Привет, Хабр!

Я расскажу вам о том, как в этом году мы в «Рексофт» организовали масштабную производственную практику для студентов, с какими трудностями столкнулись и почему считаем этот опыт очень ценным.

Немного предыстории: как мы работаем со студентами

Взаимодействие с вузами — один из наших приоритетов. Мы используем разные форматы: мы участвуем в «Днях карьеры», проводим открытые лекции, организуем розыгрыши призов. Такие активности в целом несложно организовать, большой подготовки и вовлечения сотрудников производства они не требуют. Из того, что сложнее – проводим хакатоны, мастер-классы, олимпиады. Эти мероприятия позволяют студентам попробовать себя в деле, получить практический опыт и заявить о себе.

Кроме того, мы стараемся предлагать студентам полезные активности. Связь с вузами настолько тесная, что некоторые наши сотрудники, в том числе и я, являются штатными преподавателями вузов (есть в расписании, читают лекции, принимают зачеты и экзамены). Более крутые коллеги, чем я, имеют ученые степени. Это дает нам возможность быть в курсе того, чем живут современные студенты, какие у них интересы и потребности. Также есть еще один важный, совершенно естественный для вузов формат — производственная практика. А мы как раз вполне себе производство. Почему она так важна?

Зачем нам нужна практика

Мы растем не только за счет рынка труда, но и за счет джунов, выпускников технических вузов. Именно поэтому мы решили сфокусироваться на студентах третьего курса — через год они получат диплом и смогут стать нашими сотрудниками. А практика у всех студентов технических специальностей третьего курса по стране плюс-минус в одно и то же время. Нам очень на руку такая стандартизация.

Так вот, производственная практика — это отличная возможность показать студентам, как устроена работа в IT-компании, познакомить их с разными направлениями разработки и помочь определиться с будущей профессией. Конечно, за 2–3 недели полноценно чему-то научить сложно, но можно дать студентам базовые знания, направить их, дать литературу, обозначить вектор развития.

Возникает вопрос: где взять на это ресурсы? Нужны люди или, может быть, интерактивный онлайн-курс? Но в последнем случае теряется живое общение, а красивых онлайн-курсов и так полно.

Важно показать студентам живых людей: адекватных, опытных, харизматичных специалистов, которые готовы делиться знаниями. Но никто не позволит нам на 2 недели оторвать от работы ведущих разработчиков. Это очень дорого. Можно, конечно, нанять специального человека — «пастуха» для студентов, но без проектного опыта и знания технологий толку от такого наставничества будет мало. А с проектным опытом и знаниями – снова необоснованно дорого. Можно ли решить эту задачу как-то эффективно?

Я слегка утрирую, но в случае с заводом практика часто выглядит так: приходит суровый дядька, показывает станок и говорит: «Вот станок, но не трогай, он опасный. Вот так вот я точу деталь. Понял? Конспектируй, авось пригодится. Все свободны, придете через две недели, подпишу бумажки». Нам так не надо. Мы решили пойти другим путем и показать ребятам, как создаются настоящие IT-продукты.

Как мы организовали практику

В этом году у нас было почти 150 студентов из разных городов. Такой масштаб — это настоящее безумие! И все это проводит крошечная команда учебного центра. Поскольку, помимо практики, мы занимаемся обучением новичков, менторингом, тренингами для сотрудников и развитием внутренних инструментов управления обучением, месяц практики выдался очень напряженным.

Наш подход

Мы разбили практику на тематические дни, каждый из которых был посвящен определенному этапу жизненного цикла разработки ПО — от сбора требований до реализации. В первый день рассказали план, орг. моменты и что за жизненный цикл ПО такой, как он выглядит.

В качестве лекторов мы приглашали опытных специалистов — руководителей отделов, ведущих разработчиков, опытных тестировщиков. Чтобы у студентов была возможность попробовать себя в разных направлениях, мы подготовили комплексное задание — разработку браузерной игры.

