Эта тема достаточно спорная, и в комментарии, наверняка, придет кто-нибудь, закончивший церковно-приходскую школу, а программировать научившийся сам по роликам на Ютубе, и сейчас прекрасно себя чувствует в кресле синьер- или даже лид-специалиста. Но я все равно хочу порассуждать и написать свои мысли по этому поводу. Приведу аргументы и поделюсь опытом, который мы собрали за время взаимодействия как с вузами, так и с колледжами.
В нашем случае требования к кандидатам на стажировки или дообучение выставляет нанимающий менеджер – руководитель той практики, в которую потом пойдет стажер, например, для джунов-джавистов – руководитель практики Java, а для джунов-тестировщиков – руководитель практики тестирования и т.д.
Вот например:

Не секрет, что для большинства обязательным требованием стоит наличие высшего образования, и я попробую объяснить почему.
Тезис:
Усредненный выпускник технического вуза лучше подходит для выполнения инженерных задач в промышленной разработке ПО, чем усредненный выпускник технического колледжа и текущее состояние рынка труда позволяет приличным компаниям с привлекательными условиями работы выбирать, руководствуясь этим принципом.
Давайте я сразу, не переходя дальше, оговорюсь: да, исключения бывают, и о них будет в конце статьи.
Зачем идти в вуз, в целом понятно, а вот зачем, как мне кажется, можно пойти в колледж?
Страх ЕГЭ. Многие школьники откровенно боятся и ищут любые варианты как бы его не сдавать.
Желание или необходимость как можно скорее получить профессию и начать зарабатывать деньги.
Желание получить практическую «рабочую» специальность.
Наоборот, желание затянуть этот процесс: пойти в колледж после 11 класса, потом – бакалавриат, далее – магистратура, и все очно.
Теперь аргументы
У выпускника колледжа просто меньше знаний
Сначала давайте попробуем просто математику: почему я как условный заказчик-компания, должен соглашаться за те же деньги (вилка стартовых зарплат джунов у нас фиксированна) получать менее качественного специалиста, который учился почти в половину меньше, т.е. на 2,5 года?
Колледж – в среднем 3,5 года. Против 10 и 11 класса (2 года) и 4 лет бакалавриата.
Давайте посмотрим, что же такого полезного изучают в 10-11 классе в школе.
Наш потенциальный кандидат пропустил укрупненно темы (из базы единого содержания общего образования, и речь только про базовый уровень, не спецшколы):
по математике: системы линейных уравнений, логарифмы и матрицы, построение математических моделей и основы мат. анализа, дифференциальные уравнения, интегралы, неравенства и системы с параметрами, а также всякие арксинусы и арктангенсы;
по химии: органическую химию, углеводороды, спирты, сложные эфиры, понятие ядра атома и изотопов, химические связи, скорость реакции, электролиз;
по биологии: химический состав и строение клетки, метаболизм, размножение и индивидуальное развитие организмов, наследственность и изменчивость, селекция, возникновение и развитие жизни на земле, экосистемы;
по истории: всю всеобщую и российскую историю, начиная с 1914 г.;
по литературе: «Обломова» Гончарова, «Отцов и детей» Тургенева, стихотворения Фета и Некрасова, «Преступление и наказание» Достоевского и «Войну и мир» Толстого, Лескова и Чехова; не изучал Блока, Бунина, Есенина и Маяковского, Ахматову и Мандельштама; пропустил «Мастера и Маргариту» Булгакова, всю прозу о великой отечественной войне, Солженицина, Бродского и Шаламова, Бредбери, Оруэлла, Хаксли и Селлинджера из зарубежной литературы;
по информатике: единицы измерения информации, системы счисления, кодирование информации (тексты, изображение, звук), алгебра логики, веб, HTML, языки программирования, основные конструкции, типы данных, составные условия, циклы, массивы и сортировка одномерных, основы анализа данных, реляционные базы данных.
Все это может выглядеть как претензия к ткачихе, которая никогда не читала «Цветочки Франциска Асизского» и Дао де Цзин. Но это не совсем так.
Курс информатики старшей школы на ITшной специальности в колледже он почти наверняка наверстает, но существенную часть этой информации по другим предметам он вряд ли теперь где-то централизованно получит.
Нужно ли IT’шнику в целом знать какую-то органическую химию?
Да, потому что у нас есть заказчики, например, в нефтегазовой сфере, и хорошо хотя бы базово понимать, что ты делаешь. Или компания в будущем потратит деньги на то, чтобы тебя этим вещам научить.
