Едва ли не у каждого из нас случались в жизни периоды, когда нужно было быстро обучаться чему-то новому. Будь-то адаптация на новом рабочем месте, купленный интенсив или желание выйти на бюджет в универе или получить премию. Ниже приведен гайд по базовым инструментам, которые помогают улучшить обучение.
Материал написан по лекции профессора нейробиологии и офтальмологии Стэнфордского университета Эндрю Губермана. Приведены три базовые механизма, которые помогают форсировать обучение. Отдельно в лекции разбирается еще роль медитации, тема которой затрагивалась, но про это будет отдельный материал.
Топ 3 привычки для улучшенного обучения
Обучение строится вокруг способности мозга создавать новые нейронные связи, на основе которых и строится новый опыт. Есть некое заблуждение, что нужно «что-то принимать», чтобы связи росли эффективнее. Скорее, секрет обучения в том, чтобы создать оптимальные условия для работы мозга, и привычки для улучшенного обучения помогут с этим.
Самоубеждение и значимость любопытства
В ранних материалах мы уже писали про нейрогормон дофамин, как базовое топливо для роста нейронных связей. Фактически, связка катехоламинов «дофамин, норадреналин, адреналин» была и остается квинтэссенцией обучения и усвоения нового. Но можно ли обусловить выброс для этих нейрогормонов вручную?
Самый стабильный дофаминовый отклик мы получаем в случае, когда нам любопытен процесс происходящего. «Любопытство не порок, Гарри. Но его нужно держать в узде.» говорил Дамблдор, и это объясняет, почему он был выходцем Гриффиндора, а не Когтеврана. Ведь именно здоровое и осознанное любопытство помогает поддерживать рост нейронов.
Поэтому, разбор «я это делаю для конкретной цели» поможет вам осваивать знания. Лучше всего будет сесть, и выписать отдельный набор пунктов, что именно вам дает конкретный материал. Будь-то курсовая, подготовка к экзамену или ТЗ для проекта. Чем лучше вы объясните себе значимость занятия, тем большую отдачу получите от времени, затраченного на учебу.
Нейропластичность
Нейропластичность – это способность как обучаться новому опыту, так и отказываться от старых убеждений. Так уж случилось, что за последние 120 лет едва ли не трижды были пересмотрены убеждения касательно возникновения Вселенной и жизни на планете. И именно готовность отказываться от ложных убеждений – базовая функция для обучения.
Для всего этого есть три типа механизмов нейропластичности:
Упрочнение нейронных связей.
Ослабление нейронных связей.
Рост новых нейронов.
Все эти три процесса активируются, когда вы занимаетесь самотестированием. Берете некое убеждение и проверяете себя. Откуда я знаю, что любопытство полезно для обучения? Давайте погуглим, что вызывает любопытство. Узнаем механику этого чувства, выйдем на нейрогормоны, и вуаля, вы или закрепили свои знания, или подчерпнули что-то новое, найдя опровержение для своих старых убеждений. Поэтому самотестирование и вопрос: «откуда я уверен в своем убеждении» будет базой для улучшенного обучения.
Базовая привычка успешных студентов
В этом случае приведем в пример исследование с выборкой в 700 студентов из медицинских ВУЗов, 350 парней и столько же девушек. Суть этого исследования в корреляциях. Было выделено 5 базовых качеств, которыми определялся успех в обучении. И, чем больше качеств наблюдалось у студента, тем выше была его результативность в обучении!
Способность выделять конкретное время для обучения и ограждать себя от раздражающих факторов. Это были полноценные 3-4 часа обучения, разбитые на несколько периодов внутри дня. Без телефона, друзей и развлечений. 5 дней в неделю.
Время и силы на то, чтобы обучать своих сверстников. Объяснять им как именно устроен учебный материал, что именно сейчас изучается. Как вариант для адаптации – это может быть даже резиновая утка, которой вы объясняете смысл того, чем занимаетесь. Будь-то алгоритм кода или тема курсовой по концепции смерти эго.
Изучение материала в одиночестве. Фокус и концентрация – это не безграничный ресурс, но возобновляемый. Ультимативное обучение в одиночестве, отстроенность от отвлекающих факторов, вот верный способ впитывать знания как губка.
Не откладывайте обучение на вечер. Это худшее решение, так как к вечеру растет уровень аденозина, гормона, сигнализирующего про усталость. Эффективность обучения под аденозином будет падать. Период с 10 утра до 2 часов дня – оптимальное окно для обучения.
Создайте четкое расписание. Само собой, у всех бывают форс-мажоры. Но, суть в том, что на каждый день у вас выделено четкое время для обучения. Конкретный период, в одно и то же время. Это создаст дополнительный фундамент для роста сфокусированности и концентрации, за счет системного синтеза нейрогормонов в конкретные временные промежутки.
Каждый из этих пунктов способствует улучшенному обучению, но вместе они создаю единую синергию, способную прокачать скилл в обучении и достижении поставленных целей.
Можно ли форсировать обучение ноотропами?
Само собой, когда речь заходит про обучение и интеллект, то уместно сказать и про таблетки для ума. В своей сути, ноотропы, адаптогены и грибы не делают человека умнее. А создают подачу питательных веществ, которые помогают эффективнее формировать нейронные связи.
Тот же ежовик, за счет BDNF/NGF факторов не делает вас гением. Питательные полисахариды укрепляют рост нейронных связей, за счет чего человеку проще и эффективнее заниматься тем, чем он занимается большую часть времени.
Поэтому, если вы совмещаете привычный образ жизни с львиной гривой, то будете лишь еще эффективнее делать обычные вещи. Но, если вы сопряжете приведенные методы обучения с адекватным топливом для нейронов, то получите невероятный памп в росте продуктивности и личной эффективности.
Какие навыки можно развивать перечисленными инструментами?
Совершенно любые. Знания в программировании, обучение игре на музыкальных инструментах, понимание биологии, дизайн и рисование, вождение, техника бокса… Системность, регулярность, понимание значимости, концентрация, отдача. Это фундамент.
Поэтому, не бойтесь погружаться в среду, в которой вы не разбираетесь. С пониманием принципов обучения у вас есть все шансы стать более прокаченной версией себя!
Комментарии (2)
Boris_R
11.10.2024 12:00"Поэтому, если вы совмещаете привычный образ жизни с львиной гривой, то будете лишь еще эффективнее делать обычные вещи. "
С львиной гривой? Простите, можно попросить пояснить, что имеется в виду.
Sollita
Ничего нового. Мотивация, организованность, режим дня и высокий уровень интеллекта помогают эффективно обучаться. Это знает каждый педагог. А жаворонковская примочка по поводу утреннего обучения ни одной сове не поможет, а, скорее, навредит. Потому что до обеда совы неработоспособные. У совы оптимальное время для обучения будет после 13.00 :) И если сова начнёт учиться в 13.00, то аденозин повысится к 23.00, а не к обеду. ;)
"У «сов» интеллектуальная активность имеет три пика: первый в 13–14 часов, второй в 18–20 часов, третий – с 23 вечера до часа ночи. Причём самыми продуктивными являются вечерние периоды, в соответствии с этим и нужно строить свой рабочий день."