Люди — рабы собственного восприятия. Любое наше действие подчинено тому, как мы воспринимаем окружающий мир. При этом, не будем забывать: то, что мы видим и то, что есть на самом деле — это разные вещи. 

По этой причине восприятие человека становится одним из самых востребованных полей деятельности для современных маркетинговых решений. Реклама больше не пытается никого убеждать. Необходимо действовать тоньше, умнее. В перегруженной информационной сфере потребитель вообще не должен замечать, что на него оказывается маркетинговое воздействие. Вот здесь в игру и вступает сенсорный маркетинг.

Что такое сенсорный маркетинг?

Обычно о сенсорном маркетинге всегда говорят через призму органов чувств. В бесчисленных статьях пишут что-то вроде: 

«Нам необходимо задействовать такие каналы, как: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус — таким образом, потребитель получит больше информации о нашем товаре из различных источников и с большей вероятностью примет решение в нашу пользу».

Но подобные рассуждения слишком поверхностны, они ставят во главу угла функцию и совсем не упоминают назначение этого инструмента продвижения. 

Сенсорный маркетинг работает с ощущениями — так почему мы воспринимаем этот метод настолько технично и формально? Неужели вы думаете, что в прошлом никто не использовал разные каналы восприятия для продвижения собственных товаров?

Любой продавец верхней одежды расскажет вам, как «запах новой вещи» влияет на покупателя, а самое главное, как этот запах «воссоздать». То же самое с частными продавцами автомобилей. Как думаете, они начали использовать эти нехитрые приёмы с обонянием после того, как прочитали статью о сенсорном маркетинге?

В конечном счёте, ведь визуальный опыт — тоже сенсорный. И далеко не сразу люди додумались использовать визуал в продвижении. Одни из первых визуальных реклам появились в 1890 годах — это была реклама мыла.

На самом деле это гораздо более тонкий инструмент воздействия, чем можно представить. Использовать каналы восприятия важно — это верно. Но самая главная функция сенсорного маркетинга — создание управляемого впечатления. 

Создание условий для уникального опыта потребительского акта и получения положительных эмоций от взаимодействия с брендом. Вот что означает сенсорный маркетинг. 

Почему сенсорный маркетинг?

Самые успешные бренды — это те, которые передают чувства и эмоции. Стимулирование наших органов чувств передает эмоции и способствует обучению.

Этот способ бессознательного общения очень эффективен для брендов, потому что наши чувства напрямую связаны с лимбической системой. Именно эта часть нашего мозга отвечает за воспоминания, чувства, удовольствие и эмоции. Если бренд стимулирует несколько чувств, мы также будем связаны с ним на более глубоком эмоциональном уровне.

Таким образом, сенсорный маркетинг может не только повысить узнаваемость бренда, но и повысить запоминаемость и лояльность к бренду. Исследование Холлиса (2007) показывает: чем больше сенсорных ощущений испытывает человек, когда думает о конкретном бренде, тем более лояльным он является к этому бренду. 28% участников указали, что у них был продукт первого выбора, когда они могли вспомнить одно измерение сенсорного опыта (например, зрение), а 59% сделали это, когда они могли вспомнить четыре-пять измерений сенсорного опыта.

Визуал

Если полностью рассказывать об эволюции визуальных рекламных средств, то не хватит и целой книги. Но если говорить про некие общие прописные истины, то сам по себе подход не претерпел существенных изменений. 

Визуальный сенсорный маркетинг разбивается на различные подходы. За этим стоит целое искусство и наука, которые убеждают людей покупать.

Цвета

Цветовые схемы воздействуют на людей по-разному и придают бренду разный вид и ощущение. Например, красный цвет обозначает страсть и эмоции, в то время как зеленый цвет более целостный и экологичный. У каждого цвета есть чувства и эмоции, которые мы ассоциативно им приписываем. Чем лучше вы их понимаете, тем вероятнее вы выберете лучшие, чтобы привлечь ваших клиентов.

Но! Если вы работаете на международном рынке или заходите на экзотический рынок, относитесь к выбору цвета с большой осторожностью. В европейской культуре белый — цвет чистоты, а вот в буддизме это цвет смерти. 

Изображения

Использование изображений в рекламе — отличный способ быстро привлечь внимание. Например, фотографии лиц, рук, поз — это работа с врождённым интересом к другим людям, который свойственен нам всем. Когда мы видим, что другие люди что-то делают, мы более склонны попробовать это сами.

Некоторые компании также используют интерьер или декорации на своих изображениях. Они помогают создать более широкое представление о бренде и заинтересовать человека, просматривающего рекламу.

Текст

Вы, возможно, не сразу подумаете о письменном слове как о визуальном средстве, но именно так это и есть. Способность влиять словом может быть самой старой формой маркетинга. Простой знак на двери, рекламирующий бизнес, является формой визуального маркетинга. Этот написанный блог также является формой визуального маркетинга. Любой заголовок в рекламе, сопровождающийся изображениями и правильными шрифтами, может оказать значительное влияние.

Графика

Иногда вместо фотографии некоторые компании предпочитают использовать графику, такую как иллюстрации, диаграммы, символы и компьютерно сгенерированная графика.

Видео

Следующим этапом эволюции изображений являются движущиеся изображения и видеомаркетинг. Телевидение было первым методом, с помощью которого компании могли делать визуальный маркетинг. С увеличением видеорекламы в Интернете за последние 25 лет видеомаркетинг стал очень популярным. Запасное видео используется во многих онлайн-рекламах, чтобы показать пользователю, как продукт может быть полезен для него.

