Двенадцать лет назад через учебный центр в качестве junior software testing engineer я пришел в российское подразделение EPAM, которое теперь носит имя RNT Group и входит в «Рексофт». За все время работы в компании я попробовал десяток различных проектов (западных и российских) с разными доменами и разными технологиями в ролях от джуна до тест-менеджера. Были и банки, и биржи, и ипотеки, и е-commerce и телеком. Были и древние legacy-платформы, и современные высоконагруженные решения с микросервисной архитектурой. Так уж вышло, что все это время я так или иначе занимался корпоративным обучением: участвовал в каких-то внутренних тренингах и подключался к инициативам с вузами. В последние четыре года это стало моей основной задачей. Сначала в одном офисе, а сейчас в целом для всей компании.

Собственно, мыслями про обучение и развитие персонала в IT мне и хотелось бы поделиться. Материал попробую разбить на несколько блоков и показать общую картину: что выбрали мы, и какие сложности возникали в процессе.

Чтобы более-менее разобраться, как дела в отрасли, понадобится объективная статистика. С этим нам поможет рейтинг конкурентоспособности талантов GTCI (The Global Talent Competitiveness Index), который ежегодно публикует бизнес-школа Insead и компания Adecco Group. Это никакая не реклама, просто, если мы поищем хоть какие-то цифры, авторитетные источники и научные публикации будут ссылаться на него.

В двух словах: финальная цифра — это «индекс талантов», он рассчитывался на основе шести критериев, которые в итоге сводятся в единый рейтинг. Для каждой из стран считают:

  • рыночные и нормативные условия на рынке труда;

  • шансы для карьерного роста;

  • возможности работодателей привлекать таланты со всего мира;

  • способности удерживать квалифицированный персонал;

  • производственные навыки сотрудников и глобальные знания (насколько уровень образования и навыков достаточен для инновационных производств и инновационной предпринимательской активности).

Если посмотреть статистику за несколько лет, Россия в среднем примерно на пятидесятом месте, и этот показатель как-то радикально не изменяется в последние десять лет.

Год

Место

Количество участников

2014

55

93

2018

53

119

2021

45

134

2022

57

133

2023

52

134

Чемпионы рейтинга демонстрируют, что для привлечения талантов правительства стран должны инвестировать в образование и центры знаний, сократить бюрократию и упростить трудовое законодательство. Работодателям же следует поощрять талантливых сотрудников.

В этом исследовании много параметров, но больше остальных меня интересует вот этот: prevalence of trainings in firms — корпоративное обучение, всякие тренинг-центры, корпоративные университеты и иже с ними.

Год

Показатель

Место

2018

56,46

29

2019

56,46

24

2020

56,46

25

2021

5,73

104

2022

5,73

97

2023

10,49

94

Судя по всему, статистику собирают c запозданием в год (никак иначе я это себе объяснить не могу). Падение в десять раз, а потом, спустя два года, рост вдвое. Как будто бы это интересная динамика.

Давайте от общей статистики попробуем перейти к более предметному разговору — к IT-компаниям. Для IT-специалиста обучение — это не какой-то уникальный запрос, а давно уже часть базового пакета бенефитов. В тот момент, когда IT-рынок прочно закрепился как рынок кандидата, раздражающий вопрос-мем «Кем вы видите себя через 3-5 лет?» уже несколько лет как перевернулся в не всегда напрямую задаваемый вопрос от кандидата: «А кем я стану, работая в этой компании, через пять лет? Чем я буду заниматься? Какие навыки я смогу прокачать? Сколько я буду стоить на рынке труда через эти же самые 3-5 лет?».

Заходя в IT или меняя место работы, опытный кандидат ожидает, что речь идет не только об отрасли, где делают продукты будущего, но и о том, что его конкретное будущее будет привлекательнее, чем настоящее.

У опытных и подуставших синьоров-лидов, конечно, бывает желание найти почетную пенсию, когда вам просто платят много денег и вы делаете одни и те же задачи с одними и теми же технологиями без особых изменений, но этот подход разделяют далеко не все. А начинать с этого карьеру совсем сомнительная история.

Оговорюсь сразу: то, о чем я говорю, может быть справедливо в первую очередь для достаточно крупных и растущих компаний. Если компания небольшая или не растет, то желание вырастить новых синьоров вызовет резонный вопрос: «А куда делись ваши синьоры? Зачем вам их так много?» Ответ: «Чтобы делать больше проектов и более сложные проекты!»

У компаний есть несколько вариантов решения этой задачи (они могут и пересекаться). Мне приходят в голову три, но их наверняка больше:

  • Просто зажать денег или посчитать, что это неважно. (Сказать: «Мы и так вам много платим. Работайте работу, чего вам еще надо?») Хотите учиться — купите себе курсов сами.

