Привет, меня зовут Алексей Лобзов, я руководитель направления развития компетенции системного анализа в Альфа-Банке. В прошлом году мы в банке проводили Analyze IT Meetup. Кроме интересных докладов у нас был круглый стол, куда мы пригласили Лидера компетенции из Сбера, Solution архитектора из СИБУР Digital и Product Owner’а из Альфа-Банка.

Что их всех объединяет? Они все в прошлом были системными аналитиками. Наши герои поделились тем, как из системных аналитиков (СА) перешли на новую позицию. Тема оказалась животрепещущей — было много вопросов как на митапе, так и после, поэтому позже мы той же компанией и на ту же тему записали подкаст в СИБУР Digital.

И если для вас вопрос «А куда расти дальше, если я уже сеньор?» стоит «на повестке дня», то приглашаю почитать статью, подготовленную по материалам круглого стола. 

Для начала представим героев статьи.

Юлия Лебедева

Лидер компетенции системного анализа в Сбере.

Анатолий Олейнер

Solution архитектор в Сибур Digital

Иван Стефу

Product owner в Альфа-Банке

Статья состоит из трех глав. Одна глава — одна история. Повествование от лица героев будет взято в кавычки. Местами я буду оставлять свои комментарии — они уже без кавычек.

Вариант №1: Лидер компетенции

Сценарий для тех, кому нравится помогать коллегам. 

Слово Юлии Лебедевой, Лидеру компетенции системного анализа в Сбере.

За что отвечает Лидер компетенции? 

«За развитие компетенций и прокачку системных аналитиков в командах. Лидер компетенции составляет карту компетенций, в которую входят самые важные знания и навыки сотрудника того или иного уровня, а также выявляет пробелы в компетенциях, необходимых для текущего проекта. Недостаток закрывается обучением, наставничеством и другими инструментами.

Также Лидер компетенции помогает с развитием карьеры, подбирает аналитику подходящие роли. Например, у меня были ситуации, когда приходил аналитик и говорил, что ему кажется, что он не на своем месте и хочет другую роль. Тогда мы садились и думали, как безболезненно обучиться новой роли. 

Один из вариантов в данной ситуации — обратиться к продакту одной из команд и попросить его выделить несложные задачи "стажеру": потренироваться, опробовать новую роль, понять подходит или нет. Я же, со своей стороны, как Лидер компетенции, выделяю ему на это отдельное рабочее время на “тренировку”»

Ремарка автора. У нас в командах есть нечто похожее — практика развития кросс-компетенций. Применяется она для того, чтобы разгрузить коллег или подстраховать на период отсутствия. Например, аналитик может подхватить функции архитектора — подготовить архитектурное видение будущего решения, или инженера по тестированию — выполнить функциональное тестирование, запустить автотесты. А если из команды выбывает СА, то разработчик и/или тестировщик могут подхватить его задачи.

Как я из аналитика попала в лиды?

«Шесть лет назад я пришла в Сбер на проект биометрии. Сначала в команде нас было двое — я и продакт. Вместе с ростом команды развивались и мои ранги: команда расширилась до 120 человек, а я стала мидлом, потом сеньором, и, через некоторое, мне предложили роль лида».

Чего ждать от новой роли?

«Мой список обязанностей поменялся кардинально: системный анализ отодвинулся на второй план, а на первый вышло управление людьми, компетенциями. 

  • Раньше я работала "руками" — использовала свои компетенции на практике. Теперь — помогаю развивать компетенции коллегам. 

  • Раньше писала спецификацию требований к ПО, теперь — подсчитываю метрики и слежу за качеством документации. 

  • Раньше, как системный аналитик, общалась с тестировщиками и разработчиками, с продактами и архитекторами. Теперь, как у лида, у меня своя группа аналитиков. 

Этот процесс иногда бывал неприятным и хотелось вернуться обратно, в СА.