Хорошо, а математика вся эта сложная зачем?
Эта еще не сложная, а вот без хорошей базы в высшей математике делать особо нечего, например, в Data Science.
А литературу ты зачем сюда принес?
Так уж вышло, что мы работаем в команде и постоянно общаемся друг с другом. Литература учит и грамотно формулировать мысли, и, имея образцы хороших текстов, вам проще писать свои. Пусть даже и очень короткие.
Даже если мы опускаем 2 года школы, которые мне кажутся важными и формирующими, за 4 года в хорошем вузе как ни крути изучишь больше, чем за 3,5 года в хорошем колледже. Да и задача вуза во многом научить «учиться» — самостоятельно находить решения. Время когда у вас была «нянька» и вас «тянули» с поступлением в вуз в норме заканчивается.
В IT потом придется учиться все время, а у вас на старте значение базовой характеристики «знание» на вашем листе персонажа в -2,5 года.
Тут же про баллы чуть-чуть.
Конкурс на IT-специальности в вузе большой, поэтому выпускник должен получить за каждый экзамен не меньше 80 баллов, а в престижных вузах — 90+.
Что касается IT-специальности колледжей, средний балл 4,5 для девятиклассника. Это значит, что у него нет ни одной тройки, а по основным предметам – русский, математика, информатика, физика – оценки не меньше четверки. Это уровень пониже 80-90 баллов за ЕГЭ.
Выпускники вузов пусть ненамного, но старше
Судя по опыту взаимодействия со студентами колледжей, кандидаты оттуда – нередко дети с детскими проблемами. Дисциплина, ответственное отношение к делу, умение работать с большими комплексными задачами. Сейчас работодатели сильно грешат на зумеров, что они, мол, ранимые, трепетные, не фокусируются на задачах, бросают что-то, если дело скучное, принимают решения резко и эмоционально.
Так вот, если этот условный зумер 4 года посидел за партой в хорошем техническом вузе, защитил некоторое количество курсовых, написал несколько статей, подготовил и сдал выпускную квалификационную работу, у такого персонажа качественно иной уровень как технической подготовки ,так и коммуникационных навыков, и уже точно есть базовое умение планировать. Он или она точно сталкивались с непростыми комплексными задачами и знают, что с ними делать.
Надо ли их доучивать для выполнения реальных производственных задач после вуза? Конечно надо, но существенно меньше, чем после колледжа.
Профстандарт и престиж профессии
Почему-то, если ты хочешь выучиться на врача, а не на медбрата, ты идешь в медицинский вуз, а не в колледж.
Если хочешь быть офицером, а не прапорщиком, идешь учиться в высшее учебное военное заведение.
Просто православному священнику достаточно семинарии, а если он занимается научной или преподавательской деятельностью – будь добр закончить и высшую духовную академию.
Так почему же с инженерами все должно быть как-то иначе? Это что, какая-то очень простая профессия?
Да, есть профстандарт, и в некоторых даже крупных IT-компаниях для получения определенного грейда/тайтла необходима профильная магистратура или специалитет. Это прям барьер: хочешь лида – покажи диплом. Я, скорее, противник такого подхода, потому что всегда есть исключения – самородки. Но о них чуть позже.
Всю свою карьеру я работал и работаю инженером в инженерной компании, которая проектирует, разрабатывает, тестирует и сопровождает всякие разные сложные технические штуки. Давайте попробую показать пример, кто такой инженер.
В книжке «Незнайка в солнечном городе» Незнайка вместе с Кнопочкой и Пачкулей Пестреньким в одной из глав встречают человечка по имени Калачик, который обслуживает роботизированные комбайны-сеялки. Так вот он подробно рассказывает их принцип работы, где и сколько их, для каких они культур, на каких полях находятся, какие бывают еще, что такое «радиолярия» и каков принцип ее работы, как машины управляются и, кажется, одну из них при них же быстро ремонтирует. Он не делает какие-то одну-две простые операции. Он не условный «промпт-инженер», который не только умеет задавать верные команды для нейросети, но от и до знает, как эта самая нейросеть работает, где и как она развернута, какой под ней математический аппарат и теоретический базис, зачем она нужна и как ее, в случае чего, починить. Как мне кажется на такого специалиста нужно какое-то время поучиться, а потом какое-то время поработать, и вот на него я хотел бы равняться.
