Мышление — это процесс, т. е. протекающий и изменяющийся во времени поток состояний головного мозга (коры больших полушарий). Внешние и внутренние рецепторы организма, испытывая воздействия среды, преобразуют их в электрические импульсы, направляемые в мозг. Это физиологический взгляд — по нервным волокнам «бегут» импульсы, вещества клеток (мембран) вступают в химические реакции. В сознании возникают образы, слова, высказывания. Вспоминается высказывание академика Н. Бехтеревой (директор института Мозга) о том, что ей многое понятно в механизмах мозга, в его деятельности, но у нее нет никаких гипотез о том, как в мозге возникают мысли.
Тем не менее, мысли возникают в головах людей (в сознании), обрабатываются и порой приводят к весьма замечательным результатам. Как все в окружающей нас природе, все наши мысли (в состоянии «нормы»), высказывания управля ются какими-то законами и им подчинены. Возможно, часть важных законов еще до сих пор не открыта.
Введение
Из открытых законов известны четыре, они называются законами логики:
– Закон тождества
– Закон непротиворечия
– Закон исключенного третьего
– Закон достаточного основания
Первые три закона были определены и сформулированы Аристотелем, а закон достаточного основания — Лейбницем.
Закон тождества. Всякая мысль, используемая в рассуждении, должна иметь устойчивое содержание, то есть должна быть тождественна сама себе. В случае двух суждений, выражающих одну и ту же мысль — они тождественны. Отождествляя разные понятия, мы совершаем логическую ошибку, что приводит к подмене понятий. Иногда – случайной, неосознанной. Иногда — к преднамеренной.
Закон непротиворечия. Мышление логично, если оно непротиворечиво. Из этого закона вытекает, если два суждения о чем-то одном противоречивы, то одно из них ложно.
Закон исключенного третьего. Когда два суждения противоречат друг другу, одно из них истинно, а другое — ложно, и третьего не дано. Сами противоречия не анализируются, но утверждается, что два противоречивых суждения не могут быть одновременно ни ложными , ни истинными
Закон достаточного основания. Закон базируется на принципе, впервые сформулированном Лейбницем в «Монадологии». Никакое явление не может быть истинным или действительным, и ни одно из утверждений не может быть справедливым, если нет достаточных оснований, подтверждающих, что дело обстоит именно так, а не иначе. Сами основания при этом могут быть нам и не известны. Итак, любое суждение, прежде чем признать его истинным, следует обосновать.
Историческая справка
В эпоху Возрождения мышление человека освобождается от сдерживающих его церковных рамок. Это способствует развитию науки, техники и искусства. В Новое время мышление изучается с разных позиций – эмпирической философии (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм), рационалистической (Б. Спиноза, Р. Декарт). Природа человеческого мышления получает существенное переосмысление в трудах немецких философов И. Канта и Г. Гегеля.
Но еще раньше древние греки внесли свой значительный вклад в вопросе понимания мышления. Из всех возможностей и способностей человека они предпочли мышление всем остальным. Они отделили мышление от чувственно-психического восприятия мира, которое не способно, как они считали, привести к истине.
Мышление (Ум) стало для них высшей ценностью. Парменид (греческий философ ок 540– ок 470 до н.э.) первым сказал, что мышление и бытие тождественны. Фактически это означало, что подлинное существование имеет только мышление и то, что мыслится. Следовательно, то, что не мыслимо, вообще не существует. Тем самым греки открыли новый путь в области познания действительности — путь реального познания.
Этот путь стал активно осваиваться: Сократ обнаруживает «сущности» вещей и открывает «понятие» как форму мышления, пифагорейцы связывают мышление с числами и закладывают основы математического описания космоса. Анаксагор объявляет Ум началом и управителем всего космоса, Платон открывает «идеи», которые упорядочивают как само человеческое мышление, так и весь окружающий мир, Аристотель формулирует правила вывода — силлогизмы и фактически создает науку о строгом мышлении — Логику.
Отныне мышление становится важной характеристикой не только жизни ученых, но и всего общества — возникают философия и литература (диалоги Платона, поэзия Анакреона), теоретическая наука (аксиомы Евклида, астрономия Евдокса и Каллипа и т.д.), театр (Эсхил, Софокл и Эврипид), скульптура (Фидий, Поликлет и др.), архитектура и многое другое.
С приходом христианского Средневековья мышление и его носитель — мозг — отходят на второй план, уступая место чувству любви и сострадания, средоточием которых является не Ум, а сердце. Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский и другие активно включают мышление в выработку христианской доктрины. Например, Ансельм пытался даже доказать с помощью мышления существование Бога.
Мышление
Материальной основой мышления является деятельность головного мозга человека. Человек, благодаря наличию в его организме сенсорных систем, непрерывно получает (приобретает) чувственный опыт. Мозг перерабатывает этот чувственный опыт. Мышление обобщает его, создает возможность получения знаний о таких свойствах и отношениях предметов, которые недоступны непосредственному эмпирическому познанию. Мозг обеспечивает проникновение в закономерности природы общества и самого мышления.
