Предисловие
Всем привет!
Данная статья написана в качестве рефлексии по поводу выполнения лабораторной работы. Поскольку упор делался на написание рабочей нейронной сети, все приведенные формулы не будут доказываться. Если же вам интересен математический аппарат, то я изучал его по этой статье.
Со всеми корректными замечаниями по поводу кода жду в комментариях.
Решаемая задача
Решаемая задача звучит примерно следующим образом: На вход подается картинка размером 7х7, необходимо определить, что на ней нарисовано - круг, квадрат или треугольник.
Вопрос смещения фигуры относительно картинки оставим за скобками, в наших входных данных они всегда будут находиться в центре. Тем не менее на картинках может присутствовать шум, затрудняющий решение задачи.
Теоретическая составляющая
Для начала определимся с основными условными обозначениями.
- выход нейрона i слоя k
- количество нейронов в слое с номером k - 1
- ожидаемое значение выхода i сети
- номер последнего слоя сети
- вес нейрона в соответствующей связи, k - номер слоя, i - номер нейрона, j - номер входа из предыдущего слоя
Для лучшего понимания обозначений выходов нейронов и весов приведу простую картинку.
Каждое значение нейрона на выходном слое соответствует вероятности того, что на картинке нарисована соответствующая фигура. Поскольку возможных фигур у нас 3, то выходных нейронов будет тоже 3. На входе же у нас картинки размером 7 на 7, поэтому входов будет 49, соответствующих каждому пикселю изображения соответственно.
Логика работы сети предельно простая - нам надо рассчитать значения всех нейронов.
Считаются значения нейронов по следующей формуле:
Объясняю эту формулу - мы берем все нейроны на предыдущем уровне и умножаем их на соответствующие веса, которые выходят из нейронов на прошлом уровне и доходят до нашего нейрона. Затем мы полученную сумму загоняем в функцию активации, это нужно для того, чтобы значения нейронов не превышали 1. В нашем случае, в качестве функции активации будем использовать сигмоиду:
Итак, мы подсчитали, значения выходных нейронов, пройдя по всем слоям, но выходы, естественно, не совпали с нашими ожиданиями касаемо значений вероятности. Что же делать? Подстраивать веса таким образом, чтобы когда в следующий раз мы прогоним то же изображение, сеть дала немного более точный результат.
Для подстройки весов используем следующую формулу:
Альфа - коэффициент обучения, чем ближе фактические значения к ожидаемым, тем меньше нужно делать альфа.
Как вы могли заметить тут также появилось новое, ещё не известное нам обозначение дельта, его расчёт осуществляется по следующему правилу:
Для выходного слоя формула:
Для всех остальных слоев формула основывается на значениях предыдущего слоя:
В общем, тут алгоритм подсчета дельт примерно такой же, как для подсчёта нейронов, только с другими формулами и в обратную сторону.
Практическая составляющая
Наконец-то перейдем к написанию кода!
Весь функционал нейронной сети будем хранить в классе NeuralNet. Для начала напишем его интерфейс, а затем углубляться в реализацию.
