Осторожно: статья‑детектор. Одним из побочных эффектов от прочтения этой статьи является так называемый butthurt. Все, кто рвутся минусовать и доказывать, что даже многократная оптимизация является «экономией на спичках» — ответственны за описываемые переплаты!

Продолжаю описывать места возникновения многократных скрытых переплат в ИТ. В прошлой статье было про инфраструктуру, но кто‑то может посчитать расходы на нее не слишком значительной частью общего ИТ‑бюджета. Идем дальше по статьям бюджета, чтобы в нем не оставалось «белых пятен», в которых прячутся самые чудовищные твари растраты.

ФОТ, аутсорс, услуги подрядчиков, проекты

  1. ИБД: обновления ради обновлений, разработка ради разработки — отсутствие продуктового подхода. Надо пропустить все проекты (и вообще порывы реализовать у себя порочный круг CI/CD конвейер) через строгий фаервол фильтр продуктового подхода: вкладывать деньги только в то, что принесет доход больше вложений. Значительно больше. Не можем посчитать, сколько это вот ваше выстреливание версий как из пулемета и переписывание кода через раз принесет прибыли? Не можем посчитать, сколько прибыли даст апгрейд версий Windows Server, разного коммерческого ПО? Не делаем. Имитация бурной деятельности пресекается в корне — ФОТ, расходы на проекты сокращаются в разы! Исчезают нарушения бизнес‑процессов, простои из‑за continuous риска что‑то поломать continuous переделками.

  2. Частые инциденты, недостаточная инфобезопасность. Всего лишь настройками ОС, которыми упорно пренебрегают, можно было предотвратить если даже не 100, то 99% случаев заражения вредоносным ПО, в том числе шифровальщиками со всеми теми убытками, к которым такое заражение привело. Я уже не говорю о том, что некоторые сотрудники вообще работают с админскими правами. Людям удобно — вирусам тоже. Возможность запустить и поставить любое crapware и частые изменения — админы постоянно суетятся и тушат пожары, а в оставшееся рабочее время занимаются ИБД в виде апгрейдов и переделок, создавая те самые изменения. Порочный круг замыкается. Понятно, что в такой турбулентной среде людей нужно больше. Политикой же запечатанного компьютера, с которым ничего годами не происходит кроме быстрой работы офисных приложений, ФОТ на админов волшебным образом в разы сокращается.

  3. ЧСВ ИТ‑директора, оплачиваемое за счет компании. Стремление нанять настолько больше людей, насколько позволит вышестоящее руководство. Больше отдел — лучше для резюме и чувства собственного величия.

  4. ИТ подразделение — как театр: люди нужны для исполнения ролей какой‑нибудь методологии. И как Голливуд: чем дороже актер, тем лучше. Формализм — грабит: чисто ради идеи изобразить (опять же как актер) «зрелость компании» — отдаются реальные деньги на высокооплачиваемый overhead из абстрактных, дублирующих и имитирующих бурную деятельность должностей. Например «менеджер по управлению изменениями». Нет лишних изменений — не нужны лишние менеджеры!

    переплата в 3 раза
    переплата в 3 раза
  5. Недоиспользование возможностей удаленного управления. Для решения проблемы пользователя админ приходит лично, ждет пока стул на рабочем месте освободится, по дороге туда/обратно останавливается на разговоры... Хотя, инфраструктура должна обладать таким свойством как управляемость. И тогда уместен чеклист: можно ли решить проблему через удаленную команду / оснастку? да/нет — подключением к графической сессии? (тут уже нужно согласовывать с юзером — а это время) да/нет — и только в случае последнего «нет» идти ногами к рабочему месту! Всё это же про управляемость и грамотное применение консоли и оснасток msc касается и удаленных филиалов, где можно вообще не содержать своих админов, имея только договор со сдельной оплатой на случай устранения физических отказов в инфраструктуре.

  6. Невыгодный подрядчик, зависимость от исполнителя. Последняя возникает, когда в нагромождении кода и костылей может разобраться только тот, кто его написал. Не хотели разбираться и вникать сами, хотели под ключ — подрядчик постарается сделать себя незаменимым.

  7. «Под ключ» — в 2–3 раза переплата.
    Как правило у компании есть свой ИТ‑отдел, там есть компетентные люди и не зря же получающие зарплату, способные подготовить инфраструктуру, просто поставить внедряемое ПО — порой это вообще уровень эникея. Так зачем же, реализуя проект, платить за такие услуги подрядчику? Кроме того, делая что‑то под ключ, подрядчик накидывает всего побольше надо‑не надо, продает то, что в компании уже есть. Выгодно же делегировать подрядчику строго ту часть работы, для которой не хватает своих компетенций и ресурсов. И вообще, активно с ним взаимодействовать, а не заплатить и ждать, пока всё сделают за нас.

