
Можно продолжать и дальше, но это самые основные и общие применения миссии, которые существуют на сегодняшний день
Примеры, на мой взгляд, очень удачных миссий
Постоянное стремление создавать качественные продукты по справедливым ценам, чтобы жизнь каждого становилась лучше благодаря инновационным технологиям
Xiaomi Corporation
Ускорить переход мира к устойчивой энергетике
Tesla
Создать самое удобное, безопасное и экономически эффективное платежное решение в Интернете
Paypal
Мы выполняем миссию по устранению гендерного разрыва в сфере технологий
Girls Who Code
Организовать информацию мира и сделать ее повсеместно доступной и полезной
Мы анализируем, познаём и затем действуем. Мы сводим вместе людей, способных бросить вызов сложившимся представлениям и осуществить именно те преобразования, которые необходимы. Мы помогаем клиентам развивать нужные компетенции и добиваться долгосрочных преимуществ. И формируем будущее. Вместе.
Boston Consulting Group
Что такое цели компании и в чём их уникальность?
Цели компании — это достижимые точки развития, которые компания стремительно старается достичь путём своей деятельности, а при достижении делает всё, чтобы сохранить результат и ставит новые.
У крупных компаний единовременно несколько целей, у мелких — может быть и одна.
Цели могут быть:
Экономическими (доля рынка, максимизация прибыли, рост и развитие, другие количественные показатели)
Организационными (производительность труда, производственный цикл, удовлетворённость сотрудников и клиентов, корпоративная культура, обучение, снижение количества брака и другие)
Социальными (экология, создание новых рабочих мест, рост благосостояния и уровня жизни населения, поддержка неравенств и другие)
Набор целей зависит от выбранного вида деятельности и абсолютно индивидуален. Важно помнить, что цели организации и личные цели сотрудника всегда должны двигаться параллельно и пересекаться. Если цели качественного, подходящего Вам сотрудника достигнуты, он всегда знает, к чему стремится компания и помогает вести её вперёд.
Что такое ценности компании?
Корпоративные ценности — это принципы, которыми компания руководствуется во внутренней и внешней коммуникации.
Могут выражаться человеческими качествами, обозначением приоритетов (agile манифест, к слову, смело можно было бы отнести сюда), первостепенными ориентирами при принятии решения в рабочих вопросах и то, что мы стараемся разыскать в кандидатах при приёме на работу в нашу компанию.
Зачем нужны ценности компании и что они дают?
Корпоративные ценности влияют на то, как будет строиться коммуникация между Всеми звеньями цепи: сотрудниками, руководителями, командами, клиентами, партнёрами и миром. Ценности задают стандартизацию в коммуникации и делают это успешно. Тезис подтверждаю своим профессиональным опытом без всякого сомнения.
Ценности определяют принципы, которым сотрудники компании следуют в ежедневной работе. Принципы, которыми сотрудники руководствуются на пути достижения миссии и целей.
Наличие грамотных ценностей привносит в бизнес:
Стандарты в деловых коммуникациях
Понимание доступных и ключевых путей достижения миссии и целей
Большая прозрачность и определенность для клиента, формирование не пустых, а четких ожиданий от сотрудничества
Упрощение процесса принятия решений для сотрудников
Дополнительный ключ как к подбору правильного персонала, так и отсеиванию неподходящих кандидатов, для минимизации ошибок в HR-процессах и формирования "команды мечты"
Список можно было бы продолжать, но остановимся на том, что это сильный элемент позиционирования и брендинга в целом.
Примеры ценностей организации и как подобрать ценности, чтобы они подходили Вам?
Лидерство
Если один из элементов Вашей работы — это брать ситуацию в свои руки и не бояться ответственности, а бросать ей вызов, лидерство будет хорошей ценностью для такого пробивного коллектива.
Взаимоотношения
Если в Вашей организации человеческие взаимоотношения ценнее, чем цифры и Вы считаете, что путём дипломатии можно решить все как внутренние, так и внешние конфликты и проблемные ситуации, хорошим выбором могла бы стать ценность взаимоотношений между людьми.
Безопасность
Качественная и здоровая ценность — заботиться о безопасности своих сотрудников, партнёров и клиентов. Отличная ценность для производства и любого бизнеса, который имеет опасные для здоровья факторы.
Качество
Если компетентность и состояние итогового продукта имеет для Вас высокий приоритет, хорошо завернуть понятие качества в корпоративные ценности будет хорошей и сильной идеей.
Основываясь на понятии, назначении ценностей и при помощи структуры примеров выше, у Вас есть возможность создать для своего бизнеса отличную базу и простор действий в корпоративных коммуникациях и инструментов для достижения целей.
Слоган — зачем нужен слоган компании и где он применяется?
Слоган — это ёмкая фраза, несущая в себе сообщение бренда для потребителя.
