Прошлой осенью моя книга Антихрупкость в IT вышла в цифровой и аудио-версии, а в январе этого года книга появилась на Озоне в бумажном варианте. Я издал книгу самостоятельно при том, что в начале пути у меня не было опыта и знаний о том, как издаются книги.
В этой статье я опишу весь процесс издания книги: какие шаги нужно сделать, на что обратить внимание, какие подводные камни есть на этом пути:
Сбор материала для книги
Старт работы
Черновик и ранний сбор обратной связи
-
Самостоятельное издание книги
Редактура и аннотация
Корректура
Дизайн обложки
Дизайн и верстка внутренностей книги
Получение ISBN
Публикация цифровой версии
Публикация аудио-версии
Выбор параметров бумажной книги и печать
Размещение и продажа на Озоне
Публичное обсуждение идей
Отзывы о книге
Мой опыт вам поможет, если вы тоже решили самостоятельно издать книгу.
1. Сбор материала для книги
Много своей энергии и внимания я потратил на практику, то есть на создание IT-продуктов и на фиксацию опыта, полученного в ходе этой работы. Поэтому я изначально понимал, что хочу написать книгу, основанную на собственном опыте, который я прожил, прочувствовал, проанализировал со всех сторон и обобщил.
С 2009 года я пишу статьи, выступаю на конференциях, веду тренинги, занимаюсь менторством[ссылка удалена модератором], преподаю в ВУЗах. Кроме этого, у меня уже двенадцатый год своя IT-компания[ссылка удалена модератором], в которой я собрал классных спецов, и вместе мы занимаемся созданием сложных IT-продуктов.
2. Старт работы
Как вы поняли, материал для книги копился годами. Я даже несколько раз создавал содержание будущей книги, но никогда не доходил до ее написания. Пока однажды не прочитал книгу Антихрупкость Насcима Талеба. После ее прочтения я задумался, а как мы в IT обеспечиваем антихрупкость наших IT-продуктов? Какие практики используем? Какие из них работают? Какие не работают?
Так бы я и ходил с этими мыслями, если бы однажды не произошло два события. Во-первых, я принял участие в распаковке компании на Хекслет, где рассказал о том, как моя компания устроена изнутри. Во-вторых, после выхода этого видео, мне ВК добавилась в друзья Татьяна и написала:
Александр, в друзья добавилась - чтобы выразить благодарность. За то, что вы есть и за то, что делаете. Знакомый вчера кинул ссылку на ваше интервью у Хакслета! Восторг! Как глоток чистого воздуха! Я думала что уже кончилась как дизайнер, что пора переквалифицироваться (в маркетинге либо в психиатрии закончишь, либо в собственном особняке на карибах, я близка к первому????) а оказалось, что просто задохнулась в гигантских бюрократических структурах. Очень радостно посмотреть и послушать умных ребят. То, как вы работаете и мыслите - это чистый восторг ❤
И тут я понял, что работающие практики и подходы, которые я использую, стоит популяризировать и сделать массовыми. Это даст и рост эффективности и вместе с этим прибавит счастья и смысла для команды разработки. Через неделю я проснулся с мыслью, что пора написать книгу о том, как достигается антихрупкость в IT.
3. Черновик и ранний сбор обратной связи
Для начала я создал структуру книги с разделами и главами. В главы накидал основные мысли, которые хочу написать. Перечитал всё это, пересобрал структуру, переписал мысли и так по кругу несколько раз.
Я хотел как можно раньше получить обратную связь по книге, поэтому писал ее Google Docs. Когда черновик был готов, я разослал ссылку на черновик экспертам, которых знал, с просьбой прочитать и выразить свое мнение.
Обратной связи было очень много. По итогу книга была переписана примерно на треть и в нее добавились несколько глав. Если вы пишите книгу, то рекомендую не запираться надолго в своей творческой раковине, а как можно раньше делиться мыслями из книги и черновиками. Таким образом, вы быстро узнаете, какие мысли вы забыли уточнить, к каким стоит добавить иллюстрацию, какие читаются не как вы задумали и так далее.
4. Девять шагов по изданию книги
Сначала я думал, что мне стоит обратиться в какое-то издание, но потом понял, что не хочу никаких согласований с другими людьми по поводу содержания, внешнего вида и качества книги. Я хотел выпустить первую книгу такой, какой ее видел я. Поэтому пошел по пути самостоятельного издания.