Существующие "Lean IT" - это сова, натянутая на глобус

Хочется задаться вопросом, а что же существует уже на тему бережливого управления ИТ? Если поискать в интернете про Lean IT - находим только про разработку, что сводится к тому, как накодить больше при прочих равных. Подвох возникает в самом первом шаге перехода от бережливого производства к ИТ: в то время как в настоящем производства произвести больше значит заработать больше, для того же самого завода получить от разработчика больше версий за единицу времени совсем не значит получить прибыль от этого! ИТ, несмотря на все амбиции - поддерживающее материальный бизнес подразделение. Оптимизируя разработку, которая часто делается ради самой разработки, мы "бережливым" управлением из имитации просто бурной деятельности получаем имитацию сверхбурной деятельности - без простоев. Я уже не говорю о том, что тупой переход от производства физических товаров на производство ПО оставляет в ИТ траты на инфраструктуру и лишний поддерживающий персонал - вообще в стороне. Лишний расход памяти в вашем сервере из-за которого вы покупаете сервер на топовом железе, переплачивая в 3-4 раза, вообще не является предметом и методом такого "бережливого ИТ"! Продуктовый подход - основа бережливости в работе с проектами - тоже не является. Ведь задача производить софта больше за единицу времени без простоев программистов. А если пропускать проекты через строгий фильтр продуктового подхода, то разработчики будут простаивать и это "не есть lean"! Вот, в Agile/scrum рекомендуется штат в 7 программистов (привет из п4 пред. абзаца). А что, каждая компания - прямо вендор ПО? Вот они, скрытые растраты, создаваемые, казалось бы "бережливым" направлением в ИТ-менеджменте. Ради еще большего ускорения разработки ради разработки софт переписывают на прожорливых в плане машинных ресурсов технологиях и фреймворках. Частые изменения приносят частые инциденты. Это совсем не бережливо.

Вывод: существует совершенно не освоенный рынок истинно бережливого ИТ-аудита

В котором сейчас каждая компания вроде аудиторской или ИТ-интегратора может стать первой, стать маркетмейкером.

У ИТ есть отличие от других подразделений компаний: расходы на них плохо проверяемы на адекватность. Хуже того, на всех уровнях — от сисадмина до собственника бизнеса — вообще нет культуры, нет понятия оптимизации, как строить и развивать ИТ бережливо, нет вообще мысли о хитрости, хакерском мышлении. Как компании успешно применяют хитрости (латеральное, оно же хакерское мышление) в налоговой оптимизации! Как порой в ущерб репутации рвутся удешевлять состав продуктов! Но при этом в расходах на ИТ — все настолько, наоборот, бесхитростные, конформисты и благотворители, что создается впечатление, что мир сошел с ума! Раздвоение мышления. Культуры, понятия хитрости в ИТ нет даже на бытовом уровне, когда вы все платите в разы больше необходимого за личный компьютер или тарифы связи. Поэтому не только «будущее за ИИ», но и за схлопыванием пузыря лишних затрат, с той же целеустремленностью, с какой бизнесы оптимизируют налоги.

Комментарии (23)


  1. newintellimouse
    03.09.2024 10:12
    +6

    А у вас найдётся менеджер, способный всё это грамотно организовать и выстроить, контролировать и поддерживать?

    А то обычно проблема с раздутием затрат на направления и подразделения начинается на уровне розовых фантазий топ-менеджера о том, что если налить в направление денег, то это принесёт доход и счастье; и совсем редко на уровне сисадминов, заказывающих офисные компы с игровыми видео-картами.


    1. noldo32 Автор
      03.09.2024 10:12

      Я способен, поэтому и пишу. А у других не найдется, потому что нет культуры, у бизнеса нет запроса - оптимизацией в ИТ пренебрегают на всех уровнях и нужные навыки у ответственных за ИТ не развиваются.


      1. VenbergV
        03.09.2024 10:12
        +2

        Вы очень категоричны.
        Во многих не ИТ компаниях, ИТ оптимизированы на 100% с точки зрения финансового директора. Т.к. там просто нет бюджета на ИТ, кроме ФОТ. Любые расходы на ИТ идут как непредвиденные, по личному распоряжению владельцев бизнеса.


        1. noldo32 Автор
          03.09.2024 10:12

          Вот, с точки зрения финансового директора. А у него нет необходимых знаний какие расходы можно еще уменьшить без ущерба. Не может быть бюджета на ИТ кроме ФОТ, потому что как минимум есть плата провайдерам за интернет и корпоративную сотовую связь, если копнуть еще, найдутся всякие хостинги, "консультанты", облачная crm...