Как возникло, произошло мышление? Мышление связано с функционированием мозга, однако сама способность мозга к оперированию абстракциями возникает в ходе усвоения человеком форм практической жизни, норм языка, логики, культуры.
Есть несколько гипотез о происхождении мышления. Одна из них предполагает, что мышление возникло в процессе совместной деятельности людей, имеет общественную природу и осуществляется в теснейшей связи с языком, с речью людей. Его результаты всегда фиксируются в языке, других системах знаков (от абстрактных, например, в виде математических формул, до конкретно-образных, например метафоры Пушкина). Мышление человека осуществляется на разных уровнях (чувственное, рациональное, эйдетическое) и в разных формах
Особенности мышления
Эйдети́зм — особый вид памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления
Содержание мышления
Понятие — это такая форма мышления, которая выражает наиболее общие и существенные признаки познаваемых предметов. Выделяют содержание и объём понятия. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков класса предметов, подпадающих под это понятие. Например, содержание понятия «человек» образуют такие существенные характеристики как: способность мыслить, способность морально оценивать свои поступки, способность создавать сложные орудия труда и т.п. Объем понятия «человек» — это множество всех людей, которые жили, живут и будут жить.
Психология позволяет подойти к изучению понятий эмпирически, исследуя существующие в сознании отношения между понятиями (семантические кластеры, группы, сети), в том числе с помощью математических методов (кластерного и факторного анализа); процессы формирования понятий, в том числе с помощью метода формирования искусственных понятий; возрастное развитие понятий и т.п. Ниже приводятся некоторые отношения между понятиями.
Сужде́ние — мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике. В математической логике суждениям соответствуют высказывания.
Суждение — форма мышления, которая отражает отношение человека к содержанию высказываемой им мысли. Поэтому в суждении может присутствовать убежденность, утверждение, сомнение, неуверенность, вопрос, поведение и т.д.
Содержание суждения может оцениваться как «истинное — ложное», «возможное — невозможное», «необходимое — не необходимое» и т. д. Например, в суждении «делящаяся клетка — живой организм», утверждается присущность живой клетке способность делиться. Если делящейся клетке в момент высказывания этого суждения такое проявление действительно присуще, то указанное суждение истинно. Если нет — ложно.
В зависимости от того, что утверждается или отрицается в суждениях, — принадлежность признака предмету, отношение между предметами или факт существования предмета,— они делятся на 1) атрибутивные суждения, 2) суждения с отношениями и 3) суждения существования (экзистенциальные).
Умозаключение — такая форма мышления, которая позволяет получить истинные выводы из нескольких посылок. Умозаключение — один из приёмов рационального познания, с помощью которого осуществляется переход от одного или нескольких высказываний к другому.
В жизни человек в основном пользуется двумя типами умозаключения: дедуктивным (от общего к частному) и индуктивным (от частного к общему). На самом деле умозаключение не сводится к одному только логическому выводу. В реальном мышлении существенную роль могут играть не только смыслы, но и образы, психика человека, интуиция и т. д.
Абдукция — познавательная процедура выдвижения гипотез, иногда называемая также «выведение наилучшего объяснения»; метод логического мышления, цель которого — дать максимально правдоподобную интерпретацию тому, что считается истинным.
Логическое рассуждение — это умственная деятельность, направленная на строгое заключение. Оно происходит в форме умозаключений или аргументов, начиная с набора предпосылок и доводя до вывода, поддерживаемого этими посылками.
Абдукция состоит в исследовании фактов и построении теории, объясняющей их». Таким образом, подчеркивается, «дедукция доказывает, что нечто должно быть, индукция показывает, что нечто действительно существует, а абдукция просто предполагает, что нечто может быть»
Силлогизм — συλ-λογισμός «подытоживание, подсчёт, умозаключение» от συλ- (συν-) «вместе» + λογισμός «счёт, подсчёт; рассуждение, размышление») — дедуктивное умозаключение, состоящее из трёх простых атрибутивных суждений: двух посылок и одного заключения. Пример силлогизма: Всякий человек смертен. Сократ — человек. Умозаключение: Сократ — смертен.
По Аристотелю, все простые высказывания делятся на следующие шесть типов: единичноутвердительные, единичноотрицательные, общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные. Самостоятельную роль имеют лишь высказывания последних четырёх типов, поскольку единичноутвердительные и единичноотрицательные высказывания сводятся, соответственно, к общеутвердительным и общеотрицательным при множествах субъекта, состоящих из одного элемента.[1]. Обычно для обозначения субъекта (класса предметов) высказывания используется символ S, а для предиката (свойства) — P.
Аристотелев силлогизм представляет собой схему логического вывода (умозаключения), состоящую из трёх простых высказываний, в каждом из которых имеется по два термина (основные структурные единицы) S,M,P одного из четырёх указанных видов A,E,I,O: первое высказывание является большей посылкой и содержит термины P и M; второе является меньшей посылкой и содержит термины S и M; третье является заключением и содержит термины S и P, M — средний термин: входит в обе посылки, но не входит в заключение.
