Привет, Хабр! Меня зовут Светлана Болсуновская, я стратегический коуч-консультант в YADRO. У меня 13-летний опыт работы в IT-компаниях (Motorola Solutions, Arcadia, Deutsche Telekom IT Solutions, T-Systems) в роли Agile-коуча и бизнес-тренера. С 2015 года провела более 250 корпоративных и стратегических сессий. 

Сегодня многие компании переходят на гибридный формат работы, где команды нуждаются в особом подходе для поддержания самоорганизации — процесса, при котором люди выполняют задачи без постоянного контроля руководителя. Я поделюсь своими наблюдениями, почему в современных условиях самоорганизация не происходит «магически» и что должен делать тимлид, чтобы помочь команде достичь этой цели.

Что такое самоорганизация

Магия самоорганизации в прошлом: когда команды работали в одном офисе, процесс взаимодействия нередко складывался сам собой. Однако при удаленной работе такой подход не работает, и без активного участия руководителя команда не станет эффективной.

Начнем с терминологии.

Самоорганизация команды — это подход, при котором команда берет на себя ответственность за планирование, выполнение и контроль своей работы без постоянного участия руководителя. В такой команде сотрудники самостоятельно принимают решения о том, как лучше распределить и приоритизировать задачи, достигать целей, при этом поддерживая высокий уровень сотрудничества и взаимодействия.

Многие руководители хотят, чтобы их команды были сильными и самоорганизованными. Однако своими действиями и поведением часто движутся в противоположном направлении: вместо того чтобы помогать команде выстроить самоорганизацию, они скорее мешают.

Вот признаки, которые выдают, что в команде не хватает самоорганизации: 

  • Сотрудники не могут принимать командные решения и организовывать командные активности.

  • Команда не проявляет инициативу и не генерирует новые идеи.

  • Цели и ожидаемые результаты команды не выполняются.

  • Сотрудники не хотят выстраивать и поддерживать какие-либо механизмы инспекции и адаптации, например, игнорируют еженедельные встречи команды или не соблюдают сроки и приоритеты задач.

  • Члены команды не взаимодействуют друг с другом.

Как результат — команда не достигает поставленных целей.

Многие руководители полагают, что самоорганизация команды заключается в проведении регулярных тимбилдингов и поддержании дружественной атмосферы. Однако главным инструментом самодисциплины являются обсуждения, прозрачность и обратная связь.

Далее я поделюсь вредными советами — рассмотрю, какие действия руководителя могут разрушить самоорганизацию команды. Мы разберем, как такие шаги воспринимают сотрудники и к чему они приводят. И самое главное — как исправить ошибки и направить работу команды в нужное русло.

Объяви команде «теперь вам стоит стать самоорганизованными» и оставь ее с этим

Вы выходите к команде и говорите что-то вроде: «Друзья, вы лучшие, я верю в вас. Теперь вы как команда должны будете брать на себя больше ответственности за результат, и я уверен, что у вас все получится». После этого сразу уходите. 

Обычно после таких заявлений сотрудники испытывают приятные чувства (в них верят!), но остаются в замешательстве: «Что именно теперь делать?» При этом руководитель часто искренне уверен, что сделал все возможное для успеха команды. В действительности сотрудники даже не поняли, о чем шла речь. В результате они могут решить, что лучше ничего не предпринимать, чтобы не навредить, или начнут действовать вслепую, опасаясь сделать что-то не так.

Пример: сотрудникам сказали, что они сильные и самоорганизованные, и они решили действовать. Объявили, что по вторникам и пятницам больше не будут участвовать во встречах, потому что их количество стало невыносимым. Многим коллегам даже понравилась такая смелость, ведь и им хотелось избежать встреч. Однако такой подход нарушил рабочие процессы: встречи все равно должны были проходить, и на них ожидали присутствия технических лидеров. В итоге через некоторое время все вновь стали ходить на встречи по вторникам, четвергам и пятницам, а иногда даже по субботам. Эксперимент с самоорганизацией провалился.

