Привет, Хабр! Меня зовут Иван. Я инженер-проектировщик и провожу много времени за компьютером, рисуя схемы. По совместительству я увлеченный меломан с многолетним стажем. Несколько лет назад я решил оборудовать свое домашнее рабочее пространство достойной аудиосистемой. Но как ее собрать, если семейный бюджет не резиновый, а в стартовый комплект входят только средней мощности ПК и полочные колонки DALI Zensor 1? Мне понадобилось 125 тысяч рублей и 12 месяцев работы, чтобы слушать мастер-записи песен австрийского продюсера Курта Хауэнштайна (Supermax) в достойном их качестве. Своим опытом поделюсь в этой статье в блоге ЛАНИТ.
Почему Hi-Fi?
Понятие «Hi-Fi» достаточно стандартизировано: полвека назад немецкие инженеры определили конкретные минимальные технические требования к звуковоспроизводящей аппаратуре, которые производители Hi-Fi-оборудования стараются соблюдать по сей день. Все они сформулированы для достижения одной цели: устранить влияние самой аппаратуры на качество воспроизведения звука. Если указанные технические требования соблюдаются, даже самая дешевая Hi-Fi-техника должна выдавать не менее 80% соответствия звука оригинальному источнику. И это тот уровень «достаточности» звука, ниже которого я просто не могу слушать музыку.
Усилитель
Изначально у меня были только датские колонки DALI Zensor 1 и компьютер. Поскольку это пассивная акустика, понятно, что между ними необходимо вставить устройство, которое бы усиливало сигнал. Если я нацелен на качество Hi-Fi-системы, то и устройство должно быть соответствующим. При этом, надо помнить золотое правило соразмерности при сборке любых систем: скорость эскадры определяется самым медленным кораблём. В случае аудиосистемы — это качество звука. Оно определяется самым слабым аудиозвеном. Колонки уже соответствовали как стандартам Hi-Fi, так и моим требованиям. Компьютер — явно слабейшее звено аудиосетапа — соответствовал требованиям основной работы.
Сразу скажу, как бы ни морщили носы аудиофилы старой закалки, которые спорят о преимуществах виниловых, ламповых усилителей и акустики, сейчас даже для меломанов часто основным источником звука является связка Сеть+ПК. Особенно если учесть, что виниловые и ламповые усилители могут суммарно весить, стоить и занимать места как небольшой чугунный мост.
В качестве звукоусиливающего устройства можно рассмотреть два варианта: ресивер или стереофонический усилитель. Что лучше? При сопоставимой стоимости ресивер более функционален: в него встроен FM-приемник, способен обрабатывать сигналы разных форматов от различных источников, числом обычно не менее пяти — цифровые (HDMI, оптические и коаксиальные входы, иногда даже есть вход Ethernet) и аналоговые, у некоторых есть встроенный фонокорректор для проигрывателей. Ресивер оснащен различными декодерами и цифровым аудиопроцессором (DSP). Однако в этой универсальности и избытке лишней электроники заключается его главная проблема: множество одновременно работающих устройств в маленьком объеме и питающихся от одного блока питания, создает довольно сильный электромагнитный фон. А это, в свою очередь, ведет к помехам и «наводкам» для аналогового тракта. Простыми словами, сигнал в ресивере в большей степени искажается на пути от источника к акустической системе, чем в «чистом» усилителе.
Звук ресивера скорее подходит в качестве сопровождения визуальной картинки домашнего кинотеатра, для «окружения звуком», но не для качественного прослушивания музыки, которая до сих пор, как правило, имеет стереоформат. И самое главное, лично я собираюсь слушать музыку в режиме старого доброго стерео с одного источника — компьютера. Зачем мне все эти излишества, в виде семиканального звука, декодеров, встроенного тюнера и т.д, которые только ухудшают звук, повышают цену и сложность аппарата и, соответственно, снижают его надежность.
Мой выбор — классический стереоусилитель, в простонародье «усилок», который, по мнению аудиофилов старой закалки, лишь один способен выдавать достойный звук, близкий к любимой их ушам «лампе». Он имеет несколько аналоговых входов для переключения источников и больше ничего. Немного углубляясь в детали, скажу, что существуют разные классы усилителей: A, B, AB, H, G и D. Подробнее о различиях можно прочитать в интернете или проконсультироваться с продавцами в магазинах аудиотехники. По сути же, основных типов усилителей два.
АB-класс — классический аналоговый усилитель, который не оцифровывает аналоговый стереосигнал, а просто усиливает его и передает на колонки. Усилители класса AB до сих пор являются наиболее популярными в Hi-Fi-аппаратуре.
D-класс — такой усилитель оцифровывает аналоговый сигнал, обрабатывает внутри себя, затем снова преобразует его в аналоговый и выдает звук на устройство.
Следуя правилу соразмерности, в аудиосистеме все компоненты должны быть примерно одной ценовой категории. Нет смысла покупать усилитель за 100 тыс. рублей для колонок стоимостью 30 тыс. рублей — примерно столько стоили мои DALI Zensor 1 на конец 2023 года. Поэтому я решил, что недостающие компоненты проектируемой аудиосистемы должны находиться в этом ценовом диапазоне. Чтобы подняться на качественно более высокий уровень звука, нужно быть готовым к значительным тратам: цены даже на бытовую аудиоаппаратуру с ростом качества стремятся к бесконечности.
