Привет, я Артемий, Senior Developer в МТС Диджитал. Сегодня расскажу про хобби, которое освоил еще до роста популярности самокатов. Мой транспорт — моноколесо. Точнее, их несколько: маленькое — для поездок в офис, среднее — для оффроуда и большое — для проезжей части. Мой любимый вид отдыха — поездки на моноколесах по горам, где проехать могут только эндуро-мотоциклы и лошади. Сложно ли на них ездить и опасно ли это, рассказываю под катом.
Научился кататься за 20 минут
Итак, перед вами моноколесо. Что дальше?
Сначала кажется, что все просто. Но с первыми попытками приходят мысли в духе «Да это же вообще невозможно». Тут главное — практика. Выполняйте определенные упражнения — и придет понимание, как это все работает. На самом деле научиться ездить на моноколесе не так сложно. У меня ушло на это примерно 20 минут.
Если у вас есть спортивный бэкграунд или хотя бы хорошие навыки езды на велосипеде, вы тоже поедете быстро. И конечно, важен настрой: пока боишься — не поедешь.
На моноколесе катаются и пятилетки, и пенсионеры за семьдесят.
Если с координацией не очень и спорт — это что-то далекое, может потребоваться больше времени. Чтобы не мучиться в одиночку и не набить шишек, лучше найти инструктора. В Москве можно пойти в моноколесную школу или присоединиться к комьюнити, сейчас их много. Пример — EBitza, я как раз в нем состою. У нас к новичкам всегда относятся очень доброжелательно. Еще есть Федерация Электро Моноколесного Спорта — преимущественно тут собираются любители экстрима вроде прыжков на рампах, но в последнее время ребята осваивают новые дисциплины. В целом найти инструктора и единомышленников сейчас не проблема.
Наше комьюнити, кстати, очень активное. Мы регулярно организовываем ивенты для всех — от кольцевых асфальтовых и монокроссовых гонок до музыкальных фестивалей на природе.
В парк, по делам или к Эльбрусу
Ездить на моноколесе можно где угодно. Иногда я просто катаюсь по городу — особенно люблю оффроуд по велотрейлам в парках, гоняю по делам: моноколесо полностью заменяет мне другие виды транспорта. А бывает собираю компанию и еду в горы.
С ребятами из клуба мы организовываем групповые выезды: скидываемся на аренду микроавтобуса, загружаем свои колеса — и в путь. Приезжаем на место, заселяемся и катаемся по округе в радиусе сотни километров. А потом едем куда-нибудь еще.
Например, прошлой осенью мы посетили Архыз и его красивейшие Софийские водопады, астрофизическую обсерваторию и ее окрестности, озеро Бездонное. Я заехал на вершины горнолыжных склонов — не на подъемнике, а на моноколесе. Человек, который работал там, посоветовал мне спуститься до темноты, чтобы не столкнуться с медведем.
Потом мы перебрались в Карачаевск, побывали в поселке Эльбрусский, посмотрели заброшенный рудник и перевал Гумбаши. В другой день на колесах поехали по трассе через Теберду, по дороге подзарядились и отведали хычины, потом посетили Домбай. Финалом нашей поездки был Эльбрус — от Учкулана и Хурзука.
Те виды я запомню на всю жизнь. Даже сейчас смотрю на фото и вспоминаю, как ощущал кожей горный ветер.
Весной этого года мы побывали в Дагестане. Сперва приехали в крошечное село на самой вершине горы Дубки, покатались по окрестностям. Впечатления были разные: с одной стороны, нас поразили размах местных ГЭС и красота гор и Сулакского каньона. С другой — было тяжело смотреть на местную свалку, по которой в поисках еды бродили коровы. Дальше мы перебрались в Гуниб — вертикальный город на горе. Его пейзажи настолько фантастичны, что напоминают MMORPG-игры.
Скатались в заброшенное село Гамсутль, которое буквально вырублено в скалах — эти виды напоминают Китай. Потом переехали в Дербент. Посетили Дербентскую крепостную стену — было шикарно! Разумеется, я съехал с лестницы:
Конечно же, посмотрели на Каспийского Монстра (экраноплан Лунь):
Потом мы переехали в Кисловодск. Посетили огромный благоустроенный парк и скатались к водопадам Джилы-Су:
Удалось посмотреть величественный Эльбрус и с другой стороны:
Подводя итог, хочу сказать, что на моноколесе можно проехать практически где угодно. Но иногда с планированием маршрута могут быть сложности. Все-таки природа диктует свои условия — встречаются броды, сели и камни величиной в половину колеса. Местами бывает страшно уронить колесо в пропасть на узких тропках — тогда мы пользуемся страховочным тросом.
Главное — подзарядиться
Быстрее всего аккумулятор садится на скорости. На большом колесе (емкость батареи от 3 600 Wh) со спокойной скоростью около 50 км/ч можно проехать и 150 км. Особенно если ехать сидя, чтобы уменьшить лобовое сопротивление. После 60 км/ч основной расход идет на сопротивление воздуха.
В горах расход выше, как и в случае с ДВС-техникой. Его сложнее предугадать из-за перепада высот и сильного ветра: могут быть как спуски и ветер в спину, так и длительные подъемы и встречный ветер. Когда я возвращался от Эльбруса к Хурзуку, встретил самый сильный ветер в своей жизни. Сложно было даже стоять, а ехать приходилось, практически обняв колесо и едва выжимая 25 км/ч.
Если отправляешься в долгое путешествие, зарядку нужно «планировать». То есть ты заранее продумываешь, где на маршруте будет возможность «подзалиться». У меня мощная зарядка на 2,5 кВт, переделанная из блока питания Huawei для базовых станций. Полная зарядка занимает всего 45 минут — это буквально время перекуса. Но есть нюанс: в далеких краях проводка обычно слабая, автоматы вырубить легко, а желающих подзарядиться несколько. Так что приходится ограничивать свой аппетит.