  • Отдать решение этой задачи на аутсорс. Организационно проще всего оплатить какое-то количество подписок или лицензий на образовательный контент разной степени качества и посадить кого-нибудь мониторить статистику.

  • Выстроить какое-то inhouse решение разной степени сложности.

У каждого из этих вариантов есть плюсы и минусы, и я к ним как-нибудь в следующий раз вернусь.

Все больше компаний приходят к тому, что им нужно как-то этим процессом управлять. А процесс этот, если разложить его на три этапа, выглядит примерно так:

  • требования к специалистам и понимание потребностей;

  • процесс обучения;

  • контроль.

Требования к специалистам — это про матрицы компетенций, о которых недавно писал мой коллега Зураб. Хорошо бы иметь инструмент, который позволит более-менее объективно оценить уровень кандидата. Большой чеклист со всеми скиллами и ожидаемым уровнем их владения (как техническими, так и софтами; как необходимой теорией, так и практикой). Имея под рукой такой список, и кандидату понятно, что от него хотят, и интервьюер принимает решение не только исходя из собственного опыта под потребности проекта, а опирается уже на согласованную, общую для всей компании концепцию. Такой документ хорошо бы иметь для каждой практики (Java, тестирование, JS, DevOps и т.д.) и на каждый уровень\грейд (джун, мидл, синьор и т.д.). И этот же самый документ будет одним из основных при выборе программ обучения. Написано там, что мидл-тестировщик должен уметь работать с базой данных, тестировать API, знать теорию тестирования и работать с различными видами требований? Вот вам четыре квадратика-модуля в программу обучения.

Понимание потребностей — это про цель и планирование. Зачем я в это собираюсь вкладывать силы и деньги? Сколько у меня сейчас мидлов-джавистов и сколько из них примерно за год, по ожиданиям компании, вырастут в синьоров? А может быть, мне не синьоры нужны, а какая-то определенная технология или сертификация, и следует сертифицировать определенное число сотрудников? Или мы планируем переехать со старого стека на тот, что поновее, и мне нужно переучить какое-то количество инженеров с условного Oracle на Postgre? Или на горизонте маячит большой проект, но фронтендеров без базы во Vue.js там даже рассматривать не готовы?

И так по каждому направлению. При попытке систематизации потребностей наверняка окажется, что какие-то запросы можно и объединить. Общий курс по CI для джавистов, нетчиков и фронтендеров? Общая программа по софт-скиллам? Общая программа обучения для лидов или какой-то тренинг по методологиям?

Сформировав ожидания от качества обучения (что конкретно изучит сотрудник) и поняв количественные показатели (сколько их планируется обучить), можно двигаться к, собственно, обучению.

Давайте с общей картины перейдем снова к примерам.

Нам нужно обучить семь фронтенд-разработчиков. Так вышло, что раньше у них был Angular, а теперь надо изучить React в достаточно сжатые сроки. Опять же, для упрощения допустим, что им не хватает из матрицы компетенций пяти тем: TypeScript, Webpack, основные концепции React, Redux и Server-Side-Rendering. Допустим, у нас мотивированные ребята (мы их туда не из-под палки загнали), у них физически есть на это время и достаточная техническая база. Очевидно, в таком запросе будет теория и достаточно много практики. Хорошо бы какую-то программу, обратную связь с код-ревью и ментора, если мы хотим сделать это достаточно быстро и эффективно. Если оставить процесс на самотек и self-study, из семи наших кандидатов, возможно, двое уложатся в срок c приемлемым результатом.

Значит, нужна либо достаточно дорогая программа в одной из онлайн-школ, либо не менее (а то и более) дорогостоящее inhouse-решение. Ну или каким-то образом раздобыть: платформу для обучения (LMS), контент (лекции, дополнительные материалы, домашние работы и т.д.), квалифицированного ментора и какой-то сервис, который весь этот процесс организует, проверит, что никто не потерялся и не отстал, и соберет обратную связь. И если вы планируете вкладываться в обучение долгосрочно, так придется делать по каждой программе и каждому направлению.

А чтобы понять, получилось или нет, — контроль. Он тоже может быть разным в зависимости от потребностей и ресурсов.

  • Можно остановиться на том, что сотрудник курс прошел и входящие в курс домашние работы сделал, а если в конце и учебный проект есть, совсем хорошо.

  • Можно провести большое выпускное собеседование с практикой.

  • Собрать обратную связь у сотрудника. Как работалось с ментором? Было ли комфортно? Как подача материала? Что было сложно\непонятно\устарело?

  • Позже можно запросить обратную связь от проекта (у лида и проектного менеджера). Применяет ли на практике сотрудник то, что изучил? Этого достаточно для выполнения проектных задач или курс нужно как-то доработать?

  • Если одной из целей было прокачаться до какого-то определенного грейда, проведите оценку компетенций сотрудника — ассесмент на получение этого грейда (который тоже можно делать по-разному).