Любой аудиофил скажет, что самое правильное при выборе оборудования — это поездка в профильный магазин и выбор техники непосредственно на месте путем прослушивания и сравнения моделей разных производителей, поскольку эмоциональное восприятие звучания у каждого человека индивидуально. Нет понятия «это хорошо, а это плохо». Но, к сожалению, из-за нехватки времени и, скорее всего, лени, я никуда не ходил и делал свой выбор на основании обзоров разных блогеров и рейтингов журналов. В итоге остановился на британском усилителе Cambridge AXA35. Подключил его к компьютеру и почувствовал, что звук не соответствует ожиданиям. С самого начала я понимал, что слабым звеном всей аудиосистемы будет ПК, но, подключив хорошие усилитель и колонки к стандартному аудио выходу компьютера, я убедился, насколько все печально. Так возникла необходимость покупки цифро-аналогового преобразователя (ЦАП).
Цифро-аналоговый преобразователь
Что такое ЦАП? Он выполняет функцию внешней звуковой карты: получает цифровой сигнал от ПК и преобразует его в аналоговый, который передается на акустику через усилитель. Аппаратные декодеры, используемые в ЦАПах, обеспечивают более качественное преобразование цифрового сигнала в аналоговый по сравнению со встроенными звуковыми картами ПК. Программная обработка звука может быть достаточно хорошей, но все же не способна достичь такого же уровня качества. Это различие легко можно заметить на слух, в чем я и убедился на собственном опыте.
Для своего сетапа я выбрал английский ЦАП iFi Audio ZEN DAC V2. Это устройство было в топах Hi-Fi-рейтингов и соответствовало моему бюджету — всего 12 тысяч рублей.
Далее встал вопрос, чем воспроизводить медиаконтент. Большинство программных плееров подвергают звук цифровой обработке, что негативно сказывается на выходном аудиосигнале, а мне хотелось, чтобы декодированием занимался ЦАП и файлы попадали на него в исходном виде. Для таких случаев у Windows есть протоколы передачи ASIO и WASAPI, и, конечно же, самый популярный плеер, поддерживающий все возможные форматы — foobar2000. Но у него есть один недостаток, который меня всегда отталкивал — скучный интерфейс.
Roon
Благодаря блогам, форумам и общению в аудиофильских кругах я узнал про существование программы Roon. У нее есть два ключевых преимущества в сравнении с другими медиаплеерами. Во-первых, она обходит все внутренние обработки компьютера и напрямую передает цифровой файл на ЦАП, ничего с ним не делая. Разница в качестве звука между Roon и обычными медиаплеерами, например, AIMP (хотя AIMP является моим любимым плеером под Windows), очень заметна. Во-вторых, Roon агрегирует файлы на жестком диске компьютера и создает удобную аудиотеку, как на стриминговых сервисах — с красивыми обложками, информацией об исполнителях и т.д. Если бы я купил официальный Roon, он смог бы подтягивать всю эту информацию с сервера, но мне пришлось все настраивать вручную, потому что я установил «ломанный», скачанный с одного известного торрент-трекера. Причина простая — Roon очень дорогая программа: пожизненная копия стоит 500 долларов, месячная подписка — больше 2000 рублей. Это при условии, что у вас есть иностранное платежное средство (с российской карты оплатить лицензию на софт невозможно).
Roon можно использовать и как стриминговый сервис. Он напрямую поддерживает, например, Tidal и Qobuz: вводишь логин и пароль от своего аккаунта, и программа побитно передает файлы с сервера на ЦАП без какой-либо обработки. Но повторю, у меня такой возможности нет, поскольку мой Roon отрезан от внешнего мира. Зато, благодаря фанатам оцифровки, выкладывающим свои музыкальные коллекции на торрентах, я слушаю оцифровки редких пластинок и мастер-записей. Например, ни на одном стриминге мне не удалось найти полные дискографии Matia Bazar, Supermax или Dschinghis Khan.
Еще одной фишкой Roon является его мультирумность. Если в квартире есть несколько устройств, совместимых с Roon, и они находятся в одной Wi-Fi сети, Roon может передавать сигнал одновременно на все устройства или оркестровать разные аудиотреки между устройствами: в зале играть одно, в спальне — другое, а на кухне — третье.
Сабвуфер
Когда уже казалось, что Hi-Fi-сетап собран, я понял, что моим колонкам не хватает низких частот — баса. Эту проблему решает сабвуфер. Первоначально хотел купить английский REL, но новый на тот момент стоил 60 тыс. рублей. Поэтому я взял «с рук» Bowers & Wilkins 608 за 36 тысяч.
Выбор сабвуфера — это отдельная задача, так как они делятся на сабвуферы для кино (или игры) и для музыки. Сабвуферы для кино создают раскатистый бас, что хорошо подходит для взрывов, рева двигателей, и т.д., в то время как сабвуферы для музыки — более быстрый бас, чтобы точно передавать ударные и бас-гитару. Это снижает объемность баса, но улучшает качество звука, что в данном случае несравнимо более важно. После тестирования я убедился в правильности своего выбора, поскольку этот сабвуфер идеально дополнил мой Hi-Fi-сетап, обеспечивая необходимые низкие частоты.