Почти как мотоцикл
Мне нравятся не только моноколеса, но и байки. В этом году я купил электробайк SUR-RON Light Bee — это легкий 50-килограммовый байк, идеальный для оффроуда. Сейчас я его тюнингую — скоро он будет ехать гораздо бодрее (и намного дальше) стокового. Иногда можно услышать: «Зачем тебе моноколесо, если есть байк?».
Но моноколесо — это другое. Ты как будто управляешь им силой мысли. Когда едешь на нем, кажется, что паришь над асфальтом.
В первое время меня смущало, что у моноколеса нет руля. А когда привык, мне, наоборот, стало казаться, что руль — это что-то ненужное. Управление колесом — интуитивное. Оно всегда балансирует. Ты «падаешь» вперед, а колесо стремится под тебя заехать — так ты ускоряешься. А если свешиваешься назад — тормозишь. Поворачиваешь тоже за счет смещения центра тяжести — свешиваешься как мотогонщик на скоростных прохождениях поворотов. На неровностях отрабатываешь ногами (с этим здорово помогает наличие подвески), контролируешь зацеп (особенно важно при штурме горок), прыгаешь через препятствия. Рефлекторно выполняешь еще кучу мелочей, о которых даже не задумываешься.
Разные поколения и тюнинг
Отличаются колеса в первую очередь поколением и, соответственно, ценой. На современных хорошая подвеска, они гораздо мощнее, а значит и безопаснее. Маленькие колеса, которые сейчас считаются устаревшими, легкие и компактные. У них вообще нет подвески — кстати, она тоже отличается по типу.
Еще одна характеристика — диаметр покрышки. Если вы планируете спокойные поездки, вам подойдет маленькое колесо. Крупные — устойчивее, и на них комфортно ездить по открытым участкам, где сильный воздушный поток.
Обычно моноколесники обожают тюнинговать свои колеса — защиты, брызговики, упоры (важны для управления) и, разумеется, покрышки. Как и в случае с мотоциклами, на асфальте комфортнее на «гоночных» сликовых покрышках, а для оффроуда нужна покрышка с «шашечками». У современных колес столько тяги, что можно заехать почти в любую гору — главное, чтобы хватило сцепления с грунтом. К слову об этом: хоть подвеска и упрощает жизнь, важен навык техничной езды. Нужно учиться разгружать и нагружать колесо в правильные моменты, контролировать сносы покрышки на грязи, зацеп, держать баланс и запрыгивать на препятствия.
На тяжелые колеса часто ставят сиденья, чтобы в долгих поездках было комфортнее. Ноги могут отдохнуть, уменьшаются затраты на сопротивление воздуха. Кстати, это напоминает езду на легком мотоцикле.
Нюансы обслуживания
Следить за моноколесом не сложнее, чем за велосипедом: менять сальники и подшипники, заливать новое масло в амортизаторы, контролировать состояние покрышек. Конечно, всегда можно столкнуться с заводским браком, а иногда что-то ломается в процессе.
Как человек с инженерным образованием, я обслуживаю свои колеса сам. Это легко: не нужно обрабатывать смазкой цепь после каждого дождя, как на мотоцикле, например. И кататься можно круглый год.
Есть вариант обслуживаться в сервисных мастерских — их создают такие же моноколесники. Проблем с поставкой запчастей нет. Иногда купить их дешевле, чем чинить.
Бывают ситуации, когда колесо пробивается. К счастью, поставить заплатку на камеру или жгутик в бескамерное можно и на природе.
Безопасно ли это?
Есть мнение, что моноколесо едет до первой ямки. В реальности на такой ямке скорее может разложиться спортбайк с короткой и жесткой подвеской. На современном колесе можно проходить лежачих полицейских на скорости больше 70 км/ч и легко прыгать на отскоке. Думаю, стереотип появился из-за самокатов, у которых действительно маленькие колеса и нет такой подвески.
Какой бы уровень подготовки и колеса у вас ни был, важно не пренебрегать защитой. Надевайте шлем, черепаху, наколенники или хотя бы мотокуртку и мотоджинсы. Ботинки, защищающие голеностоп, тоже пригодятся. Это убережет вас от возможных травм. Ну и конечно, следите за состоянием колеса, правильно выбирайте скорость, оценивайте поверхность, по которой едете. Обычно все травмы именно из-за невнимательности или неправильной оценки собственных навыков и возможностей колеса.
Однажды я тоже получил травму как раз потому, что был без защиты. Дело было так: колесо долго стояло на холоде, батарея замерзла и стала ловить просадки при большой нагрузке. А я сильно ускорился и превысил мощность колеса. Спойлер: с современными колесами провернуть такое будет уже гораздо сложнее — из-за большей мощности и высокотоковых батарей с низким внутренним сопротивлением. Свесившись всем весом вперед и не ожидая отключения на ускорении, я упал, исполнив при этом сальто. В моей куртке тогда не было защитных вставок, так что результат — сломанное плечо.
Дальше я собрал отлетевшие куски от колеса и проехал восемь километров через темный лес до дома. Рука немела, и я думал, что у меня всего лишь вывих. Оказалось, перелом. Этого легко можно было бы избежать, если бы я не играл с пределами колеса и надел бы качественную защиту.
Зачем это все
Лично для меня моноколесо — это одновременно транспорт, который дает возможность быстро передвигаться по делам, и хобби, позволяющее открывать для себя мир. Так я успеваю посмотреть гораздо больше классных мест, чем если бы я шел на своих двоих. Даже самые маленькие колеса могут ехать 25-35 километров в час — это уже в пять раз быстрее, чем ходить пешком. Пройти 50 километров за 10 часов или проехать за пару часов — есть разница.
Езда на моноколесе, особенно на оффроуде и по горам, — отличная тренировка. Это и работа с координацией, и физические нагрузки. Тренируются ноги, потому что ты находишься в стойке. Мышцы спины и пресса тоже работают. Ты учишься контролировать свое тело и держать равновесие.