Призывы к самоорганизации без четкого объяснения, что это значит и каковы ее границы, не работают. Еще одна популярная фраза руководителей: «Нужно научиться работать вместе». Спасибо, конечно, но от таких заявлений мало пользы.

Как это исправить

Для начала важно объяснить команде, какие поставлены цели и зачем нужна самоорганизация. Это ключевой момент, ведь само по себе слово «самоорганизация» не несет ценности, если неясно, для чего ее применять. 

  • Покажите преимущества: самоорганизация приводит к более эффективной работе, снижению стресса и большему удовлетворению от задач.

  • Почитайте Лиз Уайзман «Вдохновители» (оригинальное название «Multipliers: How the Best Leaders Make Everyone Smarter»). Автор объясняет, как поощрять инициативу, вызывать доверие в команде и способствовать развитию способностей сотрудников.

Принимай все решения за свою команду

Следующая распространенная ситуация, с которой я сталкивалась, особенно как участник команды. При найме вам говорят: «Ты профессионал, все сможешь!». Ожидается, что вся команда способна справляться с любыми задачами, но на практике им не доверяют даже выполнение мелких задач.

Пример из личного опыта: команда обсуждает итоги последнего демо, которое прошло неудачно. Все понимают, что нужно дать обратную связь европейским заказчикам, и обсуждают, как это лучше сделать. Некоторые предлагают «забить», другие пытаются найти цивилизованное решение. В общем, полчаса споров.

И вот, в разгар обсуждения, руководитель вдруг заявляет: «Я уже отправил письмо. Давайте двигаться дальше». В этот момент чувствуешь себя так, словно провалился в пропасть. Мы же только начали договариваться! Пока команда пыталась найти решение, руководитель уже все решил за них. Получается, сначала тимлид говорит: «Я вам доверяю, у вас все получится», а спустя месяц принимает решение за команду, не прислушиваясь к их мнению. Это обескураживает и вызывает ощущение бессмысленности любых попыток договариваться и приходить к самостоятельным решениям.

Доверие без реальной ответственности подрывает мотивацию сотрудников и убивает их инициативу.

Как корректно поступать в таких ситуациях

Далее важно четко обозначить зоны ответственности.

  • Начните с малого: делегируйте решения по менее критичным вопросам, чтобы команда начала чувствовать свою ответственность. Постепенно увеличивайте сложность задач и степень автономии.

  • Прочитайте книгу Брайана Трейси «Делегирование и управление». Автор объясняет, что без делегирования руководитель перегружается, а его команда лишается возможности развивать свои навыки и брать на себя ответственность.

Игнорируй командные цели, продуктовые цели, любые цели

Команда установила цель и определила направление, в котором хочет двигаться. Спустя две-три недели от руководителя приходит новая задача. В итоге все бросают текущие дела и спешат работать над чем-то другим. Команда только начинает налаживать процессы, как снова появляются изменения. 

Постоянный переполох и отсутствие стабильности дезориентируют команду. Когда цели постоянно меняются, а обещания не выполняются, трудно найти правильный курс. Люди не могут выстроить свою работу, потому что им не на что опираться.

Совет-антидот

Чтобы не игнорировать командные цели, необходимо четко их определить и привязать к общей стратегии компании. Регулярно проверять прогресс через встречи по статусу и планирование спринтов, активно взаимодействовать с командой, предоставляя обратную связь и поддержку. По этой теме есть литература:

  • «Measure What Matters», Джон Дуэр. Книга о системе OKR (Objectives and Key Results), которая помогает компаниям и командам четко ставить цели и оценивать их выполнение.

  • «The Lean Startup», Эрик Рис. В книге рассказывается, как стартапы и продуктовые команды могут оставаться гибкими и ориентированными на цели в условиях неопределенности.

Доверяй и проверяй. И проверяй еще раз

Еще одна ситуация — это знаменитое «доверяй, но проверяй». Команде говорят: «Теперь вы сами описываете элементы бэклога, вы профессионалы, справитесь». Но как только сотрудники выполняют работу, руководитель возвращается с огромным списком комментариев, что сделано не так. В итоге у команды возникает вопрос: если руководитель все равно будет проверять и переделывать, зачем тратить силы на попытки самоорганизоваться?