Стример
Итак, я разобрался с качеством звука: Roon отдает побитно аудиофайл на ЦАП, никак не обрабатывая его, ЦАП корректно преобразует «цифру» в аналоговый сигнал, очень неплохой усилитель класса АВ его усиливает и передает на колонки.
Как вы, наверное, поняли, основной источник моей музыки — это цифровые носители ПК и стриминги. Скачанные с интернета альбомы проигрывает Roon, а в качестве стримингового сервиса на тот момент я использовал Tidal. С Tidal было все классно — большая библиотека, отличное качество фонограмм, но у него для России один жирный минус — его можно слушать только через VPN. В начале статьи я писал, что этот аудиосетап собирался на домашнем рабочем месте, и оказалось, что, слушая Tidal через VPN, мне неудобно работать и серфить по интернету. Из-за этого неудобства родилась идея воспроизводить файлы со стриминговых сервисов, да и с ПК, внешним плеером (стримером).
Погрузившись в интернет, прочитав и прослушав кучу обзоров, я остановил свой выбор на том же производителе, что и мой ЦАП, компании iFi и его стримере Zen Stream v2 стоимостью 30 тыс. рублей. Собственно, решение находилось на поверхности и было логичным — взять ЦАП и стример от одного производителя.
Выбранный стример отвечал всем моим требованиям: он поддерживал Roon и имел сертификат Roon Ready, мог воспроизводить альбомы с основных стриминговых сервисов: Tidal, Qobuz, Spotify, отдавал полученный сигнал по USB на ЦАП без какой-либо обработки.
Построенный сетап обладал ещё одной приятной фишкой — все управление музыкой происходило с телефона. На телефон устанавливается мобильное приложение от Roon, которое видит программу, запущенную на ПК, и управляет ей.
Что же касается Tidal, то благодаря технологии Tidal Connect управление моим стримером также происходит с телефона. В мобильном приложении Tidal есть кнопка выбора устройства воспроизведения. Это может быть сам телефон, устройство Bluetooth или любое устройство, поддерживающее технологию Tidal Connect (находящееся в одной Wi-Fi сети с телефоном). Главной фишкой этой технологии является то, что информация со стримингового сервиса передается на стример не с телефона — телефон в этой ситуации выступает только как пульт управления. Стример сам заходит на сервис, забирает оттуда файлы и передает для декодирования ЦАПу. Хочу заметить, что так же работает и Spotify.
После добавления стримера к моему сетапу я на роутере настроил доступ к Tidal через VPN для приобретенного стримера, а ПК заходит в сеть обычным прямым путем.
Так я, наконец, собрал бюджетную Hi-Fi систему, которая играет так, как мне нравится.
С какого стриминга слушать Hi-Fi?
Создавая свой Hi-Fi сетап, я изначально планировал слушать музыку через Tidal, который является самым известным стриминговым сервисом, предлагающим музыку в Hi-Res качестве. Tidal использует кодек MQA, предоставляющий высококачественные оцифрованные мастер-записи. Отчасти поэтому я выбрал ЦАП от iFi, который поддерживает систему Tidal Connect и декодирование MQA. Однако Tidal никогда не был официально доступен в России. Сейчас слушать его можно только через VPN. Это очень неудобно из-за нестабильного соединения.
Я попытался перейти на Spotify, оформив подписку через турецкий аккаунт. Но качество звука у Spotify, использующего поток 320 кбит/с, заметно уступает Tidal. Разница в качестве звука очевидна при переключении между стримингами. Затем я решил попробовать французский сервис Qobuz, который также предлагает Hi-Res музыку. Однако мои устройства не поддерживали Qobuz напрямую.
На сайте iFi я прочитал, что мой стример совместим с плеером Audirvana, аналогом Roon от Apple. Audirvana поддерживает подписку на Qobuz, но стоимость подписок составляет 700 рублей за Audirvana и 600 рублей за Qobuz, итого 1300 рублей в месяц. Думаю: «Я же аудиофил. Мне нужно хорошее качество». Полез регистрироваться, и оказалось, что Audirvana не пропускает мою белорусскую карточку, а Qobuz не регистрируется через VPN. Пишет: «Вы используете VPN-подключение. Зайдите из вашей страны». Покупать подписку через Avito оказалось еще дороже.
В результате я остановился на следующем: дома я использую Roon для прослушивания музыки в высоком качестве, а вне дома — Spotify. Надеюсь, что Spotify вскоре запустит поддержку Hi-Fi звука, что полностью решит мои проблемы с аудио.
Сколько стоит мой личный сетап
Техника |
За сколько взял (руб.) |
Сколько стоит сейчас (руб.) |
Колонки DALI Zensor 1 |
15 000 |
Замена на серию Oberon 45 890 |
Усилитель Cambridge AXA35 |
32 000 |
52 390 |
Цифро-аналоговый преобразователь iFi Audio ZEN DAC V2 |
12000 |
19 835 |
Стример iFi Zen Stream |
30 000 |
39 200 |
Сабвуфер Bowers & Wilkins ASW608 |
36 000 |
87 790 |
Итого, моя Hi-Fi аудиосистема обошлась в 125 тыс. рублей. Я иногда посещаю слеты аудиофилов в центре Москвы, организуемые магазинами аудиотехники, где можно послушать оборудование за десятки тысяч долларов. Как вы понимаете, звучит оно просто великолепно! Но, возвращаясь домой и включая свой домашний сетап, по меркам аудиофилии очень бюджетный, я не слышу пропасти в звучании.