class NeuralNet
{
public:
void set_input(vector<vector<double>> input); // Передаем в сеть картинку
void set_expected(vector<double> input); // Передаем в сеть ожидаемые значения выхода
void train(void); // Запуск итерации обучения
size_t apply(void); // Запуск подсчёта сети без обучения (для валидации результатов)
private:
double activation(double x); // Функция активации
void count_neural_net(void); // Подсчёт значений нейронов
void clear_neural_net(void); // Обнуление значений нейронов
void recal_alpha(void); // Обновляем коэф обучения в зависимости от ошибки
void adj_weight(void); // Подстройка весов
size_t output_size; // Количество выходных нейронов = 3
size_t input_size; // Размер стороны входной картинки = 7
size_t neuron_size; // Количество нейронов в промежуточных слоях
size_t layer_count; // Количество промежуточных слоёв
double alpha; // Коэффициент обучения
vector<double> expected; // Для хранения ожидаемых значений
vector<vector<double>> layers; // Слои нейронов
vector<vector<double>> delta; // Значения дельта для соответствующих слоёв
vector<vector<vector<double>>> weight; // Веса сети
};
Начнем с простого и будем двигаться к более сложному, напишем функции для обучения и валидации:
void NeuralNet::train(void)
{
clear_neural_net(); // Обнуляем веса
count_neural_net(); // Счиатем веса
recal_alpha(); // В зависимости от результатов подстраиваем коэф обучение
if (err() > MAX_ERR) // Если ошибка достаточно большая, то подстраиваем веса
adj_weight();
}
size_t NeuralNet::apply(void)
{
clear_neural_net();
count_neural_net();
// То же, что и в обучении, только без подстройки весов
// и возвращаем номер наиболее вероятной фигуры
return distance(layers[layer_count + 1].begin(),
max_element(
layers[layer_count + 1].begin(),
layers[layer_count + 1].end()));
}
Разберем пересчёт коэффициента обучения:
void NeuralNet::recal_alpha(void)
{
double e = err(); // получаем ошибку
double rel_e = 2 * abs(e) / output_size; // Получаем среднее значение ошибки
// Подстраиваем коэф обучения под диапазон возможных значений alpha
alpha = rel_e * (MAX_ALPHA - MIN_ALPHA) + MIN_ALPHA;
}
Далее посмотрим на подсчёт значений нейронов:
void NeuralNet::count_neural_net(void)
{
// Перебираем по очереди все слои
for (size_t layer = 0; layer <= layer_count; layer++)
{
// В каждом слое перебираем все нейроны
for (size_t neuron = 0; neuron < weight[layer].size(); neuron++)
{
// Для каждого нейрона перебираем все нейроны предыдущего уровня
for (size_t input = 0; input < weight[layer][neuron].size(); input++)
{
// Сначала считаем сумму произведений нейронов прошлого уровня на их веса
layers[layer + 1][neuron] += layers[layer][input] * weight[layer][neuron][input];
}
// А теперь применяем к сумме функцию активации
layers[layer + 1][neuron] = activation(layers[layer + 1][neuron]);
}
}
}
Ну и самое сложное - подстройка весов:
void NeuralNet::adj_weight(void)
{
// Сначала рассчитываем все дельты для выходного слоя, чтобы было от чего отталкиваться
for (size_t exp = 0; exp < output_size; exp++)
{
double t = expected[exp], y = layers[layer_count + 1][exp];
delta[layer_count][exp] = y * (1 - y) * (t - y);
}
// Теперь перебираем остальные слои (кроме входного) и считаем дельту для них
for (int layer = layer_count - 1; layer >= 0; layer--)
{
// Перебираем все нейроны в слое
for (size_t input = 0; input < layers[layer + 1].size(); input++)
{
double next_sum = 0;
// Для каждого нейрона перебираем все дельты на следующем уровне
for (size_t next_neuron = 0; next_neuron < layers[layer + 2].size(); next_neuron++)
{
// Суммируем все взвешенные значения дельт на следующем уровне
next_sum += delta[layer + 1][next_neuron] * weight[layer + 1][next_neuron][input];
}
// Домножаем на коэффициент y * (1 - y)
delta[layer][input] = layers[layer + 1][input] * (1 - layers[layer + 1][input]) * next_sum;
}
}
// Наконец можно подсчитать все новые веса
for (size_t layer = 0; layer < layer_count + 1; layer++)
{
for (size_t output = 0; output < weight[layer].size(); output++)
{
for (size_t input = 0; input < weight[layer][output].size(); input++)
{
// Домножаем дельты на коэф обучения и значение самого нейрона
weight[layer][output][input] += alpha * delta[layer][output] * layers[layer][input];
}
}
}
}
Заключение
Не так страшна задача, когда декомпозируешь её на более мелкие задачи.