Бывают ли исключения?
Да, конечно. Всегда найдется кто-то мотивированный, кто своим упорным трудом, несмотря на то, что не заканчивал вуз, будет ночами изучать дополнительную информацию, лазить по форумам, посмотрит весь Ютуб, будет очень много практиковаться и достигнет уровня даже выше выпускника хорошего вуза.
Да, ему будет тяжелее, но мотивация в этом вопросе значит очень много.
Проблема в том, что он – иголка в стоге сена, и работая с большим объемом кандидатов через рекрутеров и технических интервьюеров, придется пропустить весь этот самый условный стог, чтобы его одного найти. А этот мотивированный, скорее всего, упрется еще раз, где-то получит проектный опыт и уже сам придет на мидла.
Подытоживая все вышенаписанное, если я все-таки в колледж пойду, возьмут ли меня в IT на работу?
Да, наверняка, кто-то возьмет. Студенты, получающие IT-специальности, сейчас очень редко сидят без работы.
Но если ты смелый ловкий умелый, тебе прямо сейчас не поджимает срочно начать зарабатывать деньги, и ты чуть-чуть думаешь на перспективу – вузы тебя зовут.
Комментарии (13)
VitaminND
10.02.2025 11:15Это было бы да, если бы именно IT знания так быстро не устаревали.
И человек, лишние 2,5 года изучающий IT у старичков-профессоров, обучается себе в минус.
grsilkin Автор
10.02.2025 11:15У ВУЗов на кафедрах есть прям метрика эффективности - приглашенные специалисты с производства. Мне к сожалению таких не досталось - я учился давольно давно, но сейчас некоторые наши сотрудники читают что-то в вузе. Есть у тебя помимо основной работы условно 2 пары в неделю со студентами.
+ ВУЗ это же еще и нетворк - там бесконечно крутятся всякие разные работодатели: кто менее толковый просто себя рекламирует, кто более - старается что-то делать полезное.
DvoiNic
10.02.2025 11:15Не "в минус", а "в кредит". Никаких "устаревающих знаний" старички-профессора не дают. Зато дают базовые знания, позволяющие осваивать "современные знания" быстрее, и дающие возможность "переходить в разные углы ИТ-отрасли" достаточно просто и безболезненно.
VitaminND
10.02.2025 11:15Ох уж эта мифическая база, которую надо знать... древняя, как г..но мамонта и никуда не годная. Это сейчас как копошиться с ассемблером, а не писать на Go, например.
grsilkin Автор
10.02.2025 11:15Поддержу. Если студенту хорошо дали реляционную алгебру, после этого реляционные базы данных, а потом он семестр запросы пописал и курсовую по БД сдал - мне такой студент нужнее, чем тот у кого всего этого не было, но дали семестром обзорно модные штуки типа бигдаты или ИИ и научили в монгу смотреть.
VitaminND
10.02.2025 11:15А кому то бигдата и ИИ важно, и он того возьмет... Смотрите еще и с точки зрения студента - он должен тратить время жизни на перспективу, а не под текущие устаревающие хотелки.
Изучать нужно только то, что сейчас требуют на интересные вакансии - на остальное не хватит времени.
Dinxor
10.02.2025 11:15По своему опыту (учился по специальности "Радиоконструирование" сначала в техникуме, затем в институте на вечернем) бОльшая часть навыков, нужных для практической работы, была получена именно в техникуме. У коллег, получивших сразу высшее, с практическими навыками на старте в среднем было хуже. Так что соглашусь только с тезисом " а если он занимается научной или преподавательской деятельностью – будь добр закончить и высшую...", ну и руководящие должности сюда же.
Посмотрите каждое первое видео про подготовку программиста на ютубе и увидите следующие мнения:
институт не даёт навыков для работы, знания успевают устареть раньше, чем попадут в учебную программу (старое доброе "забудьте всё, чему вас учили, тут всё по-другому")
хороший студент на старших курсах уже работает, доучивается только ради диплома
бакалавриат это уже высшее образование с точки зрения работодателя, магистратура нужна только тем кто хочет пойти в науку
Ну и как-то странно слышать о недостающих 2.5 годах обучения у выпускника колледжа - программист всё равно будет обучаться постоянно. И благополучно пройденное на младших курсах (мимо, конечно, и забытое за ненадобностью) вращение матриц легко восстанавливается в случае необходимости. В конце концов, вечернее, заочное обучение и курсы можно добрать потом - знания гораздо лучше усваиваются, когда ими пользуешься и видишь их практическое применение.