В тот момент я еще не знал все шаги, которые необходимо пройти, издавая свою книгу. Но сейчас, когда я всё успешно завершил, делюсь с вами полным списком:
Редактура и аннотация
Корректура
Дизайн обложки
Дизайн и верстка внутренностей книги
Получение ISBN
Публикация цифровой версии
Публикация аудио-версии
Выбор параметров бумажной книги и печать
Размещение и продажа на Озоне
Напомню, что об издании книг я не знал буквально ничего. Поэтому начал вспоминать, кто и что мне рассказывал по этой теме и вспомнил совет знакомого о сервисе Ridero, который помогает издавать книги.
Я изучил этот сервис, изучил аналогичные сервисы, которые дают те же услуги. Так как Ridero был по рекомендации, то я остановился на нем, потому что все аналоги плюс-минус похожи.
Забегая вперед скажу, что сожалею, что приходится писать о неудачном опыте работы с Ridero. Очень надеюсь, что за год этот сервис повысил качество своей работы и теперь радует своих клиентов.
Я обратился в этот сервис, скинул им вводные, прислал черновик и работа началась.
4.1. Редактура и аннотация
Текст, который вы напишите в черновике, обязательно нужно отдавать профессиональному редактору, чтобы он его аккуратно "причесал" к единому стилю, сделал легко читаемым и поправил ошибки.
Кроме этого, книге нужна аннотация. Ridero предложил мне это услугу и я отдельно доплатил, чтобы редактор написал аннотацию.
В Ridero обещали дать профессионального редактора, за которого запросили 19800 руб. + 2000 за написание аннотации. Они обещали сделать правку текста в течение 17 дней после согласования деталей.
В тот момент я еще не знал, что редакторы на фрилансе берут за эту работу в 4 раза меньше и делают работу за 2-3 дня с качеством лучше.
Я всё оплатил и когда мне дали этого редактора, то оказалось, что он работает только с Word-файлами. На просьбу поработать с Google Docs мне отказали, сославшись на то, что редакторы так не работают.
Чтобы вы понимали, скажу, что есть разные редакторы и многие соглашаются на Google Docs.
Я выгрузил документ в Word-файл и начал ждать. Ждал две недели, пока мне не прислали небольшие правки и аннотацию. Правки оказались очень поверхностными. Часть страниц были вообще без правок, хотя даже мне было видно, что там есть что поправить.
Кроме этого, мне пришлось загружать Word-файл назад в Google Docs, что является проблемой, если текста много и к нему много комментариев. Google Docs справлялся не с первого раза и периодически намертво зависал, когда я принимал правки. В одну из заливок Word-файла у меня задвоились все картинки и пришлось вручную удалять дубли.
Аннотация у редактора получилась сухая и безжизненная:
Книга Александра Бындю «Антихрупкость в IT» – современное деловое издание, энергичное и максимально конкретное. Его можно было бы назвать инструкцией по реализации IT-проектов в условиях неопределённости. При этом язык издания – живой и яркий, что делает чтение не только полезным, но и увлекательным. Название книги намеренно отсылает читателя к работе знаменитого экономиста Нассима Талеба – «Антихрупкость». Подходы и принципы автора близки идеям Талеба: Александр Бындю уверен, что непредсказуемые негативные события могут позитивно влиять на развитие IT-продуктов.
Если бы Нассим Талеб увидел, что его называют экономистом, он бы очень долго и громко ругался. Те, кто читали его Антихрупкость, поймут о чем я говорю. Благо, эта аннотация не пошла в релиз.
Этот эпизод работы с редактором был моим первым разочарованием в сервисе Ridero. Я попросил заменить редактора, на что меня начали убеждать, что редактор сделал лучшее из возможного, правки делаются по тексту в целом, а не по сути, суть книги он понимать не должен и, вообще, я сам на это изначально соглашался. Это было мое второе разочарование в Ridero.
В итоге, мне дали второго редактора. Точнее я оплатил второго редактора. Как уверяли в Ridero, он был супер-профи. В качестве компенсации за неудачу первого мне предложили переписать аннотацию без дополнительной оплаты. К сожалению, история и низким качеством редактуры и невнятной аннотацией повторилась. Так я потерял примерно месяц.
