Привет, меня зовут Настя. Сейчас я занимаюсь аналитикой данных, в частности поисковой выдачей в Wildberries, хотя большую часть жизни была далека от IТ. Семь лет я проработала в гостиничном бизнесе, затем, с началом пандемии, устроилась в службу поддержки в онлайн-ритейл. Когда мой работодатель ушёл из России, я поняла, что нужно освоить профессию, не привязанную к географии и офлайну, и выбрала курс «Аналитик данных» в Практикуме.
Прежде чем найти работу, я отправила резюме в более чем 400 компаний. А оффер получила только после того, как исправила четыре типичные ошибки новичка. О них я и расскажу в этой статье.
Какая у меня была стратегия поиска
Я нашла работу довольно быстро — за три месяца. Судя по опыту моих сокурсников, поиск работы после обучения обычно занимает от трёх до шести месяцев. У ребят со специфическими требованиями к работодателю процесс мог затянуться до года. Например, долго искали те, кто рассматривал только удалённые вакансии с официальным трудоустройством и возможностью находиться за пределами РФ. Такие предложения встречаются нечасто. Практикум провёл собственное исследование на тему трудоустройства выпускников курсов по анализу данных — его результаты можно посмотреть здесь.
Хотя у меня было более 8 лет опыта работы, я откликалась на джуниорские позиции, понимая, что в новой сфере мой бэкграунд пригодится только косвенно. Искала в основном на HH.ru по ключевым словам: «дата-аналитик», «аналитик данных», «Data Analyst». Установила фильтры: «удалённо», «без опыта» и «опыт 1–3 года». Сосредоточилась на ритейле: смотрела вакансии в Ozon, Yandex Market, «Детском мире» и 12storeez.
Каждый месяц отправляла 150 откликов, всего вышло 450. В итоге получила только три приглашения на собеседование, одно из которых закончилось трудоустройством. Первые два месяца поисков были бесполезными. Всё изменилось, когда я обратилась за консультацией к HR-специалисту Практикума через программу акселерации.
Какие ошибки я допустила
Теперь думаю, что могла получить более качественный результат, но при этом потратить меньше времени и сил. Конверсия была низкой, потому что в начале я допустила несколько ошибок.
Ошибка 1. Откликалась на вакансии зарубежных компаний
Я думала, что моих навыков хватит, чтобы найти работу за границей, поэтому активно откликалась на вакансии через LinkedIn. Но ни одна компания не предложила продолжить общение.
На консультации с эйчаром я узнала, что в моей ситуации шансы на успешное трудоустройство за границей были минимальны. Чтобы устроиться, желательно официально жить в стране, иметь сильный опыт или знать кого-то в компании, кто сможет тебя порекомендовать. В общем, джуну без вида на жительство и знакомых среди сотрудников почти нереально добраться до первичного скрининга.
Я сменила фокус: пересобрала резюме и начала искать работу в российских компаниях. Количество отказов уменьшилось, резюме стали чаще просматривать, хотя на собеседования всё ещё не звали.
Ошибка 2. Составляла гигантские мотивационные письма
В разных статьях я вычитала, что рекрутеры часто не рассматривают отклики без сопроводительных писем. Поэтому я изучала каждую компанию, в которую отправляла резюме, вникала в её ценности и старалась подробно объяснить, почему именно я подхожу для этой роли. На подготовку писем ушло много сил и времени.
Позже эйчар объяснила мне, что в российских компаниях не читают длинные сопроводительные письма. Рекрутеры предпочитают короткие и чёткие сообщения, потому что поток заявок, особенно в IТ, очень большой.
Мы сократили моё сопроводительное письмо до трёх абзацев: я представилась, перечислила свои навыки, приложила ссылки на проекты (это важно) и продублировала контакты.
Ошибка 3. Описывала весь опыт работы в резюме
Я знала, что длинное резюме никто не будет читать, поэтому старалась сделать его кратким и информативным. При этом мне казалось, что весь мой опыт очень ценен, — и я рассказала даже о работе на ресепшене. В результате резюме получилось на полторы страницы.
Мы сократили резюме до одного листа: убрали 5 лет опыта, который был неактуален. Оставили только релевантные проекты и должности, например, строчку о работе в отделе продаж решили не удалять, потому что там мне приходилось сталкиваться с данными.
