Друзья, приветствую! Сегодня мы коснемся важной и не такой уж сложной темы — реализации конечных автоматов состояний (FSM) в телеграм-ботах на Aiogram 3.x.
Для лучшего понимания рекомендую ознакомиться с моими предыдущими публикациями на тему Aiogram 3.x:
Telegram Боты на Aiogram 3.x: Первые Шаги
Telegram Боты на Aiogram 3.x: Текстовая клавиатура и командное меню
Telegram Боты на Aiogram 3.x: Инлайн кнопки и CallBack Дата
Telegram Боты на Aiogram 3.x: Магия фильтров
Работа с текстовыми сообщениями
Работа с медиа
Поднятие Redis сервера: Полное руководство (Redis будем использовать в качестве хранилища для FSM)
Также советую развернуть Redis сервер и использовать его в качестве хранилища данных для FSM. Но, если не хотите заморачиваться Redis, я покажу, как использовать его аналог (MemoryStorage) и расскажу почему этого лучше не делать.
Что мы будем делать сегодня?
Сегодня разберем FSM на конкретном примере: настроим анкету пользователя, захватим его логин, имя, возраст, фото и информацию о себе, а затем отобразим эти данные.
После изучения материала вы полностью овладеете навыком взаимодействия с FSM в Aiogram 3.x, и останется только научиться записывать эти данные в базу данных PostgreSQL (этим займемся в следующей статье).
Установка необходимых модулей
Для начала установим все необходимые модули:
pip install aiogram python-decouple redis
redis
— для взаимодействия с базой данных Redis.python-decouple
— для работы с .env файлами.aiogram
— библиотека для создания ботов.
Доступ к Redis
Хост
Порт
Номер базы данных (по умолчанию от 0 до 15)
(Опционально) Логин и пароль, если они заданы
Пример строки подключения к Redis без логина и пароля:
redis://HOST:PORT/NUM_DB
Пример строки подключения к Redis с логином и паролем:
redis://LOGIN:PASSWORD@HOST:PORT/NUM_DB
Настройка create_bot.py
В файле create_bot.py
создадим объект storage
для хранения данных FSM. Импортируем переменные из .env файла:
from decouple import config
redis_url = config('REDIS_URL')
Настройка Storage
Импортируем модуль RedisStorage
:
from aiogram.fsm.storage.redis import RedisStorage
Это импортирует класс RedisStorage
из библиотеки aiogram, который используется для хранения данных конечного автомата состояний (FSM) в Redis.
Создаем объект RedisStorage
:
storage = RedisStorage.from_url(config('REDIS_URL'))
Здесь мы создаем объект RedisStorage
, используя URL подключения к Redis, который берем из переменной окружения REDIS_URL
, загруженной с помощью config
из библиотеки python-decouple
.
Инициализация Dispatcher
с RedisStorage
:
dp = Dispatcher(storage=storage)
Мы создаем объект Dispatcher
, передавая ему наш storage
для хранения состояния конечного автомата в Redis. Это позволяет боту сохранять и восстанавливать состояния пользователей, используя Redis как хранилище.
Если вы не хотите использовать Redis в качестве хранилища, можно использовать MemoryStorage
:
from aiogram.fsm.storage.memory import MemoryStorage
dp = Dispatcher(storage=MemoryStorage())
MemoryStorage
использует оперативную память, что приводит к полной потере данных при любом сбое на сервере или в боте.
Redis так-же использует оперативную память для хранения данных, но в отличие от MemoryStorage, поддерживает периодическую запись данных на диск и может работать в кластерной среде, обеспечивая масштабируемость и надежность системы.
Таким образом, использование RedisStorage в FSM для Telegram-ботов обеспечивает высокую производительность и надежность, что делает его предпочтительным выбором для любых телеграмм ботов, но, в учебных целях, можете использовать MemoryStorage.
Сейчас приведу 2 примера, которые явно продемонстрируют отличия.
