Привет, я Дима и хочу сделать полноценный стартап за 100 дней, а именно нескучное приложение для похудения. У меня за плечами опыт создания приложения с 20 МЛН установок и номинацией «Приложение года» от Google. Смогу ли я повторить успех — покажет время, а пока буду делиться процессом создания, инструментами и походами, которые сам использую.

Важно! Я не имею отношения к любым обозреваемым продуктам, которые использую в данной статье.

Ещё немного про анализ конкурентов

На первой неделе своего «творчества» я занимался аналитикой приложений в категории Health & Fitness — можно почитать тут, и составил список из 21-ого конкурента: приложения, которые стабильно оборачивают не менее $5 МЛН в год (лидер рынка — более $200 МЛН в год).

Просмотрев их, я понял, что все они плюс/минус действуют по одному и тому же шаблону, некоторые делают интересные решения, но «идеального» приложения нет и не будет

Многие приложения просто копируют удачные решения один в один — просто подгоняя под свою стилистику. В этом нет ничего плохого, если это работает хорошо и органично.
Многие приложения просто копируют удачные решения один в один — просто подгоняя под свою стилистику. В этом нет ничего плохого, если это работает хорошо и органично.

Поэтому я попытаюсь сделать такое приложение, которое будет решать основную задачу:

Даже если пользователь «сорвётся» и съест целый торт за один присест — важно, чтобы на следующий день он всё равно вернулся в приложение

К списку конкурентов я добавил ещё несколько приложений, которые показывают отличные финансовые результаты и пользуются популярностью у аудитории, но находятся в других категориях и представляют собой другие продукты.

В книге Франса Йоханссона «The Medici Effect» описывается, что прорывные инновации чаще всего происходят «на пересечении различных областей, концепций или культур». Название отсылает к эпохе Возрождения, когда семья Медичи во Флоренции финансировала людей из разных областей (художников, ученых, архитекторов), что привело к взрывному росту инноваций.

Я тоже убеждён, что самый простой способ «родить» что-то новое — это скрестить несколько разных удачных подходов, поэтому в «конкуренты/референсы» я добавил:

  • Всем известное приложение для изучения языков за один из самых высоких коэффициентов удержания среди не игровых приложений и высоким ретеншеном второго дня (более 66%).

  • Приложение «трекер заботы о себе», которое помогает людям с депрессией и апатией начать делать хотя бы базовые ежедневные задачи: почистить зубы, выйти на улицу, принять душ. У приложения более 500К отзывов со средним рейтингом 5.0 — напишу как-нибудь про него обзор.

  • Приложение для улучшения эмоционального интеллекта, борьбы со стрессом и трэкинга эмоций. Они номинанты Apple Design Award, поэтому хорошо бы посмотреть на UI и то как они строят пользовательский флоу.

И ещё одно неожиданное приложение — это трэкер менструального цикла. Казалось бы, зачем оно тут, но это очень интересный кейс: у них куча конкурентов, в том числе бесплатных и встроенных в ОС телефонов по умолчанию, но они всё равно умудрились стать компанией с оценкой более $1 МЛРД (единорогом) и очень классно удерживают пользователей.

Вроде бы, в такие приложения нужно зайти всего 2 раза в месяц, чтобы отметить начало и конец цикла, но они умудряются удерживать пользователей за счёт определённых механик так, чтобы можно было заходить каждый день и при этом монетизировать пользователей на сумму более чем $10 МЛН ежемесячно.

Логические блоки онбординга

Пока я под микроскопом рассматривал конкурентов, делал скринкаст их онбордингов, читал отзывы и обзоры, я попутно составил 2 «облака тэгов» — по сути, 2 списка в которых выписывал все идеи, которые тут же приходили в голову: один для онбординга, другой для функционала будущего приложения.

Онбординг — это очень важная составляющая приложения, которая может повлиять на успех всего вашего «предприятия», у крупных игроков большая часть покупок происходит именно на онбординге: люди ещё не видели продукт, но уже хотят его купить.

Поэтому даже не определившись до конца с финальным функционалом для самого приложения, я уже приступил к разработке прототипа онбординга. После его создания можно будет сделать обычные «коридорные тесты», показать его коллегам, друзьям, родственникам и получить первую обратную связь: будут они пользоваться продуктом или нет. Даже не показывая ещё сам продукт ¯\_(ツ)_/¯

Сначала накидываем смысловую часть и разбиваем на логические блоки: у каждой сферы, они, конечно, будет отличаться, но принципы построения будут примерно одинаковые — нужно решить конкретные задачи:

Регистрация пользователя: получаем дополнительный канал коммуникации, средство восстановления прогресса в случае чего, выборка для тестирования всяких новых фич и создание некоего уровня доверия: пользователь согласился отдать нам часть своих данных.

Включение уведомлений: какой бы ни был крутой продукт, уровень внимания пользователя сейчас очень сильно рассеян и на следующий день он уже может и не вспомнит про вас, поэтому всегда стоит запрашивать включение уведомлений, но и тут есть свои тонкости.

Включение IDFA (Identifier for Advertising — идентификатор для рекламы, актуально для iOS): позволяет соотнести конкретного пользователя с его действиями и понять какая именно реклама привела к целевому результату. Включает очень небольшой процент пользователей, но иногда даже это помогает в будущем сделать какой-то релевантный прогноз на всю аудиторию.

Пользовательская инвестиция в продукт: если пользователь отдаст вам какие-то данные, ответит на личные вопросы, уделит вам достаточно времени, считай вложится, то ему психологически будет гораздо тяжелее расстаться с вашим продуктом. При этом, не стоит спрашивать у пользователя чувствительные данные, типа номер телефона (только если вы не финтех) или девичью фамилию матери — он просто закроет и удалит такое приложение.