У меня был случай с тимлидом, который гордился тем, что строит сильную команду, но при этом тратил время на проверку, в какую ветку залит баг. Я спросила: «Почему бы не научить команду, как делать правильно?» На что он ответил: «Это ерунда. Я просто перепроверяю, ведь кто-то всегда ошибается».

И так руководители живут годами, проверяя каждый шаг своих «самоорганизованных» команд.

Что делать, чтобы работало

Создание культуры доверия позволит команде принимать решения, ошибаться и учиться на опыте. Использование методологий Agile, таких как Scrum или Kanban, поможет команде самоорганизовываться, распределяя задачи и управляя сроками. Узнать больше о методах можно по ссылкам ниже: 

Избегай давать конструктивную обратную связь. Говори либо плохое, либо ничего

Поделюсь одной историей об обратной связи. 

Я подошла к руководителю и попросила дать обратную связь о моей работе. Дальше был такой диалог: 

— О чем? — спросил тимлид с удивлением.

— О том, как я работаю, что получается, а что нет — я уточнила.

— Но я же ничего не говорю, значит, все нормально. 

Я была удивлена его ответом, ведь мне было важно услышать, какие у меня сильные и слабые стороны.

Он продолжил: «У меня был случай, когда сотрудник очень просил обратную связь. После командировки он так накосячил, что в итоге получил ее». Заявил, что, если в моей работе что-то пойдет не так, он скажет. В остальном, если он не дает фидбэк, значит, все в порядке.

Эта история показывает, как руководителю не стоит относиться к обратной связи. Без четкого сообщения сотруднику, в каких задачах все идет хорошо, а что нужно улучшить, ему не разобраться, что делать дальше. Цикл обратной связи обязателен, если мы хотим достичь положительных изменений в работе команды. Иначе подчиненному остается лишь догадываться и домысливать, действительно ли все в порядке или за его спиной обсуждают его неэффективность.

Как говорить правильно

Если научиться давать грамотную обратную связь, то она может мотивировать на позитивные изменения в команде. Как это сделать, можно узнать из книг ниже:

  • «Мастер обратной связи. В бизнесе и в жизни», Елена Синякова. В книге написано, как правильно давать обратную связь в рабочей обстановке — от общения с подчиненными до взаимодействия с коллегами и начальством.

  • «Гид HBR. Эффективная обратная связь». Руководство, разработанное Harvard Business Review (HBR), которое объясняет, как давать и получать обратную связь в рабочем контексте. Оно предлагает практические стратегии для того, чтобы обратная связь стала полезным инструментом развития, мотивации и улучшения производительности.

  • «Обратная связь», Тереза Хьюстон. Автор пишет, что качественная обратная связь — это ключ к личному и профессиональному росту. В отличие от типичной критики, эффективная обратная связь может вдохновить на улучшение, помочь людям увидеть свои сильные стороны и области для развития.

Будь идеален. Никогда не показывай своих ошибок и не рассказывай о провалах

Тема идеальных руководителей всегда вызывает вопросы. Случалось ли вам встречать таких руководителей, которые объявляют, что теперь ошибки – это часть рабочего процесса, что ошибаться безопасно? При этом руководитель сам никогда не делится своими «факапами», и создается впечатление, что он никогда не ошибается. 

Когда руководитель предлагает переосмыслить отношение к ошибкам, но сам занимает роль «непогрешимого идеала», то команда будет следовать его примеру. Несмотря на договоренности, стараться избегать ошибок, демонстрировать свою «идеальность». В конечном счете это мешает экспериментам и поиску новых решений, которые невозможны без ошибок. Важно понимать, что поведение руководителя напрямую влияет на команду и ее развитие.

