Привет, жители Хабра! Я Виктор Сергеев из МТС Диджитал. Ровно 27 лет назад, 2 сентября 1997 года, компания IBM объявила о создании еще более быстрой версии суперкомпьютера RS/6000 SP. Да-да, это именно ему удалось обыграть Гарри Каспарова на матче 11 мая 1997 года. Отличный повод вспомнить, что представлял из себя этот суперкомпьютер и чем он жил помимо шахмат. Поехали!
Чуть-чуть истории
О легендарной шахматной партии между человеком и машиной на Хабре уже много писали, так что я не буду повторяться. Расскажу о самом суперкомпьютере и начну с платформы SP1.
Платформу IBM Scalable POWERparallel представили в 1993 году под названием SP1 как суперкомпьютерное решение для научных и технических расчетов. Первые варианты платформы собирались из серверов RS/6000 Model 370. Разработка оказалась популярной, ее стали приобретать корпорации и государственные организации из США. Например, Аргоннская национальная лаборатория заказала систему из 128 узлов. К концу года было продано уже 72 такие платформы.
Через год корпорация IBM представила улучшенную систему SP2. В ней использовались обновленные серверы и быстрое сетевое соединение, которое называлось Trailblazer. SP2 оказалась еще популярнее: удалось продать 352 платформы.
В 1996 году SP2 переименовали в SP. Платформу стали собирать из серверов RS/6000. Тогда же узлы начали оснащать несколькими процессорами и SMP-мультипроцессорами. В 1996 году IBM продала сразу 3 770 систем RS/6000 SP клиентам по всему миру. На базе этой платформы были разработаны и шахматные компьютеры серии Deep Blue.
Окей, а при чем тут Deep Blue II?
Deep Blue навсегда вошли в историю шахмат: их соперником был один из лучших шахматистов мира Гарри Каспаров. В 1996 году Каспаров победил компьютер со счетом 4:2, а в 1997 проиграл — счет был 3½:2½ в пользу Deep Blue.
Deep Blue II как раз и представлял собой суперкомпьютер RS/6000 SP. Система включала две стойки с 30 узлами — рабочими станциями RS/6000.
А вот на чем базировалась каждая из них:
процессор P2SC: одномикросхемное исполнение чипа с архитектурой POWER2;
две платы расширения с восемью специализированными шахматными процессорами на каждой плате под шину MCA.
Всего в суперкомпьютере было 480 шахматных процессоров и 30 чипов P2SC. Два сервера базировались на чипах P2SC с тактовой частотой 135 МГц, а остальные 28 — на чипах P2SC с частотой 120 МГц. На каждом узле установлены 1 Гб ОЗУ и 4 Гб дисковой памяти. Шахматные процессоры выпускались по 0,6-микронной КМОП-технологии, в каждом было около 1,5 миллиона транзисторов. Управлялась система ОС AIX 4.2.
Deep Blue состоял структурно из двух частей:
программной части, реализованной на универсальном компьютере и ведущей расчет на первые несколько ходов глубины;
аппаратной части на основе быстрых специализированных шахматных микропроцессоров. При дальнейшем расчете они дополнительно ускоряли и углубляли поиск.
Такое решение позволило в полной мере задействовать возможности шахматных процессоров. Чтобы сделать систему еще более производительной и вместе с тем гибкой, разработчики добавили возможность подключения внешних FPGA, которые корректировали аппаратный поиск и оценку. Но к началу матча ничего так и не подключили: просто не хватило времени. Впрочем, это не помешало суперкомпьютеру победить одного из лучших шахматистов за всю историю человечества.
Не только для игры в шахматы
Конечно, суперкомпьютеры линейки RS/6000 SP использовались далеко не только для игры в шахматы. Они применялись в таких областях, как вычислительная химия, анализ аварий, проектирование электронных схем, сейсмический анализ, моделирование водохранилищ, поддержка систем принятия решений, анализ данных и оперативная обработка транзакций. В таком разнообразном спектре система работала благодаря гибкости архитектуры, высокой производительности и возможности масштабирования.