Формирование ожиданий: вы должны составить впечатление о продукте ещё до того, как пользователь начнёт его использовать. Это не просто про перечень функций, которые есть в приложении, это скорее про впечатление, что он не зря установил ваше приложение и другое ему в ближайшее время искать не нужно — это точно закроет его потребность.

Или расскажите про ваши уникальные торговые преимущества: почему вы, а не конкуренты. Или покажите «социальные доказательства»: примеры до/после, количество юзеров, положительные отзывы.

Предложение покупки: в конце онбординга предлагаем пользователю купить продукт или попробовать триал версию. Pay Wall экран — это отдельное искусство, у некоторых компаний есть отдельные мини-команды, со своим продактом, которые отвечают только за этот экран. Даже небольшое изменение на одну десятую долю процента конверсии на большом объёме приводит к значительным финансовым изменениям.

Вот пример, когда находится одно из удачных решений на рынке, его сразу же подхватывают другие компании, посмотрите на это великолепие «копипасты» — экран для активации триал периода: приложения совершенно разные, оформление тоже, но принцип и структура у всех одинаковые:

Когда-то у компании, которая первой придумала такой экран — конверсия в активацию триала поднялась аж на 23%. Более того, пользователи охотнее стали включать пуш-уведомления, потому что получили реальную причину почему это нужно сделать! Показатель увеличился с 6% аж до 74%!
Когда-то у компании, которая первой придумала такой экран — конверсия в активацию триала поднялась аж на 23%. Более того, пользователи охотнее стали включать пуш-уведомления, потому что получили реальную причину почему это нужно сделать! Показатель увеличился с 6% аж до 74%!
С тех пор утекло много воды, а приложений, которые начали использовать эту «схему», теперь тысячи :) Как-нибудь напишу отдельную статью про разработку pay wall экранов
С тех пор утекло много воды, а приложений, которые начали использовать эту «схему», теперь тысячи :) Как-нибудь напишу отдельную статью про разработку pay wall экранов

Проверьте в своём продукте — все ли блоки из перечисленных выше на онбординге у вас в наличии :)

В следующей статье расскажу, как я работают над самыми сложными блоками: «пользовательская инвестиция» и «формирование ожиданий».


Дайте знать: интересен ли вам такой формат — можете подписаться на тэгэшку, но только если у вас нет аллергии на подписку на тг-каналы, если есть, просто пропустите эту информацию. Рост подписчиков — это топливо для дальнейших статей и действий, создание дополнительной мотивации что-то делать.

Вот предыдущая статья на тему анализа конкурентов и как я выбирал нишу: Стартап за 100 дней. Неделя первая. Аналитика

Комментарии (4)


  1. datacompboy
    14.07.2025 08:40

    А сколько приложений из топа использует разные AI-генерённые мемы на тему "пора заняться" для вовлечения?


    1. roastapps Автор
      14.07.2025 08:40

      Основной рынок генерации выручки у топовых приложений по сбросу веса — это Штаты (хорошо конвертируемая и платящая аудитория, плюс, большое количество людей с избыточным весом), а там люди весьма и весьма консервативны и политкорректны — это откладывает отпечаток и на рекламные коммуникации с потребителем (божеупасикогообидеть), поэтому там тяжело встретить подобную рекламу,

      только такие (сёъмка дома от первого лица): «я мать троих разнополых детей, по происхождению мексиканка, муж афроамериканец, я слегка набрала вес после родов, но так как я домохозяйка и стартапер, которая хочет баллотироваться в губернаторы штата, то хочу выглядеть хорошо, в этом мне помогает приложение X»

      там не встретишь таких вещей как: «хотитет похудеть на 15 килограмм за 5 минут? Отрубите себе ногу! Или скачайте наше приложение, тогда сможете похудеть и без этого».


      1. datacompboy
        14.07.2025 08:40

        А что с Азиатским рынком? Где Peer Pressure работает на руку, общий фон "если ты съел на 2 грамма больше то пора уже искать откуда сброситься" -- и при этом вполне себе патежеспособные?


        1. roastapps Автор
          14.07.2025 08:40

          Азиатский рынок сложный с точки зрения монетизации.

          Например, Филиппины: большой рынок — очень классно устанавливают, буквально всё подряд, но очень низкая конверсия в оплату, там можно работать только на большом трафике и рекламной модели за оплатой за просмотры, но это скорее для игр подойдёт.

          Япония: тоже хороший рынок, очень неплохо платят, но зацепиться получается только у единиц: нужно знать культурные особенности и ментальные и языковые. Мы с одним приложением выходили на этот рынок, заказывали переводы у носителей языка, но в итоге всё равно в комментах получали отзывы: у нас так не говорят, так не пишут и т.д. всё-таки сложно даже на уровне понимания, а где кончается предложение, где можно перенос сделать и т.д.

          Китай: тоже очень специфичный рынок, помимо культурных особенностей (да, оформление цветов — красный с золотым там по прежнему работает), есть ещё и вопрос дистрибуции. Гугл Плей там забанен для Андроида и есть 10-20 топых сторов для Андроида, у каждого из которых свои требования к размещению, оформлению, размеров скринов и прочее, плюс, нужно быть в контексте и знать особенности. Мы когда-то пробовали продвигаться в AppGallery, даже сам Huawei давал нам бесплатные рекламные слоты и всячески продвигал, но трафика там было очень мало, больше котируются родные китайские и предустановленные апы.