Думаете зарабатывать по 1 миллиону долларов ежемесячно сложно? Ха! Спросите у астрологов — эти ребята точно знают как делать такие деньги не особо напрягаясь. И сейчас речь пойдёт не про эзотерические практики, а про маркетинг чистой воды.
Читайте большой материал с интересными примерами и используйте их в своих продуктах.

Автор не имеет никакого отношения к обозреваемым продуктам.

«Прожарка от Димы Гарника» — это формат, в котором я рассказываю почему популярны те или иные приложения, какие отличительные фишки они используют, и что можно попробовать внедрить у себя.

История

Сложно назвать точную дату возникновения Астрологии, которая претерпевала множество изменений: сливаясь с культурным, научным и мифологическим контекстом.

К началу второго тысячелетия до н.э. была известна «астрология предзнаменований» — она помогала людям психологически справится с астрономическими наблюдениями в небе, такими как затмения луны и солнца, пролетающие кометы, сгорающие в атмосфере Земли метеориты и т.д.

Приблизительно в V—IV веке до н.э. появляются индивидуальные гороскопы, основанные на создании календарей благоприятных и неблагоприятных дней в зависимости от 12-знаков зодиака.

Из Древнего Египта это перекочевало в греческую культуру, а потом на Восток. Каждая культура добавляла что-то своё, и в итоге произошло разделение на 2 основные концепции:

  • Западная астрология

  • Ведическая астрология (астрология индуизма)

Медийное начало

Промотаем время вперёд — в 1930 год, где популяризация гороскопов в современном обществе случилась благодаря предприимчивым ребятам из газеты «Сандэй Экспресс» (существует до сих пор), которые просто хотели поднять свои продажи и увеличить тираж.

Сначала была напечатана статья на первой полосе про новорождённую принцессу Маргарет Роуз — младшую сестру королевы Елизаветы II: «Что предсказывают звезды новой принцессе».

Та самая обложка с первым разбором натальной карты напечатанным в газете на первой полосе.
Та самая обложка с первым разбором натальной карты напечатанным в газете на первой полосе.

О факте рождении принцессы, конечно же, написали все газеты, просто «Сандэй» хотели выделиться и пригласили модного, на тот момент, астролога и хироманта, но у него был настолько плотный график, что он отправил составлять натальную карту принцессы своего ученика.

Статья очень понравилась публике, и газета решила снова обратиться к этому же астрологу, чтобы «ученик» дал новых предсказаний.

Опираясь, видимо, на своё предчувствие, и на несовершенство технических механизмов того времени — новоиспечённый астролог даёт прогноз о большой катастрофе...

5 октября 1930 года британский дирижабль R101 совершает свой первый межконтинентальный перелёт в Индийскую часть британской колонии, и не долетев — разбивается о холм на территории северной Франции.

48 из 54 пассажиров и членов экипажа — погибают (почитайте на Википедии о последнем полёте R101 — ужасное стечение обстоятельств).

«Предсказание» привлекло огромное внимание: и к астрологу, и к газете — выпустившей такой «ужасно точный» прогноз. Газета сразу же заключает с ним долгосрочный контракт, и автор начинает вести отдельную колонку про известных людей, чьи дни рождения приходятся на текущую неделю.

Такой подход не вызывает большого интереса у аудитории: принцессы рождаются не каждую неделю, да и регулярная колонка не на первой полосе. После поиска различных вариантов, только в 1937 году астрологом был придумал формат обезличенного гороскопа, который разбивался на 12 знаков зодиака и удовлетворял всем потенциальным читателям.

После этого тираж издания увеличился в несколько раз, колонку с гороскопами закрепили в одном месте, и это постепенно подхватили все другие издания. В этом виде мы знаем гороскопы и по сей день.

Кстати, сообщество астрологов было возмущено идеей «универсальных» гороскопов — потому что это привело к падению их заработка: зачем платить за свой личный «прогноз», если его можно прочитать в газете, вместе с остальными новостями?