Совет-антидот

Демонстрируя, что допускаете ошибки и учитесь на них, вы создаете атмосферу доверия, где каждый может быть честным. Вместо того чтобы избегать разговоров о провалах, делитесь опытом и объясняйте, чему научились, подчеркивая, что ошибки — это часть процесса роста. Почитать и посмотреть об обратной стороне ошибок можно здесь:

  • Видео «Брене Браун: Сила уязвимости» (оригинальное название «Daring Greatly»).
    Браун исследует, как уязвимость может быть источником силы и роста, и предлагает способы, как открытость может изменить личные и профессиональные отношения.

  • «Why Vulnerability is the Key to Leadership» — статья на сайте Forbes, объясняющая, почему уязвимость важна для успешного лидерства.

Обеспечь каждого члена команды изолированной частью работы

Часто встречаются команды, где руководитель жалуется на отсутствие слаженности: вроде все работают, но как-то не вместе. Он пытается вдохновить людей, говоря: «Давайте работать как команда!», но в ответ — никакого энтузиазма, всем безразлично. Когда начинаешь разбираться, выясняется, что каждый занят своими делами: кто-то работает над одним, кто-то — над другим.

В такой ситуации, количество тренингов и тимбилдингов не играет роли. Пока у команды не появится реальная потребность работать вместе, ничего не изменится. Самоорганизация не возникнет сама по себе — для этого нужны условия и мотивация, а не просто образовательные мероприятия.

Как избежать изоляции команды

Первый шаг — формулирование четких общих целей и ценностей, которые объединяют команду. Когда каждый член команды понимает, что они движутся в одном направлении, это сплачивает и повышает мотивацию работать совместно.

Следующий шаг — развитие открытой коммуникации. Лидер должен активно поощрять обмен идеями и мнениями, создавая безопасное пространство для обсуждения. Ниже ресурсы, которые помогут сплотить команду:

  • «Вдохновляющий лидер», Ян Мульфейт, Мелина Кости. Основная идея книги — в том, что эффективное лидерство связано не только с управлением, но и с вдохновением людей к достижению общих целей.

  • TED Talk «The Power of Teamwork», Jim Hemerling. Лекция о том, как команды могут работать более эффективно и как создавать культуру сотрудничества.

Как лидеру поддержать команду на пути к самоорганизации: чек-лист

  1. Определить командные цели, обсудить их с командой, помочь держать фокус. 

  2. Прояснить границы самоорганизации и полномочий принятия решений, договориться об уровне контроля.

  3. Отдать команде ответственность за собственные процессы, результаты и работу с препятствиями, дать возможность получить свой результат.

  4. Выстраивать культуру обратной связи в команде, давать сотрудникам обратную связь, обучать, как давать ее эффективно. 

  5. Быть ролевой моделью, своим примером показывать, что значит доверие, толерантность к ошибкам, культура экспериментов, готовность к изменениям.

5 инструментов как руководителю достичь самоорганизации команды

Существуют конкретные инструменты, которые помогут запустить самоорганизацию в команде. При ее формировании или перезапуске, если вы осознали, что уже допустили множество ошибок как руководитель. 

Командный канвас

Эта структура помогает совместно с командой рассмотреть и обсудить ключевые вопросы: цель, миссию, ценности, а также роли и ответственность. Участвовать в ее заполнении нужно всем сотрудникам, способ отлично работает как для группы из 10 человек, так и для крупной команды из 50 человек, особенно если это «команда команд».

Структура командного канваса
Структура командного канваса

В рамках модели ответьте на следующие вопросы: 

→ Командная миссия: зачем мы как команда?

→ Командные цели: какие цели стоят перед сотрудниками?

→ Командные ценности: что важно для команды?

→ Какие роли и компетенции есть в команде?

→ О каких правилах и практиках стоит договориться?

Покер делегирования

Если ваша команда на пути к самоорганизации, то этот инструмент критически важен. Процесс можно описать так:

→ Команда выписывает список активностей (областей работы). Например, найм новых сотрудников, работа с бэклогом, определение форматов работы. 

→ Играя в «покер», команда договаривается, какой уровень делегирования применим для каждой активности. 

→ Опираясь на эти договоренности, команда понимает границы самоорганизации и свои полномочия в принятии решений.

