Под словом «этих» мы подразумеваем результативных людей. Это не про проактивность, дисциплинированность и прочие клише из вакансий. А про личностный конструкт, благодаря которому человек способен создавать результаты для бизнеса.

Вы хотите результат, а получаете проблемы 

Ситуация: у вас функционирующий бизнес, вроде как все едет, но только вы отлучаетесь – начинаются проблемы. Вы пашете как проклятый, а выхлоп нулевой, результатов – ноль целых, фиг десятых. Зато косяков от команды - хоть отбавляй. А вообще-то хочется стратегическими делами заниматься, обгонять конкурентов, больше времени с семьей проводить, а не подтирать за своими же сотрудниками.

Почему все не могут работать как я? Если бы людей клонировали, я бы сделал компанию из себя или своих лучших сотрудников - мысли CEO в отчаянии

Кончено, вы начинаете с поиска причин и решений. И всегда их находите.

Не растет выручка? → Мало лидов → Надо закидать отдел продаж лидами, врубаем маркетинг

Сотрудники делают работу посредственного качества? → Никому не нужен чужой бизнес, люди работают на деньги → Надо либо увольнять, либо работать с тем что есть

Но на самом деле мы умеем видеть решение проблем только в области своей компетенции. Для человека с молотком решение проблемы – это «забить гвозди». Для человека с гвоздодером – «вытащить гвозди».

Поэтому ваши «решения» проблем ограничены вашими же знаниями и насмотренностью. Мало кто смотрит в глубину и видит истинные причины. Но мы с вами сейчас попробуем.

Мало лидов? 

А кто вам их приводит? → Маркетолог

Работа сотрудников посредственного качества? 

Кто этих людей в компанию привел? → HR

Маркетолог и HR – это люди. Компания – это люди. Да, компания – это много чего еще: процессы, цели, офис, айдентика и тд – но все это создается людьми для организации своей же работы.

Поэтому когда не хватает лидов – это означает, что кто-то из людей в компании не создает нужный результат. Не можете найти нужного человека уже полгода → ответственный за найм не создает нужный результат. Да, это одновременно просто осознать, и одновременно – сложно. Зачастую предприниматели считают, что (читайте подзаголовок ниже)

«Команда – это просто несколько этажей исполнителей»

Сильная команда для многих – «спящая потребность». Компании внутри нередко выглядят примерно как «я и три этажа исполнителей, которым совершенно неважно то, что действительно важно». И кажется, что это и есть — команда. Заниматься ей совершенно не хочется.

Связано это, скорее всего, с низким уровнем нормы в отношении профессионализма сотрудников. Не имея твёрдых технологий в найме, мы обычно нанимаем классных людей, но слабых сотрудников. Отсюда такие семейные коллективы, где никто никого не обижает, но и больших результатов тоже не создает. 

Когда пытаемся с этим коллективом вырасти Х сколько-нибудь – начинаются проблемы. Но люди-то хорошие, на рынке лучше уже никого и не найти, будем растить. Берём в команду тех, кого пришлось, и воспитываем их столько, сколько оказывается сил.

Соглашаемся на HR, которые замеряют уровень счастья, но не знают, приносят ли люди бизнесу прибыль. Соглашаемся на маркетологов, которые тестируют гипотезы, не влияющие на финансовые показатели, за большие деньги. Соглашаемся на финансистов, которые создают убытки.

Постепенно посредственность результатов становится нашим уровнем нормы. И совершенно забываем, что если из двоих человек в комнате ни один не может создать нужный результат, дело не всегда в том, что предложенная задача по своей природе нерешаема. Гораздо чаще — дело в том, что в этой комнате просто не оказалось нужного профессионала.

А еще – часто предприниматели недооценивают саму идею команды как группы, достигающей его целей. И при недостижении их – начинают задумываться об адекватности своих целей и о легитимности увольнять людей, которые этих целей достигать не помогают. Вместо того, чтобы задать себе вопрос «а точно ли эти люди приносят результат?»

А как заметить этих нерезультативных 

Хороший вопрос. Ответ на него есть, но давайте сначала раскрутим, как по-разному в работе ведут себя люди. 

Сразу обозначим, что «абсолютно результативных» людей не бывает. Также невозможно наводнить компанию «абсолютно НЕрезультативными» сотрудниками. Результативность – это всегда градиент. И вы сейчас его ощутите.

Многие могут узнать своих подчиненных в следующей ситуации. Вы даете какую-то задачу, человек уходит делать, в процессе задает вопросы и в целом, создается ощущение, что он действительно старается. Много общается с заказчиком, решает с ним важные вопросы. А потом приходит и говорит: «Я очень старался, но вот заказчик…». И дальше следует либо перечисление объективных обстоятельств, либо тщательно замаскированные отмазки. Отличить одно от другого можно в моменте, уточнив детали обстоятельств, или в динамике, наблюдая за тем, как сотрудник будет действовать в похожих ситуациях. Подобное поведение регулярно – рэд флаг.

Еще более четкий признак нерезультативности – когда все действия человека направлены на поиск причин почему что-то не сработает. Вы ставите задачу, а от него саботаж уже на старте. Вместо решения задачи уходит в рассуждения: «Да это не выполнить, потому что... Ведь если присмотреться, то...» И полчаса болтовни, чтобы отмазаться от работы еще до ее начала.

И каких только умственных изворотов не наслушаешься. То расчеты им покажут полную «нереалистичность» задуманного. То сезонность спроса, то уровень инфляции и курс гривны. 

Сразу скажем, что подобные ситуации возможны и у результативных сотрудников, но никогда ни в одной компании не являются регулярностью.

