Мы не замечаем, но 90% услуг телефонии теперь цифровые. Большая часть компаний перешла на такой формат уже лет семь назад. Сейчас тяжело найти тех, кто добровольно избегает SIP-протокол, работающий по сети. Такой формат подключения практически вытеснил PRI, который изначально создали для офисной телефонии.

Меня зовут Екатерина Саяпина, я Product Owner личного кабинета платформы МТС Exolve и отвечаю за доступ пользователей к актуальным функциям цифровой телефонии. В этой статье я покажу, чем был хорош традиционный формат и почему его почти не используют сейчас.

Что было до распространения IP-телефонии

В 90-х аббревиатуру PRI (Primary Rate Interface) знали все. Это был стандартный интерфейс сети ISDN, который обеспечивал соединение для обмена данными между публичной сетью и пользовательской АТС.

В технологии PRI используются физические каналы связи:

По ним маршрутизируются голосовые линии, а поставщик интернет-услуг передает данные. Подключение осуществляется с помощью присоединения медных проводов к плате PRI.

В PRI выделяли два стандарта: Т1 и Е1. Т1 поддерживает 23 канала связи и 1 сигнальный со скоростью передачи 64 Кбит/с каждый. Его используют в США. Е1 — результат развития Т1, он распространен в Европе и во всем остальном мире. Е1 поддерживает 30 голосовых и 2 канала для сигнализации. PRI используют только в крупных и средних компаниях. Для небольших офисов и домашних телефонов использовался Basic Rate Interface (BRI).

PRI по сути построен на ISDN. Связисты расшифровывали эту технологию передачи цифрового сигнала как «It Still Does Nothing» — «она все еще ничего не делает». Этой фразой они намекали на то, что компании использовали малую часть из 230 функций ISDN.

Главный плюс PRI — изолированный канал связи. Он обеспечивал надежность и защищенность сети и позволял устранить лишние зависимости, в том числе от публичной сети. При этом расширение PRI требовало добавления новых линий, поэтому могло затянуться.

Что собой представляет SIP

SIP (Session Initiation Protocol) — это современная технология установки сеанса связи по IP. Во многом SIP похож на HTTP: использует порты 5060 TCP или UDP, работает по принципу «запрос — ответ». Фактически данные передаются по TCP или UDP, а SDP при этом контролирует, какой из протоколов используется.

SIP используется и в любых приложениях, где требуется установка соединения: в IP-домофонах, системах оповещения и многих других. Во время звонка голосовой сигнал преобразуется в сжатый пакет данных, который пересылается уже по сети. При достижении получателя они декодируются обратно. Более детально про принцип работы можно почитать в этой статье 2013 года.

Чем SIP отличается от традиционных АТС

Одно из преимуществ SIP-телефонии — это мобильность абонента. Виртуальные АТС, размещенные у облачных провайдеров, позволяют пользователю звонить по протоколу SIP из любой точки мира.

Низкая стоимость и высокая скорость масштабирования привлекают многих клиентов крупных и мелких компаний. Еще плюсы:

  • независимость от транспортного уровня. SIP накладывается поверх протоколов UDP, TCP, ATM;

  • большие возможности для реализации. Например, создать SIP-телефонию можно на базе физической или виртуальной АТС. Стоит вспомнить тот же open-source Asterisk;

  • расширяемость. Возможность дополнять телефонию другими услугами: конференц-связью, записью, переадресацией;

  • многоканальность;

  • внедрение в общий стек протоколов Ethernet.

Главный недостаток — открытая передача данных по интернету и сложность настроек VoIP.

Чтобы исправить эти проблемы, мы облегчили работу с SIP на нашей платформе. SIP ID и SIP-транки можно создать как через личный кабинет, так и через API, к которому есть документация. Платформа также позволяет установить определяемый номер для исходящих вызовов, настроить переадресации и включить запись разговоров. Подробнее про SIP ID у нас была статья в блоге.