Corsonamor
10.02.2025 11:15Когда вы искали инфу по темам общеобразовательных предметов в 10 и 11 классе, то должны были ещё нагуглить, что в колледже при поступлении после 9 класса всё это преподаётся в 1 год обучения, так что половина аргументов мимо.
А платить или не платить полный прайс за такого сотрудника - просто рынок. На работу, скорее всего, ни после вуза, ни после колледжа сразу никто не устроится без курсов "войти в айти"
saag
10.02.2025 11:15Высшее образование это Статус, именно так с большой буквы "Сэ", иначе работодатель будет смотреть на тебя как на человека_который_не_смог. Я эти нюансы еще 80-х замечал.
sobeskiller
10.02.2025 11:15Айти сегодня это гиперконкурентная сфера. И уже без каких-то особенных денег. Пока ещё нечего терять, одумайся. Вот потратишь время, силы и деньги на вышку, начнёшь отчаянно пытаться отбить свои "инвестиции". Что приведёт к ещё бОльшим убыткам.
Выбирать надо перспективные направления на начальной стадии их роста. И это сегодня никак не айти.
DvoiNic
Для начала обозначу свою позицию по вопросу: Да, высшее образование (не диплом, а именно образование) является значительным преимуществом.
А вот дальше - у меня вопросы....
Вот, скажем, я довольно неплохо знал химию (1 место в городской олимпиаде, да и сейчас "могу поддержать беседу" с племяшом, учащемся в универе именно на химика), но во-первых, промхимия значительно глубже школьного курса, а во-вторых, не моё дело проверять заказчика своими устаревшими на 40 лет знаниями.
. Но вы же не только датасатанистов нанимаете? простым крудоделам и формошлёпам, каковых подавляющее большинство, арифметика-то в полном объеме не всегда необходима...
Школьная литература ничего, кроме ненависти ко всем этим толстовщинам-достоевщинам, и примкнувшим к ним тургеневщинам -не принесла ничего. (пардон, но "Солженицина, Бродского и Шаламова, Оруэлла" в те годы относили к запрещенной литературе)
Ну и вообще - "люди разные нужны, люди разные важны"©. ПТУшник с нужным стеком сразу будет вам зарабатывать деньги, решая "узкий круг ограниченных задач"™. Инженегр решит почти любую задачу, но предварительно ему потребуется некоторое время для освоения инструментария.
Ну вот смотрите: наше поколение само собирало себе компьютеры (от Радио-Микро-80, включая Спектрумы, и заканчивая крупноузловой сборкой IBM-совместимых), могло написать (а порой и писало) кучу "системного" софта, начиная от "мониторов", включая разные утилиты типа диск-менеджеров, редакторов, ассемблеров-дизассемблеров-эмуляторов, и заканчивая компиляторами и своеобразными СУБД. Ну Только вот сейчас всё настолько специализировалось, что знать всё это практически бессмысленно, ибо сейчас имеющиеся знания - имеются "в общих чертах", а нужны более точные и конкретные. Отрасль разрослась, разветвилась, усложнилась и заспециализировалась... Это, кстати, неплохо сказано А.Азимовым в его "Вид с высоты"
grsilkin Автор
а потом чего с ним делать? увольнять? кончился простой проект - надо теперь посложнее задачки решать. Пытаешься как-то гепы залатать - а он то не знает, это не проходил и вот тут тоже сложно. А уже сотрудник - типа такой же, как и тот что вуз закончил.
А если мы про выпускника вуза говорим - устроился он условным Java-программистом а в программе у него было и проектирование и что-то про тестирование он послушал и языков у него на условном математическом обеспечении информационных систем было в программе три-четыре. И тут хотя бы на что опереться есть.
DvoiNic
Ну, пока он сделает простой проект - наберется опыта. А простой (и достаточно тупой) ремесленной работы всегда больше, чем инженерной.
Ну, далеко не факт, что всё нужное изучал на достаточном уровне выпускник ВУЗа. Хотя скорее всего, он "слышал эти слова". Но, как правило, выпускник ВУЗа сможет найти и изучить необходимое быстрее.
так в том и дело, что ПТУшник будет java-программистом сразу. а ВУЗовец некоторое время будет "условным программистом" (и Java, и Python, и C). Зато сможет перейти в тестирование. Или в инфобез.