Запускаем некий сценарий анкетирования (всего 5 вопросов)
После третего вопроса перезагружаем бота
Если использовалась MemoryStorage
, то все данные будут потеряны и сценарий нужно будет начинать сначала. При использовании Redis
- сценарий для каждого пользователя продолжится с того места где тот остановился.
Что такое FSM?
FSM, или конечный автомат состояний (Finite State Machine), — это простой способ управлять сложными взаимодействиями в вашем Telegram боте. Он помогает боту "запомнить", на каком шаге процесса находится пользователь и что делать дальше.
К примеру создадим анкету, которая будет вести пользователя через следующие шаги:
Сначала спрашивает пол.
Затем возраст.
Потом имя и фамилию.
Далее логин.
Попросит отправить фото.
И наконец, попросит добавить описание о себе.
FSM помогает боту отслеживать, на каком из этих шагов находится пользователь, и что спросить дальше. Если пользователь отправил имя, бот "запоминает" это и знает, что следующий шаг — запросить логин.
Настройка первого скрипта FSM
Импортируем необходимые модули:
from aiogram.dispatcher import FSMContext
from aiogram.dispatcher.filters.state import State, StatesGroup
Определим состояния:
class Form(StatesGroup):
name = State()
age = State()
Под каждое состояние напишем отдельные хендлеры, которые будут реагировать на ввод текста (имя и возраст):
import asyncio
from create_bot import bot
from aiogram import Router, F
from aiogram.filters import Command
from aiogram.fsm.context import FSMContext
from aiogram.types import Message
from aiogram.utils.chat_action import ChatActionSender
import re
def extract_number(text):
match = re.search(r'\b(\d+)\b', text)
if match:
return int(match.group(1))
else:
return None
class Form(StatesGroup):
name = State()
age = State()
questionnaire_router = Router()
@questionnaire_router.message(Command('start_questionnaire'))
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
async with ChatActionSender.typing(bot=bot, chat_id=message.chat.id):
await asyncio.sleep(2)
await message.answer('Привет. Напиши как тебя зовут: ')
await state.set_state(Form.name)
@questionnaire_router.message(F.text, Form.name)
async def capture_name(message: Message, state: FSMContext):
await state.update_data(name=message.text)
async with ChatActionSender.typing(bot=bot, chat_id=message.chat.id):
await asyncio.sleep(2)
await message.answer('Супер! А теперь напиши сколько тебе полных лет: ')
await state.set_state(Form.age)
@questionnaire_router.message(F.text, Form.age)
async def capture_age(message: Message, state: FSMContext):
check_age = extract_number(message.text)
if not check_age or not (1 <= check_age <= 100):
await message.reply('Пожалуйста, введите корректный возраст (число от 1 до 100).')
return
await state.update_data(age=check_age)
data = await state.get_data()
msg_text = (f'Вас зовут <b>{data.get("name")}</b> и вам <b>{data.get("age")}</b> лет. '
f'Спасибо за то что ответили на мои вопросы.')
await message.answer(msg_text)
await state.clear()
Мы импортировали FSMContext
из aiogram.dispatcher
, а также State
и StatesGroup
из aiogram.dispatcher.filters.state
для работы с конечным автоматом состояний (FSM) в нашем боте. Вот простое объяснение:
-
FSMContext:
Это специальный объект, который помогает нам управлять состояниями пользователя. Он хранит данные о текущем состоянии пользователя и позволяет изменять их, перемещая пользователя между различными состояниями.
Пример использования: С помощью
FSMContext
мы можем сохранить имя пользователя и затем перейти к следующему шагу, где спросим возраст.
-
State и StatesGroup:
State
представляет собой конкретное состояние, в котором может находиться пользователь.StatesGroup
позволяет объединять несколько состояний в логическую группу.Пример использования: Мы создаем класс
Form
, который наследуется отStatesGroup
, и внутри него определяем состоянияname
иage
. Это помогает нам структурировать и управлять последовательностью шагов анкеты.