Он помогает привлечь внимание ЦА, показать конкурентные преимущества товара или просто запомниться, чтобы быть на слуху. Слоган может использоваться как инструмент нейропрограммирования, который забираясь в подкорку головного мозга массового потребителя может ассоциировать с Вашим брендом целую нишу и создать хорошее впечатление в глазах потребителя, который даже не имеет представления о том, чем вы занимаетесь.
Крупнейшая зона применения — товары на широкую ЦА.
Слоган компании или продукта крайне важен, если вы крупная компания на мировом рынке, которая может позволить себе солидный рекламный бюджет. Чтобы развеять любые сомнения, я оставлю несколько известных слоганов ниже без названия компаний — готов поспорить, что, как минимум, к большинству из них подпись Вам и вовсе не нужна.
Just do it.
Райское наслаждение
******* окрыляет
Лучше для мужчины нет
Сделай паузу — скушай ***
Подводим итоги статьи тезисами, чтобы закрепить в голове основные моменты
Миссия компании помогает кратко отразить причину создания Вашего бизнеса, которая будет понятна для любой аудитории;
Ценности компании — это принципы, которыми компания руководствуется во внутренней и внешней коммуникации;
Цели компании — достижимые точки развития. Их может быть несколько и достигнув одни, ставятся новые;
Слоган компании — это месседж миру, повышение узнаваемости бренда без огласки названия (рэдбулл, баунти, твикс как самые банальные и всем знакомые примеры из FMCG). Самые эффективные применения слогана всегда относятся только к применению в компаниях с широкой, а не сегментированной целевой аудиторией;
Миссия и ценности помогают отсеивать нецелевых кандидатов и, наоборот, привлекать целевых: как самый очевидный пример, если Ваша компания имеет экологическую миссию, люди, разделяющие Ваши взгляды, будут изначально расположены и заинтересованы в работе именно с Вами;
Миссия и ценности помогают рядовым сотрудникам и руководителям принимать решения без консультации с высшим руководством, основываясь на позиции компании в этом вопросе;
Ценности прекрасно способствуют пониманию того, как будет проходить коммуникация между всеми звеньями цепи: заказчик, сотрудник, менеджер, руководство и государство;
Работайте над своим брендом, айдентикой и HR-процессами в компании: люди — ценнейший ресурс для любого бизнеса и инвестиции в персонал всегда окупаются.
Заключение
Если у меня получилось хоть на шаг сдвинуть с места Ваши предубеждения о том, что создание миссии, ценностей, определение целей и работа над слоганом — пустая трата времени, значит я писал эту статью не зря.
Надеюсь, эта статья сможет стать хорошим и качественным подспорьем для тех, кто приступает к этой работе над этой серьёзной и на первый взгляд простой задачей, которая таит в себе много нюансов, требует обширной базы знаний, понимания маркетинга, управления персоналом и стратегии.
Не забывайте, что внедрение решений такого масштаба в уже устоявшийся бизнес требует времени и профессионализма интеграторов.
В такой ситуации, настоятельно рекомендую обратиться к профессиональным интеграторам с успешным опытом закрытия подобных проектов. Они помогут сэкономить Ваше время и средства. Также, этим интегратором могу быть я :)
Большое спасибо, что прочитали мою первую крупную статью на хабре. Если формат подачи информации и освещаемые темы у Вас откликаются, буду рад порекомендовать Вам авторский телеграм-канал моего проекта: там я рассказываю о интересных и узконаправленных темах на тему бизнеса, карьеры, управления персоналом, статистики и консалтинга. Также, открыт к новым интересным проектам и предложениям!
Комментарии (33)
JordanCpp
23.04.2024 10:26+5Дайте людям просто подключиться к рабочему ПК. Сделать пару задач. И не забивать им голову миссиями, ценностями, идеологией, религией и другими корпоративными ценностями.
shubinftw Автор
23.04.2024 10:26Для технического специалиста, задачи которого не выходят за рамки его монитора — это часто бывает так.
Но я постарался объяснить их смысл для каждого. У меня не получилось, или вы не читали статью?
Kill_Voice
23.04.2024 10:26+5Давайте будем честны для большинства людей инженерного сообщества все эти слова несут смысл налить воды в уши
shubinftw Автор
23.04.2024 10:26Да, это не секрет и я абсолютно с Вами согласен. В этом и была цель статьи — чтобы попробовать объяснить ценность и смысл для людей, которые не работают с этим напрямую. У меня не вышло? Совсем? :)
Kill_Voice
23.04.2024 10:26Не вышло) Когда в явном виде появляются слова цель, миссия, ценности, это сразу же начинает веять навязываем того, что вы сюда пришли не за деньгами, а за идей
Tzimie
Миссия любой компании - зарабатывать бабло
shubinftw Автор
Это, скорее, основная цель бизнеса в целом :)
А миссия — создаётся не столько для бизнеса, сколько для потребителя и сотрудников
TommyG
"максимизация прибыли, минимизация затрат".
