Рекламный рынок растет, появляются новые технологии и каналы связи с клиентами. Маркетинговые отделы получают все больше задач. Чтобы своевременно выполнять весь объем работ, нужны инструменты, которые автоматизируют рутину, помогают анализировать рекламу и упрощают коммуникации. Поэтому на рынке появляются десятки сервисов, в которых легко запутаться.

В статье эксперты click.ru проанализируют:

  • как бизнес в России расходует деньги на рекламу;

  • зачем маркетологам инструменты автоматизации;

  • у кого в России лидирующие позиции в данной нише;

  • как сделать проще работу с маркетинговыми сервисами.

Состояние рынка интернет-рекламы в России по данным отчета АРИР

Российский рынок интернет-рекламы сильно растет. Ассоциация Развития Интерактивной Рекламы (АРИР) сравнила объемы в 2022 и 2023 году и получила такие данные: рынок достиг исторического максимума в 807 млрд рублей и вырос на 55%.

Рост рынка с 2022 по 2023 годы
Рост рынка с 2022 по 2023 годы

В исследование вошли и инновационные, и традиционные каналы (performance и branding). Например, продвижение через инфлюенсеров, работа с классифайдами, аудиореклама, реклама в мессенджерах и т. д. Рынок инновационных каналов вырос на 93% и достиг 379,6 млрд рублей.

Рост рынка и его отдельных составляющих
Рост рынка и его составляющих

Интернет-реклама смогла восстановиться после кризиса 2022 года и показывает рекордные результаты в истории. Усиливается конкуренция между компаниями, что ведет к росту доли новых каналов связи с аудиторией.

Чем больше каналов, тем больше работы: возникают новые рутинные задачи и требуется больше аналитики. Чтобы маркетинг оставался эффективным, менеджерам важно уменьшить объем ручной работы. Например, можно автоматизировать сбор семантики, получение информации о клиентах, фиксацию продаж из различных источников и другие задачи.

Для этого на рынке появляется больше и больше инструментов, которые помогают повысить эффективность рекламы и продуктивность специалистов. Большинство из них работают по модели SaaS: пользователи платят за подписку на облачный сервис, а его поддержкой занимается компания-владелец. Так работают Callibri, amoCRM и другие сервисы.

Сколько средств тратит бизнес на аналитику и продвижение

В период с 2022 по 2024 годы Mindbox, Calltouch, Coffee Analytics и «Матемаркетинг» изучали рынок, чтобы узнать, сколько компании из России и СНГ тратят на аналитику и маркетинг. В опросах участвовали 150 компаний из разных ниш.

Вот основные выводы.

  • Компании тратят около 15% оборота на маркетинг. 45% из него идет на интернет-продвижение. Чем выше оборот компании, тем меньше она вкладывает в рекламу: доля снижается с 20% до 12% у наиболее крупных игроков.

  • Компании в СНГ вкладывают в аналитику в два раза больше, чем в США. Если в СНГ на аналитические сервисы уходит 13% маркетингового бюджета, то в США — всего 6-7%.

  • В ближайшие три года большинство компаний планирует увеличить затраты на аналитику до 19% от общего маркетингового бюджета.

  • Чем больше компания инвестирует в маркетинг, тем сильнее она ощущает пользу от аналитики. Наиболее высоко ценят важность аналитики те, кто вкладывает в продвижение от 20% оборота. Существенный рост эффективности от аналитики начинается после инвестиций в маркетинг более 10% оборота.

  • Сквозная аналитика — новый тренд. Компании стремятся получать максимум данных о пользовательском опыте. Этими решениями уже пользуются 46% крупных компаний, 29% средних и 16% малых.

Как выглядит структура трат на маркетинг и аналитику
Структура расходов на маркетинг и аналитику

Основная доля расходов на аналитику — оплата специализированных сервисов, которые дают маркетологам максимум данных для принятия решений.

