На связи Сергей Скирдин, технический директор компании «Белый код». Поставил себе цель — сделать обзоры на все шины данных из реестра отечественного ПО. Когда в обзор попал этот программный продукт, признаюсь, отнесся к нему с большим скепсисом. Гонять данные через конфигурацию 1С? Серьезно? На деле все оказалось гораздо интереснее. 

Ссылка на страницу продукта: https://solutions.1c.ru/catalog/integracorp/

О компании: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «1С-СОФТ»

Продукт на рынке с 2017 года. Дата включения в реестр отечественного ПО — 3 января 2021 года. Разрабатывается компанией ИТ-ЭКСПЕРТИЗА совместно с 1С. 

Функциональные возможности

Основа решения — набор open source компонентов: Apache Karaf, ActiveMQ Artemis, Apache Camel. На этих же компонентах основывался в свое время Apache ServiceMix, если кто встречал его ранее, но это решение здесь не используется.

Система для управления сервисами выполнена в виде конфигурации 1С (Центральная база интеграции или ЦБИ), служит она для настройки и управления транспортным слоем. 

Транспортный слой способен самостоятельно работать без ЦБИ. Если по какой-то причине ЦБИ временно выйдет из строя, транспортный слой продолжит выполнять функции шины, что очень хорошо. 

Сообщения ходят в формате XML, активно используется XSLT-преобразования. При этом, использование XML не обязательно. Сообщения могут передаваться в любом формате. Есть возможность реализовывать функции трансформации данных на языках One Script или «1С:Исполнитель». 

Масштабирование и отказоустойчивость

Благодаря мультисервисной архитектуре транспортного слоя, система без проблем поддерживает как вертикальное (за счет повышения ресурсов конкретного сервера), так и горизонтальное (за счет увеличения количества серверов) масштабирование.

Отказоустойчивость транспортного слоя обеспечивается богатыми возможностями кластеризации элементов системы. Что касается ЦБИ, то здесь отказоустойчивость обеспечивается стандартными средствами 1С.

Централизованное управление

Управление шиной осуществляется через ЦБИ. Частично это реализовано в виде открытия внутри 1С веб-консоли того или иного сервиса. Возможности централизованного управления коннекторами не реализованы, чтобы, например, поднять уровень логов на коннекторах, нужно обойти все базы и выполнить в них настройку. 

О централизованном обновлении коннекторов в базах 1С речь не идет. С учетом варианта поставки в виде объединенной конфигурации это технически очень сложно реализовать. 

Маршрутизация настраивается в интерактивном режиме в ЦБИ, при необходимости тонкие настройки можно внести вручную путем правки XML-файла.

Поддержка канонического формата

Большое внимание в системе уделено поддержке канонического формата, что не может не радовать. На данный момент формат разрабатывается под каждый конкретный проект. В свежем релизе 1.0.4 есть поддержка в качестве формата Enterprise Data, что позволит значительно упростить процедуру интеграции с современными конфигурациями 1С. Если используется решение версии ниже 1.0.4, формат Enterprise Data тоже можно подключить, при необходимости.

В ЦБИ реализованы инструменты для проектирования канонического формата в ручном режиме, либо на основании метаданных интегрируемой БД.

Есть возможности версионировать форматы, сравнивать их между собой, поэтапно переходить на разных системах на разные версии формата. В ЦБИ встроены инструменты, очень похожие на присутствующие в конвертации данных 3.0, которые позволяют делать ПКО, ПКС и т. д. 

После изменения правил конвертации ЦБИ проверит их, в том числе сформирует замечания от BSL LS, что очень хорошо.

Готовые коннекторы

Разумеется, есть коннектор к 1С. К сожалению, он поставляется в виде конфигурации, которую требуется объединить с конфигурацией интегрируемой базы. Расширения нет. Да, до сих пор в интернете часто пропагандируется архитектурный паттерн «код в расширении, объекты только в основной конфигурации». Но на мой взгляд, это оправдано только для систем преклонного возраста, работающих на старых версиях платформы, а для тех, кто работает с современными версиями платформы, должно быть расширение. 

Комментарий компании-разработчика

Ввиду направленности решения «1С:Интеграция КОРП» на корпоративный рынок и заявленной поддержке платформ «1С:Предприятия», начиная с версии 8.3.9 (по информации вендора у корпоративных заказчиков до сих пор встречаются решения на старых версиях платформы 1С), коннектор поставляется в виде конфигурации, которую необходимо интегрировать (объединить) с целевым прикладным решением. Второе — вопрос безопасности и надежности. Т. к. функциональность у коннектора довольно серьезная, практика показала, что объединение с прикладным решением ведет себя надежнее. Это не простое расширение, которое можно включить и выключить без последствий. Кроме этого, выбор такого варианта продиктован требованиями облегчения последующей поддержки. Конфигурация стоит на поддержке, что облегчает и упрощает дальнейшее сопровождение у заказчика.

Кроме 1С-коннектора, есть стандартные rest-, soap-, file-, mail-коннекторы +, а дальше начинается, пожалуй, главное преимущество продукта «1С:Интеграция КОРП». Поскольку под капотом используется Apache Camel, с внедрением данного продукта у вас появляются практически безграничные возможности по интеграции всего со всем, на Хабре есть хорошая иллюстрация:

 

Технические требования к системе

Мониторинг 

В ЦБИ реализован гибкий механизм уведомлений о различных событиях. Для контроля работоспособности системы можно использовать различные отчеты в 1С или Grafana.

Для каких компаний применимо

Продукт подходит для среднего и крупного бизнеса. Решение предназначено для высоконагруженных систем, крупных корпораций. 

