За 8 месяцев его стоимость составила 1 миллиард долларов, и он стал самым быстрорастущим B2B SaaS-стартапом в мире. История успеха Slack, в которую вы можете не поверить.
После двух неудачных попыток Кэл Хендерсон и Стюарт Баттерфилд создали самый популярный инструмент для обмена мгновенными сообщениями и повышения продуктивности, которым пользуются 77 % компаний из списка Fortune 100.
Slack был запущен в 2014 году и сразу же стал популярным. За 24 часа после запуска компания набрала более 8 тысяч пользователей. Через 6 месяцев Slack привлек 120 миллионов долларов по оценке в 2,7 миллиарда долларов.
Компания продолжала расти на 5-10 % в неделю, и к 2015 году ее стоимость составила почти 3 миллиарда долларов. За два года они привлекли 840 миллионов долларов, и стоимость компании достигла 5,1 миллиарда долларов. С ума сойти!
Microsoft рассматривала возможность приобретения Slack (в том же году она приобрела LinkedIn).
Все это произошло без затрат на традиционную рекламу и без штатного директора по маркетингу. Но есть деталь, которая делает их историю еще более удивительной.
Slack никогда не задумывался как программное обеспечение для бизнеса, а начинался как компания по производству видеоигр.
Игра называлась Glitch. По словам основателя, Glitch была «Монти Пайтоном, скрещенным с доктором Сьюзом под кислотой». Сюрреалистические пейзажи и широкие возможности кастомизации Glitch получили широкую известность среди фанатов.
Как же команда Glitch перешла на Slack?
Оказалось, что команда испытывала трудности в общении друг с другом, особенно с сотрудниками других отделов. Чтобы улучшить внутрикорпоративные коммуникации, они создали приложение.
Стюарт Баттерфилд умел строить бизнес. Ранее он работал в Кремниевой долине как предприниматель с успешным экзитом. Если вы слышали о Flickr, то это тоже компания Стюарта, которую он основал и продал Yahoo в 2005 году за 35 миллионов долларов.
Но вернемся к Slack... Команда начала использовать его в 2012 году и вскоре после этого сосредоточила все свои внутренние ресурсы на его возможностях. Они представили Slack миру в 2014 году, и остальное уже история.
Многие стартапы пытались изменить привычные аспекты работы, но мало кому удалось сделать это так эффективно и быстро, как Slack. Пять ключевых моментов, которые позволили им сделать это:
1. Опыт Tiny Speck (предыдущее название компании) в области игр был главным конкурентным преимуществом. Баттерфилд и его команда уже знали, как сделать повторяющиеся задачи веселыми и увлекательными, ведь это основа игрового процесса.
2. Рост за счет продукта и модель freemium зацепили людей. С каждым действием, которое пользователь совершает в Slack, он все больше вкладывается в продукт. Каждое отправленное сообщение, каждый загруженный файл и каждый gif-ответ способствуют росту заинтересованности пользователей. Чем больше человек пользуется Slack, тем больше он в нем остается. Отчасти именно это сделало 2 000 отправленных сообщений такой важной метрикой на ранних этапах развития Slack.
3. Модель freemium: В отличие от большинства компаний-разработчиков программного обеспечения, в Slack практически нет существенной разницы между бесплатным и платным продуктом. Slack был бесплатным для команд, что не создавало никаких сложностей при регистрации. Единственные реальные различия - это количество сообщений, которые можно индексировать и искать, и количество интеграций, к которым могут подключаться команды. Это сделало Slack значительно более привлекательным для малых и средних команд, заинтересованных в том, чтобы попробовать продукт.
4. Поддержка пользователей: Когда компания запустилась, у нее уже была небольшая команда по работе с клиентами, состоящая из трех человек, которые работали полный рабочий день, чтобы поддерживать новых пользователей. Команда Slack CS была повсюду в Twitter, выискивая хорошие и плохие комментарии. В одном из интервью Баттерфилд сказал: "Если сложить все это вместе, то мы, вероятно, получаем 8 000 заявок на помощь в Zendesk и 10 000 твитов в месяц. И мы отвечаем на все из них".
5. Уникальный бренд: Slack не только создал надежный продукт, но и отличный бренд. Сравните его с любым другим программным обеспечением, созданным для использования на предприятиях в то время. Контраст цветов, дизайна и игривости выделяет Slack.