Доказательная база

Когда в никнейме обозначил род занятий
Когда в никнейме обозначил род занятий

Я может кого-то сейчас расстрою, но пробежимся по пунктам, почему астрология признана лженаукой:

  • Астрология основана на предположениях о влиянии планет на человеческую жизнь, но эти предположения не имеют научного обоснования. Более того, прогнозы, в целом, уже давно не актуальны, потому что происходит постоянное смещение траекторий планет.

  • Результаты астрологических прогнозов часто не согласуются между собой и не подтверждаются научными исследованиями. Предсказания одного астролога не сходятся с предсказаниями другого астролога.

  • Эксперимент с участием 2100 человек — начавшийся в Лондоне в 1958 году в период с 3-9 марта, образовал 1050 пар детей родившихся в одинаковое время (астрологические близнецы) — подразумевал, что у них будут одинаковые натальные карты. Учёные на протяжении многих десятилетий отслеживают их судьбы, профессии и жизненный трэк и не видят никаких закономерностей.

  • В другом эксперименте, астролог, в ходе двойного слепого исследования — должен был сопоставить знак зодиака человека с его тестом на точный психологический портрет сотрудника, который содержит 462 утверждения (CPI — Калифорнийский психологический опросник). Совпадений не произошло.

Hidden text

Если вы хотите знать, почему же люди по прежнему верят в гороскопы, дайте знать в комментариях, я напишу отдельную статью, где будут приведены интересные факты и эксперименты.

Наши дни. Маркетинг топовых приложений

CHANI

Начать я хотел бы, наверное, с этого приложения, потому что у него отличные показатели по выручке: всего 10К привлечённых пользователей на iOS — приносят $600К выручки и это ежемесячно! Приложений с такой конверсией — просто единицы.

Показатели, конечно, плавают от месяца к месяцу: иногда это и $400К в месяц, и $500K, но соотношение вырученных денег на одного пользователя — очень высокое.

Приложений с гороскопами просто куча, в том числе и в бесплатном доступе, почему же покупают именно их? Помимо стандартного эзотерического арсенала:

  • Транзиты

  • Карты рождения

  • Фазы луны

  • Текущее небо

  • Астро погода (это вообще что такое...)

  • Гороскопы на день и на неделю

Они расширили свой функционал и добавили более приземлённые вещи:

  • Постановка целей

  • Ежедневные аффирмации

  • Медитации

  • Ежедневный обучающий контент

Всё вместе — дало хороший эффект для петли обратной связи: пользователь может заходить в приложение каждый день и не просто «почитать гороскопчик» за 30 секунд, а залипнуть на куда бОльший период времени.

Приятный дизайн, продуманный маркетинг и вуаля: более 40К отзывов в AppStore и средний рейтинг 4.9.

Монетизация вполне обычная: бОльшая часть контента заблокирована, но вы можете активировать годовую подписку с целым месяцем бесплатного пробного периода.

Таким образом они показывают, что уверены в своём продукте — пользователь подписывается и забывает, пока через месяц с него не спишется оплата.

Важно! Не каждому продукту подойдёт приём с такой большой отсрочкой платежа, у вас должен быть:


— либо продукт регулярного использования, где результаты можно измерять длинными промежутками (например, трэкеры женского цикла),
— либо продукт, который подразумевает постоянную генерацию нового контента (например, Netflix),
— либо продукт где за время пользования вы вносите очень большой вклад, от которого потом тяжело отказаться (например, Spotify: после того как вы месяц создавали свою библиотеку с плейлистами — вам будет тяжело от неё отказаться).

NEBULA

Следующее приложение совершенно не похоже на предыдущее, хотя суть у них одна и та же. Казалось бы, что другого тут можно придумать, но эти ребята пошли через «клиентские боли» и углубились в тему отношений:

  • Найди вторую половинку

  • Верни бывшего

  • Восстанови текущие отношения

  • Проверь совместимость с партнёром

Happy wife – happy life, как грится
Happy wife – happy life, как грится

Но, это не всё. Создатели сервиса понимают, что астрологические услуги очень хорошо продаются, когда есть не просто обезличенный сервис, а есть «лицо», которое оказывает услугу.

Более того, самый распространённый маркетинговый канал в сфере астрологии — это «сарафанное радио». Передают из уст в уста имя астролога (мага, чародея, провидца, хироманта), поэтому хорошо, когда сервис может показать «лицо», конкретного «исполнителя».

