Что делает руководителя по‑настоящему успешным?
После управления двумя отделами в Авито я взялся за создание отдела Контроля качества в Data Light. Результат не заставил себя ждать: всего за несколько месяцев команда из 47 человек вывела метрику экспертизы на уровень 98%.
За это время я определил для себя 4 ключевых принципа, которые помогают добиваться таких успехов, — я готов поделиться своей историей и раскрыть их в этой статье.
Евгений Шилкин
Head of QCD
С чего все началось?
В 2011 году я поступил в Санкт‑Петербургский государственный инженерно‑экономический университет на инженера IT‑технологий в экономике и управлении, а по окончанию довольно быстро устроился в Авито. Там я проработал более 8 лет, с 2015 по 2024 год.
Начинал я с рядового модератора. Если вы когда‑либо продавали на платформе, то знаете, что все объявления проходят проверку перед публикацией. Большую часть проверяет автомодерация, меньшую — люди. В 2015 году одним из этих рядовых сотрудников был я.
Когда я перешел на должность супервайзера отдела контроля качества модерации, у меня было около 27 человек в подчинении, но я практически не занимался их развитием, это просто не входило в мои обязанности. Но в 2021 году, когда я начал действительно управлять командой, состоящей тогда из 7 человек (а потом их стало уже около 16), я начал думать, как могу лучше развивать свою команду.
Мой руководитель в тот момент выбрал идеальную для меня стратегию: «Не вмешивайся, пока всё работает хорошо.» Это позволило мне свободно внедрять свои идеи, которые действительно показывали результаты, что, на мой взгляд, лучшее признание их ценности.
В октябре 2021 года я внедрил систему спринтов по SCRUM‑методологии в нашем отделе. Мы изменили подход к работе, ввели сторипоинты, демо, ретро и другие регулярные встречи и спринты. Команда научилась самостоятельно оценивать задачи и риски, у каждого появились индивидуальные планы развития и KPI. В 2022 году мы переработали подход к метрике SL отдела и начали измерять его по‑другому. Разработали инициативы по удержанию SL в таргете (целились в то, что таски закрываются вовремя в 95% случаях для минорных, и в 100% случаях для критических ситуаций). С момента всех модернизаций отдела SL ни разу не опускался ниже установленного уровня.
Я переработал систему бонусов, а KPI ребят поделил на две части.
Первая часть — это история про «как»: выполняются ли задания в срок, нет ли просрочек, негативной обратной связи по взаимодействию.
Вторая часть — история про «что»: процесс непрерывных улучшений, генерация идей, приходят ли ребята с инновациями, модернизируют ли они существующие процессы, улучшают ли они жизнь наших внутренних пользователей, то есть модераторов, и наших внешних пользователей, то есть пользователей сервиса.
К осени 2022 года мне доверили ещё один отдел — контроль качества модерации. Таким образом, я стал руководителем команды из 70 человек. Но в декабре 2023 года я решил уйти из компании.
Новые вызовы и работа в Data Light
Собственно, возникает вопрос, а почему же ты ушёл? Если ты рассказываешь про невероятные карьерные достижения и свой рецепт успеха, чего тогда ты не стал гендиректором?
Всё просто: в какой‑то момент я понял, что в своём направлении достиг максимума и дальнейший рост был бы скорее горизонтальным, а не вертикальным. Переехав в Москву в октябре 2023 года, мне очень хотелось расти и применять накопленные знания, выстраивать что‑то новое в интересной мне сфере. Так и случилось: я возглавил отдел Контроля качества в компании Data Light.
Моя компания предлагает услуги для работы с искусственным интеллектом, сейчас у нас более 200 клиентов, включая Сбер, Яндекс, Lamoda, Комус, МТС, Билайн, Samsung и Mamba. А еще в этом году мы запускаем «Академию разметчиков» — проект, помогающий бесплатно освоить новую профессию в сфере Data Annotation.
Обладая таким багажом знаний и энергией, накопленной за эти восемь лет в Авито, придя в новую компанию, я как будто бы сразу знал, что делать. Когда я только пришел в Data Light и начал налаживать процессы, это не было простым копированием того, что я делал раньше. Конечно, нет. Каждая компания уникальна: разные стили управления, разное количество сотрудников и различные процессы. То, что работает в одной компании, не всегда будет эффективным в другой, как бы этого ни хотелось.
