Всем привет! Меня зовут Вера Сапожникова, я аналитик из Контур.Маркета. Это продукт для автоматизации малого и среднего бизнеса. Мы помогаем нашим клиентам вести товароучет, предоставляем кассовое ПО и закрываем сценарии взаимодействия с госсистемами: ЕГАИС, Честный знак и Меркурий. 

В прошлом году мы решили завоевать новую ЦА и сделать отдельный продукт на базе Контур.Маркета для продавцов на Ozon и Wildberries, чтобы вести складской учет, обрабатывать заказы из разных маркетплейсов в одном окне, работать с отчетами.  

Я вызвалась делать аналитику для этого продукта. Так и началась эта увлекательная история об испытаниях, которые ждут аналитика в стартапе. 

А это буквально был стартап, ведь наша команда состояла всего из 6 человек: продакт, аналитик (это я), дизайнер, два разработчика и тестировщик. Я оказалась в условиях, в которых раньше никогда не была: единственный аналитик в команде, горящие дедлайны, неотлаженные процессы, сложности с интеграцией. В статье расскажу, какие сложности возникали на моем пути, и как я их преодолевала.

Как выстроить процесс, когда разработка и аналитика стартуют вместе?

Ресурсы были спланированы таким образом, что разработчики, дизайнер и аналитик приступили к работе по проекту одновременно. И чтобы начать, всем нужна аналитика, но ее нет. А живем мы в жестких дедлайнах, поэтому не можем растягивать разработку во времени. 

В таких обстоятельствах мне не оставалось ничего другого, как позвать всех на штурм для генерации концепта. Но если вы решаетесь на такой шаг, то нужно заранее собрать фактуру и уметь отвечать на вопросы о сценарии пользователя и о деталях реализации. То есть, прежде чем привлекать команду, у аналитика должно быть понимание большинства бизнес требований. 

Совместная генерация концепта позволит:

  • держать всю команду в контексте, им будет проще оценить задачу

  • придумать оптимальную (дешевую) реализацию

Собрать понятный команде концепт можно на доске. Команда сможет опираться на него и начать разработку/прототипы, а у аналитика появится время перенести все на wiki и  уточнить детали. 

такая доска была у нас
такая доска была у нас

Когда есть концепт, дизайнер уже может начать рисовать прототипы. С понятным концептом проектировать интерфейс и описывать аналитику можно синхронно. 

А чтобы как можно скорее занять и разработчика, нужно начать аналитику с описания новых сущностей. Описав модели новых сущностей, разработчик сможет начать реализовывать модельки и инфраструктуру под них. У аналитика же появляется время описать сценарии работы с этими сущностями. Важно, что сущности можно описывать когда уже есть концепт и понимание сценариев, иначе сущности могут не биться с их назначением. 

Но, стоит отметить, что в таких сжатых условиях работы нет-нет да и что-то будут кодить без аналитики. Поэтому встанет неминуемая задача зафиксировать всё постфактум. Описанная аналитика однозначно пригодится на этапе тестирования отличить баг от не бага, а еще избавит всю команду от цикличных обсуждений.

Как проектировать интеграцию без доверия к документации?

Теперь про работу с маркетплейсами. Там бардак – расходится информация в базе знаний, инструкциях и в документации АПИ. 

Но и мы не подарок:

  • у нас не описана работа в краевых сценариях

  • нет описания ошибок и того, как их исправить

  • в команде нет экспертизы по тому, как работают маркетплейсы

Поэтому мы были готовы к неприятным последствиям. Я писала аналитику с допущениями, учитывая разные варианты поведения системы. И мы все ожидали много багов на этапе тестирования, так что закладывали время на их исправление.

Что еще делали, чтобы минимизировать риски: 

  1. Нашли возможность тестить сценарии и данные на бою. Так, я попросила своего брата продавать на WB по схеме «со своего склада», а наш продакт открыл на Ozon магазин по продаже нижнего белья.

  1. На юзабилити-тестировании между делом спрашивали респондентов и о поведении маркетплейсах, задавали вопросы про пользовательский опыт, частоте сценариев. Например, так мы узнали, требуют ли на ПВЗ распечатку документов или можно показать с экрана. Главное не принимать слова пользователя за истину последней инстанции. 

  2. Нашли тематические чаты для разработчиков интеграций с маркетплейсами и консультировались там. Казалось бы, нужно писать в техподдержку маркетплейсов. Но, к сожалению, это нам ни разу не дало желаемого результата. Один раз случилось чудо – нам ответили и даже сделали необходимую доработку. Но ждать ответа пришлось месяц))

  1. Чтобы не заниматься самогазлайтингом, когда ты уже сам себе не веришь, что было, а что нет, я советую фиксировать все детали, которые вызывали сомнения. Прям с пруфами: ссылки на разные статьи, скрины переписок, примеры запросов в постмане. Так будет легче доверять своей же аналитике и отслеживать изменения в артефактах на стороне маркетплейсов.

Как поддерживать частые изменения? 

Сервисы, с которыми интегрируешься, тоже «живые». Они постоянно обновляют версии АПИ и отключают предыдущие версии. 

Маркетплейсы часто добавляют новые фичи, изменяют сценарий обработки заказа и работы с документами. Например, Ozon отказался от акта приема-передачи, который обязательно нужно было предоставлять селлеру в сервисном центре. Теперь ему нужно сформировать штрих-код отгрузки и показать его электронном виде. 

В общем, в любом случае придется переписывать аналитику и в последствии менять реализацию готовых задач. Плюс появляется риск того, что какой-то сценарий сломается в нашем сервисе, если мы вовремя не узнаем об изменении и не поддержим его. 

Вот что можно сделать, чтобы быть в курсе изменений: 

  1. Подписаться на каналы, в которых сообщают об изменениях. Желательно на все. 

  2. Просматривать основную доку маркетплейсов на предмет внесения изменений. Особенно, если каналов оповещения об изменениях нет.

  3. Завести процесс, в котором раз в N дней, ты проверяешь, появились ли изменения. Рассказывать команде об изменениях или их отсутствии. 

  4. Разделить ответственность с продактом. У нас было так:

  • аналитик следит за изменениями в существующих сценариях

  • продакт следит за появлением новых возможностей 

И обязательно нужно рассказывать команде, если вносишь изменения в аналитику.


Сложности возникают у многих аналитиков при работе в разных проектах. Так что, думаю, я в этом не одинока. Возможно, вы нашли в моих советах что-то полезное для себя или пережили свой «болезненный» опыт через призму моих рассуждений. В любом случае, через сложности лежит путь к развитию.

Как писать аналитику в условиях стартапа, где процессы не выстроены, экспертиза не накоплена, а задать вопросы некому, я рассказала чуть более подробно в докладе Как проводить анализ в новых продуктах

Комментарии (0)