Как проходил день практики

Лекция: приглашенный специалист рассказывал о своей работе, делился опытом, проводил мастер-класс. Например, в первый день приходил бизнес-аналитик, рассказывал о том, как собирать и анализировать требования, показывал реальные артефакты, проводил мастер-класс по работе с требованиями, а в конце давал домашнее задание.

Второй день — UI/UX-дизайн. В этом году руководитель этого направления рассказывал о трендах в дизайне, инструментах, паттернах и т.д. И так по цепочке, от начала и до конца, мы разобрали весь жизненный цикл продукта. Конечно, мы стараемся приглашать специалистов тех направлений, которые сейчас наиболее востребованы в компании.

Практика: студенты выполняли задания, получали обратную связь от менторов и задавали вопросы.

Читать лекцию можно онлайн для любого количества студентов из любых городов, а вот для проверки домашних заданий мы подключаем свободных специалистов. Таким образом, ценного и опытного сотрудника мы отвлекаем всего на полтора часа.

Особенности нашего формата

  • Экономия ресурсов. Это один из самых экономически эффективных способов взаимодействия с вузами.

  • Профориентация. За время практики студент сможет попробовать себя в разных направлениях: попробует анализ, UI/UX, бэкенд- и фронтенд-разработку, напишет простые автотесты, узнает, кто такие DevOps-инженеры, построит BI-отчеты и дашборды. В итоге у студента появится не только теоретическое представление о разных IT-специальностях, но и практический опыт. Кто-то поймет, что написание кода — это не его, а кто-то, наоборот, найдет свое призвание в разработке.

  • Практический опыт. Студенты не просто слушали лекции, но и решали реальные задачи, работали над проектом, который в результате стал полноценным продуктом.

  • Софт-скиллы. Помимо технических тем, последний день был выделен на лекцию о софт-скиллах – про управление стрессом. Ребята, которые действительно вкладывались в работы нехило стрессанули, общение в чате поддержки было почти круглосуточным, и встреча пришлась очень кстати. У нас, помимо хард-скиллов, для сотрудников есть и пользующиеся спросом большие программы по коммуникациям, эмоциональному интеллекту, ведению переговоров, работе в команде и т.д.

В течение всей практики студенты работают над одним приложением — браузерной игрой. Это не просто учебный проект, но и готовый продукт, в который потом можно поиграть. Игра очень простая, но позволяет поработать со всеми этапами разработки: написать требования, посмотреть, как выглядит бэкенд (мы используем C#), сверстать фронтенд (базу HTML и CSS мы предоставляем). Студенты сами придумывают дизайн, кто-то делает абстрактных персонажей, а кто-то — Шрека, собирающего монетки. Готовую игру мы не закрываем, студенты могут продолжить работу над ней. Весь исходный код мы передаем студентам.

Мы стараемся подбирать задания таким образом, чтобы у студентов был быстрый результат, чтобы они увидели, что у них получается. Сложность должна быть посильной. Важно, чтобы и тот, кто уже умеет программировать, и тот, кто только начинает, смогли выполнить задание.

Мы оцениваем работы по трехбалльной шкале:

«Отлично»: работа сдана вовремя, все работает, как надо.

«Хорошо»: работа сдана, возможно, с опозданием, есть шероховатости.

«Незачет»: студент ничего не сделал.

Есть статистика для студентов, а есть наша внутренняя. Мы отмечаем ребят, которые выполнили работу особенно хорошо: вложились, сделали больше, чем требовалось. С такими студентами мы связываемся и предлагаем пройти стажировку. Мы заранее предупреждаем студентов, что для получения оценки достаточно выполнить минимальные требования. Но если хочешь развиваться в этом направлении, нужно выложиться на полную, и тогда мы тебя заметим.

Кроме того, хочу отметить высокую вовлеченность наших специалистов. Например, BI-специалисты, посмотрев на мучения при составлении отчетов по практике в Excel, предложили:

«Ребята, давайте мы поможем вам создать классный дашборд, где можно будет наглядно визуализировать данные, строить графики. Это же наша работа! Зачем вам мучиться?».

