В современном мире неуклонно растёт спрос на высококлассных ИТ‑специалистов. В связи с этим увеличивается и потребность в формировании качественных знаний и устойчивых навыков у сотрудников .

Может ли корпоративная библиотека помочь в решении этих задач? И нужна ли она в принципе ИТ‑компаниям? На эти вопросы я отвечу в статье, а также поделюсь опытом компании CUSTIS по созданию и развитию библиотеки, которой уже более 10 лет. 

Меня зовут Женя Шеина, и я отвечаю за развитие и обучение персонала в ИТ‑компании CUSTIS. 

Как я уже написала, нашей корпоративной библиотеке уже более 10 лет. И на протяжении всего этого времени она постоянно расширяется и пользуется большим интересом у сотрудников. В нашей компании люди действительно очень любят читать, стремятся постоянно узнавать что‑то новое и повышать уровень своих компетенций! Уверена, мы не исключение! В какой отрасли или сфере деятельности вы бы ни работали, потребность в новых знаниях и саморазвитии остаётся актуальной всегда.  

На своём опыте мы убедились, что корпоративная библиотека, содержащая как профессиональную, так и художественную литературу, играет важную роль в развитии и успешной деятельности ИТ‑компаний. 

Дальше я приведу несколько причин, почему такая библиотека может быть полезна и вам при формировании корпоративной культуры компании.

Обучение и саморазвитие

Сегодня, когда ежедневный объём информации растёт, а временной интервал на освоение алгоритмов работы и новых видов деятельности наоборот сокращается, корпоративные библиотеки становятся действенным и экономически доступным инструментом повышения квалификации персонала.

Наряду с тренингами, обучающими и наставническими программами библиотеки вносят заметный вклад в обучение сотрудников на всех позициях: от начинающих специалистов до топ‑менеджеров. Наличие в компании профессиональных изданий даёт возможность сотрудникам самостоятельно учиться и формировать культуру самообучающейся организации, а художественная литература — расширяет кругозор и развивает эмоциональный интеллект. 

Профессиональная литература может служить как справочным материалом для решения конкретных задач и проблем, так и вдохновением для новых идей и проектов. Это помогает сотрудникам эффективнее работать и повышать качество своих проектов. Высокий уровень мотивации на непрерывное развитие делает сотрудников компании профессионально конкурентными и более успешными в выполнении задач бизнеса.

При этом мы отмечаем важность того, чтобы каждый сотрудник имел возможность вносить свой вклад в формирование базы знаний компании, рекомендовать интересные и полезные книги и делиться своей экспертизой с коллегами. 

В CUSTIS отдел обучения подбирает новинки для библиотеки сам или по запросам сотрудников, и рассказывает о них на корпоративном портале. А со временем наши коллеги стали также сами дополнять коллекцию библиотеки интересными книгами, которыми они хотят поделиться друг с другом.

Бумажные или электронные книги?

Наш ответ — все! А ещё и аудиокниги!

Поделюсь статистикой: сейчас в CUSTIS работают более 350 человек, треть из которых —на удалёнке в разных регионах. В среднем коллеги берут в год около 250–300 книг с «живой» полки в московском офисе и 2000–2500 книг в электронной библиотеке.

Среди электронных книг популярна современная проза и фэнтези, среди бумажных — профессиональная ИТ‑литература, а также книги по саморазвитию, психологии, бизнес‑романы и вдохновляющие автобиографии.

Чтобы упростить процесс закупки бумажных книг, мы заключили корпоративный договор с магазинами «Лабиринт» и «Читай‑город». И около 6 лет назад подключились к электронной библиотеке и сейчас пользуемся подпиской на MyBook. Но бумажные книги продолжают вызывать большой интерес среди коллег! Сейчас в нашей библиотеке порядка 1000 печатных изданий.

Кроме того, как показывает статистика, аудио — это «новое чтение». Пользователи потребляют информацию в аудиоформате в качестве второй активности, что позволяет увеличивать её объёмы без дополнительных вложений времени.