Свет

Освещение — это тип визуального маркетинга, который может изменить вид и ощущение бренда. Некоторые розничные магазины используют декоративное освещение или настольные лампы вместо потолочных светильников. Так они влияют на настроение клиента.

Пример: Apple

Визуальный брендинг Apple — настоящее произведение искусства в мире сенсорного маркетинга. Фирменные магазины компании белого цвета, минималистские и чистые — это дает клиентам ощущение современной, стильной и высокотехнологичной компании. Те же ощущения покупатель испытывает и от упаковки гаджетов – она такая же белая и минималистичная. 

Со своим узнаваемым минималистичным стилем Apple создали моду на личное визуальное брендирование компаний.

Единый визуальный стиль для реального продукта и цифровой среды
Единый визуальный стиль для реального продукта и цифровой среды

Как это применить в бизнесе:

  • Используйте фотографии, показывающие лица, ладони, позы, чтобы привлечь внимание аудитории и вызвать у них интерес к продукту или услуге.

  • Задействуйте в вашем продвижении элементы декора. Это поможет создать широкое представление о бренде и заинтересовать потенциальных клиентов, как о чём-то целостном.

  • В используемых шрифтах отражайте уникальность бренда. В зависимости от транслируемого лайфстайла это могут быть строгие, округлые, декоративные и эстетичные шрифты.

  • Видеомаркетинг сделает ваш бренд более живым, поможет продемонстрировать продукт или услугу в действии. Это самый популярный и простой в исполнении метод, не стоит им пренебрегать.

  • При помощи освещения вы можете создать уникальное визуальное восприятие и атмосферу бренда. Но важно использовать этот инструмент с умом. Ваша концептуальная задумка не должна мешать функциональной стороне освещения.

Звук

Возможность использовать звук в качестве рекламного инструмента появилась с повсеместным распространением радио.

Так в 1926 году родился мир радиорекламных джинглов, когда а капелла-группа под названием Wheaties Quartet спела о завтраке от General Mills. Джинглы вскоре стали популярной формой рекламы, где слова, описывающие продукт, были превращены в музыку для увеличения развлекательной ценности.

В современном мире аудиторный маркетинг является частью практически всех маркетинговых кампаний на телевидении, радио, подкастах и онлайн-рекламе.

Наиболее распространённые инструменты аудиомаркетинга

Озвучивание

С момента популяризации радиорекламы в 1920-х годах использование озвучивания для продвижения и убеждения стало обычной практикой. Озвучивание - это когда человек читает сценарий рекламы, направленной на вызов действия у слушателя. Часто происходит объяснение продуктов и услуг, а также их характеристик и преимуществ.

Звуковые эффекты

Подобно кино, использование звуковых эффектов в рекламе помогает усилить драматизм, который является частью рекламы. Некоторые бренды используют звуковые эффекты, чтобы представить свой бренд. Примером может служить мелодия звонка T-Mobile, которая используется во всех аудио и видеорекламах.

Тематическая музыка

Наличие фоновой музыки в рекламе добавляет значение и настроение словам и изображениям. Многие компании теперь предлагают музыкальные дорожки для добавления в видеорекламу.

Пример: Mastercard

В рамках развития аудио стратегии, компания использует сенсорный брендинг, чтобы создать новую идентичность для потребителей, использующих кредитные карты, а именно «звуковую идентичность». Пользователи слышат звуковой сигнал при завершении транзакции.  Этот звук символизирует пересечение красных и желтых кругов на логотипе Mastercard.

Пример: VISA

VISA начала использовать сенсорный брендинг в конце транзакций, осуществляемых пользователями. Компания обнаружила, что звук играет определенную роль в том, как потребители делают покупки. После того, как держатель карты оплатил покупку и официально завершил операцию, он слышит фирменный звук, который компания специально создала, чтобы воздействовать на потребителя с помощью чувства слуха. 

Как это применить в бизнесе:

  • Добавляйте озвучку. Голоса людей оказывают на нас очень серьёзное воздействие. Наш слух миллионы лет эволюционировал таким образом, чтобы как можно лучше улавливать звуки человеческой речи.

  • Внедряйте звуковые эффекты. Подсознательно мы склонны считать, что любой объект, способный издавать звук в какой-то степени одухотворён и наделён разумом. Создание звуковой ассоциации поможет людям укрепить связь с продуктом бренда.

  • Используйте фоновую музыку в видео- и аудиорекламе. Музыка крайне эффективно влияет на настроение и помогает усилить эмоциональное воздействие на аудиторию.

В заключение

Даже самые лучшие инструменты сенсорного маркетинга не возымеют эффекта без действенной стратегии. Чтобы эффективно внедрять сенсорный маркетинг и достичь высоких результатов, компании необходимо умело использовать доступные инструменты. 

В процессе запуска сенсорной маркетинговой кампании сотрудничество с командой Neurovision становится неотъемлемым фактором успеха. Наша команда специализируется на использовании маркетинговых техник, взаимодействующих с человеческим восприятием на уровне подсознания. Мы влияем на выбор потребителя через непрямые, «тонкие» методы воздействия. 


Вместе с классическим методом прямых продаж вы получите возможность дополнительного позиционирования, выстроенного на базе сенсорной карты. Как звучит ваш бренд? А как он выглядит? Какую цветовую схему использует и какое настроение задаёт? Всё это контролируемые переменные, которые напрямую влияют на продажи.

В следующей статье — о менее очевидных способах сенсорного взаимодействия с аудиторией. 

Комментарии (0)