За скобками остались задачи генерации примеров и инициализации всех данных, но это довольно тривиальные задачи, думаю все смогут найти удобное решение этих проблем.
Далее приведу ссылку на исходный код, в котором количество нейронов в сети, количество слоёв и количество эпох являются параметризуемыми величинами, для того, чтобы вы смогли подобрать наиболее эффективные их значения. У меня получилось так, что наиболее эффективным оказалась сеть всего с одним скрытым слоем из 14 нейронов.
Если кому-то помог разобраться в теме, лайки и подписки приветствуются!
Комментарии (32)
killyself
25.09.2024 17:39Спасибо за статью. Хотелось бы итоговую статистику - процент правильных ответов, возможно скорость работы
Mankeyy Автор
25.09.2024 17:39Не подумал, что это может оказаться интересным в рамках такой довольно игрушечной задачи, поэтому решил не вставлять.
Вообще, обучение и валидацию проводил на двух наборах по 60 картинок, поэтому временные задержки больше вызваны созданием объектов и всякими такими довольно техническими вещами, поэтому относиться к ним надо с долей скептицизма.
Время обучения на 50 эпохах 0.1 секунда
Время валидации 0.01 секундаОшибка у меня возникла только в случае, когда картинка валидации вида: круг с двумя зашумленными углами (или он же квадрат с двумя отсутствующими углами), все остальные картинки корректно определяются, то есть процент ошибок где-то 0-2%
Gay_Lussak
25.09.2024 17:39+24За нейронку - 5, за С++ - 2.
1. Вы передаете вектора в функцию не по ссылке.
2. void аргументах это уже не нужно даже в современном С, не говоря уже о С++.
3.for (size_t layer = 0; layer <= layer_count; layer++)
- здесь UB.
4. Часть циклов можно переписать на алгоритмы типа:std::transform(expected.begin(), expected.end(),
layers[layer_count + 1].begin(), delta[layer_count].begin(),
[](double t, double y) {return y * (1 - y) * (t - y);});Я к тому, что С++ - в данном случае неудачный вариант для изучения нейросети. Потому что здесь нельзя так расслаблено писать. Если бы на питоне дали пример, вопросов бы не было.
P.S. Открыл исходники. Вы в целом недавно начали изучать плюсы.
using namespace std да еще и в хедере - это расстрельная статья.
Вы бросаете исключения, а где вы их перехватываете? Или у вас план вызывать std::terminate при каждом исключении? Тогда вопросов нет. И там где надо не бросаете, например при делении.У вас магические числа при том что есть дефайны. Кстати о них. Дефайны - это С, но ни как не С++. Для констант лучше constexpr и enum class.
Разбирать на самом деле еще очень много, я описал только что бросилось в глаза.
В общем если эту лабу приняли, у меня серьезные вопросы к компетенциям препода.maxcat
25.09.2024 17:39+1Вот этих ваших std::transform(expected.begin(), expected.end() нету в других сиподобных языках - так что с ними было бы непонятнее. И этот ваш питон непонятен знающим сиподобные языки.
Вообще в идеале надо было писать на c# или java, но в нейтральном стиле (например, не используя linq) чтобы всем было понятно. Там и в обоих языках много схожести, и плюсовики поймут (так как эти языки просто обезжиренный cpp), и не надо особо заморачиваться с хедерами и ссылками на вектора, и нету наследия от си чтобы спорить о его уместности
Gay_Lussak
25.09.2024 17:39+17Я дал советы человеку, чтобы он лучше знал плюсы, а не чтобы читателю было легче. Тем более всегда можно сделать пояснения в непонятных моментах. Ну и понять что transform - это аналог map или zip в любом другом языке не сложно.
...не надо особо заморачиваться с хедерами и ссылками на вектора...В плюсах либо сразу писать нормально либо никак.
akryukov
25.09.2024 17:39+6Вы тут не даете советы, а занимаетесь самоутверждением за счет студента и его преподавателя.
Gay_Lussak
25.09.2024 17:39+9Не знал, что код-ревью называется самоутверждением. Если человек выкладывает статью, следует ожидать критику.
