Почему каждому эксперту, бизнесмену, стартаперу, руководителю и любому другому человеку необходимо иметь короткую самопрезентацию, как правильно ее составить и где уместно использовать — отвечаю в этой короткой, информативной статье.
Привет! Меня зовут Шубин Никита, я консультант, бизнес-аналитик и руководитель HR-проектов. Сотрудничаю с гигантами, лидерами рынка в России и мировыми брендами: "Mars Inc.", "ПАО Сбербанк", "En+ Group" и другими компаниями разного масштаба, которым я помогаю увеличить доходы, сократить расходы, наладить операционную деятельность, внедрить автоматизацию/фреймворки и курирую вопросы по управлению персоналом: адаптация, обучение, мотивация, грейдирование, наставничество, найм, оценка и ротация. Сейчас я рассматриваю предложения к стратегическому и операционному сотрудничеству, открыт для новых клиентов и в поиске уникальных экспертов в своей области для нетворкинга и сотрудничества уже сейчас или в будущем.
Выше вы можете видеть мой адаптированный для этой конкретной ситуации спич, который уже давно вышел за рамки "лифтового" формата и является применяемым во многих ситуациях — на бизнес-завтраках, форумах, минутках знакомства и отдыха на конференциях, в публикациях и даже на культурных и увеселительных мероприятиях.
Как зародился формат коротких спичей и почему же всё-таки "elevator"?
Дело было давно и почти неправда: конец 19 и начало 20 века, золотое время развития бизнеса и постройки небоскрёбов в Америке, где шанс всей жизни мог подвернуться прямо в лифте: пока важный и известный персонаж 30-60 секунд едет в лифте свободный от внешнего воздействия и дел, предоставляется уникальная возможность представить ему свой проект для инвестиций, свежую и уникальную идею сотрудничества или презентовать себя как исключительного сотрудника.
Содержание Elevator Pitch / Elevator Speech: что обязательно должно присутствовать в речи, а от чего лучше отказаться?
Спойлер — отказаться от всего, что необязательно.
Ваш короткий спич должен содержать следующую информацию:
Имя, сферу деятельности, должность
С кем вы работаете на данный момент или свой предыдущий успешный опыт, который вы можете подтвердить цифрами или бумагой (например, таких людей как я мало интересует то, с кем вы работаЛИ, потому что по той или иной причине уже перестали. Если сказать нечего или лучше не говорить, используйте прошлый опыт)
Пользу и результат, которые человек получит при сотрудничестве с Вами
Что конкретно требуется от человека, на которого этот спич направлен
Если это инвестиционный проект — обязательно указывать объемы инвестиций и сроки их окупаемости: дурной тон приходить с проектом и тратить время занятых людей, предварительно детально его не проработав и не составив бизнес-план
Для сотрудников и экспертов, чей результат напрямую отражается на финансовых показателях компании, хорошо будет указать ожидаемый финансовый эффект после Вашего прихода или начала сотрудничества
Почему ты, а не твой конкурент/коллега/однокурсник?
Вся остальная информация будет нагромождать Вашу короткую презентацию и не является первостепенной — при необходимости, обсудите остальные моменты на последующих встречах, сейчас о ней забываем.
Главные правила в построении Elevator Pitch / Elevator Speech: о чём нужно помнить при составлении, как и где нарабатывать практику
Правила просты и предельно понятны:
Заинтересуй собеседника
Не используй сложные предложения и речевые обороты, которые тяжело воспринимаются на слух
Не используй узконаправленные термины и формулировки, если ты не уверен, что человек, которому посвящен спич знает их значение
Твой спич должен отскакивать от зубов, но при этом не выглядеть бездушным заученным текстом: используй правильную мимику, эмоции и жестикуляцию, расставляя акценты в своей речи и приковывая внимание второй стороны
Спич будет мертворождённым, если в момент презентации использовать слова-паразиты, лишние предлоги и местоимения. Грамотная и хорошо построенная речь говорит о человеке больше, чем вы думаете.
Отрабатывайте текст, речевые акценты, тембр, мимику и жестикуляцию перед зеркалом, а потом переходите к практике: сейчас есть специализированные чаты для подобных целей, где люди ищут партнёров для отработки спичей и интервью.
Предлагайте коллегам, друзьям, вторым половинкам составить спич и попрактиковаться с Вами в этом нелёгком деле, которое заставляет выходить из зоны комфорта.
Заключение
Используйте короткую самопрезентацию уместно и во благо. Предварительно оцените свои перспективы, возможности и не тратьте ни своё, ни чужое время попусту: уважайте собеседника и собеседник будет уважать Вас.
В то же время, умение презентовать себя не зависимо от того, чем Вы занимаетесь, очень важный навык в современном мире. Если у Вас есть гениальная идея или опыт, они ничего не стоят, если Вы не способны о них структурно и понятно рассказать.
Давайте общаться: В комментариях можете попрактиковаться с составлением своего спича, а я со своей стороны попробую его независимо оценить от 1 до 10 и дам персональный совет, что можно было бы поправить/добавить/или куда бежать демонстрировать этот шедевр :)
ihouser
Самое сложное в этом деле не "Elevator Speech", а как затащить инвестора на этот самый элеватор. Без свидетелей.
shubinftw Автор
Когда затаскиваешь на встречу — тут уже нужен не элеватор, а полноценная презентация.
Вся блажь элеватора в том, чтобы ещё при знакомстве создать фундамент, как минимум, для приглашения на эту самую встречу с обсуждением подробностей.
Наша же первичная задача, как минимум — изучить местные бизнес-ивенты, чтобы знать, где можно этот спич применить.
Некоторые интрапренёры так вообще охотятся за какими-то конкретными инвесторами через инстаграм и общих знакомых, но я этот подход не разделяю и не считаю, что он чем-то отличается от сталкеринга :)