Всем привет!
В общем лопнула у меня алюминиевая рама на велосипеде, правое перо в районе каретки, прямо за системой шатунов:
Я поначалу не мог понять как вообще так она лопнула, но потом вспомнил, что года 2 назад у меня сломался подшипник в каретке и пришлось 20 км ехать на нём, порой задевая системой шатунов о раму, что сошкрябала немного металла. Учитывая, что я в основном работаю курьером на нём и зимой, и летом. А за системой шатунов её не видно было, хотя я туда и не смотрел.
Поспрашивал в веломастерских про ремонт, но когда видели фото, то рекомендовали: «лучше купить новую раму». Но т.к. я не «пусичка» решил сделать её сам.
Инвертор у меня был, хотя не было опыта работы с ним (поэтому отдал её мужу сестры), как и «простыми» электродами, так и «экзотическими». Заказал себе электродов Ок96.50:
Вот небольшая инструкция как ими сваривать:
Алюминий сваривается на обратной полярности, т. е. на держаке «плюс», на массе «минус».
Обязательная зачистка и обезжиривание.
Так же необходим прогрев деталей до 300–400 градусов (достаточно сделать это один раз перед сваркой). Если греть «простой» горелкой, то здесь можно ориентироваться по цвету пламени, когда она с синего начинает желтеть.
Сила тока. Везде были разные рекомендации, где 20–30 ампер на 1 мм электрода, где и про толщину писали, но нашёлся комментарий, где писали брать в расчет не диаметр электрода, а его площадь сечения, она рассчитывается по формуле= π * r^2. Я варил электрода в 2,5 мм, это 4,9 мм^2 и вот уже учитывая 20–30 ампер, то выходит от 98 до 147, что ближе к реальности, я варил на 100 ампер, ниже не всегда дуга зажигалась.
Электроды в 2,5мм очень мягкие, от чего они сильно болтались, поэтому я откусывал его пополам, но потом, приноровившись, стал целым варить. Электроды при сварке сильно «разбрызгиваются».
Обязательно понадобится щётка по металлу и кусачки. Данные электроды не оставляют шлаков и окалины, но на поверхности свариваемых деталей и самого электрода образуется оксидная плёнка (или сам флюс оставляют её), из‑за чего, если на электроде не откусить кончик дугу больше зажечь не получится. Точно так же не получится зажечь дугу поверх сделанного шва, его предварительно необходимо зачистить щёткой по металлу.
Зажечь дугу по началу будет не просто, т.к. электрод будет постоянно «залипать». Вообще зажигать следуем движением, т. е. ведёте электрод, дуга зажигается и не останавливаясь продолжаете движение. Если дуга погасла и видно, что сварочная ванна красного цвета, то можно поджечь от неё, если не получилось, то откусываем кончик электрода, зачищаем поверхность шва металлической щёткой, зажигаем дугу движением и ведём. Электроды расходуются быстро, раза в 2–3.
Лучше потратить 1–2 электрода на то, чтобы поучиться ими сваривать, на разных сплавах, они ведут себя, естественно, по разному. Если брать алюминиевый сплав, который можно найти в любом хозяйственном или строительном магазине АД31Т, то его можно и не греть особо, на нём легко дуга зажигается и так же легко его может прожечь.
У моей рамы алюминиевый сплав 6061 и особенность его ремонта в том, что его необходимо не только заваривать, но и усиливать, т. е. металла в месте разрыва должно быть больше. По этому я и не жалел электродов и делал швы поверх друг друга. И вот что я нава(р/л)ил (нужное подчеркнуть):
Теперь это самое прочное место в раме велосипеда, слева видно ещё дырка, но электроды закончились и на это место нагрузка особо не ложится, поэтому пока езжу так, попозже доделаю.
Сварка разных сплавов
Так же решил усилить багажник велосипеда, из какого он сплава я не знаю, но и там есть свои особенности, для начала вот сам результат сварки:
Для начала разберёмся в сплавах, как я писал выше я не знаю из какого он сам сделан, но чтобы сваривалось на нём, его необходимо хорошо прогреть иначе шви будут отваливаться. Сплав АД31Т можно не греть.
Поджигать дугу необходимо на более жаропрочном сплаве, в моём случае это багажник, иначе может легко прожечь. И шов делать на нём, ведя очень близко с другой деталью, иначе прожгёт.
В принципе, это все советы, которые я могу дать из текущего опыта ремонта, учитывая, что до этого его вообще у меня не было. Результат выглядит не очень, но я доволен. Рама держит, как и багажник, позже закажу ещё электроды и доделаю раму.
Комментарии (12)
DimPal
16.07.2024 11:07Вроде в описании электродов сказано что они предназначены для сварки дефектов. Не отломится ли такая сварка через неделю? (учитывая что даже после TIG сварки в похожем случае всё опять отвалилось).
SucArch Автор
16.07.2024 11:072 недели езжу, проверяю периодически. То что у знакомого после TIG лопнула связано с тем, что алюминий необходимо усиливать, дополнительно метал наваривать, а там просто шов сделали, оплачивал тогда, вроде, около 1500, сколько отдавал во второй раз уже не спрашивал. В моём случае металла наварено где-то на 10мм и раму периодически прогревал во время сварки, чтобы трещин не образовывалось
omonraa
в городе сто пудов есть в мастерских ТИГ сварка, не проще было заварить там?
SucArch Автор
Конечно есть, но: 1) не все могут нормально заварить раму велосипеда, знакомый делал, через некоторые время опять лопнула, алюминиевую раму необходимо усиливать, наваривать больше металла и 2) опыт важнее
zatim
Насколько я знаю, медь, алюминий (как и чугун, кстати) после сварки нужно отжигать - нагревать специальным образом для снятия внутренних напряжений в результате локального нагрева. А иначе да, сварка снова лопнет.
SucArch Автор
Я пока варил горелкой прогревал её и после сварки тоже. Печи нет, делал как мог. Я об этом читал, что металл после сварки нужно отпускать, там вроде писали что он идёт при 150-180 градусов (вроде), поэтому я сидел минут 10 прогревал раму горелкой, после чего оставил остывать. Забыл об этом в посте упомянуть