Nansch
25.09.2024 17:39+1С таким подходом вы ничего так и не напишете.
voldemar_d
25.09.2024 17:39+1Вектор передавать по значению - это сильно. Если в нём миллиард значений будет - ничего, и так сойдёт?
perfect_genius
25.09.2024 17:39Если нет приоритета производительности, то сойдёт.
voldemar_d
25.09.2024 17:39+1Ну и если так рассуждать, что угодно сойдёт. Зачем тогда вообще C++?
perfect_genius
25.09.2024 17:39Потому что он всемогущ. Если в следующий раз понадобится производительность - автор сможет, не будучи ограниченным языком.
voldemar_d
25.09.2024 17:39+1В плюсах либо сразу писать нормально либо никак.
Я всё-таки поддержу утверждение в цитате. А то люди пишут целые книги про оптимизацию программ и с рекомендациями про то, как следует писать код - не на ровном месте же это делается.
perhana
25.09.2024 17:39Почему вы считаете, что Python непонятен знающим C-подобные языки? Мне, например, вполне понятен.
Я согласен со всеми замечаниями ув. @Gay_Lussak. Раз взялся за C++, то нужно писать именно на нём, а не на пресловутом "C с классами". Благо, современный C++ предоставляет много полезных инструментов. Помимо упомянутых алгоритмов есть также ranges, позволяющие писать ещё более компактный и выразительный код.
Mankeyy Автор
25.09.2024 17:39+3Спасибо за замечания, обязательно приму к сведению при дальнейшей доработке кода.
Можете пояснить в чем заключается UB в строке с циклами?
transform же сознательно не использовал для более наглядного потактового контроля за каждой итерацией вычислений. В будущем данная модель будет переносится на аппаратуру и будет неудобно выполнять отладку, если слишком инкапсулировать логику подсчета в недра стандартных библиотек.
yappari
25.09.2024 17:39+3Можете пояснить в чем заключается UB в строке с циклами?
Нет там УБ, просто товарищ скор на расправу. Ваш грех в том, что ограничивающая переменная не очень корректно названа и реальное количество слоёв на самом деле больше.
voldemar_d
25.09.2024 17:39+1Не знаю, о какой аппаратуре речь, но для весьма многих устройств код можно писать на C++. Arduino IDE, например, поддерживает C++20.
wolodik
25.09.2024 17:39+3Прям на ностальгию пробило.. 98й год, разбирался с нейросетями для дипломной работы и в качестве примера написал как раз на плюсах распознавание букв алфавита. Такие же монохромные буковки, проверка устойчивости распознавания на зашумлённой картинке и рукописных символах.. В качестве мануала были какие-то ксеры пары английских статей про многослойные персептроны :)
diegomaczuro
25.09.2024 17:39Извините, а где вы учитесь и на какую специальность? Где нынче такие интересные лабораторки дают?
Mankeyy Автор
25.09.2024 17:39ИТМО, Компьютерные Системы и Технологии, эта задача - часть большой задачи по реализации аппаратного ускорителя нейронных сетей.
da-nie
25.09.2024 17:39Вообще-то, всё это делается матричным умножением. Особенно для аппаратного ускорителя. О чём много-много раз уже писалось. Можете посмотреть реализацию для CUDA.
drVit
25.09.2024 17:39Для таких маленьких сеток, скорее всего, быстрее на ЦПУ посчитать, чем по шине на карту с ускорителем данные гонять.
Kergan88
25.09.2024 17:39+1Последние лет 20 практически у всех прикладников курс по сеткам есть. За исключением какихто университетов села кукуево разве что.
codecity
Смотрели ли С++ -либу ATen - математическую основу PyTorch?
Mankeyy Автор
Не смотрел, была необходимость написать модель на чистых плюсах, так как в будущем будут дополнительные задания по проектированию аппаратного ускорителя. В любом случае, спасибо за наводку, ознакомлюсь)