          1. VenbergV
            03.09.2024 10:12

            Вот вы не поверите. Но в живую знаю компании где кроме ФОТ, ИТ бюджета нет.
            Связь идет отдельной статьей. И ее с ИТ ни как не согласовывают. Ибо ИТ не потребитель этой связи. И только когда "ключевые" сотрудники начнут с челобитными поклонами к руководству ходить, то тогда ее пересмотрят. Но потом через год опять срежут эффективные менеджеры.
            Хостинги и сайты оплачиваются из бюджета отдела маркетинга или рекламы. И "одминам" даже паролей от них не дают. Пока что-то не произойдет.
            Облачную CRM (Bitrix24) оплачивает сам владелец компании. Когда менеджеры начнут звонить, что перестала работать по неуплате.


      1. ildarz
        03.09.2024 10:12
        +7

        Вы бы какой-нибудь реальный кейс описали, что ли. Типа "Вот была компания на 5К человек суммарно, 1000 офисного персонала, до меня ИТ-отдел был устроен так-то, процессы такие-то, бюджет был такой-то, пришел на роль ИТ-директора(или нач. ИТ отдела) я, соптимизировал, процессы стали такими-то, бюджет таким-то". А разговоры за всё хорошее против всего плохого бесперспективны.


      1. newintellimouse
        03.09.2024 10:12
        +6

        Вообще, «резать косты» — это любимое занятие менеджеров, которое позволяет зафиксировать успех и вовремя соскочить.

        Я, издалека, видел, как ОТК так оптимизировали, и предприятие даже ещё три года после этого проработало.


        1. noldo32 Автор
          03.09.2024 10:12

          А чье любимое занятие раздувать косты?


          1. newintellimouse
            03.09.2024 10:12

            Опять же вашего брата менеджера.

            Так и живёте в вечном уроборосе: одни раздувают косты, планируя ненужное; другие режут, отрезая нужное. Одни списывают деньги на представительские расходы; другие рулон туалетной бумаги пополам ножовкой пилят.

            Все при деле, все заняты.


            1. chieftain_yu
              03.09.2024 10:12
              +1

              Вспоминается история по оптимизации карандаша...


  1. aavataar
    03.09.2024 10:12
    +9

    Автор, видимо, из тех, кто оценивает необходимую пропускную способность унитаза по среднему трафику.


    1. noldo32 Автор
      03.09.2024 10:12

      Ну не у всех же (хочется верить) ИТ похожи на унитаз, как у автора данного коммента!


      1. Vdm_ro
        03.09.2024 10:12
        +5

        Пропускная способность/пиковые нагрузки/средняя температура по больнице и с унитазами и с серверами и с бизнес-процессами по очень похожим законам работают. Нельзя просто так просуммировать нагрузку в течении суток, поделить на 24 часа и получив среднюю норму в процочас/человекоднях закупать оборудование под эти расчеты. На это вам и намекнули, а вы сагрились на утрированный образ пропускного канала, где эксперименты с пропускной способностью наиболее очевидны...


        1. noldo32 Автор
          03.09.2024 10:12

          По именно трафику совершенно нормально работает расчёт средней загрузки. Только не 24 часа, а 8 рабочих, 21 рабочий день. Уменьшение ширины канала по опыту незаметно (до вычисленных пределов, добавляю ещё 2х запас) и уж точно не создает затыка при пиковой нагрузке.


          1. Vdm_ro
            03.09.2024 10:12

            |Я способен, поэтому и пишу.

            Похоже, что нет. Поймите, без всей схемы работы вы не можете просто так взять метрики и вывести из метрик конфигурацию работы. Пример: сервак с БД, средний трафик не больше 5 мегабит, вы на белом коне экономите аж 100 руб и ставите туда 100 мегабитную сетевуху. В самые продажи (декабрь, 20-30 числа) приходит жопа и вам нужно СРОЧНО откатиться на резервную копию(гигов так на 200), которая в хранилище(мы ж на диске для архива на серваке тоже сэкономили) по 100 мегабитной карте... И вот за 100 рублёв экономии вам готовы нанести тяжкие телесные повреждения половина фирмы:

            • ТП которая вынуждена отвечать покупателям, у которых зависли деньги/заказы

            • Админы у которых за спиной стоит ЛПР и смотрит вместе с ними на медленно ползущую полоску копирования

            • Сам ЛПР, который вам поверил, когда вы ему на цифрах "доказали", что 100М там хватит точно

            • Менеджеры у которых вместе с упавшими продажами падает КПИ и годовые премии...

            ЗЫ Понятно, что утрирую, вам голову снесут еще при попытке воткнуть в сервак 100 мегабитку, но для примера думаю подойдет.