Slack работает невероятно хорошо, да. Но успех продукта был связан не только с функциональностью, но и с весельем. Слоган Slack - "Сделайте рабочую жизнь проще, приятнее и продуктивнее (Make work life simpler, more pleasant and more productive)" - как раз это b отражает.
Ключом к раннему успеху Slack, помимо упомянутых функций, был "Founder Market Fit" (FMF) на ранней стадии. И большинство людей не понимают этой идеи.
Скорее всего, вы знаете и видели определения PMF и, возможно, знакомы с FMF (но, возможно, нигде не встречали его четкого определения):
- PMF → "Когда люди, которые знают, что им нужен ваш продукт, довольны тем, что вы предлагаете".
- FMF → "Когда основатели одержимы большим, быстрорастущим рынком, который они хорошо понимают".
Команда Slack идеально воплотила в себе FMF. Основатели были хорошо знакомы с проблемами коммуникации в команде, опираясь на свой предыдущий опыт. Они были увлечены решением этой проблемы на рынке, который они прекрасно понимали.
Так что если вы - основатель, пытающийся вывести свой стартап на рынок, возьмите на вооружение опыт Slack в том, как понять, когда нужно поворачивать, и удвоить усилия в том, что вы и ваша команда знаете как свои пять пальцев. То самое "соответствие основателя рынку", когда вы глубоко понимаете проблемы и обладаете опытом в области. Это то, что может усилить ваше влияние на ранних этапах развития.
Комментарии (10)
Einherjar
28.06.2024 08:29+2Slack работает невероятно хорошо, да
Это в каком месте? Нормальные звонки это поделите как не умело так и не умеет, вот у всех через раз. Вот уж действительно Glitch
Acidter
28.06.2024 08:29+2Со звонками проблем никогда не замечал. А вот то что ответить на сообщение можно только в тред, в то время когда клоны Slack умеют реплаи и без треда отправлять уже лет 5-7, периодически вызывает негодование.
titulusdesiderio
28.06.2024 08:29+2Я обожаю Слак, но "мы его сделали для внутренних нужд из-за того что испытывали проблемы с коммуникацией" - маркетинговый булшит.
Metotron0
Насколько я помню, они не озаботились адаптивом. Но я уже 6 лет не видел Слак, могли и добавить. Зато помню, как они убрали IRC-доступ, а я им пользовался из-за того, что сайт был тяжёлым для браузера.
ainoneko
В прошлый раз, когда я его видел, у меня были проблемы с тем, чтобы найти, где у них скачать deb-пакет (вместо него мне предлагали .rpm и инсталлятор для винды).
Зашёл теперь посмотреть:
"We're very sorry, but your browser is not supported!" (Opera)
ссылка "See system requirements" не работает
под Линукс теперь только snap (или я опять что-то не нашёл?)
Хорошо, что мне не надо им пользоваться :)
qrdl
сайт у них конечно не очень удобно организован, но при желании найти DEB тоже можно: https://slack.com/downloads/instructions/linux?ddl=1&build=deb
ainoneko
Да, если долго искать, то можно найти внизу страницы ссылки мелким шрифтом, включая "Download desktop app", которая теперь хотя бы ведёт на ту страницу (или похожую), что я видел несколько лет назад, а не начинает скачивать виндовый инсталлятор.
А на той странице по-прежнему
всё прекрасно:
слева "Slack for Linux BETA With the Slack app, your team is never more than a click away.",
потом ссылка-картинка на snap-версию,
текстовая ссылка "Download .RPM app",
ссылка "Looking for mobile?" на якорь ниже на странице.
После ссылок на мобильные версии:
"Choose a better way to work"
и текстовые кнопки
"DOWNLOAD SLACK FOR LINUX BETA" и "TALK TO SALES",
первая из которых скачивает RPM-версию.
Неужели ссылки на DEB здесь нет? Она есть!
Справа от тех ссылок, что выше, есть скриншот, под которым справа (почти как подпись под картикнкой) есть ссылка "Download .DEB app" ¯\_(ツ)_/¯
(Несколько лет назад найти эту страницу хотя бы было проще.)
Да, не очень.