Нервная система тоже тренируется. Приходится замечать неровности, планировать траекторию движения, при этом картинка постоянно меняется перед глазами, а ты еще пытаешься любоваться красотами. Мозгу нужно все это успевать.
Работая физически, отдыхаешь головой. Такие отпуска спасают нас от выгорания, а вечерние поездки помогают переключиться после рабочих задач. В горах нагрузки особенно высокие, и если будешь невнимательным, это может плохо кончиться. Поэтому важно мониторить свое состояние, не переутомляться, не перегреваться, вовремя пить. Да и в целом это хорошая практика для жизни.
Старался не перегружать статью фотографиями, но если вам будет интересно, в следующий раз сделаю фотопост.
Комментарии (135)
Sabin
15.08.2024 15:49+3Для тех, кто хочет приобщиться
У моноколёс запас мощности двигателя и аккумулятора повышает безопасность, а скорость ограничивается через приложение. Всё с мотором менее 500 Вт даже не рассматривайте к покупке, это самый-самый минимум и на нём как раз есть шанс упасть на ямке или кочке. При том, что самокаты с 300 Вт двигателем - норма.
Ну и крайне не рекомендую модели без длинной ручки. Телескопической, опускающейся вдоль колеса или с иной конструкцией не важно, важно иметь возможность идти рядом с колесом, направляя его. Пригодится очень часто.
nehrung
15.08.2024 15:49Всё с мотором менее 500 Вт даже не рассматривайте к покупке, это самый-самый минимум
А как же требования ПДД для электротранспорта? Наше доблестное ГИБДД запрещает появляться на дороге на чём-то мощнее 250 ватт и разгоняться быстрее 25 км/час, или если уж появляешься и разгоняешься, предъявлять в качестве отмазки автомобильные права. Моноколесо в этом смысле - исключение? Если да, то как это доказать гаишникам?
by_Artemiy Автор
15.08.2024 15:49Не запрещает, согласно последним правкам о СИМ. Разгоняться выше 25 - да, тут холиварная тема. И, очевидно, довольно небезопасно (и раздражающе для остальных участников движения) на дороге, ехать настолько медленнее потока. Ну, ждем дальнейших правок, так то безопаснее велосипедов на дорогах.
Hint
15.08.2024 15:49+1Насколько нормальным с вашей точки зрения является колесо Inmotion V8F? Жена подарила год назад, пробег 100 км (изредка катаюсь по городу). Про колёса ничего никогда не читал. Нормальная надёжная модель или современные и хорошие существенно ушли вперёд? Самый большой страх, что колесо отключится в движении, и полетишь головой вперёд.
Минус колеса на мой взгляд, что отсутствует физическая нагрузка. Вроде и гуляешь, а вроде и просто стоишь на месте без движения. И вместо здоровой прогулки в перерывах между сидячей работой, какое-то не очень здоровое стояние, но хотя бы без монитора.
kryvichh
15.08.2024 15:49+4Отличное колесо для города, для "последней мили", для поездок с/на работу совмещая с общественным транспортом. По тротуарам и велодорожкам верхом, по переходам, пандусам, метро и магазинам - пешком ведя за ручку. Вот вам и физическая нагрузка. Зато можно едя с работы завернуть в парк и проехаться по алеям, поедая мороженое (помним, что у моноколёсников руки свободны).
eimrine
15.08.2024 15:49+3Самый большой страх, что колесо отключится в движении, и полетишь головой вперёд.
Вы, конечно же, преувеличиваете - впереди будут руки, а с асфальтом встретятся предплечия в месте не больше 10см от края локтя, ведь природа нам дала и физическую крепость костей в конкретно этом месте, и некоторые инстинкты чтобы этим местом отгораживаться при падении автоматически. Мне лично страшно конкретно за людей на электросамокатах - любое падение приведёт к тому что эта палка зацепится за ноги ездока с непредсказуемой траекторией, да ещё и все как один ездят на нём с несогнутыми коленами словно ничего не боятся. А вам всего лишь надо освоить любой смежный вид спорта (скейтбординг, бмх, акробатика, любой зимний) где вам тренер покажет как падать нельзя ни в коем случае. Если коротко, то ладони приземляются после локтей и нельзя падать на прямые руки.
Важный совет - ввиду того что разодранные ладони гораздо неприятнее разодранных локтей, купите защиту типа перчатки с пластиной и ездите только в перчатках. Нехватка перчаток чувствуется при любом падении даже со скорости пешехода, и наоборот, наличие любой даже тонкой материи на ладонях очень выручает. Если нету перчаток с пластиной, то купите недорогие рабочие - их хватает на 2 падения ввиду того что после первого раза можно одеть дырками в другую сторону.
by_Artemiy Автор
15.08.2024 15:49Для скоростей V8F мотоперчатки отлично подойдут. И выглядят симпатично и защиту дают (в хороших есть помимо костяшек еще и d3o на ладони). Кстати, не все падают на ладони, у меня вот рефлекс на костяшки.
eimrine
15.08.2024 15:49рефлекс на костяшки
Тут главное отличить хорошую вещь от плохой: упасть на костяшки локтевых костей рук это хорошо и правильно, ведь руки в этом случае располагаются по ребре жёсткости и вероятность сломать кисть минимальная. Мой первый тренер боевых искусств поначалу запрещал бить костяшками в смысле тыльной стороной кисти, мотивируя это тем что без тренировки она легко ломается, поэтому у меня рефлекс не как у вас. Неудачный даунхил для меня это что-то вроде полёта Супермэна с почти выпрямленой одной рукой которой я буду щупать поверхность первой; другая рука полностью согнута и её базовая задача - не дать закрутиться если встреча с землёй случится не прямо, а в сторону. Правильная хореография во время падения это группировка с целью защитить челюсть как только ясно что положение шаткое и посмотреть куда летишь как только понял что летишь.