С другими импортами вы уже знакомы, если читали мои прошлый статьи на тему aiogram
Функция extract_number
извлекает число из текста. Полезно на случай если пользователь вместо "20" будет писать "мне 20 лет". Данная функция достанет 20 и сразу трансформирует это запись в int.
Теперь вы можете видеть, что у нас появился новый аргумент в функции — state
. Он позволяет управлять состояниями пользователя, перемещать пользователя по состояниям и прочее.
Для аннотации типов используем FSMContext
, который импортировали ранее.
Также под анкету я создал новый роутер. Он нам пригодится далее, когда мы будем делать «боевую» анкету.
Для красоты я добавил имитацию набора текста. И тут самое важное — это конструкция такого типа: await state.set_state(Form.name)
.
Эта запись указывает, что пользователь, когда дойдет до этого момента функции, окажется в состоянии Form.name
, а значит, что его отправка данных (в нашем случае это ввод имени) окажется уже в этом состоянии.
Идем далее:
@questionnaire_router.message(F.text, Form.name)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
await state.update_data(name=message.text)
async with ChatActionSender.typing(bot=bot, chat_id=message.chat.id):
await asyncio.sleep(2)
await message.answer('Супер! А теперь напиши сколько тебе полных лет:')
await state.set_state(Form.age)
Здесь мы применили новый метод, а именно — сохранение данных от пользователя в переменную name
при помощи state.update_data
. После, как вы уже знаете, мы просто перенесли пользователя в новое состояние Form.age
.
@questionnaire_router.message(F.text, Form.age)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
check_age = extract_number(message.text)
if not check_age or not (1 <= int(message.text) <= 100):
await message.reply("Пожалуйста, введите корректный возраст (число от 1 до 100).")
await state.set_state(Form.age)
else:
await state.update_data(age=check_age)
data = await state.get_data()
msg_text = (f'Вас зовут <b>{data.get("name")}</b> и вам <b>{data.get("age")}</b> лет. '
f'Спасибо за то, что ответили на мои вопросы.')
await message.answer(msg_text)
await state.clear()
Здесь сначала мы проверили, есть ли в последнем сообщении пользователя возраст и находится ли он в диапазоне от 1 до 100. Если это не так, мы отправляем пользователя в состояние ввода возраста.
В случае, когда нужно просто оставить пользователя в том же состоянии при ошибке, можно использовать:
if not check_age or not (1 <= int(message.text) <= 100):
await message.reply("Пожалуйста, введите корректный возраст (число от 1 до 100).")
return
Тем самым мы укажем, что нужно остаться там же, но я в таких случаях обычно явно прописываю, в какое состояние нужно отправиться (когда через полгода, например, к своему проекту возвращаешься — это становится очень полезным).
Если возраст был введен корректно, мы записываем возраст в хранилище (этого также можно было не делать, так как мы все равно в этом хендлере завершаем сценарий, но я считаю, что явное лучше неявного).
Для того чтобы достать данные из хранилища, мы использовали запись:
data = await state.get_data()
В данном случае data
— это обычный питоновский словарь, с которым можно делать все, что можно делать со словарями. Например, доставать значения по ключу.
Обратите особое внимание на:
await state.clear()
Это нужно делать обязательно, когда вы завершаете сценарий. Тут все просто. Если вы не завершите сценарий, бот не поймет, что возраст получен, и будет ждать его до бесконечности.
Сейчас рассмотрим самый частый случай у новичков.
Пользователь заполняет анкету, а после передумывает. Нажимает через командное меню /start
, а у него ничего не происходит. Дело в том, что сценарий, который мы запустили, не завершился.
Бывает, что происходит. В таком случае вместо имени бот записывает имя «/start», после отправляет новый вопрос «Введи возраст». Пользователь снова жмет /start
, и это все идет до момента, пока пользователь не удаляет бота и не считает, что его делали некомпетентные люди.
