Мы не замечаем, но 90% услуг телефонии теперь цифровые. Большая часть компаний перешла на такой формат уже лет семь назад. Сейчас тяжело найти тех, кто добровольно избегает SIP-протокол, работающий по сети. Такой формат подключения практически вытеснил PRI, который изначально создали для офисной телефонии.

Меня зовут Екатерина Саяпина, я Product Owner личного кабинета платформы МТС Exolve и отвечаю за доступ пользователей к актуальным функциям цифровой телефонии. В этой статье я покажу, чем был хорош традиционный формат и почему его почти не используют сейчас.

Что было до распространения IP-телефонии

В 90-х аббревиатуру PRI (Primary Rate Interface) знали все. Это был стандартный интерфейс сети ISDN, который обеспечивал соединение для обмена данными между публичной сетью и пользовательской АТС.

В технологии PRI используются физические каналы связи:

По ним маршрутизируются голосовые линии, а поставщик интернет-услуг передает данные. Подключение осуществляется с помощью присоединения медных проводов к плате PRI.

В PRI выделяли два стандарта: Т1 и Е1. Т1 поддерживает 23 канала связи и 1 сигнальный со скоростью передачи 16 Кбит/с каждый. Его используют в США. Е1 — результат развития Т1, он распространен в Европе и во всем остальном мире. Е1 поддерживает 30 голосовых и 2 канала для сигнализации. PRI используют только в крупных и средних компаниях. Для небольших офисов и домашних телефонов использовался Basic Rate Interface (BRI).

PRI по сути построен на ISDN. Связисты расшифровывали эту технологию передачи цифрового сигнала как «It Still Does Nothing» — «она все еще ничего не делает». Этой фразой они намекали на то, что компании использовали малую часть из 230 функций ISDN.

Главный плюс PRI — изолированный канал связи. Он обеспечивал надежность и защищенность сети и позволял устранить лишние зависимости, в том числе от публичной сети. При этом расширение PRI требовало добавления новых линий, поэтому могло затянуться.

Что собой представляет SIP

SIP (Session Initiation Protocol) — это современная технология установки сеанса связи по IP. Во многом SIP похож на HTTP: использует порты 5060 TCP или UDP, работает по принципу «запрос — ответ». Фактически данные передаются по TCP или UDP, а SDP при этом контролирует, какой из протоколов используется.

SIP используется и в любых приложениях, где требуется установка соединения: в IP-домофонах, системах оповещения и многих других. Во время звонка голосовой сигнал преобразуется в сжатый пакет данных, который пересылается уже по сети. При достижении получателя они декодируются обратно. Более детально про принцип работы можно почитать в этой статье 2013 года.

Чем SIP отличается от традиционных АТС

Одно из преимуществ SIP-телефонии — это мобильность абонента. Виртуальные АТС, размещенные у облачных провайдеров, позволяют пользователю звонить по протоколу SIP из любой точки мира.

Низкая стоимость и высокая скорость масштабирования привлекают многих клиентов крупных и мелких компаний. Еще плюсы:

  • независимость от транспортного уровня. SIP накладывается поверх протоколов UDP, TCP, ATM;

  • большие возможности для реализации. Например, создать SIP-телефонию можно на базе физической или виртуальной АТС. Стоит вспомнить тот же open-source Asterisk;

  • расширяемость. Возможность дополнять телефонию другими услугами: конференц-связью, записью, переадресацией;

  • многоканальность;

  • внедрение в общий стек протоколов Ethernet.

Главный недостаток — открытая передача данных по интернету и сложность настроек VoIP.

Чтобы исправить эти проблемы, мы облегчили работу с SIP на нашей платформе. SIP ID и SIP-транки можно создать как через личный кабинет, так и через API, к которому есть документация. Платформа также позволяет установить определяемый номер для исходящих вызовов, настроить переадресации и включить запись разговоров. Подробнее про SIP ID у нас была статья в блоге.

Почему цифровая телефония победила традиционную

Разницу между двумя вариантами подключения можно посмотреть в этой таблице:

Параметр

PRI

SIP

Соединение

Физическое с помощью медного кабеля

Виртуальное через интернет

Где находится

Локально

Локально, в облаке стороннего провайдера

Мобильность

Нет

Доступно в любом месте

Доступные каналы связи

Все: голос, видео, аудио

Все: голос, видео, аудио

Количество параллельных линий

23

Без лимита

Используемое оборудование

АТС, физические схемы, проводка, телефоны

IP-телефоны, компьютеры, смартфоны, айфоны

Кем осуществляется управление

Системный администратор компании

Сторонний поставщик, нанятые IT-эксперты

PRI — это проверенный десятилетиями стандарт. Изолированность канала передачи голосовых сообщений в нем защищает корпоративные звонки. В свое время он отлично подходил для офисов, но с развитием интернета потребности у пользователей стали другими.