Как может выглядеть покер делегирования
Как может выглядеть покер делегирования

Необходимо проговорить важные моменты в коммуникации и отметить их разными цветами или символами, чтобы обозначить уровень делегирования. Нужно понять, какие вопросы и на каком уровне делегирования руководитель готов передать команде, а что команда готова взять на себя. Подход позволяет определить, какие задачи остаются на разных уровнях управления — топ- или мидл-менеджменте.

Инструкция по мне

С одной стороны, этот инструмент очень прост. Я использовала его почти во всех командах, с которыми работала. Он помогает понять, что можно ожидать от сотрудника и что сотрудник ожидает от других.

→ Каждый член команды составляет мини-инструкцию по себе: чего от него можно ожидать, как с ним лучше общаться, чего он ожидает от других. Затем команда совместно анализирует эти ожидания и разрабатывает общие нормы поведения и договоренности по формату общения.

На реальном кейсе одинаковые стикеры «ожидаю выпить пиво» и «от меня можно ожидать выпить пиво»
На реальном кейсе одинаковые стикеры «ожидаю выпить пиво» и «от меня можно ожидать выпить пиво»

Эта командная активность проясняет важные моменты: например, кто-то не любит, когда его перебивают, а кто-то готов помогать в кросс-функциональных задачах. Это помогает проговорить взаимные ожидания и способствует более комфортной работе в команде. В дискуссию можно также подключить руководителя и уточнить, чего команда может ожидать от него.

Командный контракт

Подход особенно эффективен в командах, состоящих из людей с разным опытом и из разных контекстов. В таких случаях есть риск, что участники начнут тянуть команду в свои привычные методы работы.

→ Каждый член команды предлагает практики и договоренности для совместной работы (круг IN).

→ Команда выбирает приемлемые для всех пункты и заключает «контракт» вести себя в соответствии с ними.

→ Аналогично участники определяют, чего хотели бы избегать в командной работе, и договариваются об этом (круг OUT)

Примерная структура Team Contact
Примерная структура Team Contact

Метод помогает договориться о лучших практиках, которые команда возьмет на вооружение, и составить «отказной список» с нежелательными действиями.

Ретроспективы

Инструмент позволяет проанализировать, что удалось в работе, а что нет. Он тесно связан с тем, как мы берем на себя ответственность за самоорганизацию: получаем результаты, оцениваем их, а затем решаем, что делать дальше.

Как изменить внутренние процессы? Как скорректировать состав команды или адаптировать внешние обстоятельства, чтобы добиться нужного результата? Если вы еще не проводите ретроспективы, я очень рекомендую попробовать. Если проводите, помните, что ретроспектива — это не просто стикеры на доске. Когда кто-то красиво наклеивает и группирует их, это может выглядеть интересно, но результат такого ретро не всегда ясен.

Пример ретроспективы
Пример ретроспективы

Главный итоге ретроспективы — это не обзор текущих результатов, а понимание, как двигаться дальше. Мы должны сформировать план действий, чтобы попробовать что-то новое и достичь лучших результатов. Встречи без этого шага я называю «как бы ретроспективой». Она вроде и есть, но не всегда ясно, зачем все это нужно.

Важно понимать, что успешная самоорганизация требует шагов, демонстрирующих, что команда способна брать на себя ответственность. Начинайте с малого и постепенно расширяйте границы, опираясь на успешные примеры.

Узнали ли вы себя или своего руководителя в перечисленных советах? Делитесь своими историями в комментариях.

Комментарии (40)


  1. mokhin-denis
    30.10.2024 12:35

    Спасибо! Очень чётко и по делу! Много ссылок и реальных инструментов, которые можно пробовать уже сейчас! В закладки!


    1. Svetlana_bolsunovskaya Автор
      30.10.2024 12:35

      Спасибо, очень рада что полезно!


  1. Alex_Averyanov
    30.10.2024 12:35

    спасибо за инструменты!


    1. Svetlana_bolsunovskaya Автор
      30.10.2024 12:35

      Пусть будет на пользу!