Дурачкам напел про цели, миссии и т.п., минимизировал затраты на зарплату, вот всё и сходиться. Владельцы туго дело знают.
Есть кстати НКО, там явно указывается что зарабатывать бабло не главная цель.
shubinftw Автор
Конечно, и все к этому идут.
А вот тут совершенно не согласен и вынужден уточнить, что экономия на ФОТ (фонде оплаты труда) в большинстве ниш, наоборот, мешает продукту развиваться, потому как не хватает квалифицированных и мотивированных кадров.
Цели и ценности помогают компании во многом, но эта польза и мотивация бесполезна, если работник не хочет ходить на работу, за которую ему не-рыночно платят :)
TommyG
Это это если на 20%, а если на 5%? а если на 1%?
Буллшит же про цели, миссии и т.п. можно напеть фактически бесплатно, если это сохранит 5%, то уже копеечка.
Туда же печенюшки и прочие немонетарные стимуляторы - стоят мизер, а сэкономить можно не плохо. Ну или не сэкономить, а купить дешёвую лояльность.
shubinftw Автор
Если я получаю на 1-5% меньше ЗП, но при этом мне подключен полный пакет ДМС — да плевал я на эти 5% :) Но речь в статье не о мотивации (которая делится на материальную и нематериальную), а именно про целесообразность создания миссии и ценностей: про то, что они дают бизнесу и в чём их польза.
Честно, ни в одной крупной компании модерация HR-процессов при мне не проводилась с целью снизить затраты на оплату труда сотрудников. Цели всегда преследуются для повышения лояльности сотрудников и потребителей, что само по себе уже косвенно увеличивает выработку и уважение к бренду во многих случаях.
А вот в этом Вы совершенно правы. Как раз-таки нематериальная мотивация зачастую преследует цель дёшево "купить" лояльность.
TommyG
Ну вы же понимаете что никто из С-suites не будет вам открыто говорить "целью снизить оплату труда", но если умеешь читать новояз, не составит труда понять что "это почётно работать у нас" имеет вполне себе количесвенную оценку при устройстве на работу.
TimKady
Совершенно не так. Вы путаете понятия. Цель деятельности – удовлетворять потребности групп влияния и, прежде всего, владельцев за счёт удовлетворения потребности потребителя. И совершенно из этого не следует, что это бабки. Например, НПЗ в составе ВИНК должен тратить меньше денег при заданном уровне переработки – это системные ожидания. А кроме системных и финансовых есть ещё куча иных – власть, статус, "быть при деле" и прочая ментальная фигня. И бабки здесь не всегда фигурируют. Не стоит примитивизировать
Что же касается понятий видения, миссии и стратегии я подробно ответил ниже
TommyG
В некоторых странах, для публичных компаний, это обязанность по закону "максимизировать прибыль акционеров".
Я и не спорю, но очень большая часть движухи, она как раз про деньги.
Когда я говорил про цели, миссии и т.п., то я имел в виду как оно выглядит изнутри.
Работал в транснациональной компании, пару-тройку раз в неделю нас лечили вот этим самым. Слова то звучат правильные, спорить трудно - но толи переигрывают, толи слишком стараются к повесточке поближе быть, но стойкий рвотный рефлекс присутствует когда читаешь про цели и миссии.
TimKady
Уточните, пожалуйста, источники. Вы, как мне кажется, путаете понятия прибыли и дохода акционеров. Последний складывается из дивидендов и курсовой стоимости. И это верно.
Прибыль – дифференциальный показатель. Только совершенно не понимающий человек может использовать ее как результат деятельности на горизонтах, выше краткосрочных. Думаю, вы понимаете, почему. Если нет – не стесняйтесь спросить, я объясню.
Да, я понимаю вас. И такая проблема существует. Проблема менеджмента – он на границе естественно-научной и противоестественной (по Ландау) областей. Гуманитарии сильно девальвирует содержание. Согласен с вами.
TommyG
Прибыль/убытки у акционера наступят когда он реализует свои активы, как она может быть краткосрочной? Какая нибудь квартальная прибыль компании может быть не очень информативным индикатором, тут согласен. Или потенциальная прибыль, тоже на сферического коня в вакууме похожа.
TimKady
Показываю: максимум прибыли – это минимум расходов. Останавливаем ремонты, сервис, не разрабатываем новые продукты, морозим все проекты развития. Как результат: перестаем достигать каких-либо целей, валим качество, рушим активы. Как раз это и происходит, когда «эффективные менеджеры» начинают локальную «оптимизацию».
Результативность (способность достигать цели) требует избыточности (резервирование, контроль, проч). Максимум эффективности не соответствует максимуму результативности. Главная задача любого вменяемого менеджера – найти баланс между средне и долгосрочной результативностью и текущей эффективностью (читай – текущей прибылью)