Для меня, как для организатора, важно, что сотрудники могут делать что-то интересное и социально значимое, объединяются, обсуждают, как лучше реализовать ту или иную задачу. Например, чтобы провести лекцию, нужно найти спикера, потом — тех, кто будет проверять домашки. И так далее. Это жизнь, это движение, это интересно!

Чему мы научились

Что мы сделали хорошо:

  • Разработали интересный и полезный формат. Судя по отзывам, студентам понравилась практико-ориентированность и возможность получить опыт работы над реальным проектом.

  • Первый раз провели это сразу на 5 городов в параллели, а организовать это было ой как сложно.

  • Привлекли опытных специалистов. Все лекторы — высококлассные профессионалы, которые смогли заинтересовать студентов и ответить на все их вопросы.

  • Показали, как устроена работа в IT-компании. Студенты увидели, как организованы процессы разработки, как происходит взаимодействие между разными специалистами.

Какие ошибки допустили:

  • Перегрузили себя проверкой домашних заданий. В этом году каждый из 150 студентов отправлял домашнее задание по каждому направлению. Мы все их проверяли, и это оказался огромный объем работы. Думаю, в следующем году стоит разделить студентов на группы. А еще у нас будет ретроспектива на следующей неделе, где мы обсудим все ошибки организации.

  • Взаимодействие с отделами практики вузов довольно шероховатое. Не так просто согласовать все возможные документы, утвердить их с юристами (нашими и вузов и для каждого вуза отдельно) и подписать. На это нужно закладывать побольше времени и ресурсов.

В чем плюсы практики для компании?

  • Присутствие в вузах. Мы выстраиваем долгосрочные отношения с вузами. И вузы сами заинтересованы в том, чтобы ребята попали в какое-то приличное место, где ими будут заниматься и им будет интересно самим.

  • Помощь студентам. Мы стараемся максимально быстро реагировать на просьбы студентов, помогаем решать проблемы, в том числе с документами.

  • В следующем году, когда нам понадобятся стажеры, нам не придется тратить время на их поиск. У нас уже есть база ребят, которые нас знают и которым мы нравимся.

Планы на будущее

  • Оцифровать результаты практики и хранить их во внутренней системе, чтобы мы могли быстро найти нужного кандидата, когда будем открывать вакансии стажеров.

  • Создать нетворк деканов технических факультетов, чтобы делиться опытом и организовывать совместные мероприятия.

  • Проводить больше кросс-локационных активностей, потому что вместе мы — сила!

Итоги

Производственная практика — это не только возможность найти будущих сотрудников, но и отличный способ поделиться своими знаниями и опытом с молодыми специалистами.

Мы довольны результатами и планируем и дальше развивать это направление.

Комментарии (7)


  1. data_analyst
    31.07.2024 12:37

    Вот бы вузы заботились о практике студентов. Я когда учился, у нас вообще никакой практики не было.


    1. grsilkin Автор
      31.07.2024 12:37

      С того момента как я учился тоже все сильно поменялось. И дни карьеры, где работодатели выстраиваются стройными рядами и постоянное присутствие и тесное взаимодействие IT компаний с вузами. Хакатоны, олимпиады, всякое такое. Да и ребята стали сильно осознаннее - курсе на третьем уже понимают чем хотят дальше заниматься. А в некоторых программах обучения обязательной зашита стажировка в реальной компании и это головная боль студента что-то приличное найти и чтобы его взяли туда.

      Многие, правда, стараются меньшей кровью отделаться - со сцены выступили, мерч раздали, про компанию рассказали и будет, а вот так погружаться, чтобы встраиваться в учебный процесс и тем более со всей бюрократией с этим сопряженной дело иметь - это не всем по силам да и не всем хочется.


  1. kozlyuk
    31.07.2024 12:37

    Вместо практики у вас получились летняя школа. Еще один учебный курс с лекциями про полный цикл разработки и игрушечным заданием. Производственная практика должна давать то, чего вуз не может: реальные задачи с большим контекстом, необходимость включиться в процессы и освоить актуальные инструменты, взаимодействие с коллегами. Студент после практики в идеале должен понять, зачем знать то, чему учили в вузе, и чего не хватает, чтобы за последний год подтянуть.