  1. lelik363
    30.10.2024 12:35

    складывался сам собой. Однако при удаленной работе такой подход не работает, и без активного участия руководителя команда не станет эффективной.

    В Ядре нет удаленки?


    1. yadro_team
      30.10.2024 12:35

      Почему же, есть! Даже инженеры, работающие с железом, могут работать удаленно или в гибридном формате (дом/офис).


      1. lelik363
        30.10.2024 12:35

        Как же они налаживают большие серверные платы из дома?


        1. Svetlana_bolsunovskaya Автор
          30.10.2024 12:35

          Часть работы безусловно происходит в офисе, без этого никак


    1. Svetlana_bolsunovskaya Автор
      30.10.2024 12:35

      В Yadro для многих вакансий есть удаленный и гибридный формат работы.

      Мои наблюдения показывают, что к сожалению магия того, как группы становятся командой при полностью очном живом общении и работе в одном пространстве крайне трудно повторить при распределенной команде где кто то или все работают удаленно.


      1. lelik363
        30.10.2024 12:35

        То есть команды не будет или нужно менять режим работы?


        1. Svetlana_bolsunovskaya Автор
          30.10.2024 12:35

          Хочу надеяться, что эта статья в том числе поможет руководителям более эффективно развивать самоорганизацию в распределенных командах


      1. FireLynx
        30.10.2024 12:35

        Повторить - не знаю.

        Но можно этому просто не мешать.


  1. svmarkopoll
    30.10.2024 12:35

    Очень классная статья, спасибо за наглядные инструменты и примеры. Утащила массу идей себе в работу


    1. Svetlana_bolsunovskaya Автор
      30.10.2024 12:35

      Здорово! Пусть все получится


  1. jackshrike
    30.10.2024 12:35

    вы как команда должны будете брать на себя больше ответственности за результат [...]
    После этого сразу уходите.

    сразу уйти это важно.
    иначе придется выслушивать вопросы ``а зарплату за "больше отвественности" прибавят ?''
    и возможно на них отвечать.


    1. Svetlana_bolsunovskaya Автор
      30.10.2024 12:35

      В этом точно что то есть !


  1. aisherem
    30.10.2024 12:35

    все это хорошо, но многие руководители не хотят/не могут этим заниматься и самосовершенствоваться и вообще двигатьсяв этом направлении, потому что это требует много времени, требует обучение, требует много моральных сил.


    1. Svetlana_bolsunovskaya Автор
      30.10.2024 12:35

      Поддержу, не все могут быть готовы резко меняться и выделять время на обучение.

      В этом случае можно попробовать двигаться маленькими шагами, и начать с применения конкретных практик, посмотреть как они сработают и дальше уже планировать след шаги.

      Я замечала как например передача ответственности в команду даже по одному конкретному направлению, сильно меняла общую продуктивность команды и избавляла от узкого места.


  1. drVit
    30.10.2024 12:35

    >Когда начинаешь разбираться, выясняется, что каждый занят своими делами.
    Так это же хорошо: каждый делает свою часть работы и не ждёт других. Эффективность от этого только растёт. Если работа заранее разрезана на независимые куски правильно (а многие задачи разрезать на независимые куски всё-таки можно), то это только в плюс. Достаточно раз в неделю устраивать один общий сбор для того, чтобы убедиться, что исходные установки не изменились, а если изменились, то убедиться, что все об этом оповещены, а формулировки независимых кусков правильно подкорректированы.

    Если же в группе морально-нестабильных работников хочется избежать побочного эффекта психологической изолированности и оторванности, то лучше выдумать ненужную задачу, сказать всем, что она очень важна, после чего решать её вместе для имитации важности общения в команде. Главное, чтобы эта задача-обманка занимала у всех ресурсов по минимуму: чтобы все уже сплотились, но при этом ещё не отрывали слишком много времени от решения действительно нужных задач.