Я предполагаю что типичный ездок на моноколесе перед падением всегда через чур наклонялся вперёд за что можно получить хлёсткий удар как срыв канта на сноуборде, только с моноколеса есть возможность спрыгнуть если ноги хоть чуть-чуть были согнуты.
dmitryrf
15.08.2024 15:49+1Идеальное колесо - лёгкое, скорости и запаса хода достаточно, удобная ручка.
by_Artemiy Автор
15.08.2024 15:49Хорошее новичковое колесо и как "подскок" если зайдет такой тип транспорта. Хотя лично мне больше всего KS 16S из легких нравится.
Современные конечно мощнее-надежнее-безопаснее, но и весят существенно больше. Мой Veteran Patton весит 40, жду Sherman-L, там уже 46.
А нагрузка, поверьте, еще какая, это не просто стояние. Вроде про это и был посыл статьи)
kuza2000
15.08.2024 15:49+1Проехал на V8 (еще не F) где-то 4500 км. Модель неплохая, легкая, надежная.
Самый большой страх, что колесо отключится в движении, и полетишь головой вперёд.
Скажу сразу - такой страх не обоснованный :) В теории, конечно, это возможно, но на практике я о таких случаях не знаю. Иногда колеса отключаются, горят феты или предохранители, но это происходит в других условиях, не при движении на полной скорости. Это бывает при попытке штурма сугробов, очень крутых горок, и т.д.
Как ни странно, движение на полной скорости - это далеко не самый тяжелый режим для мотора и электроники. На полной скорости падают почти всегда по превышению максималки. Просте не ездите на пределе максимальной скорости, и все будет хорошо.
Еще на V8 есть такая неприятная штука, как "маятник". Возникает при прыжке с бордюра на скорости, можно упасть. Именно на приличной скорости. На 15 км/ч можно прыгать сколько угодно. Неприятная особенность модели. Не для экстримала она. На V8F, кажется не пофиксили. Ну а для спокойной езды, последней мили - очень приятное колесо)
(И не забывайте про защиту, это касается любого СИМ)vdudouyt
15.08.2024 15:49Скажу сразу - такой страх не обоснованный :) В теории, конечно, это возможно, но на практике я о таких случаях не знаю.
У меня так было, причем конкретно с Inmotion V8 (не F).
kuza2000
15.08.2024 15:49Прямо на хорошей скорости? Какая была причина?
vdudouyt
15.08.2024 15:49На довольно неплохой, пришлось потом в травматологию идти - к счастью, оказалось, что у меня ничего не сломано, только ушибы мягких тканей.
Причина неизвестна, просто вдруг обмякло и я упал. Могу еще сказать, что непосредственно за минуту перед этим наблюдались лаги в UI мобильного приложения (в 1-й и последний раз), и я просто сунул телефон в сумку. Однако непонятно, есть ли тут причинно-следственная связь.
Sadler
15.08.2024 15:49Аналогично, на V8 пытался затянуть в слишком крутую горку -- сжёг предохранитель. Припаял туда колодку, теперь у меня предохранитель сменный :D Ладони и колени поцарапал, не более.
alexzzam
15.08.2024 15:49Я на разгоне на V8 передавил, видимо. Скорость была ещё не очень большая, но летел красиво.
Viacheslav01
15.08.2024 15:49+9А мне на них даже смотреть страшно, особенно когда они едут по проезжей части, почти без защиты и на скорости авто потока.
by_Artemiy Автор
15.08.2024 15:49+3Поддержу, без защиты (особенно без шлема) на проезжей части - осуждаемо в сообществе. Ругаем таких, короче.
Viacheslav01
15.08.2024 15:49+1Не со шлемами все норм обычно у тех кто по дороге гоняет, а вот ниже шлема обычная одежда меня нервирует )
dimaaannn
15.08.2024 15:49Зачем на них смотреть, на них ездить можно.
Полагаю что так же на заре эпохи смотрели на велосипедистов и автомобилистов.
by_Artemiy Автор
15.08.2024 15:49Думаю именно так. "Зачем эти ваши машины, мы тут на лошадях ездим!" =)
asatost
15.08.2024 15:49+11и большое — для проезжей части
Не надо так. Больше того - это прямо запрещено ПДД РФ 24.2(1).
Но моноколесо — это другое. Ты как будто управляешь им силой мысли.
Да, когда освоился, никакой другой транспорт не управляется настолько прозрачно.
Следить за моноколесом не сложнее, чем за велосипедом
Сложнее. На велосипеде всё в доступе, а на моноколесе банально перебортовать покрышку проблема.
не нужно обрабатывать смазкой цепь после каждого дождя, как на мотоцикле, например
Откройте для себя мотоциклы на кардане или ремне.
Есть мнение, что моноколесо едет до первой ямки.
Может и не до первой; и до кочки, а не ямки, но улететь с моноколеса - элементарно.
Это убережет вас от возможных травм.
К сожалению, это не так. Шансы повысит, но уберечь полностью не убережёт.
На зелёном форуме даже отдельная тема есть по этому поводу, насколько я помню.
N1ght1ngale
15.08.2024 15:49+1это прямо запрещено ПДД РФ 24.2(1).
Как раз все большие колеса фактически обязаны по ПДД ехать исключительно по проезжей части, поскольку они все весят более 35 кг.
BugM
15.08.2024 15:49+1По ПДД им почти нигде нельзя ехать. Уже не СИМ и вообще не мопед. На дорогу нельзя, на тротуар тоже нельзя.
На горнолыжных трассах летом можно. В подобных местах вроде трейловых велотрасс тоже можно.
asatost
15.08.2024 15:49На горнолыжных трассах летом можно. В подобных местах вроде трейловых велотрасс тоже можно.
Это Вы, конечно, несколько гиперболизируете. Велосипедные, велопешеходные дорожки, полоса для велосипедистов, обочина доступы абсолютно легально.
Didimus
15.08.2024 15:49По обочине запрещено движение. На ней надо либо остановиться, либо начинать движение. Если вы не пешеход или гужевая повозка
asatost
15.08.2024 15:49По обочине запрещено движение. На ней надо либо остановиться, либо начинать движение.