Примеры кейсов

Госкорпорация «Ростех»

В информационных базах клиента планировалась работа около 10 тысяч пользователей. Типовой обмен не выдерживал задач масштабирования по критериям производительности и отказоустойчивости. Информационная база была разделена по холдингам, проработаны интеграционные потоки по объектам, разработан стабильный отказоустойчивый механизм обмена информацией. 

Холдинг «Вертолеты России»

Проект интеграции заводов с центральной учетной системой холдинговой компании. Требование проекта – мостовое соединение интеграционной шины головной компании и дочерних компаний. В результате создано около 200 объектов формата и правила конвертации к ним. Реализовано необходимое мостовое соединение. Заводы интегрированы в единый информационный поток в канонической модели данных. Проведено сопоставление порядка 1000 объектов с единым (каноническим) форматом. 

Количество внедренных проектов

В середине 2024 года реализовано порядка 300 проектов. 

Ценообразование

Лицензии

С ценообразованием на лицензии все предельно просто: покупаете коробку за 1 250 000 руб за «коробку» и… на этом все. Отдельно не лицензируются ни сервера, ни коннекторы, ничего. Единственная доплата возможна, если у вас более 10 филиалов или юридических лиц. За каждый допфилиал или ЮЛ свыше десяти потребуется доплатить 62 500 руб. 

Поддержка

Поддержка стандартная для продуктов 1С, осуществляется по договору 1С:КП Отраслевой, на данный момент его стоимость 139 200 руб/год.

Обучение

Есть бесплатные видеоролики и платное обучение группой до 10 человек, стоимость 300 000 руб. Возможно обучение команды разработки в формате вебинара.

Наличие публичной дорожной карты развития продукта

Публичной дорожной карты развития продукта пока нет.

Информационное сопровождение (упоминание в СМИ, рейтингах, наличие комьюнити) 

Информацию о продукте можно найти на специализированных площадках. Компания ведет блог на Инфостарте. Там же разработчики отвечают на вопросы заинтересованных пользователей. Своего комьюнити нет.

Открытая документация 

Так как продукт принадлежит компании 1С, он сопровождается и поддерживается по ее правилам. Вся документация идет в поставке + доступна на ИТС. Партнерам доступна версия NFR. С вопросами по продукту можно обращаться к разработчику напрямую.

Наличие триал-версии и условия получения

Триал-версии продукта нет. 

Наличие версии для preprod- и test-окружений

Версии для preprod- и test-окружений нет. 

Партнерская сеть

Внедрения выполняются преимущественно самим вендором, но есть движение в сторону партнерской модели.

Заключение

Интересный программный комплекс заслуживает внимания. 

Плюсы:

  • практически безграничное масштабирование,

  • большие возможности интеграции за счет Apache Camel,

  • богатый инструментарий по работе с каноническим форматом,

  • транспортный слой реализован на широко используемых компонентах, 

  • поддержка старых систем с режимом совместимости 8.3.9 и выше,

  • простая система лицензирования.

Минусы:

  • множество open source продуктов потребуют специфических знаний при внедрении и поддержке, 

Комментарий компании-разработчика

Этот «минус» вылез бы наружу, если бы мы предложили из этих компонентов все самостоятельно собрать. Но мы как вендор собрали и положили под капот это сами, максимально скрыв механику работы. Т. е. при внедрении это точно не минус, т. к. на внедрении знаний этих компонентов особо не требуется. С точки зрения поддержки мы не закрываем доступ к компонентам специально, поэтому когда у заказчика возникает потребность сходить на этот уровень, мы не против. Изначально такой потребности нет. Т. е. фактически набор open source у нас не проблема, а фича. И если надо, ей можно воспользоваться. Если не надо, все работает и так, настраиваемое через ЦБИ. Плюс, руки развязаны у пользователя: нет необходимости долго ждать, пока вендор что-то исправит или настроит (если сравнивать с другим известным вендором). Если нужно и есть знания, можно использовать. Если нужны консультации, мы тоже помогаем.

  • достаточно сложный интерфейс ЦБИ,

  • отсутствие комьюнити,

  • отсутствие централизованной настройки коннекторов,

Комментарий компании-разработчика

Частично: правила конвертации, настройки списков и тому подобная информация распространяется из ЦБИ централизованно. Бóльшая же часть настроек намеренно отнесена ко внешним системам и настраивается индивидуально (хотя есть помощь и здесь) ввиду особенностей корпоративного рынка, где зачастую за каждую информационную систему отвечают различные подразделения и они не очень приветствуют, когда извне кто-то меняет какие-то настройки и параметры. Т. е. здесь тоже не баг, а фича. Хотя есть кейс у одного из партнеров, где было настроено централизованное распространение всех настроек в нашей КШД, недавно к нам обращались как раз за консультацией.

  • коннектор к 1С в виде объединяемой конфигурации. 

Отдельно отмечу необходимость знания конвертации данных 3.0. С одной стороны, это лучше, чем что-то совсем свое, с другой стороны, порог входа достаточно высокий. 

Комментарий компании-разработчика

Знание решения «Конвертация данных 3.0» (КД30) требуются только в одном случае, когда есть потребность использовать механизм Канонического формата (КФ). Если же КФ не используется, то и КД30 знать не обязательно.

В целом достаточно сложная система, подойдет тем, кто не боится open source продуктов. 

Комментарий компании-разработчика

Знание open source — это плюс, но не обязательное условие. Плюс мы всегда на связи и довольно активно помогаем пользователям нашего решения.

Комментарии (0)