Ближе к третьей неделе чахорды с редактурой я начал подозревать, что Ridero не даст мне качественный результат, поэтому ради интереса пошел на сервисы YouDo и Профи.ру, посмотреть нет ли там редакторов. И, о чудо, их там оказалось очень много и они готовы были работать с Google Docs, при этом брали сильно меньше и работали сильно быстрее. Благодаря этому за неделю с моей книгой последовательно поработали три редактора и каждый внес что-то свое в текст.
4.2. Корректура
Так как я изначально заплатил Ridero и за корректора, то решил, что воспользуюсь их услугой и не буду искать стороннего специалиста, о чем в последствии пожалел. Корректор опять попросил Word-файл, я опять выгрузил из Google Docs. Когда мне прислали результат, то снова загрузил в Google Docs с проблемами при конвертации. Опять это заняло неделю.
После работы корректора я еще неоднократно исправлял опечатки в тексте. Те, кто делали верстку книги, тоже исправляли опечатки. Но, к сожалению, по итогу, в книге всё равно остались опечатки, что меня, как человека, который много сил вложил в качество, очень печалит.
Я бы вам рекомандовал, как в случае с редакторами, нанимать на YouDo или Профи.ру сразу нескольких корректоров, чтобы каждый из них прошелся по тексту после предыдущего. Как выяснилось, много корректоров не бывает и это сильно повышает итоговое качество.
4.3. Дизайн обложки
Параллельно с борьбой с редакторами Ridero я делал с ними обложку. Как и в случае с редактурой, я сделал оплату услуги и ждал, когда мне выдадут специалиста. Мне сказали, что у меня нестандартная книга и требования к ней высокие, поэтому рекомендуют доплатить за надзор арт-директора над процессом и результатом. Я согласился, потому что обложка для книги очень важна.
Дизайнер должен был прочитать книгу и разработать концепцию оформления обложки. На это он брал до 10 рабочих дней. В нужный срок мне прислали концепт, который выглядел очень сильно и внушал оптимизм за конечный результат. Дизайнер, как мне показалось, ухватил основную суть, вот пара выдержек:
Эта книга определенно попадает на полку «Бизнес-литература», в подрубрики «IT-бизнес», «Руководства» и т.д. При этом нужно учитывать, что книга глубоко практическая. Не развлекательная (несмотря на то, что написана достаточно доступным языком), не инфоцыганская (а значит, нам не нужно растягивать портрет автора на всю поверхность), это прикладная книга про очень конкретные боли во взаимодействии бизнеса и IT. При этом мы вряд ли хотим, чтобы книга выглядела как скучный справочник или учебник. В книге подсвечены больные точки взаимодействия бизнеса и IT и предлагаются самые эффективные способы выстраивания рабочего процесса.
Этот подход выглядит как смирение перед фактом, что чем сложнее система, чем больше «хотелок» бизнеса и внешних факторов на нее наслаивается, тем выше энтропия. Можно пытаться предугадать каждый вероятный сценарий, но по факту это может привести к неразумной трате ресурсов в процессе предварительного исследования, к тому же в сложных схемах это и вовсе невозможно реализовать на 100%. Потому что как бы ты ни стелил соломку, все равно однажды прилетит стая черных лебедей, которая склюет все твои чудесные идеи именно в тех местах, где была несущая конструкция. Выходит, что гораздо выгоднее формировать эластичную гибкую систему, которая реагирует на изменения таким образом, чтобы не ломаться, а продолжать полноценно функционировать с минимальными вмешательствами.
Автор рисует различные исходные позиции (судя по всему, типичные для этой сферы) и сбалансированный подход к каждой из них. Плюсы, минусы, подводные камни. Как бы ни хотелось неопытным или слишком консервативным любителям «волшебных таблеток», универсального сценария не существует. Как раз потому что только практика, только эвристический подход дают необходимый опыт, что в дальнейшем позволяет успешно выстраивать и обслуживать гибкий успешный продукт уже с учетом совершенных ошибок.
Всё прямо в точку. Когда я читал этот концепт, то поймал себя на мысли, что этот текст больше похож на аннотацию, чем то, что в качестве аннотации выдали оба редактора. Я даже попросил передать этот текст редактору, чтобы у него получилось сделать аннотацию, но, к сожалению, моим советом не воспользовались.
После такого блестящего начала я приготовился ждать примеры обложки. Через неделю мне прислали вот такие варианты:
Сказать, что я был разочарован, это ничего не сказать. Я не мог себе представить, чтобы моя книга имела такое оформление.