24.2(1). Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности:
по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка либо отсутствует возможность двигаться по ним;
Если вы не пешеход или гужевая повозка
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Didimus
15.08.2024 15:49А это мопед? И это не СИМ же
asatost
15.08.2024 15:49А это мопед?
"Если вы не пешеход или гужевая повозка". Как видите, кроме пешеходов и гужевых повозок разрешено и мопедам. И не только им.
И это не СИМ же
"Средство индивидуальной мобильности" - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
kuza2000
15.08.2024 15:49Если мне не изменяет память, там новые правила движения СИМ по дорогам, фактически, запретительные. Например, нельзя объехать припаркованную машину. Доехал до такой - иди на тротуар, если он есть. Если нет, то твой путь окончен.
На практике ГИБДД на моноколесников сейчас внимания не обращает. Видимо, не было команды.
BugM
15.08.2024 15:49Насчет велодорожек и всего остального с приставкой вело тоже непонятно. Это не велосипед и это не СИМ. Как я понимаю ПДД всем другим на велодорожку нельзя.
asatost
15.08.2024 15:49+1Это не велосипед и это не СИМ.
"Средство индивидуальной мобильности" - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
BugM
15.08.2024 15:49СИМ должны перемещаться со скоростью не более 25 км/ч, иметь мощность двигателя до 250 Вт и весить менее 35 кг.
По мощности не проходит.
asatost
15.08.2024 15:49СИМ должны перемещаться со скоростью не более 25 км/ч, иметь мощность двигателя до 250 Вт и весить менее 35 кг.
По мощности не проходит.
Вы копируете информацию из непонятного источника и даже не удосуживаетесь её осмыслить.
При том, что ПДД РФ совершенно свободно доступны, Вы можете их прочитать и понять, почему в том источнике, откуда Вы это взяли, написано так, как написано, и какую именно логическую ошибку Вы совершили.
Приведённое мной определение - из ПДД РФ, Вы видите там 250 Вт, 35 кг или какие-либо другие уточнения?
BugM
15.08.2024 15:49Про вес и скорость прямо рядом. Прямым текстом.
24.2(1). Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности:
в пешеходной зоне - в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг;
24.6. Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.
Про мощность мутно. Согласен. С одной стороны все что больше 250 ватт это мопед. С другой стороны мопед это руль и два-три колеса. С третьей для СИМ максимальная мощность или максимальная конструктивная скорость не оговорены.
Стоит к следующему году внести уточнения. Возможно разрешат ездить как СИМ до 25 километров в час, не глядя на мощность. В этом есть определенный смысл. На дороги точно не разрешат.
asatost
15.08.2024 15:49Про вес и скорость прямо рядом. Прямым текстом.
И Вы, опять же, совершаете логическую ошибку. Пчёлы - насекомые, но это не значит, что все насекомые - пчёлы.
в пешеходной зоне - в случае, если масса средства индивидуальной мобильности не превышает 35 кг;
СИМ до 35 кг. можно в пешеходную зону, но это не значит, что все СИМ - до 35 кг. Тем, которые тяжелее, просто нельзя в пешеходные зоны, только и всего.
Движение лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается со скоростью не более 25 км/ч.
10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.
Всё, автомобили, которые могут разгоняться свыше 60 км/ч, уже не автомобили?
С одной стороны все что больше 250 ватт это мопед.
Конечно же нет, одного параметра мощности недостаточно для верной классификации.
С другой стороны мопед это руль и два-три колеса
Совершенно верно, мопед обязан иметь минимум два колеса. А у моноколеса оно одно.
С третьей для СИМ максимальная мощность или максимальная конструктивная скорость не оговорены.
Вот тут Вы совершенно правы. Вспоминаем пчёл, электросамокат - это СИМ, но это не значит, что все СИМ - электросамокаты. К электросамокату применимы ограничения в 250 Вт, поскольку при превышении он автоматически попадёт под более узкое определение мопеда/мотоцикла из-за наличия у него двух колёс.
Возможно разрешат ездить как СИМ до 25 километров в час, не глядя на мощность.
Уже. 24.6 ограничил все СИМ, включая моноколеса, в любых условиях 25 км/ч.
На дороги точно не разрешат.
К сожалению, после комментария @N1ght1ngale текущая ситуация выглядит в очередной раз неоднозначно.
asatost
15.08.2024 15:49+3Как раз все большие колеса фактически обязаны по ПДД ехать исключительно по проезжей части
24.2(1). Допускается движение лиц в возрасте старше 14 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности:
по правому краю проезжей части дороги при соблюдении одновременно следующих условий:
средство индивидуальной мобильности оборудовано тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарем) белого цвета спереди.
Тормозной системы на моноколесе нет.
zorg-kirill
15.08.2024 15:49Не вводите людей в заблуждение. Как бы они ездили повсюду и тормозили (особенно в горах с крутыми дорогами), если бы не было тормозной системы?
asatost
15.08.2024 15:49https://ru.wikipedia.org/wiki/Реверс_тяги
Моноколесо не тормозит, оно едет в противоположную сторону.
kuza2000
15.08.2024 15:49+2Не совсем так. При торможении моноколесо работает в режиме генератора (рекуперации) и заряжает аккумулятор. Довольно эффективно, проверяли. Заезжали в гору, пока не заканчивался заряд со 100% в 0%, потом съезжали обратно, внизу заряд становился 60%. Довольно впечатлительно, учитывая, что часть заряда затратилась на перемещение, а остальная энергия прошла не простой путь (мотор-генератор-аккумулятор).
А генератор в качестве тормоза работает очень хорошо. Попробуйте покрутить такой двигатель при разомкнутой обмотке - грутится легко, а при замкнутой накоротко - не свернуть)
by_Artemiy Автор
15.08.2024 15:49Это на чем такая рекуперация получилась значительная? У меня не выходило 60% никак. Но люблю бодро спускаться, правда.
kuza2000
15.08.2024 15:49Если мне память не изменяет, на v8 это тестировали. Спускались и поднимались в районе 20 кмч что ли... Вообще, в сети где-то есть описание этого эксперимента, текстом. Можно попробовать найти
asatost
15.08.2024 15:49При торможении моноколесо работает в режиме генератора (рекуперации) и заряжает аккумулятор.