Чтобы эту проблему избежать, стоит в своей архитектуре закладывать возможность выхода из сценария анкетирования. Лично я всегда закладываю в команде /start
и в прочих командах (в их хендлерах) сброс сценария. Для этого необходимо следующее:
async def cmd_start(message: Message, state: FSMContext):
await state.clear()
В таком случае вы автоматически ставите закрытие сценария анкетирования, и пользователь, нажав на старт, просто получит сброс данных.
Также советую добавлять возможность выхода по клику на кнопку клавиатуры. Это может быть текстовая кнопка с надписью «Отмена» или инлайн-кнопка с call_data = cancel
, а далее просто обработчик, который будет закрывать (очищать) хранилище, тем самым выбивая пользователя из сценария.
На это акцентируйте особое внимание, так как проблем, связанных с «не выходом» из сценария, случается предостаточно.
Надеюсь, что к настоящему моменту вы уловили общие принципы взаимодействия с FSM, а значит что мы можем приступать к заполнению «боевой» анкеты. Бот пойдет по такому сценарию:
Сначала спрашивает пол (текстовая клавиатура с вариантами пола)
Затем возраст (удалим клавиатуру)
Потом имя и фамилию
Далее логин (инлайн клавиатура с возможностью выбрать свой логин с профиля телеграмм если он есть)
Попросит отправить фото (тут смысл в том чтоб захватить file_id фото)
И наконец, попросит добавить описание о себе.
Сейчас мы просто перепишем наш код, добавив новые состояния, а в результате выведем данные, введенные пользователем, с вопросом «Все верно?» и вариантами «Все верно» и «Заполнить сначала» (этот вариант будет сбрасывать анкету и запускать её с момента ввода имени).
Сначала давайте пропишем клавиатуры:
Текстовая клавиатура выбора пола:
def gender_kb():
kb_list = [
[KeyboardButton(text="??Мужчина")], [KeyboardButton(text="??Женщина")]
]
keyboard = ReplyKeyboardMarkup(keyboard=kb_list,
resize_keyboard=True,
one_time_keyboard=True,
input_field_placeholder="Выбери пол:")
return keyboard
Тут я использовал текстовую клавиатуру просто для примера. Обычно стараюсь использовать инлайн-клавиатуры.
Инлайн-клавиатура проверки заполнения данных:
def check_data():
kb_list = [
[InlineKeyboardButton(text="✅Все верно", callback_data='correct')],
[InlineKeyboardButton(text="❌Заполнить сначала", callback_data='incorrect')]
]
keyboard = InlineKeyboardMarkup(inline_keyboard=kb_list)
return keyboard
Инлайн-клавиатура, которая позволит при клике использовать логин, указанный пользователем в ТГ:
def get_login_tg():
kb_list = [
[InlineKeyboardButton(text="Использовать мой логин с ТГ", callback_data='in_login')]
]
keyboard = InlineKeyboardMarkup(inline_keyboard=kb_list)
return keyboard
Тут ещё добавим проверку, чтобы, если логина в Телеграме не было, его необходимо было указать.
Вот полный код анкеты (смотрим код, а после дам пояснения):
import asyncio
from create_bot import bot
from aiogram import Router, F
from aiogram.filters import Command
from aiogram.fsm.context import FSMContext
from aiogram.fsm.state import State, StatesGroup
from aiogram.types import Message, ReplyKeyboardRemove, CallbackQuery
from aiogram.utils.chat_action import ChatActionSender
from keyboards.all_kb import gender_kb, get_login_tg, check_data
from utils.utils import extract_number
class Form(StatesGroup):
gender = State()
age = State()
full_name = State()
user_login = State()
photo = State()
about = State()
check_state = State()
questionnaire_router = Router()
@questionnaire_router.message(Command('start_questionnaire'))
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
await state.clear()
async with ChatActionSender.typing(bot=bot, chat_id=message.chat.id):
await asyncio.sleep(2)
await message.answer('Привет. Для начала выбери свой пол: ', reply_markup=gender_kb())
await state.set_state(Form.gender)
@questionnaire_router.message((F.text.lower().contains('мужчина')) | (F.text.lower().contains('женщина')), Form.gender)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
await state.update_data(gender=message.text, user_id=message.from_user.id)
async with ChatActionSender.typing(bot=bot, chat_id=message.chat.id):
await asyncio.sleep(2)
await message.answer('Супер! А теперь напиши сколько тебе полных лет: ', reply_markup=ReplyKeyboardRemove())
await state.set_state(Form.age)
@questionnaire_router.message(F.text, Form.gender)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
await state.update_data(name=message.text)
async with ChatActionSender.typing(bot=bot, chat_id=message.chat.id):
await asyncio.sleep(2)
await message.answer('Пожалуйста, выбери вариант из тех что в клавиатуре: ', reply_markup=gender_kb())
await state.set_state(Form.gender)
@questionnaire_router.message(F.text, Form.age)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
check_age = extract_number(message.text)
if not check_age or not (1 <= int(message.text) <= 100):
await message.reply("Пожалуйста, введите корректный возраст (число от 1 до 100).")