Мне нужно было дать обратную связь дизайнерам, чтобы во второй заход они поправили недостатки. Представляя себе, как тяжело формулировать проблемные моменты в дизайне, я обратился за помощью к дизайнерам из своей компании во главе с Андреем Шапиро и к моему старому знакомому Владу Зелинскому. Мы составили очень подробного описание того, что можно усилить и улучшить в представленных обложках.
Также, Влад подобрал примеры классных обложек, где есть интересная идея с формами или с шрифтом:
Еще Влад дал мне мудрую мысль о том, что обложку надо делать или ультра-современную, чтобы она была символом текущего видения стилистики, или монументальную, чтобы на века.
Всё это я выслал в качестве обратной связи в Ridero и надеялся на результат. Пока я ждал новые варианты обложен, Ridero разочаровал меня снова, когда они написали, что мои ожидания от дизайна обложки слишком завышены, потому что:
Важно учитывать и то, что мы работаем с готовыми изображениями, находимся в тесных рамках бесплатных стоков, завышать ожидания и рассчитывать на высокие художественные стандарты и философию в бесплатных картинках не стоит.
Я был очень сильно удивлен тем, что они в одностороннем порядке ограничили себя "тесными рамками" бесплатных стоков, и мне об этом не сказали. А когда они выдали низкий результат, то решили, что можно связать это с тем, что у них были рамки. Я ответил, что готов оплатить и платные стоки, если нужно. Кроме этого, попросил, чтобы они дозапросили любую другую оплату, которая поможет сделать качественную обложку.
В результате мне прислали вот это:
На этом этапе я уже понял, что ничего из Ridero вытрясти не получится, поэтому начал искать тех, кто в нашей стране профессионально занимается созданием обложек для книг.
И мне повезло! Я нашел студию Космос[ссылка удалена модератором]. Это был глоток свежего воздуха после душноты Ridero. Они быстро поняли суть, накидали варианты, собрали с меня обратную связь и даже сделали физический макет для того, чтобы увидеть как треугольник врезается в кружочки. Посмотрите уровень дотошности, с которым эти ребята подходят к своей работе.
Как итог, ребятами из Космоса была сделана прекрасная обложка. Она мне нравится и по эстетике и по смыслу:
Какова красота!
4.4. Дизайн и верстка внутренностей книги
Внутреннюю часть книги тоже нужно задизайнить, то есть спроектировать. Это отдельная работа, которая по уровню сложности сопоставима с созданием обложки.
После этого по созданному дизайну делается верстка текста и картинок. Это тоже отдельная работа, потому что текст не должен подвисать, картинки должны гармонично сочетаться с текстом, размеры сносок должны аккуратно "биться" с основным текстом. В общем, в верстке книги есть множество нюансов.
Мне повезло еще раз, потому что ребята из студии Космос согласились сделать и дизайн, и верстку. Получилось все очень аккуратно и симпатично:
4.5. Получение ISBN
За этот шаг я почему-то больше всего переживал. Мне представлялось, что есть некая комиссия, которая под строгим надзором выдает ISBN номера лишь достойным. Но процесс получения ISBN оказался сильно проще, чем я думал.
ISBN (International Standard Book Number) — международный стандартный номер книги, который необходим для распространения издания. Без этого уникального номера магазин не станет продавать вашу книгу. В нашей стране ISBN присваивает Российская книжная палата и услуга эта платная.
Все шаги по получению ISBN подробно описаны на сайте книжной палаты. Если коротко, то нужно написать им письмо с заполненным бланком (образец у них на сайте), оплатить 3960 руб. и всё. Заполнение данных о книге и оплата занимает примерно полчаса.
Через несколько дней вам на электронную почту присылают ISBN, штрих-код и памятку с правилами использования. С этого момента у вашей книги есть международный номер и ее можно продавать в магазинах.
Для тех, кто выпускает книгу самостоятельно рекомендую обратить внимание на следующие пункты из памятки:
п. 7.1. В книжных изданиях, в изданиях со шрифтом Брайля ISBN приводят в левом нижнем углу оборота титульного листа издания по ГОСТ Р 7.0.4–2006 «Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления» (в настоящее время пересматривается, с середины 2020 г. будет введён одноимённый ГОСТ Р 7.0.4–2019). Воспроизведение ISBN должно быть четким, легко читаемым, шрифтом кегля не менее 9 пунктов.