Перспективы сервисов для маркетинга

Агентство Data Bridge Market Research изучило мировой рынок сервисов для маркетинга и представило прогноз на основе данных. По итогам 2023 года объем рынка специализированных инструментов составил более 10,1 млрд долларов, и к 2031 году ожидается рост до 17,9 млрд долларов. В период с 2024 по 2031 годы рынок должен расти со скоростью 12,1%. Основные драйверы:

  • увеличение спроса на автоматизацию мобильного маркетинга;

  • фокус на повышении эффективности и производительности;

  • повышение интереса к бизнес-аналитике и обработке данных.

На российском рынке ситуация аналогична мировой — спрос на сервисы увеличивается. Из-за ограниченного доступа к зарубежным инструментам появились новые российские сервисы, которые пока не очень известны, но уже привлекают внимание.

Состояние рынка маркетинговых инструментов в России

По данным CNews, рынок SaaS-решений в России растет в два раза быстрее IT-индустрии в целом. Несмотря на уход с рынка многих компаний, сфера развивается. Появляются новые решения. Маркетологи активно используют в работе такие инструменты:

  • CMS для создания сайтов;

  • сборщики СЯ для SEO и контекстной рекламы;

  • платформы для мобильной и веб-аналитики;

  • CRM для настройки рекламы и управления клиентской базой;

  • колтрекинг для аналитики и отслеживания звонков;

  • решения для сбора данных о посетителях и аналитики этой информации;

  • платформы для рассылок по email;

  • чаты, онлайн-консультанты, софт для создания ботов;

  • планировщики и менеджеры задач;

  • решения для конкретных ниш (например, МойСклад для товарного бизнеса или YCLIENTS для HoReCa);

  • сервисы автопостинга в социальных сетях.

Выбор инструментов огромен, и для эффективного маркетинга бизнесу требуется комплекс решений, работающих одновременно.

Лидеры рынка инструментов для маркетинга в России

CEO сервиса МойСклад Аскар Рахимбердиев регулярно готовит рейтинг SaaS-решений на основании открытой информации о выручке. Он сравнивает ее год к году, рассчитывает рентабельность и рост бизнеса, показывает прибыль. На первом месте компания с самой большой выручкой за год.

Вот как выглядят рейтинги в некоторых категориях.

CRM

Сервис

Выручка 2022

Выручка 2023

Рост выручки %

Рентабельность %

Прибыль 2023

1С-Битрикс

2700 млн

4019 млн

49%

31%

1228 млн

amoCRM

1046 млн

1448 млн

38%

53%

767 млн

RetailCRM

378 млн

413 млн

9%

2%

8 млн

Автоматизация бизнеса

Сервис

Выручка 2022

Выручка 2023

Рост выручки %

Рентабельность %

Прибыль 2023

iiko

1685 млн

2558 млн

52%

5%

161 млн

МойСклад

983 млн

1321 млн

34%

22%

285 млн

Умная Логистика

215 млн

330 млн

54%

43%

143 млн

Маркетинг и аналитика

Сервис

Выручка 2022

Выручка 2023

Рост выручки %

Рентабельность %

Прибыль 2023

Mindbox

1385 млн

2078 млн

50%

0%

2 млн

Flocktory

937 млн

1946 млн

108%

20%

393 млн

Calltouch

833 млн

1096 млн

32%

20%

214 млн

Отраслевые сервисы

Сервис

Выручка 2022

Выручка 2023

Рост выручки %

Рентабельность %

Прибыль 2023

Travelline (путешествия)

2853 млн

3833 млн

34%

41%

1586 млн

YClients (онлайн-запись) 

823 млн

1154 млн

40%

9%

99 млн

Bnovo (отели)

208 млн

358 млн

72%

59%

211 млн

Продажи и аналитика на маркетплейсах

Сервис

Выручка 2022

Выручка 2023

Рост выручки %

Рентабельность %

Прибыль 2023

MPSTATS

744 млн

1532 млн

106%

45%

684 млн

EGGHEADS

358 млн

683 млн

91%

14%

98 млн

MarketGURU

159 млн

533 млн

235%

9%

48 млн

С какими проблемами сталкиваются маркетологи при использовании сервисов

Сервисы облегчают работу маркетологов, но реклама становится все сложнее, а сервисов — все больше и больше. Выбор инструментов огромен. В одном только рейтинге Аскара Рахимбердиева представлено более 50 компаний, и это только лидеры.