    >Пока у команды не появится реальная потребность работать вместе, ничего не изменится.
    Это противопоставление с "каждый занят своими делами" ложно. Каждый может быть занят своими достаточно изолированными "делами", при этом понимая , что его "дело" это часть общего дела, и именно поэтому они и работают вместе.

    Существуют прекрасные специалисты, которые прекрасно работают без всех этих регулярных детсадовских хороводов со скандированием: "Кто мы? - Команда! - Куда мы идём? - ...".


    1. Svetlana_bolsunovskaya Автор
      30.10.2024 12:35

      Совершенно точно готова согласиться, что не везде нужна та самая самоооганизация, и если контекст и сущность работы/задачи позволяет разбить ее на независимые части, выполнять их отдельно и при этом получать качественный общий результат, то почему бы так и не сделать. Звучит разумно.

      Хороводы действительно можно не водить, вполне достаточно, чтобы специалисты знали над чем они работают, какую задачу в конечном счете решают, для кого она важна и нужна. Способов донесения этой информации великое множество, через непосредственное общение с руководителем в том числе.


    1. lelik363
      30.10.2024 12:35

      Существуют прекрасные специалисты, которые прекрасно работают без всех этих регулярных детсадовских хороводов со скандированием: "Кто мы? - Команда! - Куда мы идём? - ...".

      А еще больше тех, кто даже с хороводами работать не хочет.


      1. FireLynx
        30.10.2024 12:35

        И ещё больше тех, кто вот как раз с хороводами и не будет работать.


  1. devops_sergeant
    30.10.2024 12:35

    Какая бесполезная статья... Каждый раз, когда очередной коуч вывливает очередной набор "Почитайте и станете лидером" хочется спросить... А где рассчеты? Где фин составляющая затрат на хороводы, фин статистика, сколько затраченно на этот хоровод. Где соотношение влияния текущей психологической ситуации на команду. Где оценка влияния бюрократии. Как будто вышли, цитаток накидали и молодцы.


    1. Svetlana_bolsunovskaya Автор
      30.10.2024 12:35

      Спасибо что поддерживаете разнообразие мнений. Всегда интересно, как по разному мы воспринимаем одну и ту же информацию


    1. drVit
      30.10.2024 12:35

      Психология плохо измеряется. Поэтому остаётся только вера и набор обрядов. "Вроде, по слухам, у кого-то когда-то сработало. А может и нет." Чистый шаманизм, да.


      1. devops_sergeant
        30.10.2024 12:35

        Гораздо проще. Сейчас есть всем известные события, падение экономики, запреты. Это легко считать, так как снижение производительности предсказуемо тем, что сказки про команду не работаю. Дескать дядя говорит про команду, а зп падает и войнушка никуда не уходила. Наоборот теперь все хороводы бьют в лицо и снижают настрой


  1. JulIT
    30.10.2024 12:35

    Действительно похоже на хоровод и танцы с бубном вокруг сущности Команды. Под повышением эффективности работы команды способы заставить людей хоть как-то работать и при этом не вводить их в стресс. Всегда возникает вопрос: люди пришли в Команду работать или в детсадовский кружок, где нужен кто-то, кто возьмёт за ручку. Зоны ответственности распределяются в соответствии с ролями. Лид распределяет задачи, СА прорабатывает постановки, разработчик занимается их реализацией, тестировщик тестирует. Куда ещё проще? Если понимаешь, что взаимодействие с этими людьми, в этой команде, задачи этого продукта тебе не зашли, работа не мотивирует, то всегда можно найти другое место.


    1. Svetlana_bolsunovskaya Автор
      30.10.2024 12:35

      Бесспорно существуют контексты и задачи, где действительно все просто и работает ровно так как вы описали и все остальное будет избыточно.


  1. JulIT
    30.10.2024 12:35

    Кстати большинство таких инструментов по повышению эффективности команды идёт с Запада и в нашей ментальности просто не работают. Чтобы оно работало нужно сначала создать соответствующую корпоративную культуру, внутри которой все эти инструменты дадут эффект. А устойчивая корпоративная культура формируется десятилетиями. В наших реалиях из всего этого можно пробовать использовать только отдельные приёмчики.