п. 9.2.2 Если автор приобрел ISBN как физическое лицо и издает собственную книгу, то он должен быть указан на титульной странице книги и как издатель. Его имя (инициалы и фамилию, или имя и фамилию) приводят с предшествующим словом «Издатель».Издатель А. И. ПахомовИздатель Ольга АлексееваНе допускается заменять имя физического лица, номер ISBN которого указан в издании, наименованиями каких-либо организаций в качестве издателей.
п. 9.3. На концевой титульной странице книжного издания или в правой части нижнего поля листа (или на обороте) листа листового издания наименование издателя приводят вместе со сведениями о форме собственности или типе организации, которые указывают без сокращения слов. Дополнительно издатель может указать номера своих телефонов, электронные адреса (ссылку на сайт в сети «Интернет», социальных сетях, электронную почту и т. п.).Приводят также фактический адрес издателя, если он не совпадает с юридическим.Физическое лицо может ограничиться указанием только электронных контактных адресов.А. Н. Субботина. E-mail: info@subbota.ru; www.subbota.ru.
По сути, вам нужно обязательно разместить ISBN на обложке своей книги, указать, что вы издатель, и дать свои контакты. Я просто передал эту информацию студии Космос, чтобы они разместили все данные согласно правилам.
4.6. Публикация цифровой версии
Изначально я планировал продавать книгу на Озоне. Первое, что у меня было готово – это цифровая версия, которую я собирался разместить в продажу. Выяснилось, что сам Озон цифровые книги не продает. Такой формат принимают только на Litres. А уже после публикации на Литресе цифровая книга автоматически попадает на Озон.
Чтобы загрузить книгу на Литрес, я сделал следующее:
Зарегистрировался на сервисе https://selfpub.ru
Загружать книгу можно только в формате fb2. Для создания файла fb2 я выгрузил книгу из Google Docs в Word, а из Word выгрузил в fb2-файл.К сожалению, на этом этапе возникло много проблем, потому что при конвертации в fb2 получается файл, который не может "проглотить" Литрес. Я примерно неделю вместе с техподдержкой пытался поправить файл вручную. В итоге, они взяли мой Word-файл и сами сделали из него fb2-файл, который я успешно загрузил на Литрес.
У Литрес есть варианты того, как они платят вам роялти с продаж. Если они забирают себе права на книгу, то отдают вам 35% с продаж. Если не забирают, то 25%. Так как я не собирался отдавать им права на книгу, то выбрал второй вариант.
После публикации почти сразу книга появилась в продаже на Литрес и в течение суток появилась в продаже на Озоне.
Для вывода денег достаточно привязать свою карту. Вывод роялти доступен раз в период. Даты вывода они пишут в личном кабинете.
Мне понравился Литрес тем, что он выдает очень много форматов цифровой книги. Эти форматы они делают внутри своей платформы автоматически, а пользователи после покупки выбирают удобный для себя вариант.
Также, Литрес формирует пробную версию для чтения. Уверен, что она помогает покупателям определиться нужна ли им эта книга. Считаю, что это полезная возможность.
Кроме этого, у них очень много партнерских программ, то есть книга будет загружена на множество разных площадок автоматически:
4.7. Публикация аудио-версии
В Selfpub есть возможность заказать аудио-версию цифровой книги. Делать самому вообще ничего не надо и платить за озвучку тоже. Устроено это так:
Selfpub предлагает всем желающим озвучить книгу за роялти с продаж.
Тот, кто соглашается, делает аудио-версию
Аудио-версия выкладывается на продажу и я, как автор, и тот, кто озвучивал, получают процент с продажи.
Мне повезло, что за озвучку взялся студент айтишник 4 курса ВМК МГУ Данила Михальцов. Он прекрасно сделал свою работу и по ходу работы над материалом многое для себя узнал и даже успел применить знания в своем проекте. Послушайте как классно Данила озвучил материал.
Сам Данила в восторге от тех знаний, который получил. Вот что он пишет о книге:
Очень классная книга! Озвучил её для ЛитРеса и получил массу положительных эмоций, поскольку сам являюсь программистом. Книга разбита на несколько разделов, которые покрывают различные темы, которые актуальны при заказе бизнесом разработки IT-продукта. Узнал много новых понятий и расширил свой профессиональный кругозор. После прочтения книги появилось, например, осознание того, КАК нужно строить антихрупкие (= способные быстро адаптироваться к измениям) IT-продукты и в чём подвох перехода с монолита на микросервисы (привет куче скрытых расходов и догоняющему потоку фич).