return
await state.update_data(age=check_age)
await message.answer('Теперь укажите свое полное имя:')
await state.set_state(Form.full_name)
@questionnaire_router.message(F.text, Form.full_name)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
await state.update_data(full_name=message.text)
text = 'Теперь укажите ваш логин, который будет использоваться в боте'
if message.from_user.username:
text += ' или нажмите на кнопку ниже и в этом случае вашим логином будет логин из вашего телеграмм: '
await message.answer(text, reply_markup=get_login_tg())
else:
text += ' : '
await message.answer(text)
await state.set_state(Form.user_login)
# вариант когда мы берем логин из профиля телеграмм
@questionnaire_router.callback_query(F.data, Form.user_login)
async def start_questionnaire_process(call: CallbackQuery, state: FSMContext):
await call.answer('Беру логин с телеграмм профиля')
await call.message.edit_reply_markup(reply_markup=None)
await state.update_data(user_login=call.from_user.username)
await call.message.answer('А теперь отправьте фото, которое будет использоваться в вашем профиле: ')
await state.set_state(Form.photo)
# вариант когда мы берем логин из введенного пользователем
@questionnaire_router.message(F.text, Form.user_login)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
await state.update_data(user_login=message.from_user.username)
await message.answer('А теперь отправьте фото, которое будет использоваться в вашем профиле: ')
await state.set_state(Form.photo)
@questionnaire_router.message(F.photo, Form.photo)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
photo_id = message.photo[-1].file_id
await state.update_data(photo=photo_id)
await message.answer('А теперь расскажите пару слов о себе: ')
await state.set_state(Form.about)
@questionnaire_router.message(F.document.mime_type.startswith('image/'), Form.photo)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
photo_id = message.document.file_id
await state.update_data(photo=photo_id)
await message.answer('А теперь расскажите пару слов о себе: ')
await state.set_state(Form.about)
@questionnaire_router.message(F.document, Form.photo)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
await message.answer('Пожалуйста, отправьте фото!')
await state.set_state(Form.photo)
@questionnaire_router.message(F.text, Form.about)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
await state.update_data(about=message.text)
data = await state.get_data()
caption = f'Пожалуйста, проверьте все ли верно: \n\n' \
f'<b>Полное имя</b>: {data.get("full_name")}\n' \
f'<b>Пол</b>: {data.get("gender")}\n' \
f'<b>Возраст</b>: {data.get("age")} лет\n' \
f'<b>Логин в боте</b>: {data.get("user_login")}\n' \
f'<b>О себе</b>: {data.get("about")}'
await message.answer_photo(photo=data.get('photo'), caption=caption, reply_markup=check_data())
await state.set_state(Form.check_state)
# сохраняем данные
@questionnaire_router.callback_query(F.data == 'correct', Form.check_state)
async def start_questionnaire_process(call: CallbackQuery, state: FSMContext):
await call.answer('Данные сохранены')
await call.message.edit_reply_markup(reply_markup=None)
await call.message.answer('Благодарю за регистрацию. Ваши данные успешно сохранены!')
