На одном внутреннем мероприятии Илья Полянский рассказал о градиентах и цветовых моделях, а я записал и отредактировал его рассказ.

В работе над редизайном приложения Почты России мы пробовали разные способы подчеркнуть в визуальной коммуникации нашу уникальность. В том числе думали о градиентах. Под градиентами мы понимаем любые объекты, в которых один цвет переходит в другой. К ним можно отнести и тени. Оказалось, с градиентами связано много вопросов (вроде использования их в тёмной теме), и часть из них мы рассмотрели в этой статье.

Представьте любую из ситуаций:

  • Пришёл продакт-оунер и попросил сделать дизайн помоднее и посочнее, добавить градиентов на кнопки и отдельные экраны;

  • Дизайнер известно где почерпнул вдохновения и решил привнести в продукт чего-то нового;

  • Пришло пожелание от дизайн-директора или художественного руководителя, и дизайнер задумался о градиентах.

Задача кажется простой: открыть Фигму, заменить сплошную заливку линейным градиентом и выбрать два цвета. Дизайнер чувствует себя уверенно, у него всё быстро получается, но он замечает: что-то не то.

Грязные градиенты. Изображение: Илья Полянский
Грязные градиенты. Изображение: Илья Полянский

Такие градиенты в дизайн-сообществе принято называть грязными. Это ощущение сложно объяснить словами. Если увеличить изображение, то где-то в середине перехода можно увидеть серое пятно. Даже подорожник не спасёт этот градиент.

В Фигме при построении перехода от цвета А к цвету Б почти всегда по умолчанию получается такой результат. Проблема не столько в программе, сколько в дизайнерах, которые не понимают цветовой модели RGB.

Серый цвет посередине фигуры. Изображение: Илья Полянский
Серый цвет посередине фигуры. Изображение: Илья Полянский

Если взять любой градиент, в котором начальный и конечный цвет комплементарны, посередине фигуры всегда будет цвет с нулевой насыщенностью (Saturation) и половинной яркостью (Brightness).

Цветовая модель RGB. Изображение: Википедия
Цветовая модель RGB. Изображение: Википедия

Компьютер работает с цветовой моделью RGB, в которой сложно понять, как строится цвет.

Если представить её в виде куба, в его ядре окажутся оттенки серого, поэтому все градиенты, проходящие через ядро (например, от жёлтого к синему) или где-то рядом, будут довольно грязными. Если градиент пройдёт не точно через центр куба, в середине перехода будет цвет с малой насыщенностью, который в контексте градиента тоже окажется грязным.

При переходе по поверхности куба (например, от жёлтого к зелёному) градиент будет чистым.

Радиальный переход. Изображение: Gradient generator tool
Радиальный переход. Изображение: Gradient generator tool

Если нужен чистый переход именно от жёлтого к синему, можно добавить промежуточную точку или несколько, чтобы получился радиальный переход (не обязательно в виде кривой, как на картинке, линии могут быть прямыми).

В цветовой модели HSB можно пропускать серые зоны, увеличивая значения Saturation и Brightness на 5−15 единиц. Hue не стоит увеличивать больше чем на 5 единиц, иначе появятся цвета, слабо связанные друг с другом.

Сделать это можно руками или с помощью сервисов, генерирующих радиальные переходы и подбирающих промежуточный цвет.

Края градиента без выноса ползунков. Изображение: Илья Полянский
Края градиента без выноса ползунков. Изображение: Илья Полянский

По умолчанию любой заданный фигуре градиент занимает одинаковым цветом примерно половину фигуры. На картинке 25% занято почти одинаковым красным (Hue 0−15) и ещё 25% — голубым (Hue 160−175). Чтобы это исправить, надо вынести ползунки градиента немного за пределы фигуры.

Края градиента с выносом ползунков. Изображение: Илья Полянский
Края градиента с выносом ползунков. Изображение: Илья Полянский

Возникает вопрос: что если вынос ползунков — это внутренний параметр Фигмы, и его сложно будет реализовать в вёрстке.

Вынос ползунков в CSS. Изображение: Илья Полянский
Вынос ползунков в CSS. Изображение: Илья Полянский

В CSS эти параметры указаны вот такими жёлтыми значениями. У начального цвета параметр позиции будет иметь значение −13%, то есть градиент начнётся за границей фигуры. Промежуточный цвет будет ровно посередине (50%), а конечный цвет окажется на 13% за пределами фигуры (113%).

Также можно задать направление градиента — это первый параметр в нашем примере, равный 270 градусам (270deg).

Таким образом проблема с градиентами решена, и город может спать спокойно.

Комментарии (7)


  1. iShrimp
    14.09.2024 17:33
    +2

    Самый очевидный фикс для таких градиентов - учесть гамма-коррекцию.

    Средний между жёлтым #FFFF00 и синим #0000FF цвет - это не #7F7F7F и не #808080. Средний цвет приблизительно равен #BABABA. Вот так примерно выглядит математически корректный линейный градиент:


    1. ArkadiyMak
      14.09.2024 17:33
      +3

      А вот градиенты из начала статьи с учетом гамма-коррекции. И грязи как не бывало.


  1. dom1n1k
    14.09.2024 17:33
    +4

    Сама идея перехода от декартовых координат к цилиндрическим - правильная. Но выбор для этого модели HSB, вероятно, наихудший из возможных. Автор недоразобрался в теории и вынужден шаманить какие-то странные костыли типа сдвига тона или выноса точек за пределы фигуры. Всё это лишнее.

    На самом деле нужно просто использовать OKLCh (олдскульную CIE LCh тоже можно, но практического смысла нет). И даже в CSS это будет работать из коробки (хотя фоллбек сделать желательно).

    Ну и комментарий выше насчет гамма-коррекции правильный - это чуть менее полноценное, но тоже вполне рабочее решение.


    1. lam0x86
      14.09.2024 17:33
      +1

      Тоже не понял, зачем эти костыли с вычислением промежуточного цвета. Даже я, кодер-фронтендщик, знаю про oklch и oklab, а тут пост от дизайнера, который, по идее, должен в этом разбираться на порядок лучше. Может быть, Фигма не поддерживает другие пространства, кроме rgb? Если так, тогда статья имеет право на жизнь.


      1. dom1n1k
        14.09.2024 17:33
        +1

        Да, фигма умеет интерполировать цвет только в RGB, поэтому как раз промежуточная точка - нужный костыль. Я бы вычислил её в OKLCh и добавил бы, просто чтобы макеты нормально выглядели. Но рядом оставил бы комментарий, что в коде достаточно оставить только крайние, но указать in oklch. А вот все прочие телодвижения в статье лишние.


  1. SadOcean
    14.09.2024 17:33

    Проблема может быть не просто в том, что цвет градиента средний, а в том, что сами цвета имеют не линейную, а квадратичную зависимость.
    То есть на самом деле разница между 000000 и 888888 гораздо меньше, чем между 888888 и FFFFFF.
    Таким образом, когда мы линейто интерполируем между 0000FF и 00FF00, в середине у нас есть некий 008888, который в 2 раза более тусклый, нежели настоящий цвет между этими значениями. Потому то градиент в середине и выглядит серым.
    Существуют скорректированные формулы градиентов (квадратичная интерполяция) и более продвинутые цветовые пространства, не имеющие этой проблемы, ими и нужно пользоваться.
    Хотя авторский хак и решает эту проблему похожим способом.


  1. FlyHighOnTheSky
    14.09.2024 17:33
    +1

    Помнится была такая статья https://habr.com/ru/articles/645165/