    1. Svetlana_bolsunovskaya Автор
      30.10.2024 12:35

      Точно готова с вами согласиться, что корп культура оказывает значительное влияние насколько работающими будут инструменты


  1. jenki
    30.10.2024 12:35

    Однако при удаленной работе такой подход не работает, и без активного участия руководителя команда не станет эффективной.

    Ну что вы так плохо о людях. Тем более о взрослых. Посмотрите как самоорганизовываются дети, играя в сетевые игры - чем не вариант удалённого взаиможействия? И обратите внимание, делают это без стороннего руководства. Самостоятельно. И делают это без многократных созвонов, митингов и переписки в чатах. По уровню вовлечённости и активности дадут фору многим взрослым командам.

    Многие руководители полагают, что самоорганизация команды заключается в проведении регулярных тимбилдингов и поддержании дружественной атмосферы.

    Кроме вреда никакой пользы обычно. Многие на голубом глазу признаются, что кроме неприязни к этим действам ничего другого не испытывают. А те кому надо, те поймут друг друга и встретятся.

    Многие руководители хотят, чтобы их команды были сильными и самоорганизованными

    Не совсем так. А иногда совсем не так. Причём, довольно часто. Есть руководители, которые уверены, что без них вода в церкви не отсвятится.

    Важно понимать, что успешная самоорганизация требует шагов, демонстрирующих, что команда способна брать на себя ответственность. Начинайте с малого и постепенно расширяйте границы, опираясь на успешные примеры.

    Когда начинается разговор о коллективной ответстсвенности (командной, групповой и т. п.) потом всё сваливается к случаю, когда крайнего не найти, или команда начинает поиски такового. Ответственность прежде всего должна лежать на руководителе. Основная целиком и полностью. Он лишь дилегирует ответственность на своих подчинённых в зависимости от роли в команде. Но крайний только он.


  1. falcon4fun
    30.10.2024 12:35

    Регулярно проверять прогресс через встречи по статусу и планирование спринтов, активно взаимодействовать с командой, предоставляя обратную связь и поддержку

    Не занимайтесь этим и не затрахивайте людей бесполезными ежедневными/еженедельными митами, синками, рефлексами и прочим. Все, что можно этим добиться - ненависть от бесполезной болтовни, которая в очередной раз ничего не решила и не будет решать.

    Ай, забыл, это же прописано в скрам-аджайл и всех других методологиях, которые не работают, а превращаются в мир "языком чесать и ничего не делать" ((:


    1. Svetlana_bolsunovskaya Автор
      30.10.2024 12:35

      Расскажите, какие практики работают в вашем опыте вместо синков и митов?


      1. drVit
        30.10.2024 12:35

        Лучше всего работает практика: "умеющий хорошо общаться с людьми квалифицированный начальник, которого за его знания и опыт уважают подчинённые, и которому его начальство по этой же причине доверяет".
        Все эти бесконечные отчёты и проверки -- плохо работающее лекарство от недоверия, а недоверие - от низкой квалификации(по обе стороны) и сомнительных моральных качеств.


        1. Svetlana_bolsunovskaya Автор
          30.10.2024 12:35

          Чтобы убедиться что верно поняла мысль, то есть квалифицированный начальник которому доверяют заменяет встречи ? А управляет результатом он через непосредственное общение с членами команды 1-1?


          1. drVit
            30.10.2024 12:35

            Начальник сам решает, с кем, когда и в каком формате говорить. Также подчинённые могут поговорить с ним по своей инициативе в ~любое время. Имитация бурной деятельности, основным элементом которой является принудиловка к регулярной пустопорожней болтовне, людей думающих сильно демотивирует.


            1. Svetlana_bolsunovskaya Автор
              30.10.2024 12:35

              Поняла, спасибо за пояснение.


            1. lelik363
              30.10.2024 12:35

              То есть завязано на одного человека?


              1. drVit
                30.10.2024 12:35

                топология "дерево"


                1. AirLight
                  30.10.2024 12:35

                  Буратино