Сколько это стоит? Рекомендации
Для начала, естественно, определитесь с бюджетом: сколько денег вы готовы потратить. Есть ли у вас уже какие-то компоненты или вы начинаете с нуля? Повторю основное правило сборки аудиосистемы: всю технику имеет смысл покупать примерно одной ценовой категории. И «усилок», и колонки, и саб, и стример — все должно быть примерно за одни деньги. Если у вас уже есть усилитель за 30 тыс. рублей, нет смысла покупать колонки к нему за 150 тыс. — «усилок» просто не сможет «раскачать» их, выдать тот уровень качества сигнала, при котором они раскроют свой максимум. Хотите большего — продайте «слабые звенья» и распределите сумму между компонентами системы примерно поровну.
Лучше всего сходить в магазин и в живую все послушать. По моему опыту в основных магазинах, торгующих Hi-Fi техникой, работают люди, хорошо разбирающиеся в вопросе. Общайтесь, спрашивайте, но главный критерий — это ваше восприятие звучания. Пусть вас не смущают громкие бренды. Не обязательно ориентироваться на них. То, что вам нравится, — это и есть ваш Hi-Fi. Что касается экономии, то после выбора оборудования в магазине не обязательно его там же приобретать. Все, даже новое (не только б/у), можно купить на Avito за разумные деньги. Правда, здесь возникает вопрос гарантии и надежности поставщика, но в этом вопросе каждый принимает решение самостоятельно.
Комментарии (67)
SovietTwins
28.08.2024 08:03+14Вставлю и свои 5 копеек в обсуждение. :-)
Касаемо стоимости компонентов. Не рассчитывайте на категорическую разницу в качестве воспроизведения между усилителями за 30к и 100к. Очень часто, в недорогтх усилителях работающих в классе АБ, применяется одинаковое схемотехническое решение. Особенно это актуально для бюджетных усилитей. В принципе, за такие деньги, целесообразнее собрать усилитель самому (если квалификации хватит). Поскольку 30-40к в компонентах и 30-40к в серийной продукции это две большие разницы. Но иногда и на авито проскальзывают очень сладкие предложения.
Автор не коснулся темы двухполосной и трёхполосной акустики. Хотя оно и понятно. Всё-же статья о его личном опыте. Трёхполосная акустика НЧ-СЧ-ВЧ как правило позволяет обойтись без сабвуфера. Но и требования к усилителю тоже растут. В частности к его выходной мощности и к номинальному импедансу. Система может и выйдет подороже, чем 2-полосник + саб, но и качество басового регистра будет лучше. И ещё нюанс. У сабвуферов бас НЕ БЫСТРЫЙ. Саб в принципе создавался для создания высокого звукового давления и отыгрывания взрывов и спецэффеетов. Хотите услышать достойное звучание бас-гитары - трёхполоски вам в помощь. Но если вы предпочитаете клубную музыку и техно, то переплачивать не надо. Берите саб :-)
Хотел много чего понаписать, но лучше закончу "лирикой". Уважаемые меломаны. Собирая любую систему - помните! Единственный прибор которым вы можете достоверно определить качество акустической системы это ваши уши. И наверное сердце. Если вам нравится как что-то звучит, и вас устраивает это звучание, то не ищите "святых граалей". Для меня последние 5 лет слово "аудиофил" - это оскорбление. Спортивное достижение сверхлинейных характеристик это отдельный вид сумасшествия. :-) Равно как и "прогревка кабелей" и другой подобный бред из категории - "лампа должна быть только та, а не другая, ибо другая "не звучит"". Любите музыку как она есть :-)
Если денег реально немного - обратите внимание на хорошие наушники. Иногда это намного целесообразнее и дешевле чем сборка аудио-системы.
Aldio1979
28.08.2024 08:03А какие минимально приличные трехполоски сейчас реально взять? И какого порядка цены/класса моделей к ним усилители/ресиверы имеет смысл подбирать?
Ivan68
28.08.2024 08:03+2Можно начать называть марки производителей, модели оборудования, но тут же появятся несогласные с данным мнением, предложат своё видение, потом кто то ещё напишет своё мнение и в результате вас ещё больше запутают. Звук это индивидуальное.
Возвращаясь к статье - сходите в магазин, поговорите с продавцами, определившись с бюджетом выберите конкретное оборудование, послушайте несколько сетапов и подберёте что то для себя, что будет Вас радовать. Покупать тут же в магазине необязательно, посмотрите на просторах интернета эти модели и наверняка найдёте их значительно дешевле.
Если возможности сходить в магазин нет, а хочется получить конкретный ответ - я для себя выбрал журнал What Hi-Fi и рейтинг EISA (Ассоциация экспертов по визуализации и звуку). В электронной версии журнала What Hi-Fi, в конце перечислены модели оборудования, которые эксперты журнала считают лучшими в разных ценовых категориях. Я так взял свой домашний кинотеатр и не резу не пожалел.