Почему цифровая телефония победила традиционную

Разницу между двумя вариантами подключения можно посмотреть в этой таблице:

Параметр

PRI

SIP

Соединение

Физическое с помощью медного кабеля

Виртуальное через интернет

Где находится

Локально

Локально, в облаке стороннего провайдера

Мобильность

Нет

Доступно в любом месте

Доступные каналы связи

Все: голос, видео, аудио

Все: голос, видео, аудио

Количество параллельных линий

23

Без лимита

Используемое оборудование

АТС, физические схемы, проводка, телефоны

IP-телефоны, компьютеры, смартфоны, айфоны

Кем осуществляется управление

Системный администратор компании

Сторонний поставщик, нанятые IT-эксперты

PRI — это проверенный десятилетиями стандарт. Изолированность канала передачи голосовых сообщений в нем защищает корпоративные звонки. В свое время он отлично подходил для офисов, но с развитием интернета потребности у пользователей стали другими.

Изменился сам формат общения: телефоны используют все меньше, а там, где они еще нужны, требуется все больше цифровых функций и интеграций. Связь через интернет оказалась более гибкой и масштабируемой, появилась возможность создавать гибридную среду, когда одна часть сотрудников работает из офиса, а другая — удаленно, из дома. Например, для звонков с помощью протокола SIP в Exolve достаточно зайти в раздел «SIP-соединения» и создать SIP ID в вашем приложении. МТС Exolve автоматически сгенерирует юзернейм и пароль для подключения на своем оборудовании. Доступна интеграция телефонии в собственные системы с помощью API.

На этом у меня все. Как мы видим на примере PRI и SIP, старые технологии отлично справляются с решением тех задач, под которые разрабатывались. Но со временем запросы пользователей менялись и для них появились более подходящие инструменты.

Комментарии (32)


  1. serafims
    13.09.2024 07:58
    +5

    Преимущество PRI в гарантированности качества связи, хоть и с низким битрейтом около 64 кбит/с. В SIP это надо решать QoS на всех этапах прохождения данных. Но плюс SIP в возможности использования кодеков с другим битрейтом и качеством звука.


    1. E2a
      13.09.2024 07:58

      Да, 722 кодек хорошо ложится в тему, хотя Сименс для арабов в свое время слепил на своём CorNet установление одного соединения сразу по 2-м таймслотам, чтобы полосу для речи увеличить до 8 кГц вместо стандартных 4 кГц. Арабам для их языка так лучше было. Но это всё внутри одной АТС/сети АТС, только Сименс.


  1. MinimumLaw
    13.09.2024 07:58
    +1

    Беда в том, что PRI не гарантировал установку соединения. Количество слотов связи между станциями всегда было меньше, чем количество абонентов на любой из них. И даже количество внутренних PRI каналов было меньше, чем количество абонентов. Единица измерения Эрланг была создана для обеспечения наиболее вероятного отсутствия проблем при установке соединения. Но при этом это именно вероятностная величина. Она ничего не гарантирует.


    1. E2a
      13.09.2024 07:58
      +3

      Ну я бы посмотрел, как SIP волшебно выходит за пределы пропускной способности интерфейса.

      Интерфейс PRI 30 каналов будет сбрасывать 31 вызов или в никуда, или на следующий интерфейс PRI транковой группы, если он есть. Расчёт нагрузок гарантирует установление соединения с заданной вероятностью, для того Эрланги и теория массового обслуживания были придуманы.

      Протокол SIP работая например через 100 мбит и имея например более 1000 соединений по 100кбит полосой сделает что? Или уйдет на обходной путь, если есть и если маршрутизация настроена под балансировку трафика, или наустанавливает эту кучу соединений через 100 мбит и вся 1000 соединений одновременно заквакает, захрюкает, испытает недостаток полосы и QoS. А ещё при отсутствии этого QoS прижмётся трафиком данных... Так что волшебства нет, есть просто развитие интерфейса E1 G.732S 1970 года выпуска к современным высокопроизводительным интерфейсам. Ещё в начале 2000-х на магистрали Ethernet, IP в основном передавались через E1 и его таймслоты.


      1. MinimumLaw
        13.09.2024 07:58

        Ну да... Я просто веткой ошибся. Хотел на первый коммент ответить. А так да - именно так.


  1. farafonoff
    13.09.2024 07:58
    +2

    SIP оказался слишком сложным и слишком привязанным к PSTN. Де факто его можно использовать только в локальных сетях разного размера, любые NAT на стороне любого из абонентов создают ситуацию, когда звонок вроде прошел, а звука в ту или другую сторону нет. Почти уверен, что для "простых людей" телефония уже заменилась на мессенджеры, благо звонки поддерживают уже все.