Но главное – не допускать нерезультативных людей в компанию 

И делать это нужно, конечно, на этапе найма. В следующий раз на собеседовании вместо того, чтобы спрашивать какие последние книги прочитал кандидат, поинтересуйтесь, что он считал результатом своей работы на последнем месте. Прислушайтесь к ответам. Говорит про процессы – ред флаг. Говорит про KPI, деньги и результаты, которые можно измерить – грин флаг, человек работал не ради галочки, а для достижения определенных целей.

Помимо упомянутого вопроса, есть еще несколько других, которые помогут проверить кандидата на способность приносить результат. Мы собрали их здесь, вместе с инструкциями о том, как интерпретировать ответы собеседуемого.

Надеемся, эти вопросы помогут вам при отборе кандидатов. Если у вас есть свои способы отсеивать «своих» и «не своих» – пишите в комментариях, побуждаем :)

Комментарии (12)


  1. weirded
    06.04.2024 04:57
    +11

    Аж захотел написать "зеркальную" статью с диаметрально противоположными тезисами с точки зрения тех самых сотрудников, которые ищут причины почему что-то не сработает. Не просто ведь так они это делают?


  1. Demon416
    06.04.2024 04:57
    +10

    Деньги КПИ, угу, зелёный зелёный флаг.

    КПИ практически всегда "взламывают" и редко они идут на пользу делу.


    1. a-tk
      06.04.2024 04:57
      +1

      Как только какой-то параметр объявляется мерилом результата, он тут же перестаёт быть таковым


  1. xxxphilinxxx
    06.04.2024 04:57
    +2

    Но на самом деле мы умеем видеть решение проблем только в области своей компетенции. Для человека с молотком решение проблемы – это «забить гвозди». Для человека с гвоздодером – «вытащить гвозди».

    И дальше все сводится к найму "правильных" работников. Показательно получилось.

    Но главное – не допускать нерезультативных людей в компанию

    А почему на нерезультативности остановился поиск причин? Очень смахивает на фундаментальную ошибку атрибуции - якобы прочие люди плохо работают потому, что они сами по себе плохие, и от них надо избавляться, а рассматриваемый начальник сам по себе хороший, но работает плохо (компанию ведь не может построить) просто потому, что не нашел нужную причину проблем, и избавляться от него не надо.


  1. ivankudryavtsev
    06.04.2024 04:57

    Кончено, вы начинаете с поиска причин и решений. И всегда их находите.

    Вот это мне понравилось.


  1. dlc
    06.04.2024 04:57
    +5

    И опять всё свелось к "неправильным работникам" у "правильного директора".


  1. murkin-kot
    06.04.2024 04:57
    +1

    Главная проблема предложенного подхода всё та же, что и для очень многих проблем в нашем обществе:

    Зачем подчинённому достигать цели хозяина? Кто он такой, что бы ради него умирать на работе?

    Вот поэтому все стремятся достигать свои личные цели. И разумеется, стараются делать это за счёт хозяина. Как и он старается достигать личные цели за счёт подчинённых.

    Чуть шире - эгоизм, вознесённый до размера культа, не может породить полноценное (и даже хоть немного нормальное) сотрудничество. Для примера погуглите про отношения воров на зоне - чистое и незамутнённое "человек человеку волк, но с этим нужно как-то жить". Вот к такой цели мы все и движемся. Ну а статейки вроде той, что выше, подсказывают очевидный вывод - сделай так, что бы все делали то, что хочешь ты. Как? У нас на канале телеграм есть масса рецептов - кнут, пряник, обман, ну и т.д.

    Вот реально ведь "правильным" хозяевам очень зайдёт тема "как вор вора заставил работать на себя". Надо срочно телеграм канал организовать!


  1. amazingname
    06.04.2024 04:57
    +1

    И делать это нужно, конечно, на этапе найма. В следующий раз на собеседовании вместо того, чтобы спрашивать какие последние книги прочитал кандидат, поинтересуйтесь, что он считал результатом своей работы на последнем месте. Прислушайтесь к ответам. Говорит про процессы – ред флаг. Говорит про KPI, деньги и результаты, которые можно измерить – грин флаг, человек работал не ради галочки, а для достижения определенных целей.

    Покажите мне нанимателя, который сейчас на рынке в этом заинтересован. Как раз ищу работу (на международном рынке). Пытаешься рассказать что делал и каких результатов на рынке компания в результате твоих усилий достигла - не слушают, прерывают, спрашивают про процессы и "сколько лет у тебя опыта работы с очередью Kafka"...

    Почему так, у меня две версии. Первая - рынок испортился из за слишком большого числа безработных специалистов. Вторая - отрасль деградирует и решает одни и те же задачи впустую поглощая инвестиции, поэтому ищут людей для имитации работы а не для достижения результатов.


  1. dkolomiets
    06.04.2024 04:57

    И каких только умственных изворотов не наслушаешься. То расчеты им покажут полную «нереалистичность» задуманного. То сезонность спроса, то уровень инфляции и курс гривны.

    Это где же вы про курс гривны наслушались?


  1. zubrbonasus
    06.04.2024 04:57
    +1

    КПИ и деньги это про манагеров. Работа с кафка и рэббитом это про программистов. Программистов берут для того, чтобы они написали код скомпилированный в приложение. Этого достаточно. За остальное, а именно как код превратить в деньги - этим занимаются манагеры. Поэтому если вы говорите про КПИ нанимая программиста - вам ред флаг. Говорите про технологии, код и процессы - вам грин флаг. По другому продуктивного сотрудничества не выйдет.


    1. amazingname
      06.04.2024 04:57

      При таком раскладе, когда программисты только пишут код не понимая что они делают, может быть дешевле научить писать код менеджеров, продуктоунеров и аналитиков. Даже учитывая что код у них получается ужасный. Чтобы не идти на такие крайние меры, программисты таки должны быть немножко аналитиками.