Пару дней назад у меня, как и у многих пользователей Notion из России, появилось жёлтое предупреждение. Оно напомнило, что пора искать альтернативу сервису, которым я пользовался более 5 лет.

В Notion я хранил личные задачи и заметки. Списки книг и статей, которые я прочитал или собирался прочитать. Результаты брейнштормов по пет-проектам, список инструментов, которые выручат в той или иной ситуации.

Notion был базой знаний моей жизни. Он повидал и бюджет на свадьбу, и бюджет на переезд. Он даже повидал план ремонта! Это приложение, которое было всегда открыто на моём компьютере.

Главный вопрос: куда переезжать?

При выборе альтернативных решений мне были важны возможности:

  • Безболезненный импорт данных из Notion. Я не хочу мучиться с импортом. Мне нужно, чтобы приложение при импорте максимально сохранило структуру моих данных и оформление заметок.

  • Работа с заметками. Удобство создания, форматирования, возможность прикреплять файлы и прочее.

  • Управление проектами.  Работа с канбан-досками, to-do листами. Комментирование и оставление заметок. Возможность добавления тегов.

  • Организация данных. Систематизация данных с помощью папок, тегов, отличного поиска, возможность добавить картинки и иконки.

  • Скорость работы и UX. Я хочу, чтобы приложение работало быстро. Почему мы не создаём заметки в MS Word? Потому что медленно. А хочется быстро, чтобы как в старом добром Notepad++.

  • UX/UI. Я хотел сохранить привычные UX/UI, которые были в Notion. Всё-таки программой я пользовался долго. Не хотелось переучиваться, да и заново привыкать к новой тулзе слишком долго.

  • Потенциальное всё в одном. Мне важно, чтобы новый инструмент мог заменить другие приложения. А если меня что-то не устроит, я бы мог донастроить его под себя. Заранее смиримся с тем, что Miro заменить не получится. Но всё остальное... Почему нет?

  • Отсутствие риска потенциальной блокировки. Не хочется переезжать ещё раз, спасибо.

  • Бесплатность или небольшая стоимость. Я готов платить за подобный сервис до 10$ в месяц.

Решения-финалисты

Честно, я потерялся среди десятка решений, которые можно встретить на просторах интернета:

  • Teamly

  • Week

  • Strive

  • Yandex Wiki

  • OneNote от Microsoft. До Notion я пользовался OneNote — он был ничего, но меня смущали скорость и возможность опять попасть под санкции. Спасибо, не надо

  • Evernote — тоже был у меня в своё время, но уже давно вышел из моды

  • Obsidian

  • Много-много других программ, не добравшихся до финала

Почему я выбрал Obsidian

Из этой выборки выделялся Obsidian. Я слышал о нём ещё пару лет назад. У продукта масса обзоров на Ютубе и огромная поддержка сообщества. А это значит, что уже разработаны десятки плагинов и тем оформления, которыми пользуются сотни тысяч пользователей. Выбор был для меня стал очевидным.

Итак, Obsidian. У него есть бесплатный и платный тариф. В платные тарифы входят две важные фичи, которые в Notion были из коробки бесплатными, это:

  • Синхронизация между устройствами

  • Возможность публикации страниц

Платные тарифы Obsidian
Платные тарифы Obsidian

При этом бесплатная реализация этого функционала всё равно остаётся. Синхронизацию можно настроить через Google Drive или его аналог, а для публикации есть пара бесплатных комьюнити плагинов. В платной версии всё работает из коробки, в бесплатной придётся немного подшаманить. Но айтишникам не привыкать.

Донастройка Obsidian: сохраняем интерфейс Notion

В итоге мне удалось перенести не только свои данные из Obsidian в Notion, но и максимально сохранить мой пользовательский опыт — UX/UI. Дело в том, что из коробки Obsidian всё-таки не совсем user-friendly, и переезд в него из Notion без донастройки, которую я опишу ниже, можно сравнить с переездом с Мака на Винду или наоборот.

С донастройкой — всё намного лучше. Эту статью я уже писал в Obsidian, и мне норм.