    1. RoasterToaster
      13.09.2024 07:58
      +1

      Про сип преувеличение.

      Пару раз сталкивался со слышу не слышу,(привет Novofon) но это быстро настраивается.

      Удобный простой стандарт, забыл как страшный сон все АТС ( особенно Панас 1232:))


    1. sukharichev
      13.09.2024 07:58
      +1

      Не могу ничего сказать про провайдерский уровень, но на уровне компании все это легчайше настраивается сразу из коробки, и в ВПН, и сквозь НАТ с пробросами и как угодно еще. Бывают местечковые провайдеры у которых телефонисты еще медно-бронзовые и под них надо фиксировать нестандартный порт или что-то еще подкручивать, но у меня таких из 20 был только один. Мессенджеры хороши, но для компаний важно, чтобы разговоры централизовано записывались, а софт и оборудование были под их полным контролем. Мессенджеры (если мы про ватсапп\телеграм и т. п.) централизованно никак не управляются, не настраиваются и не развертываются до сих пор, через них можно спокойно засылать друг другу вирусы, потому что шифрование. Без записи разговоров, компании, где я работал, потеряли бы в судах миллионы, потому что клиент уверял, что заказывал по телефону совсем не то, что ему предоставили и не будет платить.


    1. E2a
      13.09.2024 07:58
      +1

      Раньше плакали, что H.323 оказался слишком сложным и слишком привязанным к PSTN, поэтому его надо заменить на SIP, в котором всё на тексте, а не в богомерзских битах протокола, плюс причины разъединения совпадают с возвращаемыми web-серверами численными ответами, и программистам не надо переучиваться для понимания происходящего... Прошло немного времени, лет 15-20, теперь вот и SIP уже стал слишком сложен, мессенджеры проще.


      1. mapnik
        13.09.2024 07:58

        SIP действительно кривой-косой, если мы говорим про случай даже с одним NAT.
        IAX2 в этом плане намного удобнее.


    1. Extortioner
      13.09.2024 07:58
      +2

      настраивал проброс физических линий от телефонной колодки в одном районе города за пределы этого самого города (30+км суммарно дистанции) по такой схеме:

      BRI модем -> VoIP шлюз -> [SIP] -> VoIP шлюз -> FXO порт в АТС -> VoIP модуль АТС -> [SIP] (часть оптикой, часть радиомостом ввиду особенности расположения конечной точки) -> VoIP модуль принимающей АТС.

      вся эта катавасия работает уже около 10 лет, а единственное, что там создает проблемы - зависающий изредка BRI модем, которому 20+ лет. качество связи отличное, без каких-либо шумов и помех.


    1. CorruptotronicPervulator
      13.09.2024 07:58

      любые NAT на стороне любого из абонентов создают ситуацию

      Не создают. ~40 абонентов в 5 разных городах, виртуальная АТС от домрушки. Разумеется, везде NAT. Всё прекрасно работает без вопросов.


  1. RoasterToaster
    13.09.2024 07:58
    +3

    Прошла эпоха офисных АТС, быстрая и увлекательная.

    Где вы теперь, гуру панасов и сименсов,

    НачШтаба и прочие


    1. Mimizavr
      13.09.2024 07:58
      +2

      Вспоминаю свою первую работу и пыльные желтые АТС-ки Panasonic. Настальгия))


    1. Telefonist34
      13.09.2024 07:58
      +1

      Да, спросишь что-нибудь на форуме, а в ответ - читай документацию, обращайся к официалам...


  1. sukharichev
    13.09.2024 07:58
    +1

    На уровне офиса, к счастью, вместе с PRI мы безвозвратно и навсегда потеряли привязку к конкретному медному кабелю в офисе (на удаленку в соседний район себе линию не протянешь, не то что на другой континент), жуткие, дорогие, тормозные офисные АТС, где каждое расширение функционала - это отдельная физическая коробка за бешеные деньги, почти полное отсутствие резервирования на уровне офиса\компании, неудобные телефоны без LDAP-адресных книг и так далее до бесконечности.
    Вместе с Софтсвичами, ip- и софтфонами у нас все это есть. Ранее были сомнения по надежности, но все работает как часы годами. И резерв ВМ с АТС организовать куда как проще.
    UPD: Но вот доверять 100% облачным АТС я бы не стал, абоненты Новофона и Манго-Офис, из-за DDoS сидевшие без телефонии по 4 суток не дадут соврать.
    Поэтому, если облачная АТС - то у двух разных провайдеров сразу. Либо транки покупаем у двух отдельных провайдеров, а АТС у третьего и держим в офисе свою резервную FreePBX и если что переводим транки на нее.


