Захотелось разобраться в китайских ракетах серии Великий Поход ( “Чанчжэн”, Long March).
Начнем с того, что в Китае ракеты делают государственные организации и частные фирмы. Про частные фирмы отдельный разговор, а сейчас поговорим про государственные:
Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC) - является ведущим государственным подрядчиком в области космических технологий и отвечает за основную часть ракетных запусков в Китае.
Именно она делает ракеты серии Великий Поход ( “Чанчжэн”, Long March)
Китайская аэрокосмическая научно-промышленная корпорация (CASIC) - была образована в результате реформы ВПК и занимается разработкой как гражданских, так и военных ракетных систем. Разработанные ей ракеты носители называются Куайчжоу (Kuaizhou)
Китайский космос, как положено, начался с добавления ступеней на баллистические ракеты. Ракета DF-4 была разработана в 1960-1970х, ей добавили еще одну ступень и получилась ракета Чанчжэн-1, которая вывела первый китайский спутник в 1970 году. Слетала всего два раза, оба успешно.
Затем, на основе баллистической ракеты DF-5 была разработана ракета Чанчжэн-2.
Двигатели DF-4, DF-5, а за ними и Чанчжэн-2 работали на паре НДМГ и тетраоксиде азота - жидкое высококипящее топливо - типичное для военных баллистических ракет того поколения (как и советские - УР-100, УР-200, УР-500)
На основе Чанчжэн-2 были разработаны позднее ее модификации, а также ракеты Чанчжэн-3 и Чанчжэн-4. Они отличаются второй ступенью, бустерами (в советской терминологии бустеры называются первой ступенью, а первая соответственно второй и т.д.) и назначением.
- Чанчжэн-2: Используется для вывода спутников на низкие орбиты. Имеет несколько модификаций, включая Чанчжэн-2C и Чанчжэн-2D. Чанчжэн--2F с жидкотопливными бустерами используется для вывода в космос людей. Полезная нагрузка у нее максимальная из всех модификаций Чанчжэн-2 - 8400 кг на низкую орбиту.
- Чанчжэн-3: Специализируется на выводе спутников на геопереходные орбиты. Модификации включают Чанчжэн-3B и Чанчжэн-3C. Последние модификации могут вывести до 3900 кг на геопереходную орбиту
- Чанчжэн-4: Применяется в основном для научных миссий и вывода спутников на полярные орбиты. Имеет две основные модификации: Чанчжэн-4A и Чанчжэн-4B.
В 2000х началась разработка новой линейки ракет. Если старые использовали наследие военных баллистических ракет и использовали ядовитое топливо, то новая линейка должна была быть разработана с нуля именно для космоса, использовать “чистое” топливо и быть построена по тому же принципу - использование одних и тех же двигателей как конструктора чтобы делать разные ракеты под разные задачи.
Для новой линейки ракет были разработаны двигатели YF-100 и YF-115 (керосин и жидкий кислород) а также YF-77 (жидкий водород и жидкий кислород).
YF-115 является уменьшенной версией YF-100
Изначально были запланированы создание тяжелой Чанчжэн 5 с легким и средним вариантом и модификация среднeй Чанчжэн 2F под новое топливо.
Дальше я процитирую википедию (https://en.wikipedia.org/wiki/Long_March_7)
Проект Long March 7 начался в 2008 году с формирования команды разработчиков в CALT. (China Academy of Launch Vehicle Technology). С приобретением технологии RD-120 (советский кислородно-водородный двигатель) и разработкой двигателей YF-100 и YF-115, первоначальный план состоял в том, чтобы переделать Long March 2F. Long March 2F/H, как его бы назвали, «просто» переключился бы с N2O4 / UDMH на топливо кислород/керосин и усовершенствовал бы двигатели, чтобы обеспечить лучшую производительность. Но переключение привело к каскаду изменений, которые значительно увеличили сложность проекта.
В то же время ожидалось, что первоначальный проект Чанчжэн 5 будет включать тяжелую, среднюю и легкую версии. Поскольку Чанчжэн 2F/H и средний Чанчжэн 5 имели значительные совпадения, было решено объединить оба проекта. Таким образом, высокая надежность и летные компоненты и технологии Чанчжэн 2F были объединены с новыми технологиями, разработанными для Чанчжэн 5. Хотя Чанчжэн 6 был закончен почти в то же время, он был совершенно отдельным продуктом, разработанным молодой командой в SAST (Shanghai Academy of Spaceflight Technology). Таким образом, Чанчжэн 6 объединяет с Чанчжэн-5 и Чанчжэн 7 лишь диаметры баков и двигатели, но охватывает диапазон полезной нагрузки между средним Long March 7 и очень легким Long March 11
Итак, были созданы
Чанчжэн 7 и 8 средней грузоподъемности - с 0, 2 или 4 бустерами на основе одного YF-100, первой ступенью из двух YF-100 и водородной второй ступенью
Чанчжэн 6 - с первой ступенью из одного YF-100 и второй из одного YF-115
Тяжелая Чанчжэн 5 с 4 бустерами из двух YF-100 каждый и кислородно водородными 1ой и 2ой ступенями
Также, совсем на других технологиях была сделана твердотопливная Чанчжэн 11
Все эти ракеты существуют в разных вариантах, с разными бустерами (включая твердотопливные), разным числом бустеров и разными верхними ступенями под разные задачи.
Чанчжэн 5 выводила китайскую космическую станцию, автоматические миссии на Луну и тяжелые геостационарные спутники, Чанчжэн 7 играет важную роль в снабжении станции.
Идет постепенная замена старых носителей на новые
Число запусков |
Чанчжэн 2,3,4 |
Чанчжэн 5,6,7,8 |
2021 |
40 |
9 |
2022 |
37 |
10 |
2023 |
36 |
6 |
2024 (до окт) |
21 |
11 |
Ознакомиться со всей номенклатурой можно здесь:
https://space.skyrocket.de/directories/launcher_china.htm
Сейчас разрабатывается новая, сверхтяжелая ракета Чанчжэн 9 для полетов на Луну. Последние несколько лет ее дизайн всё время меняется и по последней информации на ее многоразовой (!) первой ступени планируется использовать 30 (!) кислородно метановых (!) двигателей https://en.wikipedia.org/wiki/Long_March_9
Где то мы это уже видели ?
Надеюсь китайские товарищи доведут ее до ума. Будет интересно посмотреть на реализацию их лунной пилотируемой программы
Grikhan
и сколько их?
javax Автор
Спасибо, исправил на "геопереходные"
Grikhan
По тексту больше похоже на геосинхронные.