В книге есть много практических примеров и собранных бизнесом граблей. Я уверен, что прочтение этой книги может сэкономить немало денег при создании IT-продукта, поскольку, например, традиционный подход к разработке программных продуктов (с подробным техническим заданием и без постоянного общения с заказчиком) может повлечь большие потери, если проект находится в постоянно меняющейся среде, а ведь именно так часто и бывает. Интересны были буквально все главы, в том числе про legacy-код, про технический долг и про применимость low-code платформ.
Рекомендую!
Интересно, что с Динилой нам удалось встретиться лично через полгода после публикации, когда я выступал на конференции TrueTechConf 2023, а он, как студент, защищал там свой проект.
Как итог, создать свою аудио-книгу в Selfpub, после того, как вы уже опубликовали там цифровую книгу, проще простого. Рекомендую и этот сервис и этот формат книги, потому что, судя по обратной связи, есть довольно много людей, которые привыкли книги слушать, а не читать.
4.8. Выбор параметров бумажной книги и печать
К этому моменту у меня начался выбор типографии для печати книги. В целом, это довольно простой процесс, потому что есть много типографий, которые умеют печать книги в самых разных вариантах. Поэтому в итоге я выбирал по цене и сроку реализации. Цена очень сильно варьируется в зависимости от следующих параметров:
Если книга будет полноцветная, как у меня, то это примерно в 3 раза дороже, чем черно-белый вариант. Был еще промежуточный вариант, когда все цветные страницы печатаются подряд и вставляются в середину книгу. Но этот вариант мне не подходил, потому что у меня есть цветные иллюстрации почти на каждом развороте.
Тип обложки тоже сильно влияет на цену. Самый дешевый вариант – мягкая черно-белая обложка и страницы склеены. Самый дорогой – твердая и цветная обложка, страницы переплетены. В промежутке можно выбирать любые комбинации в зависимости от ваших потребностей. Так как я за качество, то выбрал второй вариант.
После согласования цены, подписывается договор, делается тестовая печать страниц по макетам, которые подготовили дизайнеры, и всё, тираж уходит в печать. Печать занимает примерно месяц. И через месяц в типографии лежат горы из коробок с вашей книгой.
4.9. Размещение и продажа на Озоне
Дистрибьюция книги тоже меня немного пугала, потому что опыта в этой теме не было никакого. Для начала я зарегистрировался как поставщик Озона на их портале. Это просто регистрация в сервисе, очень простые действия.
Зарегистрировался как самозанятый на портале Гослуг. Это делается это онлайн за 10 минут.
Указал данные самозанятого на Озоне и заполнил карточку товара. Все эти действия оказались очень простыми и заняли не больше часа.
Дальше у меня был выбор того, как я буду хранить свой товар:
FBS – товар лежит у меня. Когда поступает заказ, я его комплектую и отношу в пункт Озона. С точки зрения денег это выгодный вариант, потому что не надо платить Озону за хранение книг и упаковку. Но с точки зрения времени, это очень затратный вариант, потому что надо всё делать самому, включая возвраты.
FBO – товар лежит на складах Озона и они сами занимаются его упаковкой и возвратами. При этом надо отдавать им оплату за время и объемы хранения. Я выбрал этот вариант, так как он наиболее удобный с точки зрения затрат времени.
Чтобы отдать товар на склад Озона, нужно в личном кабинете сделать заявку на поставку. Они сами подготовят то, что нужно распечатать. Мне оставалось только распечатать штрих-коды, наклеить на коробки, заказать машину с грузчиками и в нужное время отправить их на адрес склада, который указал Озон.
Дальше Озон сам рассылает книги партиями по всей стране на свои склады и с этих складов делает доставку. Всё оказалось довольно просто.
Единственный нюанс, который оказался для меня неожиданным, что при доставке Озона часть книг повреждалась. Посмотрите на фото в отзывах, какие жестки повреждения были сделаны. Но это единичные случаи, в целом, Озон сработал блестяще.
5. Публичное обсуждение идей
Мало книгу написать, надо чтобы ее почитали. Поэтому я начал рассказывать о книге в статьях и на разных конференциях.
Благодаря Алексею Пименову на конференции Flow 2022 прямо на открытии презентовали мою книгу. А благодаря Сергею Баранову на конференции ArchDays 2022 стоял баннер о книге.