Обычно у маркетологов возникают две трудности.

  1. Сложно подобрать оптимальное решение. Разобраться в многообразии, сравнить и выбрать подходящий сервис довольно трудно. У маркетологов часто не хватает времени, поэтому внедрение новых инструментов откладывается на потом.

  2. Трудно работать с отчетами и оплатами. Для каждого сервиса нужен свой аккаунт и отдельный счет, при этом сроки оплаты и требования по НДС у всех разные. Отслеживание платежей превращается в проблему. Чтобы не потерять какой-либо сервис, приходится вести учет в календаре и создавать список платежных средств и аккаунтов.

Однако вовсе необязательно решать проблемы самостоятельно. Можно использовать централизованную платформу — маркетплейс click.ru.

Что такое маркетплейс сервисов click.ru и чем он помогает маркетологам

Маркетплейс click.ru — площадка с популярными сервисами для автоматизации и роста эффективности маркетинга. Например, тут представлена большая часть инструментов из рейтинга Аскара Рахимбердиева. Эксперты click.ru собрали в маркетплейсе одни из наиболее качественных и востребованных решений на рынке.

Интерфейс маркетплейса свервисов
Интерфейс маркетплейса сервисов

У всех пользователей, которые ведут рекламу в экосистеме click.ru, есть доступ к маркетплейсу и другим преимуществам.

Большой выбор сервисов

В маркетплейсе click.ru доступно более 70 инструментов. Среди них: 

  • CMS (Flexbe, Tilda, InSales);

  • CRM (amoCRM, МойСклад, Битрикс 24);

  • колтрекинг (CoMagic, Callibri, MANGO OFFICE);

  • чаты и онлайн-консультанты (TextBack, Jivo, Salebot); 

  • управление продажами на маркетплейсах (MarketGURU, MPSTATS);

  • подборщики запросов (Labrika, Keys.so, «Топвизор»);

  • автопостинг в социальных сетях (LiveDune, PostMyPost, «Церебро»);

  • регистраторы доменов и хостинги (Timeweb, Рег.ру);

  • аналитика (Андата, Roistat, TGStat).

Также есть голосовые боты, сервисы для дизайнеров, email-маркетологов, скидки на курсы в онлайн-школах.

Оплата в одном окне

Не нужно оплачивать инструменты на разных сайтах — все можно сделать в кабинете click.ru. Так можно сэкономить время на работе с финансами и потратить его на улучшение маркетинга.

В экосистеме click.ru также можно выполнять другие операции: пополнять балансы рекламных кабинетов (в Директе, MyTarget, VK Ads, Avito и пр.), контролировать расходы, сроки оплат и т. д. Не нужно составлять договоры, организовывать обмен документами и взаиморасчеты с десятками контрагентов. Все можно сделать из одного окна.

Возможность использовать инструменты бесплатно

Пользователй click.ru, зарегистрированные в партнерской программе, могут получать вознаграждение до 18% в зависимости от объема расходов на продвижение.

У начислений две части: 

  • первая начисляется на бонусный счет click.ru — средства можно вывести на счет в банке, потратить на рекламу или покупку маркетинговых инструментов;

  • вторая начисляется на бонусный счет маркетплейса — деньги можно использовать для оплаты сервисов.

Можно работать бесплатно с нужными инструментами просто за счет ведения рекламы в экосистеме.

Набор зарубежных инструментов

С помощью маркетплейса click.ru можно оплачивать ушедшие из России сервисы. Например, Chatra, WordPress, ChatGPT, VistaCreate, Elfsight, MidJourney, Shutterstock. Список регулярно пополняется.

В среднем пользователи click.ru одновременно работают с 4 инструментами из маркетплейса. Бизнес с высоким рекламным бюджетом в среднем приобретает 12 сервисов. Так он может закрыть все актуальные задачи.

Заключение

Рынок рекламы растет, и вместе с ним растут инвестиции в маркетинговые инструменты. Их становится все больше, и бизнесам становится нужна оптимизация оптимизирующих сервисов. Маркетплейс click.ru помогает не только навести порядок в работе с инструментами, но и дает бесплатный доступ к ним.

Комментарии (0)