Сервис сделал целый каталог «исполнителей», с возможностью подобрать подходящего под конкретную «задачу», почитать отзывы, глянуть профиль и т.д.

Что касается монетизации, то у сервиса тоже очень неплохая конверсия:

  • iOS: при 100К установок за месяц, выручка $700К

  • Android: при 50К установок за месяц, выручка $100К

  • WEB: при 740К уникальных посетителей за месяц, на основе того, что они умеют привлекать качественный трафик и хорошо конвертировать его, то средняя конверсия в платного пользователя будет 2,5%, итого: 18500 платных пользователей в месяц с вэб-сайта, по самой минимальной цене в $10 (исходя из стоимости минуты разговора с их астрологом в $1), это ещё от $185К ежемесячно.

Из интересных приёмов: когда пользователь попал на продающий web-онбординг, где заполнил все свои данные, чтобы получить астрологический отчёт о себе, то в конце ему, по классике — приходит предложение оплатить доступ к результатам.


Если он этого не сделает, то спустя время придут уведомления на почту: сначала о том, что он забыл оплатить, если реакции нет, то приходит следующее письмо — уже со скидкой, если опять реакции нет, то скидка ещё увеличивается, если снова нет реакции, то предлагается забрать отчёт бесплатно — главное оставить данные карты (для возможной будущей монетизации).


Они понимают, что уже заплатили за пользователя приведя его в сервис, поэтому хотят оставить его любой ценой.

CO-STAR

Ну, и завершим подборку ещё одним интересным примером.

Напоминаю, что все эти сервисы работают в одной и той же нише, с идентичным функционалом, где придумать какое-то отличие, на первый взгляд, практически невозможно, но все эти ребята таки умудряются это сделать.

Если вы работаете в сильно конкурентной нише, где нет места для уникальных опций и не знаете как выделиться — значит вы просто не достаточно хорошо подумали. Думайте ещё :)

Итак, чем же может удивить следующий сервис:

Тотальная отстройка от конкурентов

Чиво, *****!?
Чиво, *****!?

Стильный, технологичный дизайн, который говорит о том, что это что-то новое и современное, и тут нет никаких атрибутов магии: шаров, мистики, чтения судьбы по руке.

Социальное доказательство, приобщение к группе

Астрология и астрономия были единой дисциплиной на протяжении тысячелетий. До 1700-х годов изучение «движения звёзд» (теперь известное как астрономия), было тем же самым, что и изучение «влияния звёзд» (теперь известное как астрология). ¯\_(ツ)_/¯
Астрология и астрономия были единой дисциплиной на протяжении тысячелетий. До 1700-х годов изучение «движения звёзд» (теперь известное как астрономия), было тем же самым, что и изучение «влияния звёзд» (теперь известное как астрология). ¯\_(ツ)_/¯

Это попытка сказать, что пользователь не будет изгоем из-за того, что верит в мистику, это, вообще-то, когда-то тоже считалось «наукой»!

«Всё нормально, нам можно доверять...» — на сайте даже есть целый раздел посвящённый историческому экскурсу про гео- и гелиоцентризм с красивыми анимациями (вот так бы в школе преподавали!).

Успокоим сомневающихся (снятие возражений)

И на сладенькое: а что если мы скажем, что у нас настолько точные данные, что мы берём их у NASA, плюс, у нас есть обученные AI-модели, ежедневно обновляемые данные, современные технологии и вообще наука в полный рост!

«Данные NASA показывают точное расположение звёзд». Это везде упоминается и создаётся ощущение, что они напрямую сотрудничают с национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США.
«Данные NASA показывают точное расположение звёзд». Это везде упоминается и создаётся ощущение, что они напрямую сотрудничают с национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США.

Помимо откровенного манипулирования фактами, они привлекают известных личностей и разные СМИ, чтобы те освещали их деятельность.

Не важно, что о тебе напишут, важно кто о тебе напишет (потом можно поставить их лого себе на сайт или в приложение).

New York Times, Vogue, Vanity Fair, певица Dua Lipa — и вот редакция AppStore уже дважды присуждает тебе номинацию «App of the Day» и даёт большое количество бесплатного трафика.