Здесь x, y, z ∈ {a, e, i, o} и запись SzP (как и MxP и SyM и т. п.) обозначает в зависимости от значения z одно из четырёх суждений видов A,E,I,O. Каждая фигура доставляет следующее количество силлогизмов (схем): 4·4·4 = 64. Поскольку фигур 4, то получаем 4·64 = 256 силлогизмов. В традиционной силлогистике для 24 правильных модусов каждой фигуры имеются мнемонические имена.
Силлогизмы — это обширная область знаний о мышлении, которая создавалась столетиями. Здесь не будем углубляться в детали. Если будет проявлен интерес со стороны читателей, то возможно в последующих публикациях .ту тему можно будет осветить с подробностями. Логическая операция обоснования истинности суждения с помощью других истинных суждений называется доказательством Доказательство по способу осуществления бывает прямым или косвенным.
Прямым называется доказательство, при котором тезис необходимо следует из найденных аргументов. Косвенным называется доказательство, при котором истинность тезиса следует из устанавливаемой ложности суждения(й), находящегося в определенной связи с тезисом.
Заключение
Мышление подчиняется определенным правилам, законам, которые были открыты более 2500 лет тому назад и зафиксированы в трудах Аристотеля еще до того, как были раскрыты физиологические и психологические механизмы мышления.
Специалисту любого профиля необходимо знание логики, т. к. любая мыслительная деятельность оказывается малоэффективной без знания средств точного выражения мыслей.
Литература
Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — СПб.: Питер, 2003. — С.120
Мыслящий тростник. Дата обращения: 29 июня 2011. Архивировано 24 августа 2011 года.
Мышление. Дата обращения: 29 июня 2011. Архивировано 7 сентября 2011 года.
Розин В. М. Предпосылки и особенности античной культуры Архивная копия от 7 июля 2014 на Wayback Machine. — М.: ИФ РАН, 2004.
Учение Парменида о бытии в истории логического мышления. Дата обращения: 23 октября 2011. Архивировано 5 марта 2016 года.
Платон. Дата обращения: 29 июня 2011. Архивировано 31 марта 2008 года.
Логика математическая. Дата обращения: 29 июня 2011. Архивировано 20 ноября 2010 года.
Проблема синтетической формы мышления в философии Канта. Дата обращения: 29 июня 2011. Архивировано 15 декабря 2012 года.
Тоффлер Э. Третья волна = The Third Wave, 1980. — М.: АСТ, 2010. — 784 с. — (Philosophy). — 5100 экз. — ISBN 978–5–403–02 493–8.
Сведенборг, Эммануил // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890–1907.
Асмус, В. Ф. Логика / В. Ф. Асмус. — М., 2001.
Бартон, В. И. Логика / В. И. Бартон. — Минск, 2001.
Берков, В. Ф. Логика: задачи и упражнения (практикум) / В. Ф. Берков. — Минск, 2002.
Берков, В. Ф. Логика: элементарный курс: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / В. Ф. Берков. — Минск: Тетра Системс, 2007.
Бочаров, В. А. Основы логики / В. А. Бочаров, В. И. Маркин. — М., 2002.
Войшвилло, Е. К. Логика / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. — М., 1994.
Гетманова, А. Д. Логика / А. Д. Гетманова. — М.: Высшая школа, 2002.
Жоль, К. К. Логика: учеб. пособие для вузов / К. К. Жоль. — М., 2004. 9. Иванов, Е. А. Логика / Е. А. Иванов. — М., 2001. 10. Ивлев, Ю. В. Логика / Ю. В. Ивлев. — М., 2000.
Ивин, А. А. Логика: учебник для студентов вузов /А. А. Ивин. — М.: Гардарики, 2007.
Ивин, А. А. Практическая логика / А. А. Ивин. — М., 2002.
История логики: учеб. пособие / В. Ф. Берков [и др.]; под общ. ред. В. Ф. Беркова, Я. С. Яскевич. — Минск: Новое знание, 2001. — 170 с.: ил.
Кириллов, В. И. Логика: учебник для юридических вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко; под ред. проф. В. И. Кириллова. — Изд. 6-е, перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд‑во Проспект, 2008.
Савчук, т. н. Логика: учеб. пособие / т. н. Савчук. — Минск: БГПУ, 2008. 16. Шуман, А. Н. Философская логика: истоки и эволюция / А. Н. Шуман. — Минск, 2001.
Шуман, А. Н. Современная логика: теория и практика / А. Н. Шуман. — Минск, 2004.
Чуешов, В. И. Основы современной логики: учеб. пособие / В. И. Чуешов. — Минск: Новое знание, 2003. — (Социально
Логика в схемах и таблицах: учебно‑метод. пособие / сост. н. Д. Лепская. — Минск: МГЭУ им. А.Д.Сахарова, 2012. — 92 с.
Borrroda
Перечисленные законы, не являются законами мышления вообще, они законы "правильного мышления".