В тот момент я находилась в Казахстане, и эйчар посоветовала написать, что я готова получать зарплату в рублях, хочу работать удалённо и могу быть на связи по московскому времени — рекрутеры обращают внимание на совпадение условий и запросов кандидата. На всякий случай мы указали в резюме причину смены профессии (в моем случае причиной были внешние факторы).
Проекты, которые я выполняла в рамках курса, мы включили в опыт работы. Я выбрала два проекта, наиболее подходящих для ритейла и маркетплейсов, и представила их как проектную деятельность, без упоминания, что это были курсы.
Желательно делать ещё и пет-проекты, чтобы резюме выглядело более самостоятельным и оригинальным. В моём случае хватило проектов Практикума и опыта в «Мастерской».
Ошибка 4. Перечисляла функции и не оцифровывала результаты
Я описала свои достижения, но не привела конкретные цифры. Писала примерно так: «Внедрила инструмент, который всем пригодился», не уточняя, как это повлияло на бизнес-результат. Также я перечислила свои функции на каждом месте работы, из-за чего резюме получилось перегруженным, но не продающим.
После консультации всё пришлось переформулировать. О работе в гостиничном бизнесе я написала, что провела анализ тарифов конкурентов и это помогло подобрать более релевантные тарифы для нашего отеля, привлечь корпоративных клиентов и увеличить выручку на 30%. В службе поддержки клиентов я провела анализ потока кейсов, что позволило улучшить работу команды и увеличить степень удовлетворённости клиентов на 5 пунктов.
Основной акцент сделали на моей работе над дашбордами для благотворительного фонда «Арифметика Добра» в рамках «Мастерской». Консультант посоветовала подробнее описать, что именно я сделала и как это помогло заказчику, указать использованные инструменты. Об этом подробно спрашивали на собеседовании.
Что я делала правильно
В моей стратегии поиска работы и подготовки к собеседованиям были и удачные решения.
Настроила уведомления, чтобы сразу получать новые вакансии
Я искала работу в основном на HeadHunter. Чтобы не упускать свежие вакансии, настроила уведомления и подписалась на чат-бота, который отправлял мне информацию о новых предложениях сразу после их публикации. Говорят, важно попасть в первую сотню откликнувшихся, так как рекрутеры редко доходят до резюме, отправленных позже.
Пробовала разные ключевые слова
После работы с HR-консультантом я стала отправлять резюме более избирательно, только на те вакансии, которые точно соответствовали моим навыкам. Искала позиции, связанные с анализом данных, где требовались SQL, Python, работа с библиотеками.
Так я наткнулась на вакансию «Специалист по оптимизации поисковой выдачи». Не путать с SEO-специалистом. Если SEO-специалист занимается улучшением видимости сайтов в поисковых системах, то я работаю над улучшением поиска внутри Wildberries: анализирую данные о товарах и делаю выдачу максимально релевантной для пользователей.
Смотрела трансляции собеседований
Подключалась на тренировочные собеседования других студентов в роли зрителя. Это помогло мне понять, о чём чаще всего спрашивают работодатели, какие ошибки допускают кандидаты. Я отвечала вместе с ними, записывала интересные вопросы и самостоятельно разбирала их. На реальном собеседовании чувствовала себя увереннее.
Повторяла материалы курса
Я закрепила базу, которую мне дали на курсе. Почитала статьи, посмотрела вебинары. Знания пригодились на всех этапах: в тестовом задании, на собеседовании и в работе. Например, в тестовом были вопросы по SQL и Python, я быстро справилась, и по результатам испытания мне предложили вторую вакансию — роль мидла в этой же компании.
На собеседовании мои навыки проверяли сразу два лида — задавали много технических вопросов. Я получила оффер на роль джуна, так как реального опыта в аналитике данных у меня не было, но приятно, что меня рассматривали на более высокую позицию.
Первые три месяца я работала только с Google Sheets и удивлялась, зачем мои харды так тщательно проверяли. Спустя полгода начала работать с другими инструментами и поняла, что не зря училась. Наша команда развивается, взаимодействие становится комплексным, появляются новые задачи со стороны лидов. Если уже на старте ты можешь провести сложный анализ или выгрузить большое количество данных из базы простым запросом, это выделяет тебя среди остальных новичков.