    1. RoasterToaster
      13.09.2024 07:58

      НОВОФОН жесть конечно. полторы калеки в техподдержке.

      Хорошо что у нас если телефония не работает, то пару дней этого никто даже не заметит ))


      1. sukharichev
        13.09.2024 07:58

        Десять лет на них в двух разных компаниях с тех пор еще, когда они были Zadarma (с резервом у другого оператора). За все это время из проблем - тот самый эпический DDos, после которого они подключили DDos защиту. И теперь совсем никаких проблем нет. Изредка не проходят вызовы в какой-нибудь край земли, пишешь в поддержку и через 15 минут все ок. Мониторим пинги до их шлюзов, падения транков, и еще параметры по-мелочи, ничего криминального мониторинг не показывает. Качество голоса нормальное. От поддержки их мне никогда ничего сложного не требовалось, по простым вопросам отвечали всегда минут за 10-20. По каким-либо вопросам с сип (например, подключение транка в онлайн-CRM) подольше, но зато с логами и пояснениями, что крутить на нашей стороне.


        1. RoasterToaster
          13.09.2024 07:58

          6 лет на них, но они написали недавно что-то по переход на новую платформу и началось: половина учеток не работает(сам догадался что их удалить надо), у работающих слышно в одну сторону( пришлось впервые на роутере правила для сип делать), в чатике молчат, в разделе тикеты дня два отвечают. Ну такое, крч


  1. E2a
    13.09.2024 07:58
    +6

    Честно говоря, от статьи МТС ожидал большего, но Product Owner Личного Кабинета наверное лучше не осилит. Видимо технические специалисты в МТС перевелись, не рецензируют поток мысли, к котором смешались в кучу SIP - протокол и АТС - телефонная станция, которая в общем случае может быть оснащена также и протоколом SIP в дополнении к другим поддерживаемым. Понимаю, что у автора в голове SIP-софтсвитч и мысли про него, но всё же...

    Многочисленные железки для TDM PseudoWire для транков через IP-сети (тысячи их с начала 2000-х, уже даже в формате SFP в коммутатор есть) несколько меняют расклад на SIP-поле, увеличивая гибкость и улучшая цену за счёт использования стандартной инфраструктуры IP для соединений PRI. Конечно эта конвергенция затеяна для использования имеющегося наследия, и новое нужно делать на новом.

    Ну а для абонентов... PRI - это изначально межстанционное соединение, и к абоненту отношение имеет постольку-поскольку, у него BRI. PRI к абоненту подаётся крайне редко. Пример - TradeBoard Сименса, заточенный для брокеров на бирже (тема давно снята с производства и снимается с эксплуатации), ещё всякие консоли телефониста-оператора, тоже узкое единичное применение. Так что сравнивать SIP и PRI в целом некорректно.

    Можно было бы сравнивать SIP-транкинг и PRI, но в статье про абонентов. Ещё можно было бы сравнить для абонента протокол ISDN (на BRI и PRI) и протокол SIP по функциональности и предоставляемым сервисам, и это тоже было бы корректно и любопытно.


  1. Sagittarius67
    13.09.2024 07:58
    +1

    Т1 поддерживает 23 канала связи и 1 сигнальный со скоростью передачи 16 Кбит/с каждый.

    Скорость одного кагала T1, как и E1, 64 Кбит/с.

    И в T1, если не путаю, отдельный таймслот для сигнализации не используется - у него внутриканальная сигнализация, в отличие от E1.


    1. KKK_56 Автор
      13.09.2024 07:58

      Спасибо, про скорость поправили))


    1. dmi3soloviev
      13.09.2024 07:58

      все верно:
      у Т1 есть два формата фрейма, а канальная скорость либо 64к, либо 56к вместо 64 именно для синхронизации (битик прут, по кр мере в одном из форматов)
      у E1 TS0 под синхронизацию. Строго говоря, можно либо просто схалтурить и сделать только фреймовую, либо по-честному, сверхфреймовую из 16 фреймов.

