Привет! В этой статье я попытался кратко описать свойства антиматерии, способы её применения в космонавтике и полностью с нуля спроектировал и рассчитал двигательную установку на античастицах.

Введение

Для освоения космического пространства человечеству необходимы более мощные двигательные установки, по сравнению с нынешними. Возьмём за пример полёт к Марсу. В нынешних условиях такой перелёт может занять более полугода только в одну сторону. За это время люди на корабле получат критическую дозу космической радиации. Способов защиты от подобного ещё не создали, поэтому единственный выход из ситуации – это двигаться с большей скоростью. Для того, чтобы развить большую скорость, относительно нынешних двигателей, требуется более совершенный двигатель, с большим удельным импульсом. Одним из таких двигателей может являться двигатель на антиматерии.

Антиматерия -  это материя, состоящая из античастиц. Ряда элементарных частиц, которые обладают одинаковой массой, но отличаются друг от друга знаками всех других характеристик взаимодействия. Например электрическим зарядом. Антивещество при столкновении с веществом аннигилирует, при этом высвобождается вся энергия массы как вещества, так и антивещества.  Начало истории открытия существования антивещества было положено, когда Эйнштейн сформировал уравнение энергии, для движущей частицы уравнение имеет другой вид и учитывает ее импульс.

E2 = p2 * c2 + m2 * c2

Проектирование двигателя

Нужно понимать, что античастицы обладают чрезвычайно огромной плотностью. Из-за этого их аннигиляция способна буквально разорвать двигатель. Во-избежание этого – необходим демпфер. (демпфер -  устройство, используемое для гашения или предотвращения механических колебаний, возникающих в машинах и механизмах при их работе).

Поговорим подробнее об аннигиляции античастиц. Аннигиляция антипротонов - это процесс взаимодействия на уровне кварковой структуры ядра. Протон состоит из пары кварков с зарядом +2/3 и одного кварка с зарядом -1/3. Антипротон, соответственно, его полная противоположность: пара антикварков -2/3 и один антикварк с зарядом +1/3. Когда антипротон аннигилирует, выделяется энергия в 1,88 гигаэлектронвольт. Эта энергия преобразуется в кинетическую энергию заряженных и нейтральных пи-мезонов. Соответственно, электромагнитное сопло – тоже является крайне необходимой деталью нашего двигателя. С помощью него мы ( в теории ) сможем направлять заряженные пи-мезоны и, тем самым, создавать реактивную тягу.

Следующая деталь – дуоплазматрон. (Дуоплазматрон - это тип источника ионов). Ионизируя водород, который будет браться из баков, он станет нашим источником протонов для аннигиляции.

Остаётся не решённым вопрос о том, где и как мы будем хранить антипротоны для последующей реакции? Заряженные частицы антивещества, вроде позитронов и антипротонов, можно хранить в так называемых ловушках Пеннинга. Они похожи на крошечные ускорители частиц. Внутри них частицы движутся по спирали, пока магнитные и электрические поля удерживают их от столкновения со стенками ловушки. Однако ловушки Пеннинга не работают для нейтральных частиц вроде антиводорода. Поскольку у них нет заряда, эти частицы нельзя ограничить электрическими полями. Они удерживаются в ловушках Иоффе, которые работают, создавая область пространства, где магнитное поле становится больше во всех направлениях.

Схема ловушки Пеннинга:

Вы можете задаться вопросом: «А как мы полетим, если античастицы достаточно неустойчивы и на данный момент не могут храниться более получаса?». Можно взять несколько вариантов ответа. Первый заключается в том, что мы будем ожидать, пока ученые смогут продлить хранение античастиц в магнитных ловушках на дни. Второй – использовать всё топливо в течение этого самого получаса. В этом случае, вместе с выведением двигателя на орбиту, его стыковкой с кораблём – времени останется чрезвычайно мало. И не смотря на демпфер – весь корабль может быть уничтожен от силы аннигиляции относительно большого количества античастиц, за сравнительно небольшой отрезок времени. Поэтому, я предпочитаю первый вариант.

Характеристики:                                                               

P=w/g * W+F(Pk-Po)=3000кН                                                          

Pуд=P/w=20.000.000 м/с                                                                                   

P-тяга, w-весовой секундный расход, W-изменение скорости газа, F-площадь выходного сечения сопла, Pk- давление газа в выходном сечении сопла, Po-окружающее давление.

  • Высота ~ 10 метров

  • Вес ~ 1.5 тонны

  • Диаметр = 2-3 метра

  • Основной материал – вольфрам.