Хекслет попросили меня дать интервью на тему антихрупкости в IT и по итогу выпустили прекрасную и емкую статью Как стать антихрупким, работая в IT.
Я рассказывал про антихрупкость в IT на конференции CodeFest 2023 в Новосибирске на ProIT Fest 2023 в Питере. Я получил много положительной обратной связи и просьб продолжать копать эту тему.
Выступал перед студентами четырех ВУЗов и делился с ними мыслями на эту тему. Студенты оказались в восторге, потому что я рассказывал о реальной практике, а это всегда вдохновляет и зажигает.
Кстати, если вы представляете ВУЗ, то позовите меня в себе на лекцию об антихрупкости в IT. Я сам приеду или прилечу, чтобы пообщаться со студентами.
В общем, я сделал довольно много для того, чтобы донести эту тему до IT-сообщества, но чувствую, что этого еще не достаточно. Судя по вопросам, которые мне задают, у большого количества людей есть потребность в более детальном изучении вопроса.
6. Отзывы о книге
После всей это проделанной работе мне, конечно, очень приятно читать положительные отзывы.
Шикарная книга, Александр! Спасибо за материал! Прочитал в электронном виде - но лучше бы взял в бумажном! Такие книги должны стоять на полке после прочтения или дариться коллегам!
Если бы эта книга была у меня на заре карьеры в IT - я бы не наделал столько ошибок. “Антихрупкость в IT” обязательна к прочтению для продуктовых, проектных и процессных менеджеров, в качестве погружения в предметную область и дополнительного взгляда с точки зрения разработки.
Главы про микросервисы и технический долг оказались довольно полезными. Но самой важной оказалась первая часть книги про инструменты и работу с моделями мышления заказчиков. Это помогает избежать лишней работы, избавиться от кнопочного мышления и мучительных противоречий при разработке и проектировании продуктов.
Книгу прочёл на одном дыхании. Рекомендую также блог автора, статьи на Хабре и подкасты.
Кладезь информации о современном подходе к разработке, прикольные рисунки для визуализации идей. В восторге от книги! Очень много анализа и решений проблем и задач в разработке программ, и в то же время читается легко и интересно. Книга просто находка, тем более что стоит очень не дорого. Сам автор успешный предприниматель, своей работой доказавший правильность идей, изложенных в книге
Опыт 12 лет. Эта книга унижает меня на каждой странице и одновременно добавляет мотивацию на изучение той или иной темы. Спасибо Вам за книгу!
Антон Кожемяко прислал ссылку на рецензию. Антон – это тот самый специалист ТРИЗ 4-го уровня, один из ведущих в мире экспертов применяющий ТРИЗ для решения бизнес-задач, член правления Международной ассоциации бизнес-ТРИЗ. В общем, для меня большая радость, что такие эксперты делятся рецензиями на мою книгу.
После таких отзывов я снова открываю заметки по всей обратной связи, которую мне накидали по первой книге читатели и участники конференций, где я рассказывал об антихрупкости в IT. И по этим заметкам с новыми силами продолжаю верстать каркас новой книги, где попытаюсь раскрыть тему с еще большей глубиной. Вторая книга — пока только задумка, но я надеюсь, что мне хватит сил ее создать.
Спасибо вам за отзывы ????
7. Итоги
Книга вышла без внешний влияний. Я писал как хотел и что считал нужным. Сейчас, когда весь путь пройден, я описал все шаги и они сжаты в одну статью. Но я вспоминаю, что в процессе мне было тяжело, я боролся с неопределенностью, я несколько раз думал бросить эту затею, много кратно сомневался нужна ли это книга сообществу.
На данный момент книга попала в номинацию "Прорыв года" в премии Highload++. Для меня это еще одно подтверждение того, что писал я ее не зря.
Я надеюсь, что шаги, которые я описал, помогут вам принять решение о публикации собственной книги. Делитесь знаниями, это очень важно и ценно для других людей и для вас самих!
AndrewYaremko
Тоже, носился я с идеей книги лет 20, как ни как для дитя 80х книга как факт имела маральную ценность, а потом взял и опубликовал учебник на хабре. И как то отлегло, современная коммуникация требует современного формата. Например, если в книге есть исторические сводки, что можно сделать - картинку/текст вставить, а в цифре и видео хроники показать и интервью участников. Искренне рад вашим успехам.