Примерно так выглядел мой интерфейс в Notion
Примерно так выглядел мой интерфейс в Notion

Obsidian не один в один, конечно, но похоже, согласитесь:

Так сейчас выглядит интерфейс в Obsidian
Так сейчас выглядит интерфейс в Obsidian

Итак, ниже я пошагово распишу, что сделать, чтобы перенести свою базу знаний и ваш UX/UI из Notion в Obsidian. На миграцию уйдёт один вечер.

  1. Экспортируем данные из Notion и импортируем их в Obsidian по простой инструкции:

    1.1. Экспортируем информацию из Notion:

    1.2. Ставим внешний плагин Importer.

    1.3. Импортируем данные в Obsidian.

    1.4. Ждём несколько минут.

    1. Возвращаем себе привычный интерфейс Notion.

      2.1. Устанавливаем плагины: 

    — MAKE.md — даёт часть привычного UX от Notion.

    — Kanban — как в 21 веке жить без досок?

    — Calendar (если хотите, быстрый доступ к небольшому виджету календаря в боковой панели).

    — Advanced Tables можете ставить, можете нет. Я пока им не особо пользуюсь. Мне достаточно MAKE.md. Упрощает работу с таблицами.

    2.2. Ставим кастомную тему Obdisidanotion.

    1. У папок, что мы импортировали из Notion, проставляем иконки. Нужно ведь навести красоту!

    2. Тратим час на просмотр коротких уроков по Obsidian, чтоб не тратить своё время на беготню по настройкам. Например, без этих мини-уроков я бы долго гадал, как сделать так, чтобы новые страницы добавлялись в текущую папку, а не в корень пространства.

      Обратите внимание, что плагины и тему лучше ставить до просмотра этих роликов, иначе запутаетесь. Обычно в роликах рассказывают, как устроен Obsidian и как с ним работать на примере базового интерфейса. И он довольно сильно отличается от того UX, который получается после установки плагина MAKE.md.

Первые впечатления и выводы об Obsidian

На удивление, получилось довольно сносно.

Основные минусы

  • Блоки нельзя двигать вверх-вниз перетаскиванием.

  • Сложнее работать с таблицами. Плагин MAKE.md хоть и возвращает часть UX Notion, но периодически ломается. Например, в таблицах при попытке работы с тегами. Приходится отключать плагин и включать заново.

Из плюсов

На самом деле я давно не получал такого удовольствия, как настройка с нуля своей рабочей среды и рабочего стола. Это как в первый раз переустановить Винду. Всё новое, есть в чём покопаться и что донастроить. Можно ещё несколько вечеров изучать фишки и возможности Obsidian, а можно и спустя пару часов остановиться и начать работать в новой базе знаний.

Вывод

На мой взгляд, Obsidian идеально подходит для айтишников. Людям не из ИТ я бы точно его не рекомендовал (например, чтобы настроить бесплатную возможность публиковать страницы, потребуется работа с терминалом, нодой и гитом). Плюс иногда всплывают баги при использовании плагинов. Он подходит для индивидуального использования и для небольших команд до 10 человек.


А где вы ведёте свою базу знаний? Что выбрали вместо Notion или продолжаете использовать? Пишите в комментариях, буду рад обсудить!

Надеюсь, было полезно. Возможно, вам так же понравится мой телеграм-канал. Там я рассказываю о том, как развиваюсь как продакт-менеджер, как организую свою жизнь и выстраиваю отношения с другими коллегами.

Комментарии (16)


  1. ilriv
    11.09.2024 09:35

    Гораздо большее удовольствие доставит написать такую систему самому.

    Веко поднимете, и всё будет готово. За три дня напишете, что там писать-то, господи. Распорядок дня: в семь утра подъем, до шести вечера написать свой ноушн, затем концерт вашей любимой группы на рутубе.


    1. Dick_from_mountain
      11.09.2024 09:35

      Правильно, народ африканских племён группы банту, способен изготовить все нужные предметы обихода за один день. Чем мы хуже?