Но сейчас я вижу результаты своей работы и они мне нравятся. Например, приходит новичок, как слепой котенок не знает куда податься, а я его выращиваю, помогаю с софтами, хардами, выставляю планы развития, цели. Если он их выполняют и я вижу рост — это лучшая награда. И когда ко мне с обратной связью приходят продакты, архитекторы и говорят какой классный аналитик, для меня это та самая минута славы.

Вариант №2. Solution архитектор

Сценарий карьеры для тех, кому интересны технологии. 

Слово Анатолию Олейнеру, Solution архитектору в Сибур Digital.

Почему Solution архитектор?

«Я успел поработать практически на всех возможных позициях: тестировщиком, разработчиком, техлидом, аналитиком в Альфе, где, как я сейчас понимаю, частично исполнял обязанности архитектора команды.

К тому же меня всегда всегда тянуло изучать технологии, а Solution архитектор должен глубоко погружаться в технические решения и понимать, какие решения технологически правильно применить для достижения результатов, заявленных в требованиях.

Поэтому стать Solution архитектором для меня было единственно верным решением»

Чем в роли Solution архитектора помогает бэкграунд аналитика?

«У СА есть очень крутой скилл работы с документацией, с требованиями и с заказчиком. Аналитику необходимо общаться, даже если он не любит это делать, что, безусловно, помогает в работе, потому что коммуникация с заказчиком для Solution архитектора — ключевая деятельность. Ведь Solution архитектор стоит на тончайшем острие:

  • С одной стороны у него технические стандарты и правила, которые заведены в компании.

  • С другой — бизнес, который хочет быстрее, выше, сильнее. 

Архитектор балансирует на этом "лезвии": коммуницирует с технарями, пытаясь урегулировать “хотелки” бизнеса, и контактирует с бизнесом, например, объясняя, что их желания технически невозможно реализовать»

Что нового для СА в роли архитектора?

«#1. Меняется взгляд. 

Для меня системный аналитик очень близок к архитектору. СА — это "маленький" архитектор команды. Но мы работаем немного на разном уровне масштаба и видения, аналитики смотрят на меньший горизонт, но гораздо глубже, шире, больше. 

Как архитектор я больше смотрю в будущее, планирую развитие решения вместе с бизнесом. Моя основная задача в том, чтобы вместе с другими архитекторами развивать техноландшафт в компании, следить за тем, чтобы он оставался структурированным, и соответствовал требованиям и стандартам, принятым в компании. Как аналитику, мне хочется всё досконально проработать, перепроверить расчеты. Но как Solution архитектору мне нужно смотреть более верхнеуровнево, так как работая над несколькими проектами на всё просто не хватает времени.

#2. Количество коммуникаций увеличивается. 

Как следствие из предыдущего пункта, у архитектора больше коммуникаций с заказчиками. Периодически смотрю на полностью забитый календарь и думаю, что мне с этим делать, когда есть несколько накладывающихся друг на друга встреч»

Как перейти в Solution архитектору?

«В первую очередь нужно стремиться к тому, чтобы всё на своем пути структурировать, раскладывать по коробочкам, концентрировать знания, наращивать техническую базу, которая позволит расширить свой кругозор.

У меня этот переход происходил достаточно плавно. В каждой компании я всегда попадал в “поток”. Работал, выполнял свои обязанности, а новые роли появлялись “сами собой”: 

— Хочешь стать аналитиком?
— Почему бы нет?

Поработал несколько лет аналитиком.

— Хочешь быть лидом?
— Давайте попробую. 

В Сибуре всё было также — я получил традиционное предложение попробовать себя архитектором. И я попробовал. 

От себя скажу, что идти в Solution архитекторы рекомендую всем. И потребность в Solution архитекторах сейчас высокая»

Вариант №3. Product Owner

Путь дипломатии.

Слово Ивану Стефу, Product Owner’у в Альфа-Банке.

Чем занимается PO?

«PO управляет умами людей. Представьте себе, что вы тот самый человек, который общается с пользователями,  выясняет их истинные потребности, почти буквально проникая в их умы, и в результате создаёт продукт, который бьёт в самое сердечко. 

Именно продакт определяет куда бить, как бить, и если попал — это кайф. Поэтому, на мой взгляд, продактом быть классно.