Но благодаря моему опыту работы в качестве руководителя я смог выстроить взаимодействия внутри своего отдела, а также наладить коммуникацию и формат взаимодействия между смежными. Интуитивно я пошел по пути AS IS → TO BE: провел аудит штата, процессов, выявил зоны, которые в первую очередь требовали модернизации, составил экшн план и начал его реализацию. Тесно сотрудничал с операционной вертикалью, отделом обучения и HR компании, старался узнавать не только про работу контроля качества, но и про смежные отделы, с которыми в дальнейшем видел необходимость по укреплению или выстраиванию взаимодействия с нуля. Внутри отдела тоже все изменилось: добавились индивидуальные планы развития, система грейдов с четкими границами на основе проявления компетенций ребят, неформальные встречи, тимбилдинги, отказ от лишней бюрократии. Чтобы всё настроить, и, главное, чтобы всё заработало, мне пригодились мои 4 ингредиента успеха.
Рецепт успеха
Первое – это люди
Люди, которые меня окружают, — это самое важное. Когда я работал в Авито, у нас был слоган: «Avito — здесь решают люди». Он касался не только наших пользователей, но и нас самих внутри компании. Атмосфера, в которой ты работаешь, люди, с которыми общаешься каждый день — всё это мотивирует и помогает достигать большего. Поэтому очень важно правильно подбирать кадры.
В моей первой работе мне пришлось пройти через 3 или 4 этапа отбора. Были и телефонные интервью, и тесты, и собеседования, и обучение. Но результат того стоил: я попал в отличную команду. Здесь большая заслуга HR и рекрутеров, которые проводили отбор, а также отделов обучения и внутренней коммуникации. Мы всегда знали, к кому обратиться за помощью, и это создавало ту самую атмосферу, где люди — главное.
Когда я уже руководил отделами, я принял участие в десятках собеседований: как с внешними, так и с внутренними кандидатами. Я считаю, что руководитель на таких встречах должен присутствовать не просто для «галочки», он должен погружаться в собеседования максимально: я готовил тестовые задания, каверзные вопросы, на каких‑то собеседованиях даже разыгрывал мини‑игры. Поэтому после собеседования я всегда мог лично убедиться, подходит ли отдел соискателю, и, главное, соискатель — отделу, или нет.
Когда в Data Light я проводил конкурс по найму руководителя группы в свой отдел, я тоже подошел к этому вопросу с полной отдачей: определил критерии, подготовил тестовые, принял участие в 5 собеседованиях и дал абсолютно всем участникам развернутую обратную связь после конкурса.
Второе – это среда
Важно, чтобы компания создавала благоприятные условия для роста и развития. В Авито, например, у меня была возможность расти внутри компании. Вакансии в смежных отделах часто предлагались именно внутренним кандидатам. Это не было попыткой сэкономить, а скорее, стремлением развивать своих сотрудников. В Авито всегда замечали таланты и давали им шанс развиваться дальше. Например, открывались вакансии в отделе обучения или на позиции TeamLead, и на них в первую очередь рассматривали своих сотрудников, а не искали кого‑то на стороне. Это позволило вырастить специалистов, которые отлично знали и компанию, и её процессы.
В Data Light мы стремимся к такому же подходу: помимо рядовых линейных повышений у нас есть опыт перехода из руководителей групп в системные аналитики и разработчики, из валидаторов в HR‑менеджеры, из исполнителей — в руководителей групп.
С моей подачи был внедрен процесс кадрового резерва, где есть два основных, как я их называю, контейнера: для линейных позиций, где кандидаты сами изъявляют желание развиваться в интересном для них направлении, а руководители этих направлений помогают ребятам с развитием курсами, литературой и другими полезными материалами; и для нелинейных позиций, где абсолютно каждый желающий оставляет о себе необходимую информацию, а руководитель, при возникновении потребности в кадрах, в первую очередь проверяет кадровый резерв.
Третье – это обучение
Даже если ты не руководитель, и пока еще не планируешь смотреть в сторону такого развития, полезно пройти обучение, которое 100% поможет тебе в будущем. Причем базовые навыки большинства компетенций во многих компаниях прокачиваются в обязательном порядке.
Такой подход создает сильную базу полезных знаний внутри компании. Компании не должны стоять перед выбором — нанимать новых людей или доучивать своих. У них будет готовая база сотрудников, которые могли занять новые позиции.