Aldio1979
28.08.2024 08:03+1Это всё я понимаю, но хотелось бы перед походом в магазин примерно представлять масштаб возможных трат. На данный момент у меня старенькие варфы 9 даймонд и ямаха 353. Явно начальный уровень. Хотелось бы понимания в какой сегмент лезть для качественного скачка, обязательны ли напольники или есть хорошие полочники, не требующие сабвуфера, ну и прочее. Слушаю в основом FLAC (стили от хард-н-хэви до брутал дэта, плюс избраную электронику в диапазоне от синтипопа до EBM), подаётся на ресивер по цифре с Dune HD. Возможно и к схеме будут претензии, исторически сложилось так ) Не настаиваю на ответе, просто описываю ситуацию.
Ivan68
28.08.2024 08:03+1Я повторюсь, но всё таки: не настраивайте себя на какие то брэнды и модели. Главное определитесь с количеством денег которые вы готовы потратить на апгрэйд, понятно что чем дороже тем будет лучше.
Однажды я услышал, на одной из презентаций такую мысль от Борзенкова: что любая Hi-Fi техника, даже начального уровня, выдаёт порядка 80% информации заложенной исполнителем, а каждое следующее увеличение этих 80% тянет за собой большие капиталовложения. Я полностью согласен с этим мнением. Поэтому сходите в магазин торгующий Hi-Fi техникой, поговорите с менеджерами, опишите ситуацию и вместе с ними подберёте несколько вариантов, затем послушайте и определитесь сами что вам нравится по звучанию. Возможно вы выберете что то не самое дорогое (как это получилось в моем случае).
При прослушивании техники и её сравнении есть одно золотое правило: меняется что то одно. Например один и тот же трек на разных сетапах или меняете только колонки у одного усилителя, или наоборот меняете усилители а колонки используете одни и те же.
Когда определитесь с моделью - посёрфите интернет и найдите это оборудование по хорошей цене. По моему опыту, часто бывает так что у больших магазинов ценник бывает даже ниже чем на авито.
felicson
28.08.2024 08:03Я купил активную акустику, т. к. хотелось сразу сбалансированное решение https://m.audiomania.ru/content/test-elac-navis-arb-51-aktivnaya-akustika-dlya-audiofilov-hifi-de
Добавил ЦАП с функцией преда и стриммер wiim pro.
zatim
28.08.2024 08:03Минимально приличные трехполоски - весь высший класс производства СССР - Амфитоны, Союзы, Радиотехники, Орбиты. Я лично бы порекомендовал Союз 130АС-002. Звучат на порядок лучше S90 и аналогов.
shkal
28.08.2024 08:03Забудьте как страшный сон
d2d8
28.08.2024 08:03+4А вы не правы. Там комментатор выше правильно сказал - главное это ваши уши и ощущения. Личный опыт - для домашнего кинотеатра закупил недешевую акустику, усилок, саб, настроил как смог, как мне всё офигенно. Но в своей личной конуре у меня стоят s90, усилок из говна и палок и разводка соплями и разъёмами из позднего ссср. И когда я там включаю музыку, я получаю то самое звучание как когда я был молод, когда был жив отец, который мне что-то пытался объяснять, когда эта техника была наверное актуальна, во всяком случае я получаю те самые ощущения. А что ещё нужно от музыки?
shkal
28.08.2024 08:03Это имеет отношение к вашей ностальгии, а не к качеству воспроизведения. Произведения аудио промышленности СССР не выдерживают ни объективного, не субъективного сравнения с современной аппаратурой, особенно акустика.
nartivin
28.08.2024 08:03Как по мне лучше добавить и сразу взять что-то из technics или marantz, это если мы говорим и енно про качество, а не громкость...
Roland21
28.08.2024 08:03Вас полочники или напольные интересуют?
Aldio1979
28.08.2024 08:03На данный момент у меня напольники, но хотелось бы рассмотреть и полочники, потому что тогда будет больше вариантов с компоновкой по квартире.
Roland21
28.08.2024 08:03+1Если есть уже напольники (т.е. и некоторый сформированный вкус) - надо понимать какого уровня у вас система и что хотите от новой.
Базовые неплохие 3полосные полочники - Wharfedale EVO 4.2
Можно посмотреть Magnat Signature 703 / 903 (500 серию не рассматривал бы)
Ну и дальше Kef R3 - но это уже весьма серьезная штука.Aldio1979
28.08.2024 08:03Я выше отвечал "На данный момент у меня старенькие варфы 9 даймонд и ямаха 353. Явно начальный уровень. Хотелось бы понимания в какой сегмент лезть для качественного скачка, обязательны ли напольники или есть хорошие полочники, не требующие сабвуфера, ну и прочее. Слушаю в основом FLAC (стили от хард-н-хэви до брутал дэта, плюс избраную электронику в диапазоне от синтипопа до EBM), подаётся на ресивер по цифре с Dune HD. "
Что я хочу? Не знаю. Звук в целом меня не то что бы устраивает, но я с ним музыку слушаю и даже доволен )). К этим варфам и ресивер/усилитель явно другой надо будет?Roland21
28.08.2024 08:03Знакомые тоже были довольны современными напольниками Ямаха с ресивером, пока не побывали у меня :).