Поднимите включённое моноколесо, наклоните в одну сторону, наклоните в другую. И оно успешно снизит скорость вращения и даже начнёт крутиться в обратную сторону. Как так? Ведь контакта с поверхностью нет.
Только аккуратно, гироскопический эффект даже на мелком колесе будет стремиться вырвать колесо из рук.
Заезжали в гору, пока не заканчивался заряд со 100% в 0%, потом съезжали обратно, внизу заряд становился 60%.
Вы уж извините, но опыт эксплуатации всякого с батарейками от Приуса до моноколеса заставляет меня сильно сомневаться в этом, есть пруфы?
kuza2000
15.08.2024 15:49Попозже попробую найти описание этого эксперимента. А вообще, при торможении выделяется очень много энергии, можно посчитать. В моноколесах это можно логировать в приложении, там до нескольких киловатт в пике при торможении на ровном. А при спуске с горки эта энергия выделяется непрерывно, но значение поменьше. Тормозных колодок нет. Электронных элементов, которые могут рассеять такую мощность тоже в колесе нет. Да даже если бы были, радиатор был бы размером с полколеса. Куда может сбрасываться весь этот поток энергии? Вариант только один. Поэтому, в любом моноколесе, рекуперация - это критически важная система, и работает она очень эффективно. А в вело/самокато это всего лишь дополнительная, не особо важная штука.
kuza2000
15.08.2024 15:49Кстати, и с теорией вполне согласуется. КПД двигателя около 90% генератора - такой же. У литий-ионного акума 95%. Потери тут получаются 10+10+5 = 25%. Остальные 15% - на движение на небольшой скорости.
N1ght1ngale
15.08.2024 15:49+1По утвержденному ГОСТ на моноколесах "тормозная система с управляемым ускорением".
asatost
15.08.2024 15:49Спасибо, не знал.
С другой стороны, там в соседнем же пункте приведено определение именно тормозной системы и непонятно, "тормозная система" в ПДД это обобщённое понятие, включающее и то, и другое, или только "тормозную систему" из 3.33 ГОСТа непосредственно.
kryvichh
15.08.2024 15:49+2На своём небольшом колесе я наколесил уже больше 4000 км. Без пробоев шины. Даже протектор не особо стёрся. У моноколеса рекуперационный тормоз - нет торможения юзом, резина долго живёт.
CrashLogger
15.08.2024 15:49Просто повезло. Достаточно наехать на острый камень или осколки стекла, которых на наших дорогах хватает.
Sadler
15.08.2024 15:49На невысокой скорости можно тормозить юзом, если подвернуть колесо в сторону и составить одну ногу позади колеса. Но это экстренное торможение на случай, если препятствие вот прямо здесь. В обычной ситуации я так не делаю.
by_Artemiy Автор
15.08.2024 15:49По ПДД уже ответили, отвечу по остальным пунктам.
На велосипеде больше узлов что могут выйти из строя. У меня были велосипеды, а на колесо я пришел с мотоциклов. С ними реально меньше мороки.
Кочки-ямки... Глядя на то, как мотоциклы и автомобили преодолевают лежачие и неровный асфальт по сравнению с колесом, этот стереотип достаточно забавен. Откройте для себя колеса от Leaperkim с мотовилкой и научитесь прыгать ;)
Защита - да, согласен, повышает шансы. Может в чем-то и не повезти. Но повышает значительно, учитывая что защита - мото, а скорости все же не мото.
asatost
15.08.2024 15:49+3На велосипеде больше узлов что могут выйти из строя. У меня были велосипеды, а на колесо я пришел с мотоциклов. С ними реально меньше мороки.
Ну и что? Как часто Вы ломали, например, руль на велосипеде?
Самокаты, велосипеды, ролики, мопеды, мотоциклы, автомобили, электровелосипеды, электросамокаты, моноколеса. Самая дурацкая конструкция - у моноколёс. Представьте ситуацию - ехали на работу, пробили колесо. Ваша поездка окончена, потому что Вам только инструмента понадобится ящик, чтобы моноколесо разобрать.
Глядя на то, как мотоциклы и автомобили преодолевают лежачие и неровный
асфальт по сравнению с колесом, этот стереотип достаточно забавен.Типичная ошибка интерпретации. Вы видите как люди не хотят, а трактуете как не могут. Мотоциклы и автомобили вполне могут по лежачим "лететь".
Откройте для себя колеса от Leaperkim с мотовилкой и научитесь прыгать ;)
Ну и как? Можно где-то посмотреть прохождение мототриальной трассы на моноколесе? :)
Какая бы ни была подвеска, её можно пробить. И особенно неприятен тут продольный удар. Типичная ситуация - ямка с пологим спуском и острым краем на подъёме. На автомобиле или мотоцикле Вы испытаете некоторый дискомфорт от удара в подвеску. А на моноколесе имеете шанс улететь, потому что удерживаетесь Вы только трением обуви о педали. А если Вас от удара хотя бы немного подкинуло, то и вообще, по факту, ничем.
Моноколесо отвратительно ведёт себя на асфальтовой колее. Болтает влево-вправо с бешеной частотой и амплитудой и выбраться крайне сложно, поскольку колесо, взбираясь на склон колеи, стремится наклониться в сторону, противоположную выезду и, соответственно, съезжает назад.
учитывая что защита - мото, а скорости все же не мото
1) Чем 40 км/ч не мотоскорость?
2) В моноколёсной барахолке самый популярный шлем - Parachute, который вообще ни разу не мото.
3) К сожалению, это так не работает. Типа надел экип с кольцевых мотогонок, где скорости под 300, и на 30 км/ч можешь катать и в ус не дуть.