Изменился сам формат общения: телефоны используют все меньше, а там, где они еще нужны, требуется все больше цифровых функций и интеграций. Связь через интернет оказалась более гибкой и масштабируемой, появилась возможность создавать гибридную среду, когда одна часть сотрудников работает из офиса, а другая — удаленно, из дома. Например, для звонков с помощью протокола SIP в Exolve достаточно зайти в раздел «SIP-соединения» и создать SIP ID в вашем приложении. МТС Exolve автоматически сгенерирует юзернейм и пароль для подключения на своем оборудовании. Доступна интеграция телефонии в собственные системы с помощью API.

На этом у меня все. Как мы видим на примере PRI и SIP, старые технологии отлично справляются с решением тех задач, под которые разрабатывались. Но со временем запросы пользователей менялись и для них появились более подходящие инструменты.

Комментарии (8)


  1. serafims
    13.09.2024 07:58

    Преимущество PRI в гарантированности качества связи, хоть и с низким битрейтом около 64 кбит/с. В SIP это надо решать QoS на всех этапах прохождения данных. Но плюс SIP в возможности использования кодеков с другим битрейтом и качеством звука.


  1. MinimumLaw
    13.09.2024 07:58

    Беда в том, что PRI не гарантировал установку соединения. Количество слотов связи между станциями всегда было меньше, чем количество абонентов на любой из них. И даже количество внутренних PRI каналов было меньше, чем количество абонентов. Единица измерения Эрланг была создана для обеспечения наиболее вероятного отсутствия проблем при установке соединения. Но при этом это именно вероятностная величина. Она ничего не гарантирует.


  1. farafonoff
    13.09.2024 07:58
    +1

    SIP оказался слишком сложным и слишком привязанным к PSTN. Де факто его можно использовать только в локальных сетях разного размера, любые NAT на стороне любого из абонентов создают ситуацию, когда звонок вроде прошел, а звука в ту или другую сторону нет. Почти уверен, что для "простых людей" телефония уже заменилась на мессенджеры, благо звонки поддерживают уже все.


    1. RoasterToaster
      13.09.2024 07:58
      +1

      Про сип преувеличение.

      Пару раз сталкивался со слышу не слышу,(привет Novofon) но это быстро настраивается.

      Удобный простой стандарт, забыл как страшный сон все АТС ( особенно Панас 1232:))


    1. sukharichev
      13.09.2024 07:58

      Не могу ничего сказать про провайдерский уровень, но на уровне компании все это легчайше настраивается сразу из коробки, и в ВПН, и сквозь НАТ с пробросами и как угодно еще. Бывают местечковые провайдеры у которых телефонисты еще медно-бронзовые и под них надо фиксировать нестандартный порт или что-то еще подкручивать, но у меня таких из 20 был только один. Мессенджеры хороши, но для компаний важно, чтобы разговоры централизовано записывались, а софт и оборудование были под их полным контролем. Мессенджеры (если мы про ватсапп\телеграм и т. п.) централизованно никак не управляются, не настраиваются и не развертываются до сих пор, через них можно спокойно засылать друг другу вирусы, потому что шифрование. Без записи разговоров, компании, где я работал, потеряли бы в судах миллионы, потому что клиент уверял, что заказывал по телефону совсем не то, что ему предоставили и не будет платить.


  1. RoasterToaster
    13.09.2024 07:58

    Прошла эпоха офисных АТС, быстрая и увлекательная.

    Где вы теперь, гуру панасов и сименсов,

    НачШтаба и прочие


    1. Mimizavr
      13.09.2024 07:58

      Вспоминаю свою первую работу и пыльные желтые АТС-ки Panasonic. Настальгия))


  1. sukharichev
    13.09.2024 07:58

    На уровне офиса, к счастью, вместе с PRI мы безвозвратно и навсегда потеряли привязку к конкретному медному кабелю в офисе (на удаленку в соседний район себе линию не протянешь, не то что на другой континент), жуткие, дорогие, тормозные офисные АТС, где каждое расширение функционала - это отдельная физическая коробка за бешеные деньги, почти полное отсутствие резервирования на уровне офиса\компании, неудобные телефоны без LDAP-адресных книг и так далее до бесконечности.
    Вместе с Софтсвичами, ip- и софтфонами у нас все это есть. Ранее были сомнения по надежности, но все работает как часы годами. И резерв ВМ с АТС организовать куда как проще.