Ну если любите помассивнее и по жестче ("хард-н-хэви до брутал дэта" как бы намекает, но насколько я помню нормальных качественных записей там не так чтобы много) бюджетные полочники вряд ли дадут много задора. В электронных жанрах - могут.
Размер комнаты какой?
maximtkachev
28.08.2024 08:03+3Хочу ещё добавить - если живёте в многоквартирном доме, то стоит озаботиться звукоизоляцией. Ну или взять наушники получше. Слышал про наушники открытого типа - мол, звук лучше чем с большими колонками+саб (сам не проверял - не аудиофил и ноутбучные встроенные колонки или, при необходимости, обычные внутриканальные наушники меня вполне устраивают). Сэкономите кучу нервов и себе и соседям.
kyhermitag
28.08.2024 08:03Дилетант, прошу извинить, если мой вопрос по п.1 не к месту - слышал мнение, что цена пассивных колонок должна быть по крайней мере в два раза выше цены усилителя, так ли это ?
DenizK
28.08.2024 08:03It's depends. В целом акустика с стоит дороже усилительной части тракта. В нижнем ценовом сегменте они могут стоить примерно одинаково. В средней части будет зависеть от того что у вас в усилении: интегральник, интегральник с встроенным стримером или каноничный мощник. В сегменте hi-end/ultra high end акустика может стоить в несколько раз дороже (усилителей которые стоят условно 30м практически нет, а аудиосистем - относительно много)
kyhermitag
28.08.2024 08:03Ясно, спасибо! Получается, что автору публикации нужно пожелать апгрейд до dali oberon 3 (70890 р.), а не до oberon 1 (45890 р.), как он планирует (если усилитель стоит 52390). Свои перспективы пытаюсь тоже оценить ..
Ivan68
28.08.2024 08:03+1В статье приводились Обероны не потому что хочется сделать на них апгрейд, это просто альтернатива Зензорам в настоящее время, чтоб показать цену на данный момент.
DenizK
28.08.2024 08:03Чуть-чуть позанудствую, уж извините )
У сабвуферов бас НЕ БЫСТРЫЙ.
У сабвуферов, предназначенных для работы в домашних кинотеатрах в основном да, звук не быстрый. У тех же REL и прочих музыкальных (мне не нравится этот термин, но он вполне устоявшийся) бас панчевый.
Саб в принципе создавался для создания высокого звукового давления и отыгрывания взрывов и спецэффеетов.
Ага, кинотеатральные. Поэтому обычно и делаются по схеме с фазоинвертором для повышения звукового давления. Заточенные под музыку служат для расширения нижней части динамического диапазона аудиосистемы и настраиваются встык по нижней границе НЧ колонок. И играют достаточно тихо.
PS Сказанное выше проверенно на себе ) Добавление REL T9X к Klipsch RF7-III (а это колонки с большим корпусом и 2мя 10" басовиками в каждом) драматически улучшило качество звука
Booboooru
28.08.2024 08:03+7Ещё один набор слов от дилетанта. Какой аудиофил, какие слеты ... ещё и стример к живому компу прилепил зачем-то ..
Ivan68
28.08.2024 08:03+1В конце статьи как раз и описано, что стримером я отвязался от компа. Стриминговые сервисы играю напрямую, а ROON обеспечивает передачу контента с локального диска без программной обработки windows. Декодированием воспроизводимого файла занимается ЦАП, который и получает данные от стримера.
vladkorotnev
28.08.2024 08:03+1А чем Roon существенно лучше того же fb2k в эксклюзивном режиме доступа к звуковой карте, плюс обвешанный плагинами для красивостей и прочего? Не считая того, что "гренка стоить 500 баксов не может, а крутон — вполне" :-)
Ivan68
28.08.2024 08:03У Roon несколько преимуществ перед fb2k:
fb2k работает только со звуковой карточкой или цапом подключенным к ПК. Roon же видит устройство в Ethernet сети и передаёт на него данные. Поэтому воспроизводящая техника может и не стоять рядом с ПК. Например у меня в зале стоит рессивер, который поддерживает Roon и я часто отправляю музыку на него. Другая возможность Roon (которую я не использую): можно на разных устройствах в сети слушать разную музыку, например за компом у меня играет то что нравится мне, а в зале то что хочет слушать супруга.
fb2k хоть и подключается к ЦАПу в эксклюзивном режиме по протоколу ASIO - но все равно выдаёт сигнал в том формате который вы в нём настроите. Т.е. он хоть и качественно но обрабатывает воспроизводимый файл. Так было у меня изначально - в каком бы формате не был закодирован исходный файл, ЦАП всегда показывал тот формат который был настроен в fb2k. Roon же ни как не обрабатывает сигнал, он просто транспортирует файл до ЦАПа и ЦАП декодирует всё сам. На слух это хорошо слышно. У меня ЦАП всегда правильно показывал формат файла воспроизводимого в данный момент. Так хорошо слышна разница между форматами аудио файлов.