      Канальная структура определяется в G.704


  1. enamchuk
    13.09.2024 07:58
    +2

    Всё смешалось в кучу в статье, а сама статья написана ради рекламы облачной телефонии от МТС.


  1. abramoff59
    13.09.2024 07:58
    +1

    Была у лисы избушка ледяная SIP телефония, а у зайчика - лубяная PRI. Пришла весна DDoS атака к оператору, у лисы избушка растаяла телефон "заквакал". А у зайчика всё работало. Повелась рыжая на маркетинговые сказки!


    1. Javian
      13.09.2024 07:58

      Про Россети рассказывали, что недавно на юге несколько дней жестко досили регионального провайдера и у них пропали и внутренняя телефония и связь с подстанциями.

      Зачем собственные каналы и аппаратура - аренда у подрядчика же дешевле /s


  1. sv0669
    13.09.2024 07:58

    Беда PRI была в том что соединение фактически всегда было "железное", а SIP идёт через интернет, локальные сети и т д
    NAT будет помехой лишь тому у кого новая техника в руках это груда металла.
    Физические ограничения в виде количества каналов перекочевали в административно-виртуальные типа "Количества соединений в секунду" , "Количество вызовов в секунду" .
    Исчезла возможность простого программирования CUG , её конечно заменили приблизительными реализациями, но по-факту это превратилось в виртуальнуйз составляющую , которую при желании можно и взломать
    Ещё SIP значительно облегчил возможности телефонного мошенничества, потому что стало проще "прятать" источник звонка из-за законодательства которое "неуспело" за развитием и плюс не все админы умеют настраивать то что нужно


  1. Dee3
    13.09.2024 07:58

    Вот этого я вообще не понял

    Главный недостаток — открытая передача данных по интернету и сложность настроек VoIP.

    Чтобы исправить эти проблемы, мы облегчили работу с SIP на нашей платформе. SIP ID и SIP‑транки можно создать как через личный кабинет, так и через API


    Интересные способы устранения открытой передачи данных) А кресла и столы в офисе тоже передвинули ради этого?

    Ну а по серьезу кстати не понятно, как это сейчас решается операторами? Все так открыто и ходит?


    1. sukharichev
      13.09.2024 07:58

      В статье действительно про этот момент какая-то дичь. Говоря вообще о защите от перехвата голосового трафика, есть возможность подключить щифрование трафика ZRTP и у некоторых операторов это реализовано в ЛК, либо voice vpn (по-сути, от обычного ВПН мало чем отличается) и он тоже у некоторых провайдеров есть. Это до абонента. А как там у них внутре трафик ходит, или на межоператорских стыках - никто не знает.


  1. dmi3soloviev
    13.09.2024 07:58
    +1

    об ушедших технологиях:
    - почему PRI в табличке 23 линии? мы же не в Штатах живем.
    - в Е1 тоже ОДИН канал сигнализации, в 16 таймслоте. Нулевой таймслот используется для синхронизации в соответствии с G.704. Просто в T1 (а их два вида, с разными тактовыми частотами и временнОй структурой) синхронизация происходит немного "своеобразно", но не съедая целый временной интервал

    если про деньги,
    - PRI - дорого и откровенно устарело. а еще довольно высокие требования по качеству линии
    - SIP только иногда оказывается дорог, когда по чьему-то раздолбайству утекают пароли и проливают МН трафик


  1. NomLi
    13.09.2024 07:58

    Почему это у старых атс нет мобильности? Для входящих автоматический перевод звонка на текущий аппарат абонента был - я при отъезде в отпуск как-то забыл отключить себе эту функцию и на островном пляже на мобилу получил рабочие звонки. Так же и исходящие. Все было. Другое дело, что для частного лица это дорого и сложно, но для компании где и мобилка сотрудника и атс в одном пакете - вполне доступное решение.


  1. CorruptotronicPervulator
    13.09.2024 07:58
    +2

    У SIP есть киллер-фича — на одном номере ВАТС может сидеть более одного клиента одновременно по любым каналам связи. Вот у меня в офисе стационарный yealink и на смартфоне клиент acrobits. Кто первым снял трубку встал, того и звонок тапки. Учитывая, что в офисе я провожу максимум 2 часа в день — это очень удобно.