И после ретроспективы идем на следующий круг: снова цели, оценка потребностей и ресурсов, планирование, обучение и контроль.

Мы пошли по пути inhouse-решения и у себя подняли LMS и отдельно локальный корпоративный «ютуб» (в тот момент переживали, что доступа к большому «Ютубу» просто не будет, а видеоконтент где-то хранить нужно). Разработали и продолжаем разрабатывать программы подготовки джуниоров и развития сотрудников как по тайтлам\грейдам, так и по каким-то узкоспециализированным технологиям или группам скиллов. Там, где у нас недостаточно экспертизы, мы ищем внешних провайдеров, но большую часть потребностей закрываем своими силами.

Продолжаем взаимодействовать с вузами, что тоже очень важно, если мы хотим расти за счет джунов. Один из самых крупных сообществ-нетворков, объединяющий представителей всех практик в компании, как раз нетворк менторов, лекторов и координаторов обучения. Эту роль выполняют действующие инженеры, а не какие-то привлеченные извне преподаватели или лекторы. Есть культура преемственности. Если в какой-то момент обучили тебя, совершенно нормально, если позволяет время и силы, обучить кого-нибудь самому. Запустили небольшой, но достаточно бодрый сервис, который этот процесс координирует, поддерживает и развивает. Действуют профессиональные сообщества — комьюнити практически по каждому скиллу. Внутри компании проходят митапы и техтолки, записываются подкасты и выходят новостные дайджесты со свежими образовательными активностями.

Конечно, были и есть сложности: и технические, и организационные. И не сказать, что ресурсов всегда хватает, скорее наоборот. В беклоге с десяток интересных проектов и идей, а объективно можем сейчас взять в работу не более трех, да и текущие процессы нужно поддерживать.

На этом, пожалуй, я завершу эту статью, а в следующих публикациях попробую более подробно остановиться и на процессах, и на инструментах, и на результатах. Если вам какие-то темы интересны, пишите в комментариях. Нет ничего лучше обратной связи от твоей аудитории – все как в образовательных процессах.

Спасибо за ваше внимание и до встречи!

Комментарии (4)


  1. Thomas_Hanniball
    16.01.2024 15:02

    Намного более простое и дешёвое решение - это не создавать свой учебный центр, свои обучающие материалы, а составить план обучения из имеющихся в свободном доступе материалов, выделить людям время на ознакомлением с ними, а потом провести несколько тестов, чтобы измерить качество обучения.

    В свободном доступе есть не только теоретический материал, но и много всяких лабораторных работ на отработку практических навыков.

    Плюс тут ещё важно понимать, что нужно людей обучать тем технологиям, в которых есть потребность внутри компании в данный момент. Обучение ради обучения приносит мало пользы, поэтому необходимо обязательно применять полученные знания на практике, чтобы они лучше закрепились.


    1. grsilkin Автор
      16.01.2024 15:02

      Да, все зависит от объема и потребностей. В небольших проектных командах скорее всего не нужен девопс - как-нибудь сами настроим сборку и CI/CD. В небольших компаниях HR, ректутер, ивент-менеджер и маркетолог один и тот же человек и он же кадровик до кучи. Но когда объем работы (при условии что ты согласен что это нужная и важная работа) достигает условных часов в день - нужен выделенный специлаист.

      Тоже самое и с обучением - когда каждый год нужно запускать большую программу обучения функциональных тестировщиков автоматизации сроком месяцев на 8 (а больших программ только в тестировании каждый год 3-4) - хорошо бы чтобы процесс был нормально выстроен и кто-то им занимался.

      Конечно, мы используем материал из свободного доступа. И как дополнительные материалы в курсах и иногда как отдельные модули. Но гораздо удобнее и приятнее когда все собрано в одном месте а не разрозненно кусками в разных источниках. Это сильно экономит время в итоге и структурирует материал. Модуль первый: статья, видеолекция, практика, доп. материалы. За ним второй, третий и так далее. В конце каждого модуля проверка и обратная связь, в финале программы - итоговый контроль и аналог экзамена.

      А тесты как метод контроля - действительно наиболее оптимальный по затратам времени на подготовку, но к сожалению наименее эффективный по результату.


  1. pashigorev
    16.01.2024 15:02

    Есть ссылки на Сообщества? Названия и содержание программ? Что-то что доступно посмотреть?

    Или это всё внутренняя кухня Рексофт?


    1. grsilkin Автор
      16.01.2024 15:02

      По большей части это действительно внутренняя кухня. Сотрудники внутри практики (например Java) кооперируются и регулярно собираются на техтолки образуя комьюнити.

      Из того, что мы точно можем показать прямо сейчас (названия и программы обучения джунов), доступно вот тут: https://www.rntgroup.com/career/trainings/

      Ну и в каких-то последующих публикациях попробую показать чуть больше примеров и деталей.