Всем привет! Меня зовут Егор Сизов, и это моя вторая статья здесь. Я руковожу группой инженеров внедрения в ГК «Цифра». В первой статье я написал о специфике роли инженера внедрения в IT и необходимых ему компетенциях, теперь хочу рассказать в каких направлениях такой специалист может развиваться и как ему карьерно расти.

Статья будет полезна HR-ам, нанимающим менеджерам в компаниях-интеграторах IT-продуктов, а также специалистам, которые хотят стать инженерами внедрения или уже работают на данной должности.

Дисклеймер. Я буду опираться на грейды и процедуру грейдирования, которая используется в нашем центре компетенций по внедрению. Адаптировав изложенные принципы и идеи под специфику вашей компании или подразделения, вы сможете применить их в своей работе.

1. Развитие

1.1. Уровни

Для описания уровней компетенций инженера внедрения я буду использовать общеупотребимые понятия Junior, Middle и Senior с подуровнями Team Lead и Expert. Они могут интерпретироваться по-разному, поэтому остановлюсь на них подробнее.

Грейды. Различия по самостоятельности решения задач
Грейды. Различия по самостоятельности решения задач

Специалисту Junior для решения задачи необходимо предоставить инструкцию/алгоритм по выполнению. Middle способен самостоятельно решить поставленную задачу. Специалист уровня Senior, в свою очередь, может не только решить отдельную задачу, но и декомпозировать верхнеуровневую постановку на подзадачи, а также он разбирается в предметной области. На уровне Senior существует два подуровня: Team Lead — с уклоном в управление командой и Expert — с уклоном в технику и передачу знаний.

Исходя из компетенций для каждого уровня инженера можно выделить основные задачи и функции, которые он выполняет на проектах внедрения.

Грейды. Различия по задачам
Грейды. Различия по задачам

1.2. Направления

Уровень развития инженера внедрения складывается из компетенций по следующим направлениям и специализациям, о которых я подробно рассказывал тут.

Компетенции
Компетенции

Знать все продукты на свете невозможно, поэтому для целенаправленного развития инженеру внедрения необходимо сосредоточить развитие на основной и смежной специализациях по продуктам. Пару смежных специализаций следует выбирать исходя из взаимосвязи продуктов, а также смежности предметных областей и проектов внедрения. Две специализации необходимы для большей гибкости при распределении инженера между проектами и задачами.

1.3. Этапы развития

В данном разделе я буду оперировать розами компетенций. Владение каждым навыком строится в них в диапазоне от 0 до 5 по следующей шкале:

Уровни владения компетенциями
Уровни владения компетенциями

1.3.1. Junior → Middle

Путь до Middle специалиста подразумевает, во-первых, развитие навыков по компетенциям в ширину, а именно рост компетенций до базового уровня по смежным ролям, гибким навыками и предметной области, а также развитие прикладных навыков, основной и смежной специализаций внедрения. Во-вторых, инженера внедрения необходимо планомерно привести к самостоятельному решению задач (в чем и заключается уровень Middle), уменьшая детализацию предоставляемой для решения задачи инструкции по мере увеличения опыта специалиста.

Развитие Junior → Middle
Развитие Junior Middle

1.3.2. Middle → Senior

Рост до Senior уровня подразумевает развитие прежде всего в основной и смежной специализациях, а также в предметной области. На уровне senior существует два варианта профиля компетенций: Team Lead  — с уклоном в управление командой и Expert  —  с уклоном в технику и предметную область.

Развитие Middle → Senior
Развитие Middle Senior

1.3.3. Team Lead и Expert

Сначала определимся с терминами  —  мое понимание специфики Expert и Team Lead соответствует следующей статье.

Специалист Team Lead (в дополнение к базовым компетенциям Senior) владеет гибкими навыками на экспертном уровне. Это позволяет лидировать проект с организационной стороны и выстраивать взаимодействие как с заказчиком, так и другими ролями команды внедрения проекта.

Специалист Expert имеет уклон в техническую составляющую и обладает экспертным уровнем в основной специализации и предметной области, имеет глубокие прикладные знания и гибкие навыки, а также хорошо разбирается в архитектуре и DevOps. В результате он способен лидировать проект внедрения с технической стороны.

Из разницы между организаторской и технической специфики компетенций Team Lead и Expert вытекают варианты возможного карьерного роста: менеджерские позиции (руководитель проектов, ресурсный руководитель) и технические позиции (архитектор решений).

Развитие Team Lead vs Expert
Развитие Team Lead vs Expert

Таким образом, профессиональное развитие инженера внедрения на каждом этапе может и должно быть целенаправленным.

2. Карьерный рост

Целенаправленное развитие происходит итеративно, от уровня к уровню и влечет за собой карьерный рост. Каждый виток можно разбить на три этапа: планирование развития, развитие и подтверждение развития. В каждом из этапов участвуют три роли: непосредственно инженер внедрения, руководитель его команды и ресурсный менеджер.

Карьерный рост. Планирование развития
Карьерный рост. Планирование развития

Результатом первого этапа планирования является план развития, который формируется исходя из запросов руководителя на необходимые центру компетенций навыки, возможностей карьерного роста для инженера и разницы между текущими и необходимыми компетенциями, т.е. набором компетенций для развития.

Карьерный рост. Развитие
Карьерный рост. Развитие

Результатом второго этапа развития является целенаправленный рост компетенций инженера внедрения благодаря выделению его на проекты и задачи согласно плану развития, а также наставничеству руководителя команды и саморазвитию инженера.

Карьерный рост. Подтверждение развития
Карьерный рост. Подтверждение развития

Наконец, третий этап подтверждения развития заканчивается процедурой грейдирования. При достижении целей плана развития грейдирование может инициировать как сам инженер внедрения, так и его тимлид или ресурсный менеджер. Ресурсный руководитель принимает решение о выходе инженера на грейдирование на основании обратной связи и подтверждения уровня специалиста от руководителя команды, а также наличия бюджета в центре компетенций для повышения сотрудника.

И после завершения грейдирования инженер внедрения выходит снова на планирование развития, но уже на новом уровне.

Таким образом, развитие инженера внедрения  —  совместная работа инженера, руководителя команды и ресурсного менеджера, в которой индивидуальный план развития и процедура грейдирования становятся не формальностью, а возможностью для целенаправленного развития.

Буду рад, если данная статья окажется полезной для вас.

Комментарии (0)