Небольшое пояснение. Мы знаем что в атмосфере тяга такого двигателя  равна нулю, а значит разница давления в сопле и окружающей среде равна 15%. Весовой секундный расход мы берём как 47 нг в секунду. изменение скорости газа(в нашем случае продуктов аннигиляции антиматерии и материи) берём как 196000000 что является скоростью приобретаемой ["газ"] при аннигиляции. теперь мы можем посчитать 85% от тяги, оно будет равно весовой секундный расход делить на ускорение свободного падения и умножить на изменение скорости ["газ"]. Мы получаем 2400000Н, из этого мы можем получить полную тягу и площадь сечения выходного сопла. площадь выходного сечения сопла будет равна 15% полной тяги, это равно 400000Н, делить на давление, тогда выходное сечение сопла равно 4.4 см^2. Удельный импульс мы можем получить поделив полную тягу 3000000Н на весовой секундный расход, и мы получим 23000000.

Заключение

В заключении не могу не отметить, что генерация антиматерии, ее хранение и создание реактивной тяги являются самыми сложными техническими задачами. К счастью, решить их возможно - никакие законы физики этому не противоречат. К слову, полет к ближайшей к солнцу звезде (Proxima Centauri), на таком двигателе займет не более 20 лет. В сравнении с тысячами лет полёта на нынешних химических двигателях – это приемлемый срок.

Из доступных источников информации я выяснил, что около 12 мг антипротонов понадобится для совершения полета на Марс. При наибольшей скорости в 120.000 км/с. Исходя из расчетов, при поступлении 49 нг антипротонов каждую секунду – такая скорость будет набрана за 1.16 дня. Весь полёт займет около 5-6 дней.

И представляю результат работы, а именно 3D модель двигателя.

Если смотреть слева направо - первым идет магнитное сопло, с его помощью мы будем направлять заряженные пи-мезоны, далее ловушка Пеннинга, для хранения антипротонов, дуоплазматрон для ионизации водорода, а сразу же за ним бак с водородом. И всё это окружает демпфер.

Теоретическая часть

История открытия античастиц

В 1927 году английский теоретик Поль Дирак представил надежную теоретическую основу для концепции электронного вращения. Чтобы описать поведение электрона в электромагнитном поле, Дирак ввел в квантовую механику специальную теорию относительности физика немецкого происхождения Альберта Эйнштейна. Релятивистская теория Дирака показала, что электрон должен обладать вращением и магнитным моментом, но она также сделала то, что казалось странным. Базовое уравнение, описывающее допустимые энергии для электрона, допускало бы два решения, одно положительное и одно отрицательное. Положительное решение, по-видимому, описывало нормальные электроны. Отрицательное решение было скорее загадкой; казалось, оно описывало электроны с положительным, а не отрицательным зарядом.

Загадка была разрешена в 1932 году, когда американский физик Карл Андерсон открыл частицу, называемую позитроном. Позитроны очень похожи на электроны: они имеют одинаковую массу и одинаковое вращение, но имеют противоположный электрический заряд. Таким образом, позитроны — это частицы, предсказанные теорией Дирака, и они были первыми из так называемых обнаруженных античастиц. Теория Дирака, фактически, применима к любой субатомной частице с вращением 1/2; следовательно, все частицы с вращением 1/2 должны иметь соответствующие античастицы. Однако материя не может быть создана как из частиц, так и из античастиц. Когда частица встречает соответствующую ей античастицу, они исчезают в акте взаимного уничтожения, известном как аннигиляция.

Используя ускорители частиц, физики могут имитировать действие космических лучей и создавать столкновения с высокой энергией. В 1955 году команда, возглавляемая ученым итальянского происхождения Эмилио Сегре и американцем Оуэном Чемберленом, нашла первые доказательства существования антипротонов при столкновениях протонов высокой энергии, производимых беватроном — ускорителем в Национальной лабораторией Лоуренса Беркли в Калифорнии. Вскоре после этого другая команда, работавшая над тем же ускорителем, открыла антинейтрон.

Свойства и строение античастиц

Античастицы отличаются от частицы заменой всех зарядов (электрического, барионного, лептонного, ароматов кварков) на противоположный. Ряд характеристик частицы и античастицы совпадают (масса, спин). Связь характеристик частиц и античастиц показана в таблице.