«Тишина в библиотеке!»

Такого в нашей библиотеке вы точно не услышите! Для нас это наоборот место для общения и встреч с коллегами. Наша библиотека стала настоящей точкой сборки для сотрудников.

Всё началось 10 лет назад с инициативы HR‑департамента, который собрал все книги компании, разрозненно хранящиеся в разных кабинетах офиса, на стеллажах в своём кабинете и стал регулярно их пополнять. Потом добавил удобные пуфики, на которых приятно отдохнуть и отвлечься от рабочих задач в середине дня. Вот так и родилась здоровая альтернатива «курилке» и одно из любимых мест в CUSTIS. Сюда приходят не только за книгой, но просто выпить кофе, отдохнуть и поболтать с коллегами.

А когда наши ребята бывают в офисах партнёров или клиентов, часто обращают внимание на корпоративные библиотеки. Надо сказать, что многие компании оборудуют в офисном пространстве такие места для отдыха и обучения персонала. Но, по словам коллег, такой большой и уютной библиотеки как у нас, не видели ещё ни у кого :)

Поделюсь также одним лайфхаком для коллег из HR: благодаря тому, что зона библиотеки расположена в одном из наших кабинетов, мы всегда имеем возможность побеседовать с нашими сотрудниками в неформальной обстановке, узнать их настроения, расположить к себе и обсудить волнующие вопросы в спокойной и непринуждённой атмосфере.

Поэтому если вы задумываетесь о создании корпоративной библиотеки, помните: она может стать не только полезным инструментом обучения и развития персонала, но и имеет все шансы превратиться в одно из любимых мест офиса!

От библиотеки к книжному клубу

В одной из своих статей издание Harvard Business Review упомянуло, что привычка читать может стать важной составляющей для приобретения лидерских качеств, а также наверняка поможет развить интеллект и улучшить коммуникативные навыки. Вот почему бизнесмены должны вступать в книжные клубы.

В нашей компании книжный клуб естественным образом сам начал формироваться из любителей чтения и постоянных посетителей библиотеки. Вначале это были просто спонтанные обсуждения с коллегами понравившихся (а иногда и не понравившихся) книг на тех самых пуфиках. Но сейчас мы планируем сделать полноценное сообщество, где сотрудники смогут высказать свою точку зрения по той или иной книге, интегрировать полученную информацию в практические задачи, услышать иное мнение и сопоставить его с собственным. Мы уверены, что такие встречи на регулярной основе не только укрепят отношения внутри коллектива, но и будут способствовать развитию критического мышления и умения говорить на публику.

О том, что у нас получится и понравится ли новый формат коллегам, обязательно поделюсь с вами позже. 

«Книги — это окна, через которые мы смотрим на жизнь», — Артур Кларк

Как бы пафосно это ни звучало, но книги — это действительно окна, через которые мы смотрим на жизнь! Несмотря на развитие новых технологий, чтение остаётся одним из эффективных способов получения знаний и информации.

На мой взгляд, важно сделать так, чтобы читать (или слушать книги) было удобно и понятно с точки зрения собственного результата для сотрудников, стремящихся к саморазвитию. И если вам удастся внедрить чтение в корпоративную практику, у вас в руках окажется постоянно действующий инструмент непрерывного развития за разумные деньги, которым удобно управлять.

В целом, наличие корпоративной библиотеки с разнообразной литературой является важным элементом корпоративной культуры ИТ‑компаний, способствующим профессиональному развитию сотрудников, улучшению рабочей атмосферы и повышению эффективности работы.

Комментарии (2)


  1. NatalyEmkha
    21.06.2024 05:06

    Отличная идея, кстати. Так как у нас сотрудники в разных странах (и городах), то у нас такая корпоративная библиотека электронных книг и вебинаров. "Скидываются" книгами все сотрудники.


    1. EvGenL Автор
      21.06.2024 05:06

      Какие вы молодцы! Надеюсь, наш с вами опыт вдохновит другие компании.