  1. VenbergV
    03.09.2024 10:12
    +1

    "ИТ-отдел, там есть компетентные люди и не зря же получающие зарплату".
    По моему опыту, сразу за этой парадигмой от руководства компании, "итишники" начинают деградировать до уровня заправщиков картриджей. А после пары смены персонала, с урезанием ФОТ, до электриков, заменяющих лампочки, и тянущих освещение на дальний склад. В остальное время они могут установить ПО, методом нажатия кнопки "Далее", или максимум разыскивать видеоролик "Как запустить Google Chrome на Windows XP/7".
    При этом вся инфраструктура продолжает как-то работать, следующие 3-5 лет, постепенно деградируя, благодаря прежним специалистам, занимавшимся ИБД.
    Для бизнеса это вполне приемлемый результат. А вот ит-специалистам там делать нечего.


  1. HarleyKaos
    03.09.2024 10:12
    +2

    Админ спит - служба идёт. И это правильно, ибо сказано: "Полковники не бегают, т.к. в мирное время это вызывает смех, а в военное - панику".

    Правильный админ приходит на работу в 11 часов, пьет кофе и уходит в 15 часов. У него все настроено, оптимизировано и работает. Олсо ,сказано: "Работает - не трожь!"


  1. wolodik
    03.09.2024 10:12
    +1

     Как компании успешно применяют хитрости (латеральное, оно же хакерское мышление) в налоговой оптимизации! Как порой в ущерб репутации рвутся удешевлять состав продуктов! Но при этом в расходах на ИТ — все настолько, наоборот, бесхитростные, конформисты и благотворители, что создается впечатление, что мир сошел с ума!

    Прекрасная аналогия - можно развивать продукт, не экономя на проектировании, комплектухе, обслуживании, не лезть в "хакерские" схемы налогообложения - а можно "оптимизировать", впаривая потребителю ненадёжный, некачественный или вообще опасный продукт, и иметь наготове билет через Беларусь в Эмираты, чтобы попытаться успеть им воспользоваться когда налоговая наконец заметит эти шалости. Вот с IT - ровно то же самое.
    Треугольник никто не отменял - чтобы сделать дёшево и качественно, требуются высококвалифицированные специалисты, чтобы понимать, где можно экономить а где не стоит. Вот только захотят ли они биться с "эффективными менеджерами" за каждый мегабайт оперативки?


    1. noldo32 Автор
      03.09.2024 10:12

      Именно так и делают вендоры - впаривают некачественный продукт, изнутри похожий на свалку, жрущий с каждой версией всё больше машинных ресурсов, всё медленнее работающий при прочих равных, хотя ценностей для потребителя заметно не добавляется. И даже наоборот, могут убрать полезные фичи прошлых версий. А иногда вообще как антивирус Crowdstrike - подрывающий инфраструктуру аэропортов по всему миру :) ИБД-шникам из Crowdstrike не терпелось накатить свое очередное обновление - и получили! Эти развиватели и зря тратятся сами и потребителям создают проблемы. А Windows во что превратили? А Gnome?


  1. AVarik
    03.09.2024 10:12
    +1

    Звоните 112, снова сумасшедший пишет


  1. maxzh83
    03.09.2024 10:12
    +1

    Не можем посчитать, сколько прибыли даст апгрейд версий Windows Server, разного коммерческого ПО? Не делаем

    Просят сделать шрифт крупнее или вёрстку поменять. Не можем посчитать сколько прибыли это принесёт? Не делаем


  1. dzrise
    03.09.2024 10:12

    Обожаю подобные оптимизации. Был сервис, обратились с проблемой медленной работы. По словам руководства, они не могло обновить его 7 лет. Предложили переписать заново. Написали за 3 месяца, с правками и выборкой момента запустили ещё через 3. Заложили принципы правильной разработки, год дорабатывал, все работало быстро и стабильно. Через год ушел. Ещё примерно через год обратились опять с той же проблемой. Даже не смотря код, предложил переписать заново. Хватило внешнего взгляда, что бы понять что все принципы разработки были посланы.

    А так конечно зачем какие-то обновления? какие-то принципы разработки? Зачем нормальный штат? и так сойдет.

    Это я к чему? Хорошая разработка требует опыта и знаний. А это стоит дорого. И поддержание качественной разработки так же требует опыта и знаний.


    1. noldo32 Автор
      03.09.2024 10:12

      Даже не смотря код, предложил переписать заново

      И так 2 раза подряд. Одному мне это напоминает анекдот про "сам упал на нож" и так 10 раз подряд? А может быть всё-таки п.6 - "невыгодный подрядчик"?