У меня от осознания того, что мои идеи появятся на экранах у миллионов пользователей, возникает невероятное чувство. Оно сильнее и перевешивает все минусы, которые встречаются в работе продакта»

К чему готовиться аналитику, который решит перейти в PO?

«В роли продакта я работаю третий год. И вот к чему вам стоит готовиться

№1. Количество коммуникаций увеличивается резко и на порядок. 

Не всегда есть желание с кем-то о чем-то говорить, но ты обязан всё время с кем-то о чём-то договариваться. 

И к росту количества коммуникаций не подготовиться никак. Можно попробовать поработать на двух-трёх проектах одновременно. Тогда, безусловно, вырастет количество коммуникаций и ты поймёшь, что тебя ждёт.

№2. Нет «третейского судьи», который поможет мудрым советом. 

Например, у тебя есть соседние команды, их продакты, есть стейкхолдер №1, стейкхолдер №2, есть руководитель, есть руководитель руководителя. В общем, набор самых разных людей. У всех свои интересы и цели, но договариваться надо. А человека, который скажет вам, кто из вас прав, а кто нет, не существует . 

№3. Придётся принимать сложные решения.

Отсутствие документации для аналитика —  катастрофа. Для продакта — нет. Работая аналитиком, всегда считал важнейшей задачей задокументировать фичу. Когда становишься продактом, начинаешь больше думать о том, для чего на самом деле это делается. 

Аналитик мыслит тем, что работа ведётся для какого-то абстрактного пользователя. Но как продакт ты начинаешь на всё это смотреть с учётом того, что тратишь определённый ресурс команды, идешь на определённые "сделки" с совестью, чтобы осчастливить пользователя. Это всего лишь цена, которую можно платить (или не платить) за счастье клиента до часа Х.

Приходится учиться балансировать и закрывать на что-то глаза, например, сказав и подмигнув своему аналитику — «Дружище, давай выкатим документацию», зная, что она сделана кое-как. Да, я не говорю, что на всё нужно наплевать. Но работающий продукт правда важнее, чем исчерпывающая документация.

Приходится постоянно принимать сложные решения, брать на себя ответственность не только за то, что сделано, но также и за то, что не сделано 

№4. Меняется уровень абстракции.

Не хочу преуменьшать роль СА, но для меня он определяет то, что нужно клиенту в рамках фичи. То есть тактически.

Продакт смотрит на фичу в разрезе продукта. Когда становишься продактом, то, конечно же, сразу хочется привнести в продукт десяток классных фич. Каждая из них сама по себе очень интересна и кажется необходимой.

Но если все эти фичи не формируют единую концепцию, то из приложения получится швейцарский нож. У приложения будет много функций, но ни одна из них не будет представлена наилучшим образом. Поэтому продакту важно смотреть на всё в первую очередь стратегически»

Как бэкграунд из СА помогает в работе?

«Первое, что мне досталось в "наследство" из СА, это, естественно, системность. Она постоянно и везде во всем нужна: цифры, data driven, вот это всё.

Второе — коммуникации. Как продакт я много коммуницирую: и с бизнесом, и с командой разработки. И очень хорошо знаю, как всё работает: команда, процессы, разработчики. Поэтому команде манипулировать мной в части сроков довольно-таки сложно.

В дополнение скажу, что часто, когда команда даёт оценку какой-то фиче, я знаю как её профессионально уменьшить. Не просто "Давайте попробуем сделать дешевле", а с аргументами и на конкретных примерах. 

И третье — особое доверие к аналитикам. У меня есть отдельный чат только с системными аналитиками. У нас особые отношения: я был СА, и они тоже знают, что я был СА. И  это очень помогает. Например, когда они пишут в документах что-то сложное, а я прошу пересказать попроще. И мне отвечают: «Вань, это фигня, но если очень надо, можем сделать». И мы с полуслова друг друга понимаем. А я, как продакт, себя останавливаю и не лезу в их работу, потому что доверяю»

Как перейти из СА в PO?