4) На мото, есть сам мото. С защитными дугами и прочими элементами, которые имеют все шансы встретиться с асфальтом гораздо раньше, чем Вы. А у моноколеса ничего нет - бац, и вот Вы уже летите на полной скорости.
by_Artemiy Автор
15.08.2024 15:49Не только трением подошв о педали (с шипами), но и фиксирующими упорами. Удивитесь, но на моноколесах и трамплины прыгают =)
Проходят соревнования по монокроссу, на велоэндуро трассах, кстати. По слову monocross найдете немало контента.
Защита, разумеется, не дает iddqd =)
P.S. Вы правда считаете что защитные дуги на мотоцикле защищают райдера?
asatost
15.08.2024 15:49Педали с шипами надо ставить отдельно. Упоры - аналогично. Причем, упоры не фиксируют ногу.
Проходят соревнования по монокроссу, на велоэндуро трассах, кстати.
Вы делаете принципиальную ошибку - я в теме моноколесной движухи :) И даже зимой использовал как основной транспорт.
Речь именно про мототриал, попрыгайте так на моноколесе.
Вы правда считаете что защитные дуги на мотоцикле защищают райдера?
Вы сколько раз из-под чоппера больше 300 кг весом выбирались?
dmi3soloviev
15.08.2024 15:49+7Исключительно в целях очистки кармы, несколько слов про безопасность: вдруг кому-то пригодится.
от падения никто не застрахован. а с места равнуть быстрее 15км/ч едва ли получится. При падении, надо успеть сообразить, пытаться ли бежать или сразу кувыркнуться через голову (гораздо менее травматично, но одежда.. , и надо от колеса увернуться). Посему, программно ограничиваю скорость где-то 18...20. Фактически, скорость определяется наличием людей вокруг. Принципиально не тороплюсь, но, все равно, всегда выигрываю по времени у назамного городского транспорта.
На колесо встал когда они только появились, уже лет под 10 назад, наверное, на пятом десятке лет. Купил сыну на ДР, ну а там взыграло.. С тех пор, в сезон, если не на машине, колесо-метро-колесо, благо к метро через большой парк. уже подумываю сменить третье
анализируя статистику падений, вначале где-то раз в год. Как правило, из-за испуга от незамеченного препятствия (т.е, вообще-то, можно было бы и не падать). Года три уже не было (тьфу-тьфу)
Про поезки в потоке, среди машин - без комментариев..
nehrung
15.08.2024 15:49+2После 60 км/ч основной расход идет на сопротивление воздуха.
Мне как владельцу электровела - сомнительно. Я приучился искать корреляцию между дальностью при полной зарядке и скоростью, и по личному опыту скажу, что аэродинамические потери становятся заметными начиная от 20 км/час, а существенными - после 25.
На большом колесе (емкость батареи от 3 600 Wh) со спокойной скоростью около 50 км/ч можно проехать и 150 км.
Не поверю, пока не увижу. Лично мне удаётся получить от батареи 48 вольт 30 Ач рекордный запас хода примерно 85...90 км только в том случае, когда медленно тащусь с вышеупомянутой скоростью 20...25 км/час. Начинаю гнать - получаю 70, а то и 60 километров.
kryvichh
15.08.2024 15:49+2Моноколёс с напряжением 48 В вообще не бывает. Небольшие современные - от 84 В. А те которые побольше - батареи имеют напряжение 126 В, 134 В, даже 168 вольт!
nehrung
15.08.2024 15:49+1Ну и как напряжение батареи влияет на то, о чём я пишу? Правильный ответ - никак, я не о напряжении и привёл его лишь для примера.
3Demon
15.08.2024 15:49+1Не бейте палками, я не в теме, но может это о том что чем выше вольтаж тем ниже ампераж и выше ёмкость? Ну и рекуперация, велосипеды в это умеют?
А вообще давно хочу опробовать моноколесо, но то ценники пугают, то просто ругаюсь что не зайдет и хз что с ним делать (ну кроме продажи на авито за пол цены)
kuza2000
15.08.2024 15:49Не бейте палками, я не в теме, но может это о том что чем выше вольтаж тем ниже ампераж и выше ёмкость?
По хорошему, емкость батареи измеряется в ватт-часах. Эта цифра и говорит о том, сколько в батарее энергии, на сколько ее хватит. В моноколесах именно так батарею и указывают в характеристиках.
Но в самокатах емкость батареи могут указать в ампер-часах. Одна эта цифра ни о чем не говорит, нужно знать еще напряжение батареи. Напряжение умножаем на ампер-часы, получаем ватт-часы и сравниваем.
Кстати, для моноколес обычно указывают максимальное напряжение батареи, которое равно напряжению зарядного устройства. Для самокатов часто указывают номинальное, оно ниже напряжения зарядки. Именно его надо умножать на ампер-часы для получения емкости.
Ну и рекуперация, велосипеды в это умеют?
Никаких технических проблем ее сделать для вела нет. Самокаты с рекуперацией видел. А на электровелы я и не смотрю...
А вообще давно хочу опробовать моноколесо, но то ценники пугают, то просто ругаюсь что не зайдет и хз что с ним делать (ну кроме продажи на авито за пол цены)
Если сильно не покоцаете - новое колесо продать можно с довольно небольшим дисконтом, процентов 20. Вообще, если вам по душе велосипеды, самокаты, езда на СИМ - вариант "не зайдет" крайне маловероятен)
by_Artemiy Автор
15.08.2024 15:49В сурроне есть рекуперация. Но я отключил, мешается, люблю чувствовать накат. Вот отдельный рычаг тормоза под рекуперацию было бы здорово, а то на затяжных спусках тормоз вскипятил разок)
kryvichh
15.08.2024 15:49Всё верно. Самокатчики и велосипедисты привыкли к "стандартному" напряжению 48 В, и меряют ёмкость батареи в А·ч (запасаемый заряд). А у моноколёс множество разных напряжений было, и все привыкли мерять ёмкость в Вт·ч (запасаемая энергия).