Что касается монетизации, то эти ребята, не так преуспели, как их коллеги, но всё равно, имеют приемлемый результат:

  • iOS: при 200К установок за месяц, выручка $400К-500К (в зависимости от месяца);

  • Android: при 60К установок за месяц, выручка $50К (кстати, отличный результат монетизации именно Андроид-пользователей);

  • WEB: при 737К уникальных посетителей за месяц, эти ребята не так хорошо умеют привлекать качественный трафик— среднюю конверсию возьмём 1,5%, итого: 11050 платных пользователей в месяц с вэб-сайта, по минимальной цене в $5 (исходя из стоимости подписок), это ещё от $55К ежемесячно.

Из интересного: это работа с привлечением новых пользователей.

Уже с самого старта юзеру предлагается поделиться списком своих контактов, чтобы добавить оттуда несколько людей и просчитать совместимость с ними (опять же, привлекаем новых пользователей, заплатив всего за одного).

Есть даже отдельный тариф, который будет дешевле, но только в случае, если пользователь, которого ты привёл — зарегистрируется в системе.

Будущее астрологических приложений

Всё, конечно, идёт от запроса аудитории. Тревожность и неопределённость в мире растёт? Растёт и запрос на психотерапию, астрологию, вредную еду, таймкиллеры, «дешёвый домафин».

Хорошие новости (для кого-то не очень): Apple больше не размещает подобные приложения в AppStore, и отклоняет их на ревью с пометкой SPAM, заявляя, что подобных однотипных, повторяющих друг друга приложений уже достаточно в их Магазине приложений. Там остаются только те, кто успел разместиться ранее.

Выводы

Пример CHANI наглядно показывает, что куда важнее не количество пользователей, а качество пользователей, они умудряются заработать, даже на 10К привлечённых юзерах — большие деньги.

Более того, в какой-то момент, снизив количество привлекаемых пользователей вдвое, они только нарастили выручку. Это значит что они очень круто могут работать со своей целевой аудиторией и не распыляться.

Плюс, стартовали они как раз в самое начало первого локдауна, во время пандемии. Тревожность у людей была на максималках, и такие приложения очень хорошо удовлетворяли спрос.

Пример NEBULA говорит о том, что важно понимать какие боли существуют у вашей аудитории, и строить свой маркетинг нужно именно по этим принципам.

Пример CO-STAR говорит о том, что важно грамотно отстраиваться от конкурентов, и пытаться найти хоть какие-то отличия, чтобы выбор потребителя пал на вашу сторону.

Как показывает их практика — искать можно где угодно, например, в отработке возражений:

  • Псевдонаука? А мы данные NASA используем!

  • Аюрведа, шаманизм, хиропрактика? У нас астрология «без этой херни» ©!

  • Лжепророчество? А мы используем Искусственный Интеллект — это тоже по вашему лжепророчество?

Hidden text

Если понравился материал, можете подписаться на меня — каждая ваша подписка это топливо, которое позволяет мне делать больше интересных статей.

Комментарии (10)


  1. markoni
    05.07.2024 16:48

    Кстати, про данные NASA они вполне себе не врут, если используют, например, swisseph. Или данные United States Naval Observatory, если используется Skyfield для расчета движения небесных тел. Так что, сказать, что прям и тут обманули - не факт :)


    1. roastapps Автор
      05.07.2024 16:48
      +2

      Да, совершенно верно! Они вполне себе могут использовать данные, я скорее обращаю внимание на манипуляцию в целом: от того, что они используют данные NASA — сервис не даст предсказания судьбы человека.


  1. codecity
    05.07.2024 16:48
    +2

    Тьфу ты, прочитал "на гироскопах" и заинтересовался.


    1. roastapps Автор
      05.07.2024 16:48

      :) Кстати, отличная идея, нужно будет написать обзор на крутые приложения, которые используют гироскоп, если такие вообще есть...


      1. voldemar_d
        05.07.2024 16:48

        Работающие в космических аппаратах?


      1. exTvr
        05.07.2024 16:48

        обзор на крутые приложения

        Обзор крутых приложений/извините, как вы зае...- обзор чего-то, но рецензия на/