await state.clear()
# запускаем анкету сначала
@questionnaire_router.callback_query(F.data == 'incorrect', Form.check_state)
async def start_questionnaire_process(call: CallbackQuery, state: FSMContext):
await call.answer('Запускаем сценарий с начала')
await call.message.edit_reply_markup(reply_markup=None)
await call.message.answer('Привет. Для начала выбери свой пол: ', reply_markup=gender_kb())
await state.set_state(Form.gender)
Обратите внимание на изменения в классе Form, добавлены новые состояния:
class Form(StatesGroup):
gender = State()
age = State()
full_name = State()
user_login = State()
photo = State()
about = State()
check_state = State()
Теперь рассмотрим обработчики:
@questionnaire_router.message((F.text.lower().contains('мужчина')) | (F.text.lower().contains('женщина')), Form.gender)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
await state.update_data(gender=message.text)
async with ChatActionSender.typing(bot=bot, chat_id=message.chat.id):
await asyncio.sleep(2)
await message.answer('Супер! А теперь напиши сколько тебе полных лет: ', reply_markup=ReplyKeyboardRemove())
await state.set_state(Form.age)
@questionnaire_router.message(F.text, Form.gender)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
await state.update_data(name=message.text)
async with ChatActionSender.typing(bot=bot, chat_id=message.chat.id):
await asyncio.sleep(2)
await message.answer('Пожалуйста, выбери вариант из тех что в клавиатуре: ', reply_markup=gender_kb())
await state.set_state(Form.gender)
Тут мы в двух обработчиках указали Form.gender, но при этом в одном есть фильтры, которые позволяют идти дальше, а в другом их нет, и бот снова просит выбрать пол (подробно разбирали в теме магических фильтров почему так происходит).
Обратите внимание что я добавил в хранилище ещё и telegram_id пользователя под ключем user_id. Эта инфомарция нам нужна будет для записи пользователя в базу данных.
Обработка возраста была рассмотрена ранее, в обработке имени нет ничего интересного. Давайте посмотрим на формат захвата логина пользователя.
text = 'Теперь укажите ваш логин, который будет использоваться в боте'
if message.from_user.username:
text += ' или нажмите на кнопку ниже и в этом случае вашим логином будет логин из вашего телеграмм: '
await message.answer(text, reply_markup=get_login_tg())
else:
text += ‘ : ‘
await message.answer(text)
Тут я выполнил проверку на наличие у пользователя логина в профиле Телеграм. Если логин есть, то бот дает возможность использовать его через клик по кнопке. Если нет, то варианта с выбором логина с профиля нет.
# вариант когда мы берем логин из профиля телеграмм
@questionnaire_router.callback_query(F.data, Form.user_login)
async def start_questionnaire_process(call: CallbackQuery, state: FSMContext):
await call.answer('Беру логин с телеграмм профиля')
await call.message.edit_reply_markup(reply_markup=None)
await state.update_data(user_login=call.from_user.username)
await call.message.answer('А теперь отправьте фото, которое будет использоваться в вашем профиле: ')
await state.set_state(Form.photo)
# вариант когда мы берем логин из введенного пользователем
@questionnaire_router.message(F.text, Form.user_login)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
await state.update_data(user_login=message.from_user.username)
await message.answer('А теперь отправьте фото, которое будет использоваться в вашем профиле: ')
await state.set_state(Form.photo)
Обратите внимание, что тут в callback_query я использовал:
await call.message.edit_reply_markup(reply_markup=None)
Благодаря такой записи я удалил инлайн клавиатуру после клика по ней.
Также обратите внимание на то, как я использовал фильтры. Отдельно обработаны ситуации работы с callback_query и с простым message.
По фото есть момент. Вы наверняка знаете, что фотографии можно отправлять со сжатием (в таком случае бот будет видеть объект photo) или без сжатия (тогда фото будет отправлено как документ).