    1. santer_koder
      31.07.2024 12:37

      А где такие задачи взять, учитывая что подпускать к живому проекту человек ещё пока нельзя?


      1. kozlyuk
        31.07.2024 12:37

        В нашей компании получается находить к лету несколько задач, которые сравнительно изолированы, поэтому их можно дать практикантам, не открывая доступа к чуствительным частям проекта. Например, этим летом:

        • написать Prometheus-экспортер для метрик AMD uProf (практикант пишет весь код сам);

        • доработать генератор тестового трафика в части протокола sFlow (вспомогательный код не жалко дать);

        • покрутить определенные настройки ClickHouse, чтобы оптимизировать работу одного компонента (код практиканту особо не нужен).

        В прошлые годы получалось давать задачи на DM/ML, выгружая образец данных. Разумеется, все эти задачи ставятся не в вакууме — практикант должен послушать, понять и уточнить, если надо, зачем и как это будет использоваться, развернуть среду разработки и для тестов.

        Куда технически запускать практикантов, зависит от компании. Мы делаем изолированную "площадку молодняка" с копией GitLab, CI, трекера задач, необходимым для практики наполнением и железом. Студенты работают удаленно.


        1. grsilkin Автор
          31.07.2024 12:37

          Не очень понимаю чем практика отличается от "летней школы". По формату очень похоже. Только то, что лекции читаем, а не в записи даем изучать, но это важно - посмотреть на то кто у вас работает. Какие люди, как они разговаривают, как на вопросы реагируют. В целом та же изолированная подготовленная бекенд-песочница с базой и доступным API. У нас она развернута на сервере, но если студент бек хочет поковырять - отдаем проект на руки - поднимай локально если хочешь.

          задачи посильные:
          - написать на JS обработчики кнопок
          - подготовить Postman коллекцию с настроенными переменными для взаимодействия с API
          - пошаманить с базой, настроить вьюшку, выгрузить ее в csv и скормить Yandex Datalens и там дашборд настроить


          Предварительно ему про все это рассказали на лекции и дали ссылки на статьи. У него же получиться должно, пусть и не сразу. Это же практика а не стажировка.


          Основная сложность при организации у меня была в объеме студентов и количестве городов.
          А у вас сколько студентов обычно практику проходит за раз?


          1. kozlyuk
            31.07.2024 12:37
            +1

            Прослушать лекции, изучить материалы и выполнить типовое задание, к которому только что подготовили и которое нужно для проверки — это типичный опыт курсовой работы в вузе или тематической "летней школы". Это не похоже не рабочий процесс, а практика должна быть похожа.

            Ты приходишь в проект, который решает задачи, понятные лишь в общих чертах, с помощью технологий, про многие из которых ты спасибо, если слышал. Где-то есть место твоей задачи, мотивация её сделать и одновременно настоящий критерий успеха: изменит твое решение в проекте что-то или нет. Чтобы хоть как-то начать, надо базово разобраться с пачкой инструментов. Потом вникать в то, что надо сделать, изучать, не бояться задавать вопросы, предлагать что-то. Внятно отчитываться на стендапе, code review проходить.

            Новичку будет страшновато, поэтому всё в контролируемой среде. Естественным путем охватить весь проект и место задачи в нем не хватит времени практики, поэтому будут рассказывать и показывать. Задачи поставлены продуманно, чтобы было посильно, но и чтобы было, с чем столкнуться. К ним написаны указания, как их примерно можно выполнить, полезные ссылки. Руководитель всегда подскажет, если что-то не получается, и направит процесс.

            Практикантов у нас единицы. В этом году было трое, собственно, три задания я описывал. По информации с кафедры, где я преподаю, это среднее количество на типичную базу практики. До ваших 150 наш подход не масштабируется, у нас сотрудников-то в разы меньше.

            P. S. Вы круто сделали. Просто я считаю, что производственная практика должна быть иной.