Это вкусовщина - но все таки, даже с украшательствами мне не нравится дизайн fb2k. Мне нравится как подаёт мне мою файловую библиотеку Roon. Интерфейс очень похож на интерфейс стриминговых сервисов (Tidal и т.д.). В статье приведён скриншот из Roon.
-
Roon я могу полноценно управлять из телефона, т.е. мне не надо подходит к ПК чтоб выбрать что слушать дальше, своего рода пульт ДУ. Интерфейс так же схож с интерфейсом стриминогвых сервисов, мне это нравится. В статье есть соответствующий скриншот.
Хочу на последок сказать, что я не топлю за Roon, просто рассказываю свой опыт и делюсь тем что есть и такое ПО и оно так то работает, предоставляя вот такие то плюшки. Конечно выбор всегда остаётся за вами.
И про 500 баксов Roon - это не крутон, это намного более сложное блюдо. Как описано в статье мой Roon бесплатный, за что я поплатился отсутствием поддержки стриминговых сервисов, что на мой взгляд так же является большим плюсом программы.
ANPolter
28.08.2024 08:03+4Аудиофилия очень заразная вещь и на примере вот таких опусов можно проследить, как она зарождается и развивается. Всё, абсолютно всё в аудиофилии это ложь и мифы когда-то запущенные маркетологами. Что всё, что они себе понапридумывали, это полностью антинаучно и не выдерживает проверки в правильно поставленных двойных слепых тестах. Что всё это лишь игра слухового воображения.
При этом людей невероятно сложно убедить в том, что они заблуждаются. Так как им невероятно сложно поверить в то, что органы чувств их могут обманывать, в то, что разница, которую они слышат, не реальна и исчезает, когда глаза не видят какой компонент в данный момент звучит.
shkal
28.08.2024 08:03Так не читайте рекламные проспекты, читайте нормальные исследования, если хотите объективности
Diesel_Solyar
28.08.2024 08:03+8Простите, но - как вы можете рассуждать на тему разницы в Tidal и Spotify. Если у вас колонки стоят на чистом столе и фазоинвертором к стене? Ещё и советы даёте.
Ivan68
28.08.2024 08:03+1Разница в качестве звучания между Tidal и Spotify очень хорошо слышна даже при таком расположении оборудования. В статье имелись в виду одинаковые способы управления стримером. На счёт отсутствия пятаков под колонками и близкого расположения к стене - с Вами согласен, но у меня ещё и провода простые, даже не брендованные. Это к вопросу об индивидуальности восприятия звука. Для меня это достаточное качество.
Booboooru
28.08.2024 08:03+2Нет, Иван , о вкусах рассуждать тут не стоит . Вы описываете свои первые шаги в аудио, выдавая их за некий аудиофильский опыт . Не надо , тут пока детсад откровенный , который так описывать и нужно. А ещё лучше показать свой сетап и спросить совета .
mitro77
28.08.2024 08:03+2Как прожженный аудиофил, который за пару лет сменил десятки не дешёвых компонентов и замороченный на измерениях/обработке комнаты - соглашусь с каждым словом)
Тут прям первые робкие шажочки. Каждому свое и никогда чужое не ругаю. Ибо часто все упирается в деньги.
У топикстартера нет наслушенности и он счастливо живёт с этим. Это хорошо.
Совет оторвать акустику от стола и отодвинуть от стены очень дельный. Вот только не уверен, что аперта сильно повлияет на недорогой акустике и что автора не задавит жаба на нее. Но я бы, конечно, всё-таки попробовал
Один только мощник весом 60 кг + пред 23кг)
Ivan68
28.08.2024 08:03+1Спасибо за комментарий - конечно всё и всегда упирается в деньги которые человек может потратить на звук.
Про отодвинуть от стены - оно так и стоит, и слегка развёрнуто на меня, просто для фотографирования протёр пыль и поставил всё ровно.
С пятаками я пробовал ставить толку ни какого - потому что смысл этого действия убрать возникающий резонанс колонки со столом, чтоб не гудело. Но так ка это рабочее место, я слушаю музыку не громко, в моём случае это не актуально. Отсюда и саб появился в моей системе.
frozzzen
28.08.2024 08:03Чтобы негромко слушать музыку на рабочем месте мне достаточно 4" мониторов эдифаер. Ваши упражнения в области HiFi мне представляются несколько избыточными в контексте использования системы.
Кстати, есть прекрасные мониторы ближнего поля на BMR динамиках. "Надавить" они не умеют, но детадизация отличная. И ширина звукового поля вот широкая. Широкая ширина, небывалая. Для "застольного" применения самое оно. Например MACKIE CR2-X Cube. Но не обязательно. У Cambridge была серия для домашнего кинотеатра Aero, совершенно не понятая широкими народными массами. Которые cambridge audio aero 2 стоят на вторичном рынке почти что ничего, но весьма годные как настольные.
Про виброразвязку между акустикой и столешницей ничего писать не буду. Аудиофилы такие аудиофилы. А в подстолье(основание стола) даже не загляну.
DenizK
28.08.2024 08:03Мичи хороши! Отслушивал их несколько раз себе в тракт, играют отлично. Имхо одно из лучших решений, которые выдают 500вт на 8 ом (у меня как раз были такие требования к усилению) за адекватный прайс
Pshir
28.08.2024 08:03А почему вы не пробовали Deezer, который очень давно умеет выдавать FLAC? Зачем вам именно Spotify?
