Привет, Хабр. Я Илья Сластен, продуктовый дизайнер интерактивной карты Первой грузовой компании. Мы занимаемся перевозками грузов по железной дороге, и одним из главных инструментов логистики была и остается карта. 

Наша команда разработала и продолжает совершенствовать концепт первой в России и отрасли интерактивной карты вагонного парка, реализованной в многослойном режиме. Интерактивная ПГКарта онлайн показывает инфраструктуру железнодорожной сети и дислокацию грузового парка в разрезе слоев данных, которые агрегируются из внутренних систем. Это цифровой инструмент для всех сотрудников департаментов организации перевозок, логистики и планирования, эксплуатации подвижного состава, коммерческого блока центрального аппарата и филиалов ПГК.

Идея создать интерактивную карту возникла несколько лет назад. В 2022 году мы начали прорабатывать проблематику проекта и выяснять, в чем сложность сбора данных при подготовке к селекторам. Селекторы - онлайн-совещания, на которых дважды в день специалисты из филиалов делятся данными по обстановке на железной дороге с своих регионах. Понять проблематику нашей команде помогло участие в этих совещаниях, изучение тем обсуждения и фиксация важных деталей во время селекторов (кому нужны эти отчеты, какая информация в них содержится и как они используют ее на этих селекторах). В итоге мы составили опросник для будущих интервью с бизнесом, в ходе которых мы максимально полно смогли понять, что вызывает неудобство коллег в процессе подготовки отчетов к селекторам. Были определены четыре проблемы:

  1. Отсутствие централизованной системы анализа данных железнодорожной сети: Оценка текущей ситуации на железнодорожной сети для оперативного принятия решений требует значительных временных затрат из-за отсутствия единой системы анализа данных, что затрудняет эффективное реагирование на возникающие проблемы.

  2. Проблема изобилия отчетов и их анализа в управлении: Большой объем отчетности создает необходимость в визуальной классификации проблемных областей, приоритизации для последующего анализа, что замедляет процесс принятия решений.

  3. Использование множества цифровых инструментов для сбора данных: Для сбора информации о состоянии железнодорожных путей используется множество цифровых инструментов (MTP, Navigator, Rail-Tariff и др.), что приводит к перегрузке информации и усложняет ее восприятие, усложняя анализ и принятие решений.

  4. Неэффективность ручной агрегации данных: Ручная агрегация данных о текущем состоянии железнодорожных сетей требует много времени, что приводит к потере актуальности информации и затрудняет оперативное реагирование на изменения в системе.

Для устранения этого комплекса проблем было решено создать веб-приложение. Такое решение должно было обеспечить возможность быстрого получения информации в режиме реального времени и оперативного принятия управленческих решений, что, в свою очередь, повысит эффективность, скорость и качество работы. Мы выделили четыре стадии итеративного процесса разработки продукта.

Этап 1:

Сначала были собраны предпосылки для создания решения и список потенциально существующих проблем.

Для анализа проблем и выявления существующих потребностей пользователей мы совместно с командой определили цели проекта, целевую аудиторию, а также подготовили список вопросов для интервью по методу JTBD (Jobs To Be Done). Совместно с продукт-менеджером мы определили контакты целевых респондентов и начали проведение Custdev (Customer Development).

Целевые респонденты:

  • Движенческий аппарат;

  • Логисты;

  • Вагонники;

  • Коммерсанты.

Пример списка вопросов:

Проблематика: Оценка текущего состояния на ЖД-сети для принятия оперативных, управленческих решений требует существенных временных затрат.

Вопрос: Расскажи, как у вас построен процесс оценки состояния на ЖД-сети и сколько это требует временных затрат?

Вопрос: Какие отчеты используются на данный момент?

Вопрос: Рассматривали ли вы использование смежных решений для ускорения оценки? Почему отказались?

Выявление закономерностей в ответах респондентов

После проведения интервью был составлен расшифрованный текст ответов респондентов. Этот текст представлен в виде таблицы, включающей ФИО, должность, вопрос, ответ и т.д. После занесения ответов в таблицу была проведена работа по поиску закономерностей в полученных ответах респондентов.

Расшифровка была составлена в пространстве Confluence проекта.