RS/6000 SP можно было увеличивать до 512 узлов — с Каспаровым играла система из 32 серверов. Узлы устанавливаются в стойки, до 16 серверов в каждой. Платформа SP могла линейно масштабировать диски вместе с процессорами и памятью, а это позволяло работать с терабайтами файлового пространства. Еще части системы можно было профилировать, то есть «затачивать» под решение разных задач. Так, несколько узлов, например, выполняли роль серверов Lotus Notes, а все остальные обрабатывали параллельную базу данных.
Каждый сервер работает под управлением операционной системы ОС AIX и другого стандартного ПО для RS/6000. Программное обеспечение нужно было устанавливать на каждом сервере отдельно. Чтобы облегчить этот процесс, IBM предоставляла набор ПО под общим названием Parallel Systems Support Programs (PSSP). Он упрощал инсталляцию, конфигурирование и администрирование системы.
Понятно, что централизованное управление такой масштабной системой — задача не из простых. Чтобы ее решить, IBM задействовала одну графическую консоль. В ней и отображались статусы работы ПО и «железа», информация о выполняемых задачах и активных пользователях.
При помощи единой консоли системный администратор мог без проблем менять права юзеров, вести учет выполняемых задач, управлять печатью, вести общий мониторинг.
Что было после Каспарова
Система продолжала развиваться и после создания улучшенной версии в 1997 году. В начале 1999 года IBM представила еще более производительную версию RS/6000 SP. На этот раз она позволяла объединять не 512, а тысячи серверов. Коммутатор, разработанный IBM, мог обрабатывать больше 32 тыс. узлов.
Самую масштабную систему в конце 90-х годов установила Lawrence Livermore National Laboratory — национальная лаборатория Министерства энергетики США в Ливерморе, штат Калифорния. Кластер состоял из 1 463 узлов. Системы еще масштабнее никто не устанавливал: стоимость обслуживания таких кластеров была бы запредельной.
RS/6000 SP из 30 узлов работал как главный веб-сервер Летних Олимпийских игр 1996 года в Атланте и Зимних Олимпийских игр 1998 года в Нагано.
Платформа RS/6000 SP поставлялась IBM клиентам вплоть до 2001 года. Потом случился ребрендинг, и линия суперкомпьютеров продолжилась под названием eServer p690. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
На сегодня все. А если вы знаете интересные факты из истории этого и других суперкомпьютеров, пишите в комментариях.
Комментарии (9)
hw_store
02.09.2024 10:06То есть им пришлось отвезти суперкомп на машине времени из сентября в май, чтобы обыграть Каспарова? Или победа над Каспаровым была частью маркетингового плана, чтобы в сентябре можно было запустить рекламную кампанию компьютера, созданного четырьмя месяцами ранее?
Enigmat
02.09.2024 10:06+3Весьма продвинутая система того времени. Я в свое время читал посты про сам матч компьютера и Каспарова, теперь стало понятно, что это за система. Спасибо.
Интересно, IBM Watson, суперкомпьютер IBM, уже современный - работает до сих пор в разных отраслях или нет?
Ababaj
02.09.2024 10:06Не суперкомпьютер выиграл, а многопроцессорная система, которая позволяет для конечно переборных задач с программой направленного перебора, путем подключения все большего числа процессоров. Потому после 97г человек не смог выиграть у машины и потерян тот интерес к шахматным чемпионатам Мира! Сейчас это называется ИИ - смешно!
Gwarc
02.09.2024 10:06"и линия суперкомпьютеров продолжилась под названием eServer p690."
Кхм...
Но это же совсем не так :)
p690 это же обычная, хоть и очень дорогая машина была - eServer для eBusiness (в то время было очень модно - Электронный Бизнес)
https://en.wikipedia.org/wiki/IBM_System_p
Примерно то же что сейчас IBM Power E1080
+ супер комьютеры у них (IBM) же всегда были вроде бы строго custom (SP,Watson и тд), это уже совсем другие решения (т.н. ПАК)
И это еще не говоря о мейнфреймах (о да, они живы)
ereinion
Ну как же так, Биктор?
Раньше статьи у тебя были более выверенные, а сейчас я не понимаю - сколько таки было машин в кластере? 30 или 32? Рабочие станции там были или сервер? И где SMP, если получается 30 процессоров использовалось? Возвращайся к нам прежний, точный!