Ivan68
28.08.2024 08:03+1Я сидел на Deezer, потом перешёл на Tidal, но бесконечные блокировки РКН меня добили. Был момент когда Tidal воспроизводился с заиканием. Поэтому на данный момент я придумал для себя такой вариант: слушаю Roon-ом то что мне очень нравится и в хорошем качестве, а Spotify использую для расширения кругозора и отслеживания новинок. Надеюсь что они всё таки запустят у себя поддержку Hi-Res.
Пытался перейти на Qobuz, мне очень понравилось их качество, но моя техника не позволяет управлять Qobuz с телефона, только с iPhone, а у меня Android. Удобство пересилило качество звука.
justified
28.08.2024 08:03Мне кажется, если уж аудиофилить, то тогда качать с торрентов разные релизы одних и тех же альбомов, включая виниловые рипы, сравнивать.
Скорее всего и на Tidal и на Deezer вам попадутся современные ремастеры, сделанные с целью максимальнно увеличить громкость звука. При этом страдает динамика (разница в громкости между тихими и громкими местами музыки), атака («щелчок» при ударе барабана, перкуссии).
Разница будет гораздо заметнее, чем при переключении 320kb/sec / Lossless. Кстати, вероятно, та разница, что вы слышали, как раз была из-за разных релизов.
vladkorotnev
28.08.2024 08:03+1С виниловыми рипами надо качать ещё и от разных людей раздачи, ибо в цепочку вклинивается кривизна рук рипающего
Ivan68
28.08.2024 08:03+2Недавно сравнивал разные рипы одного и того же альбома и мне больше всего понравилось звучание не рип винила в DSD 512, а простая копия CD диска.
justified
28.08.2024 08:03Зависит от альбома. Вот с коллективом Fleet Foxes, например, выяснилось, что релизы на CD все сделаны в духе войны за громкость, а винил отмастерен по-человечески. Это современная группа, поэтому компактдисковых изданий 80-х годов не существует.
sterr
28.08.2024 08:03+1Какой-то аудиофильский бред. Как можно от таких свистоперделок получить какой то звук? Тем более у вас 3 (!) фазоинвертора, ведущих себя непредсказуемо и ни одного процессора в системе. Вы слушаете мешанину фаз. А самое хреновое в звуке - фазовые искажения. Они на слух непонятны. Но звук просто плохой.
Думал, что в статье будет что-то про работу руками и мозгом, а тут видится мне только успешная работа маркетологов. Как можно такое покупать за такие деньги?
В идеале я вижу сетап - рупора на шириках новосибирских и пищики. Усилитель лампа, ну или что-то интересное на транзисторах (все-таки лампа хоть и лучше, но совершенно не юзабельна). Ну и цифруаналог можно взять в китае и не за мульон рублев. Они за нормальные деньги делают нормальные DAC.
Ну или другой вариант - колонки типа S90, но только не отечественные. Можно взять какие-нибудь качественные дальние мониторы. И обычного качественного ресивера за глаза хватит.
Так что это совсем не хифи, Так, радио послушать.
И я вот не пойму - что такое стример. Я так полагаю это такой компьютер который только и делает, что качает музыку и выдает на колонки? А нельзя как то взять какой-нибудь нетбук, поставить туда линух и он будет выполнять то же самое? А, нет нельзя. Это же статья "как я потратил 125 штук, чтобы слушать Supermax". Да и Supermax не заслуживает такой серьезной системы. Сведение там так себе. Я бы понял про джаз или инструментальную музыку. Меня всегда прикалывало сведение Yello, если говорить про музыку тех лет, которую я уже не слушаю.
frozzzen
28.08.2024 08:03Предлагаю начать с низкочастотной реверберации зала и настройки полосовых компрессоров. Что уж мелочиться-то?
All999
Зачем слушать Чингисхан с платных стримингов? У них всего пять альбомов, по 1983 включительно, и немного ремиксов. Всё это можно один раз скачать на телефон и слушать оттуда, т.е надо найти программу, отдающую цифирь с телефона. (Часто появляющиеся ремиксы от йуных диджеев имеет смысл слушать ознакомительный фрагмент, там нет ничего путнего). С АББА примерно то же самое. У Арабесок, кстати, в техническом райдере указано требование обеспечить подключение айпода - видимо, для корпоративных концертов этого качества достаточно. Зы где качали? Поделитесь при случае, у меня только Rom есть на немецком виниле.
Ivan68
Стримеры - это вся интересующая меня музыка. Среди того что меня интересует и очень нравится это Чингисхан и Супермакс, как раз этого и нет на стримерах почему то, во вторых по старой привычке хочется чтоб что то лежало на своём диске. Отсюда заморочки с ROON.
Про музыкальные предпочтения и их техническое качество - это всё очень индивидуально, мне ABBA нравится очень, мои друзья её не любят, что поделать :).
Didimus
Обнаружил, что альбом scorpions - pure instinct 1996 исчез почти со всех треккеров. Это что за новые веяния?
Sh0daN
7 Leben вполне достоин. Во всяком случае, он оказался куда лучше моих ожиданий.