Этап 2:

Генерация списка Job Stories:

На следующем этапе были описаны Job Stories. Затем был создан список вопросов для уточнения наиболее важных Job Stories из общего списка задач. Для сбора количественных данных был запущен онлайн-опрос. Это было необходимо для "очерчивания" базовой функциональности MVP будущего решения.

По ответам наших пользователей мы выделили самые важные. Таким образом мы четко ограничиваем ту зону, которую мы берем в первую очередь и откладываем то, что менее приоритетно на следующие итерации. Это очень важный процесс. Без него прототипирование не имеет никакого смысла.  Нужно было понять, что нужно коллегам, что они делают, что их волнует, где у них трудности и сложности, что они хотят изменить новым решением.

На основе полученных в опросе ответов был составлен список окончательных Job Stories для будущего MVP. Список был согласован с бизнес-заказчиком. После этого мы приступили к мозговому штурму потенциальных решений для кастомных задач.

Результатом стал прототип в Figma интерактивной карты для быстрой оценки состояния на железнодорожной сети. Прототип представлен ниже.

Прототип решения:

Для снижения затрат на будущее развитие и соблюдения корпоративного стиля в качестве основы был принята дизайн-система, разработанная мной вместе с моими коллегами.

Решение охватывало наиболее важные задачи пользователей, что позволяло достичь целей проекта за счет:

  • агрегации, обновления и вывода данных на карту из Back-end;

  • быстрой настройки карты под нужды пользователя с помощью функции "Мое представление";

  • функции поиска, которая позволяет быстро найти нужный "Дорогу", "Регион" или "Станцию";

  • агрегации детализированных данных;

  • отображение детализированных данных в "Боковой панели";

  • функции фильтрации, которая позволяет задавать параметры отображения данных на карте.

Прототип был согласован с командой и представлен бизнес-заказчику. Затем мы провели серию интервью по решению, чтобы собрать отзывы о прототипе от респондентов, которые участвовали в интервью по методу JTBD.

Этап 3:

Решенческие интервью:

Решенческое интервью проводится, чтобы убедиться в том, что продукт может решить определенную проблему. Мы показали пользователям макет в Figma и задали вопрос, как бы они в рамках данного прототипа работали над той или иной задачей. В режиме реального времени пользователь начинает отслеживать, нажимать на карту, задавать вопросы и оставлять обратную связь. 

Была проведена серия интервью по решению, в результате которых был составлен список функциональных улучшений для создания целевого решения. Полученные инсайты были формализованы в таблицах Excel, и были созданы пользовательские истории. Таким образом, прототип был итеративно улучшен.

Этап 4:

Финализация макетов:

После нескольких месяцев упорной работы мы достигли финишной черты. Дизайны были окончательно завершены, составлен план разработки продукта и определены сроки разработки.

Всего было создано более 100 экранов дизайна, охватывающих различные слои карты.

А еще мы заняли третье место в номинации внутреннего конкурса нашей компании  “Идея года”.

Вместо заключения

Эволюция вида ПГКарты проходила несколько итераций на протяжении двух лет. Проект очень сильно изменился визуально, что было раньше и что стало сейчас – это небо и земля. Сейчас карта представляет собой объемный многослойный проект. В процессе мы кристаллизировали базовые решения, которые позволили решить проблемы и боли наших коллег.

Комментарии (3)


  1. consumerdefault
    12.09.2024 12:12

    вроде бы телеграммы позволяют везти груз по земле и на них эта услуга ещё не скукожилась


  1. nerudo
    12.09.2024 12:12

    У вас наверняка есть статистика - с какой средней скоростью перевозятся грузы по ж.д. в 2024 году?


  1. podluzny
    12.09.2024 12:12

    Спасибо за статью. У меня есть несколько замечаний, может вы их сможете прокомментировать.
    Непонятно всё-таки, почему была выбрана визуализация данных на карте, а не на дашбордах. Ведь для управленческих решений структурированные дашборды удобнее: на них можно показать динамику во времени, вывести прогнозные значения из аналитических моделей, да и просто места больше.
    И даже если выбрали карту, кажется, что профессиональнее было бы использовать не карту общего назначения, а схему железнодорожной сети. Так было бы меньше визуального шума, и можно было бы обеспечить большую плотность элементов.