«Ждать и готовиться.

СА следует  почаще захаживать в каналы к продактам. "Внедряешься’’ в их стан и изучаешь повадки, язык, культуру. А если где-то мимо пробегает продакт, то ещё лучше: «Продакт, дорогой, я могу за тебя что-то сделать? Давай помогу, дорогой»

И постепенно забираешь часть ответственности, как правило, вокруг команды. Понятно, что готовить стратегию никто не даст. Но заняться небольшими фичами или что-нибудь поисследовать — это вполне можно организовать.

А если рядом нет продакта наставника, то можно потренироваться на внутреннем продукте, которого, возможно, ещё не существует вовсе. Например, это может быть админка на 10-15 человек — что-то процессное, что можно запаковать в мини-продукт для небольшой команды. В нём уже можно "пощупать" работу продакта, а заодно улучшить внутренние процессы. И, может быть, даже предложить новый продукт соседним командам, отделам и т.д.

Вот так готовишься и выжидаешь момент для “броска”. Если терпеливо ждёшь классный момент — жизнь его обязательно подкинет. Пока этот момент приближается, ты себя готовишь.

Я свой момент ждал довольно долго и упорно. Работая системным аналитиком в Альфе, я смотрел на своего продакта и мне нравилось, что он делает. Начал изучать эту роль, и решил, что буду расти в этом направлении. 

И однажды — хоп! Проект поменялся. Хоп! Команда перестроилась. Хоп! И появилась продуктовая задача, где был важен технический опыт. Я стал продактом.

Хотя поначалу надежда угасала, и я думал, что такой момент никогда не наступит: всем вокруг везёт, но только не мне. Сейчас всё проще — в Альфе есть факультет продактов, классное обучение. За руку ведут, мягко и нежно, но крепко»

Ремарка автора. Хорошая альтернативная практика — давать сотруднику время на личное развитие. В Альфе есть договоренность 80 на 20: 80% времени на рабочие, продуктовые, задачи, 20% на саморазвитие. Эти 20% как раз и можно потратить на изучение новой роли.

Последний аргумент, почему аналитику стоит попробовать себя в роли PO

«У СА есть конкурентное преимущество на пути к карьере продакта. Желающих стать PO очень много из различных направлений: марктетинг, бизнес-анализ, управленцы разных категорий. И у всех свои фишки. 

Но фишка аналитика в том, что он уже погружен в дебри, глоссарий и процессы разработки. У СА уже есть технические знания. При этом у СА высокий порог вхождения. Маркетологу погрузиться в эту вашу аналитику и эти ваши API’хи очень сложно. А для СА это обычная работа. Поэтому, это то преимущество, которое можно выгодно продавать»

Подытожим

Можно сказать, что СА — универсальный боец, ведь навыки СА частично пересекаются с навыками лида, архитектора и продакта. Весь вопрос в ваших наклонностях — куда вам больше хочется развиваться.

  • Если вас воодушевляет организаторская работа, курировать бэклог, расставлять приоритеты с бизнесом, помогать команде решать проблемы и влиять на продукт — идите в продакты.

  • Если нравится копаться в технике и смотреть как там «бегают» биты и байты, идите в архитектуру.

  • Если интересно власть лидерство и хочется помогать людям развиваться в системном анализе, видеть, как растут коллеги — идите в лиды.

Рекомендовать развиваться в конкретном направлении не будем — решайте сами. Слово вам — куда развиваться в системном анализе? И стоит ли?

Полезные ссылки для СА:

Комментарии (1)


  1. sshmakov
    21.08.2024 10:11

    Сначала в команде нас было двое — я и продакт. Вместе с ростом команды развивались и мои ранги: команда расширилась до 120 человек, а я стала мидлом, потом сеньором, и, через некоторое, мне предложили роль лида

    Полагаю, что аналитиков среди 120 человек команды будет не менее 10 процентов.

    Также полагаю, что этим 12 аналитикам уже некуда расти в карьерном смысле, т.к. должность лида компетенции уже занята и освобождаться не собирается.