Характеристика

Частица

Античастица

Масса

M

M

Электрический заряд

+(-)Q

-(+)Q

Спин

J

J

Магнитный момент

+(-)

-(+)

Барионное число

+B

-B

Лептонное число

+Le, +Lμ, +Lτ

-Le, -Lμ, -Lτ

Странность

+(-)s

-(+)s

Очарование (Charm)

+(-)c

-(+)c

Bottomness

+(-)b

-(+)b

Topness

+(-)t

-(+)t

Изоспин

I

I

Проекция изоспина

+(-)I3

-(+)I3

Четность

+(-)

-(+)

Время жизни

T

T

Схема распада


Зарядово сопряженная

Способы добычи

В основном, космические лучи состоят из «обычных» для глубокого космоса частиц: протонов, альфа-частиц и электронов. Но иногда в них встречается и что-то необычное, например частицы антиматерии — антипротоны и позитроны. Откуда они могут взяться, если вся Вселенная состоит из вещества, а не антивещества?

Во-первых, античастицы, в особенности позитроны, могут рождаться вблизи какого-то астрофизического объекта, который работает космическим ускорителем электронов, например пульсара. Тогда он может подхватить и разогнать до больших энергий не только электроны, но и позитроны. Такие позитроны считаются полноправным компонентом первичных космических лучей. Даже если античастиц не было в первичных космических лучах, они возникнут при их столкновении с межзвездным веществом. Такие частицы называются вторичными, поскольку они возникают как побочный продукт распространения первичных космических лучей в галактике. Это самый стандартный, «наискучнейший» источник позитронов и антипротонов в космосе.

Антивещество можно получать в ускорителях частиц. Античастицы, например антипротоны, получают следующим образом: пучок протонов сталкивают с металлической мишенью, в результате столкновения образуется множество частиц, в том числе и нужные нам антипротоны. Следующим шагом будет изоляция антипротонов с помощью магнитного или электрического поля.

Позитроны согласно теории Юлиана Швингера (нобелевского лауреата) могут появляться в космическом вакууме , под действием сильного электрического поля в виде пары электрон-позитрон, путем поляризации вакуума.

Ну, а на этом пожалуй всё. :-)

Комментарии (15)


  1. IvanCosmos
    09.05.2024 08:50

    Хуйня переделывайте, господин Владимир космос


    1. EmpireSpace Автор
      09.05.2024 08:50

      как скажете.


      1. V_Scalar
        09.05.2024 08:50

        Главный продукт анигиляции гамма излучение, а его нельзя направлять ни камерой сгорания ни с соплом, пилот сразу поджариться


        1. EmpireSpace Автор
          09.05.2024 08:50

          на гамма излучение должны распадаться только нейтральные пи-мезоны. а направлять нужно как раз такие заряженные. к слову, в реакции протон/антипротон этого самого гамма излучение немного меньше чем в паре электрон/позитрон


          1. V_Scalar
            09.05.2024 08:50

            протон/антипротон этого самого гамма излучение немного меньше чем в паре электрон/позитрон

            пускай меньше ≈ 1/3 от всей, но зато энергия 70 МэВ , это называется проблема зеркала


            1. EmpireSpace Автор
              09.05.2024 08:50

              я не думаю, что при должной защите и приличной удалённости от места аннигиляции пилота поджарит


  1. zbot
    09.05.2024 08:50
    +1

    спасибо поржал.
    осталось только найти тех кто сможет 6 дней выдержать ускорение в 46G, ну и побороть последствия встречи с минимум десятком микрометеоритов на скоростях от нескольких тысяч до сотни тысяч км\с.

    P.S. ...хотя для кербoнавта Джебедая Кермана и то и другое проблемы не составит )))


    1. EmpireSpace Автор
      09.05.2024 08:50

      и то и другое можно решить даже без уважаемого Джеба, только как - хороший вопрос)


  1. sunnybear
    09.05.2024 08:50
    +1

    E2 = p2 * c2 + m2 * c4


    1. ophil
      09.05.2024 08:50

      автор без понятия о размерности, не придирайтесь


      1. EmpireSpace Автор
        09.05.2024 08:50

        поясните


        1. ophil
          09.05.2024 08:50

          Я имел в виду размерности физ. величин, см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Размерность_физической_величины

          Все знают формулу А. Энштейна e=mc2, соответственно e2=что-то + m2*c2 эту размерность, несмотря на сложение квадратов энергий, нарушает. Мне это сразу резануло по глазам, но бдительный @sunnybear дал правильную формулу, за что ему +


          1. EmpireSpace Автор
            09.05.2024 08:50

            за эту оплошность прошу прощения, вы правы

            (я находил эту формулу очень давно, в работе одного человека. даже и подумать не мог, что она окажется неверной)


  1. Shkaff
    09.05.2024 08:50

    Открыл статью

    Нужно понимать, что античастицы обладают чрезвычайно огромной плотностью.

    Закрыл статью


  1. EmpireSpace Автор
    09.05.2024 08:50

    имелось ввиду огромной плотностью энергии. (90 МДж/мкг)