В своем коде я учел все варианты, и вот что получилось:
@questionnaire_router.message(F.photo, Form.photo)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
photo_id = message.photo[-1].file_id
await state.update_data(photo=photo_id)
await message.answer('А теперь расскажите пару слов о себе: ')
await state.set_state(Form.about)
@questionnaire_router.message(F.document.mime_type.startswith(‘image/’), Form.photo)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
photo_id = message.document.file_id
await state.update_data(photo=photo_id)
await message.answer('А теперь расскажите пару слов о себе: ')
await state.set_state(Form.about)
@questionnaire_router.message(F.document, Form.photo)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
await message.answer(‘Пожалуйста, отправьте фото!’)
await state.set_state(Form.photo)
Когда тип контента — photo, думаю, что все понятно без особых пояснений, а вот в варианте с фото без сжатия я использовал особый магический фильтр:
F.document.mime_type.startswith(‘image/’)
Он проверяет, является ли MIME-тип документа изображением. Если он начинается с 'image/', это показывает, что это изображение, и нам это подходит.
На случай, если был отправлен просто документ (например, pdf), я прописал этот обработчик:
@questionnaire_router.message(F.document, Form.photo)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
await message.answer(‘Пожалуйста, отправьте фото!’)
await state.set_state(Form.photo)
Его смысл в том, чтобы возвращать пользователя к отправке фото, если он прислал не то, что нужно.
Далее мы сохраняем описание о себе и получаем данные о пользователе из хранилища. Так как мы хотим отправить сообщение в формате анкеты, мы будем отвечать пользователю отправкой фото-сообщения.
@questionnaire_router.message(F.text, Form.about)
async def start_questionnaire_process(message: Message, state: FSMContext):
await state.update_data(about=message.text)
data = await state.get_data()
caption = f'Пожалуйста, проверьте все ли верно: \n\n' \
f'<b>Полное имя</b>: {data.get("full_name")}\n' \
f'<b>Пол</b>: {data.get("gender")}\n' \
f'<b>Возраст</b>: {data.get("age")} лет\n' \
f'<b>Логин в боте</b>: {data.get("user_login")}\n' \
f'<b>О себе</b>: {data.get("about")}'
await message.answer_photo(photo=data.get('photo'), caption=caption, reply_markup=check_data())
await state.set_state(Form.check_state)
Далее, в зависимости от варианта проверки, мы либо сохраним данные о пользователе в базе данных (следующая статья), либо запустим сценарий сначала.
# сохраняем данные
@questionnaire_router.callback_query(F.data == 'correct', Form.check_state)
async def start_questionnaire_process(call: CallbackQuery, state: FSMContext):
await call.answer('Данные сохранены')
await call.message.edit_reply_markup(reply_markup=None)
await call.message.answer('Благодарю за регистрацию. Ваши данные успешно сохранены!')
await state.clear()
# запускаем анкету сначала
@questionnaire_router.callback_query(F.data == 'incorrect', Form.check_state)
async def start_questionnaire_process(call: CallbackQuery, state: FSMContext):
await call.answer('Запускаем сценарий с начала')
await call.message.edit_reply_markup(reply_markup=None)
await call.message.answer('Привет. Для начала выбери свой пол: ', reply_markup=gender_kb())
await state.set_state(Form.gender)
Вот как анкета выглядит в действии на скринах:
Заключение
Сегодня мы разобрали фундаментальную тему, которая откроет вам путь к созданию ботов с невероятно сложными и увлекательными сценариями FSM. Понимание этого материала — ключ к созданию действительно умных и интерактивных ботов.
Я понимаю, что могли остаться вопросы, ведь эта тема требует времени и практики для полного освоения. Если у вас возникли вопросы, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Признаюсь, в свое время мне тоже было непросто разобраться во всех нюансах FSM, но результат того стоит.
Если вам понравилась эта статья и вы хотите больше подобных материалов, например, о том, как интегрировать бота с базой данных PostgreSQL, оставляйте комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь. Это только начало нашего пути в мир продвинутых Telegram-ботов.
До скорого!