Гении стратегии
Среди нас есть люди, которые являются искусными стратегами. Они могут вникнуть в любую область, понять всю её модель, а потом составить стратегию следующего шага развития с чистого листа.
Проблема только в том, что приёмы, с помощью которых эти гении создают стратегии, являются их персональными методами. Они неразрывно связаны с особенностями мышления, культуры, опыта и так далее, присущими конкретному человеку. То есть эти приёмы неотделимы от носителя — без него они не работают.
Ремесленники
История всегда повторяется, особенно что касается методов: так же, как сейчас работают гении-стратеги, раньше работали ремесленники.
Например, возьмём тех, кто делал обувь. Были гильдии мастеров по созданию обуви, знания об их искусстве хранились внутри сообщества или даже конкретных людей. Не было публичной инструкции, по которой любой извне мог сделать себе достаточно хорошую обувь.
В ремесленничестве есть существенные недостатки:
Количество обуви, которую производили мастера, было ограничено числом мастеров, то есть они являлись «бутылочным горлышком» в производстве.
Если с несчастным мастером что-то случалось, то все его хитрости создания обуви уходили вместе с ним.
Хоть обувь у мастера и была хороша, но обеспечить ею всех было невозможно. Как следствие, цена такой обуви была очень высокой, а доступность — низкой.
Технологизация производства
Со временем все ремесленничества начинают технологизацию своего производства. То есть анализируют свою деятельность, выявляют общие шаблоны и работающие приёмы, а потом описывают всё это в формате общедоступных технологий.
После создания технологии, в которой секреты ремесла описаны в механизмах и правилах, все недостатки ремесленничества пропадают: теперь можно производить много продукции по низким ценам и производство не зависит от конкретного человека. То есть создание обуви встаёт на промышленный конвейер, она дешевеет и становится доступна всем.
Конечно же, при этом остаются востребованы мастера, которые индивидуально, под вас, могут сделать великолепную и дорогую обувь. У таких мастеров есть свои заказчики, но подавляющему большинству людей хватает для комфортной жизни достаточно хорошей и недорогой обуви из магазина.
Стратеги-ремесленники
Аналогичная история сейчас происходит со стратегическим планированием.
Есть талантливые люди, которые создают великолепные стратегии. Они могут сделать её с чистого листа, без каких-то специальных методов. Как и в ситуации с другими ремесленниками, у них возникают следующие проблемы:
Количество стратегий, которые они могут сделать в единицу времени, ограничено числом самих стратегов.
Если с несчастным гением что-то случится, то все его хитрости создания стратегии уйдут вместе с ним.
Хоть его стратегии и хороши, но обеспечить этой услугой всех физически невозможно. Как следствие, цена создания такой стратегии очень высокая, а доступность — низкая.
Чтобы представить себе масштаб, на который нужно растянуть стратегов-ремесленников, посмотрите статистику по малым и средним предприятиям в России: 6 млн организаций, в которых задействовано 15 млн человек. Сколько нужно родить гениальных стратегов, чтобы каждой компании хотя бы раз в год проводить стратсессию?
Технология стратегирования
Карта гипотез призвана перевести создание стратегических планов на «промышленный конвейер». Ключевая часть метода — это универсальная нотация записи стратегии, которая подходит для проектирования следующего шага развития в любой деятельности. Её уже применяют для личных стратегий, в менторстве, для описания стратегии стартапа или продукта, даже используют на уровне страны.
Этот метод хорош тем, что автор существует отдельно, а механизмы, с помощью которых создаются стратегии, — отдельно. И самое главное — эти механизмы изучены и подробно описаны. В этом случае появляется возможность взять «инструкцию» (книгу, базу знаний, статьи, видеоуроки) и создать для себя достаточно качественную стратегию.
Так как при этом расшивается «бутылочное горлышко», которым были стратеги-ремесленники, это даёт возможность вывести множество людей на уровень смыслов и начать на большом масштабе работать с более сложными когнитивными задачами.
Подавляющему количеству людей, которые применяют Карту гипотез, не нужен персональный эксперт-ремесленник по стратпланированию — они делают это сами, по инструкции. А крупным предприятиям и государству могут помочь обученные методисты-фасилитаторы. При этом программа обучения потоковая, то есть не создаётся ограничения на масштаб.
Единая точка накопления знаний
Благодаря массовости и потоку обратной связи получается гораздо быстрее улучшать механику стратегирования, обновляя только один метод. Все как бы скидываются в одну копилку, чтобы потом применять результаты общих усилий. Обновления метода могут использовать все желающие.
Получается, что петля обратной связи и обучения стратегированию происходит гораздо быстрее, чем когда это поодиночке делают эксперты-ремесленники.
Революция в технологии
Революция в стратегировании происходит уже сейчас. Я вижу, как люди используют Карту гипотез для всех сфер жизни — от личной и семейной до описания франшиз и масштабных изменений на уровне страны.
При этом штучные стратеги-ремесленники, конечно же, остаются нужны для бутиковой работы. Очевидно, что случайному человеку невозможно описать стратегически высокорисковые и огромные задачи. Но массовое создание стратегий, которое требовало таких инструментов, как Карта гипотез, теперь стало возможно.
Материалы:
Подкаст о Карте гипотез. Выпуск №3
Комментарии (5)
rukhi7
19.09.2024 11:34+2если бы ставил минусы, то поставил бы за это слово:
стратегировании
Почему то вспоминается старый анекдот, примерно такой вроде:
если окулиста вы называете глазником, то как вы назовете гинеколога?
AlexanderByndyu Автор
19.09.2024 11:34В среде, в которой я живу, это обычное слово. Напомнило, как металлурги говорят "металлУргия". Может и "стратегирование" со стороны тоже также выглядит.
sebastianhagl
19.09.2024 11:34+1Если Вы пишете статью для тех, кто незнаком с Вашей средой, то использования профессионального жаргона лучше избегать.
JuryPol
Не обольщайтесь… Процентов 99 с копейками из этих организаций можно смело отбросить, они либо слишком мелкие, либо их владельцы достаточно здравомыслящи, чтобы тратить время и деньги даже на то, чтобы посмотреть в Сети, что за зверь эти карты гипотез, не говоря уж о том, чтобы проводить стратсессии. В сухом остатке в основном останутся любители внешних атрибутов, мол, у меня тут ручной коуч есть по этому… как его… стратегированию, во!
Да, еще стартаперы. Те - тоже могут. Типа, а вдруг…
AlexanderByndyu Автор
Речь же не о том, чтобы мелкие предприниматели проводили стратсессии. Цель в том, чтобы они перестроили мышление с операционно-задачного на стратегический. Я за год видел уже достаточно таких трансформаций у предпринимателей в очень разных сферах, поэтому у меня есть надежда, что всё получится.