В Data Light мы нацелены на максимально высокое качество в работе. Поэтому за постоянное повышение уровня компетенции наших сотрудников отвечает специальный отдел — Learning and Development. Помимо базовых курсов для найма рядовых сотрудников, у отдела обучения в разработке находятся курсы повышений квалификаций менеджмента среднего и высшего звена, направленные не только на прокачку базовых компетенций, но и на освоение узкопрофильных навыков.
Кроме того, наш отдел обучения по запросу предоставляет все лучшие доступные курсы под конкретную потребность отдела, помогает в проведении тренингов и дает интересные мастер‑классы. Благодаря готовым материалам за последние несколько месяцев я провел четыре блока обучения для своей команды: командообразующие мероприятия, навыки ведения переговоров, системный анализ и навыки обратной связи. После прохождения всех этих блоков у ребят прокачивались компетенции, они отмечали, что увереннее чувствуют себя на внутренних встречах и встречах с заказчиками, а также задачи, которые требуют математической погруженности, даются с большей легкостью.
Четвертое – это вы сами
Как бы вас ни поддерживали окружающие, сколько бы возможностей для обучения ни было, если у вас самих нет желания и интереса, никакого карьерного роста не получится. Самый главный ингредиент успеха в большой компании — это вы сами. Вы должны хотеть расти, развиваться и использовать те возможности, которые вам предоставляют. Как однажды сказала моя бывшая коллега: если у вас есть потребность в росте, неважно, финансовом или должностном, неправильно будет спрашивать у своего руководителя «почему я не расту?» или «почему мой коллега зарабатывает больше меня?».
Правильно будет спросить «что мне нужно сделать, чтобы вырасти и зарабатывать больше, какие скиллы прокачать и какие навыки получить».
А какие секреты успеха выделили бы вы?
Комментарии (7)
Konstantin1978
06.12.2024 14:22Правильно, что главное это люди. В феодальной системе трудовых отношений без людей ничего не получится и даже более того любое самодурство любого менеджера тоже может быть реализовано только людьми, сам по себе менеджер ни на что не способен и никакой прибавочной стоимости не создает.
Olga_Panachuk
06.12.2024 14:22Ваша история вдохновляет, поскольку подчеркивает, что успех заключается не только в технических навыках, но и в умении сотрудничать с коллегами. Это то, к чему я смогла прийти довольно быстро — за несколько лет работы. Я все еще считаю, что мой быстрый карьерный рост обусловлен во многом уважением и к начальству, и к нижестоящим, а также готовностью идти на компромиссы. Я не фанат мотивирующих книг, но одна цитата Наполеона Хилла мне хорошо запомнилась: «Если вы не верите в сотрудничество, посмотрите, что происходит с повозкой, потерявшей одно колесо». Спасибо, автор, Вы очень точно выразили те мысли, над которыми я сама долгое время размышляла.
tanmiro
Что важнее для руководителя: интеллект или выученные навыки? Можно ли стать хорошим руководителем?
Araki_Satoshi
Опыт же, имхо.
Руководителю только с высоким интеллектом нужно будет в "прямом эфире" дотягивать свои знания по сфере работы, которой он руководит. Капитан корабля не будет знать, как управлять персоналом, отвечающим за работоспособность его корабля, без должных навыков управления кораблем.
Не очень умному, но с хорошо развитыми навыками в своей сфере руководителю тоже будет тяжело. Он будет делать всё "по учебнику" и спотыкаться в нестандартных ситуациях. Одного из поваров забыли на суше, и оставшиеся не справляются с количеством пассажиров. Что делать капитану, который знает корабль от А до Я, но не способен принимать креативные решения?
Опытный руководитель тоже будет испытывать проблемы, но решать их намного эффективнее исходя из своего опыта управления и проектом, и персоналом. Капитан быстро назначит ответственных на роль тех частей корабля, с которыми не знаком, а навыки менеджмента помогут ему найти излишки продуктов и эффективно переназначить доступные поварам ингредиенты.
Так что... Секрет хорошего руководителя, думаю, в том, чтобы просто продолжать руководить.
Spin03a
Я бы сказал, что 60 (интеллект) на 40 (навыки). Здорово, если ты можешь не только пользоваться полученными навыками, но и модернизировать их. Можно ли стать хорошим руководителем? Думаю, можно и нужно :)