1 Вт·ч = 1 В · 1 A·ч.
by_Artemiy Автор
15.08.2024 15:49Там вообще не однозначно. Иногда 3.6, иногда 3.7 на ячейку. Китайцы 4.2 считают, потому я и упомянул что реальная емкость Sherman-L не 4000, а 3500.
by_Artemiy Автор
15.08.2024 15:49Возьми у кого-то урок, поймешь насколько тебе комфортно. Но если нравится комьютинг на велике, то колесо точно понравится.
lomov_vas
15.08.2024 15:49+1> Ну и рекуперация, велосипеды в это умеют?
Конечно, но только прямой привод, редукторные мотор-колеса не могут в рекуперацию из-за наличия обгонной муфты.
lomov_vas
15.08.2024 15:49+2Удваиваю, как владелец прямого привода-киловатника.
25 км в час - порог, дальше основной расход идет на преодоление сопротивления воздуха.
В зависимости от ветра - порог сильно плавает. Аэродинамическая поза также существенно на него влияет, к примеру на скорости в 40км в час можно легко получить еще +5км\ч, просто приняв более оптимальную позу, при той же потребляемой мощности.
Касательно моторов, алсо - для вела дохленькие редукторы на 250 ватт - вполне себе вариант. Лично я вообще сначала покатался на 1,6 кв, с форсажом. Круто, быстро, но... Неэкономично.
Потом откатился до стоковых 1кв, а в итоге и вовсе урезал мощность в контролере до 700ватт и то полный газ редко даю. Банально из-за расхода электроэнергии. Гибридный режим (~250 ватт + педали) самый рациональный, как следствие, здоровенная прямоприводная дура весом в 8 кг вам нахрен не нужна.
А редукторный 250ватный тоже можно форсировать, если что. Они легко переварят и в 1,5 раза повышенную нагрузку на постоянке. Главное, поглядывать на температуру и не доводить до 60-70 градусов, так как при 80ти неодимовые магниты начинают размагничиваться и двигатель приходит в негодность. Повышенным же расходом шестерней редуктора же можно пренебречь.
> 48 вольт 30 Ач рекордный запас хода примерно 85...90 км только в том случае, когда медленно тащусь с вышеупомянутой скоростью 20...25 км/час.
Аналогично, 48 вольт, 15 ач, около ~50 км дальность хода на ~25км\ч.by_Artemiy Автор
15.08.2024 15:49Это всего лишь 720Wh. То есть реальной емкости в точности как у моего "маленького колеса" - KS16S. На нем максимум 70км удавалось, но я легкий, обычно там 50-60км.
Вполне сравнимо, короче. Просто в ваших великах батарея значительно меньше топовых моноколес.
lomov_vas
15.08.2024 15:49При желании можно хоть весь велик аккумуляторами обвешать, но зачем?
Чем больше вес аккумуляторов - тем сложнее крутить педали.
Мы-то, не забывай, можем и на мускульной силе ездить, как следствие нам настолько большие аккумы и не нужны, а скорее даже вредны.
odmin4eg
15.08.2024 15:49+1у меня центральный мотор bafang 750 и батарейка 24 Ач. проезжал 123км с набором высоты в 1.5км, всё зависит от степени асиста, если план проехать 100+км то не гоню 50 в час, так 25-35. Зимой катаюсь по лесам по снегоходным и пешеходным тропам, там как по песку сопративление большое, выходит на 60-80км. с набором высоты 1.5км
by_Artemiy Автор
15.08.2024 15:49Так с батареей 48v30Ah емкость всего лишь 1440. Довольно неплохой результат для такой батареи, кстати.
В Sherman-L 4000 китайских и 3500 фактических.
Про скорости 20-25км/ч не могу особо сказать ;) разве что на маленьком KS16S с баткой 840Wh как-то напенсионерил 70км. Но я легкий, чиллил спокойно, а это колесо удивительно экономично. Колеса, если сравнивать с расходом суррона, в целом экономичнее расходуют батку.
Tankvemah
15.08.2024 15:49А что тут верить, у Вас тяжёлый, имеющий большую площадь и крайне слабый вел, 48В и 30Ач это всего лишь 1440Втч, это очень-очень мало. Колесо с такой баткой будет даже не середнячком, а моделью начального уровня и проедет да, немного и не быстро.
Sun_Storm
15.08.2024 15:49Есть видео на Ютубе пробега моноколеса на скорости 25 км/ч с емкостью 2700 Wh. Пробег составил 160 км. Но 3 600 Wh на скорости 50, действительно, навряд ли проедет 150... Скорее 100
unalacuna
15.08.2024 15:49Моноколесо в горах, неожиданно. Насколько оно совместимо с рюкзаком? Или с собой можно взять только самый минимум, рассованный по карманам?
zorg-kirill
15.08.2024 15:49В рюкзак можно и палатку/сапбоард/набор шашлыкинга/что угодно. Везти проще, чем пешком тащить, но на большой рюкзак боковой ветер может влиять сильнее.
by_Artemiy Автор
15.08.2024 15:49+1Совместимо, но хочется облегчать себя по максимуму, так что одежда утеплиться, водичка (и иногда термос) какие-нибудь снеки и зарядка. Хотя я с походным рюкзаком с палаткой езжу на колесе, но обычно не особо далеко.
Зарядку таскать больше всего бесит, кирпич на полтора кило, хочу в сиденье сделать отсек для хранения.
kuza2000
15.08.2024 15:49На колесе можно везти все, что можно нести пешком. С рюкзаком совместимо отлично)
Geek_and_Cat
Строго говоря, "Каспийский Монстр" и "Лунь" это два разных экраноплана, причем разных моделей. Первый был потерян в 1980 году, второй до сих пор стоит в виде музейного экспоната и видимо унаследовал название.
Vsevo10d
Caspian monster - название, данное американскими военными, у которых были только спутниковые снимки. Возможно, они знали ещё аббревиатуру КМ, поскольку официально экраноплан был прототипом и назывался "Корабль-макет", возможно просто совпадение.