Привет, Хабр! Меня зовут Андрей. Я работаю научным журналистом в российской компании «Криптонит». Увлечения у меня под стать профессии: научная фантастика и наблюдательная астрономия. Вглядываясь в звёздное небо в одну из морозных ночей, я испытал настоящее вдохновение, рецептом которого и хочу поделиться в этой статье.

Источник вдохновения

Не секрет, что время от времени все авторы переживают творческий кризис. Как можно писать проникновенно, если один день похож на другой и ничего воодушевляющего не происходит? Один из способов преодолеть кризис — полностью сменить окружение в поисках свежих идей и эмоций. Гикам вроде меня для этого прекрасно подходят астрономические наблюдения!

Раньше я ходил в Планетарий и Народную обсерваторию в парке Горького. Несколько лет назад купил телескоп, а потом и кучу аксессуаров для него. С тех пор ясными ночами я собираюсь в путь с треногой, монтировкой и рюкзаком оптики, словно на секретное задание.

Катадиоптрик SW MAK 102 с зеркалкой 5D Mark II на ручной монтировке Sparta AZ и карбоновой треноге.
Катадиоптрик SW MAK 102 с зеркалкой 5D Mark II на ручной монтировке Sparta AZ и карбоновой треноге.

Уезжать приходится далеко, потому что смотреть в ночное небо из города почти бесполезно из-за сильной засветки. Выбрать место наблюдения помогает карта светового загрязнения атмосферы, а также карта высот. Планировать наблюдения периодических астрономических событий можно по прогнозам Московского Планетария. Отслеживать интересные космические явления, происходящие прямо сейчас, удобно в канале AstroAlert. Смоделировать все наблюдения легко в бесплатной программе Stellarium. В ней есть даже «редактор Солнечной системы» – поистине божественный инструмент! Прибегаю к нему, когда нужно добавить данные о недавно открытых кометах.

Кстати, вот одна из моих фотографий кометы C/2020 F3 (NEOWISE).

Спустя три года сфотографировал другую комету — C/2023 A3 (Цзыцзиньшань-ATLAS). Найдите десть отличий!

Снимать Луну и планеты гораздо проще, так как они доступны наблюдению круглый год. Можно заранее подобрать оптимальные условия и повторять съёмку из разных мест.

В сильный мороз видимость лучше всего, да и матрица камеры меньше шумит, но при этом чертовски холодно самому. Остываешь вместе с телескопом, пока ждёшь, когда выровняется температура всех его элементов и подключённой к нему камеры. Зато в одну из таких ночей я испытал прямо детский восторг. Может быть, даже что-то близкое к тотально-воззренческому вихрю, описанному фантастом Дугласом Адамсом. Сам не ожидал, что так проникнусь.

Смотреть – ещё не значит видеть

Представьте, что вы по собственной воле стоите в безлюдной глуши глубокой ночью и всматриваетесь в звёздное небо. Поначалу ничего необычного не происходит. Прибыв на место вскоре после заката, можно успеть проводить взглядом Венеру и легко отыскать другие яркие точки, которые вовсе не звёздочки: Юпитер, Сатурн, а чуть позже — Марс.

Для съёмки планет удобнее снять видеоролик и разобрать его на отдельные кадры. Затем нужно выбрать самые удачные, центрировать, кадрировать и создать из них новую анимацию. Так я и сделал при помощи программы PIPP.  В момент съёмки Сатурн был почти в 9 раз дальше от Земли, чем Солнце.

Очень многое зависит от места, времени и погодных условий. Зимой из моих локаций раньше других звёзд видны Капелла и Альдебаран. Эти небесные маяки уступают Сириусу по яркости, но первыми восходят над горизонтом. Ниже Капеллы располагаются источники метеорных потоков Северные Тауриды и Геминиды, а ещё ближе к горизонту – Декабрьские Моноцеротиды.

К ним стоит вернуться около часа ночи, когда они щедро рассыпают «падающие звёзды» (до 250 в час!), а пока на западе становятся видны Денеб, Вега и Альтаир. С каждой минутой небо темнеет, глаза привыкают, и вы видите всё менее яркие звёзды, угадываете знакомые созвездия и астеризмы.

Следующий кадр снял в обзорном режиме. Найдёте на нём «Большой ковш»? Его проще увидеть, если слегка прищурить глаза и отодвинуться от монитора.

Глядя на звёзды вживую, в какой-то момент периферийным зрением вы улавливаете широкую и чуть более светлую диагональную полосу на небе – Млечный Путь. Тогда считайте, что глаза уже достаточно привыкли, чтобы начать наблюдения в светосильный бинокль. Рядом с Альдебараном видно звёздное скопление Гиады, а выше и чуть правее — Плеяды. На юго-западе высоко в небе можно рассмотреть Туманность Андромеды, навстречу которой летит наша галактика. При удачном выборе места и хорошей погоды удаётся рассмотреть ещё несколько объектов глубокого космоса из каталога Мессье.

Если не смотреть на Луну и дать себе погрузиться в темноту, то спустя ещё 5-10 минут завершится вторая фаза темновой адаптации. Тогда и случится чудо: перед вашим взором предстанет бездна с тысячей огней.

Две яркие точки по центру кадра – Сатурн и Юпитер
Две яркие точки по центру кадра – Сатурн и Юпитер

Когда душа поёт

В этот момент куда-то исчезают все мысли о повседневной суете. Больше нет рабочих задач и календарных планов, бытовых проблем и тревог за близких. Сознание полностью освобождается от фоновой обработки новостей. Весь информационный шум растворяется в ночном небе, вид которого действительно завораживает. Возникает желание бесконечно исследовать всё это великолепие и рассмотреть его поближе. Хочется мечтать о космической экспансии и… петь!

Написать песню меня подтолкнула сама ситуация: решив переставить телескоп, я почувствовал, что сильно замёрз – пальцы не гнулись. Так родилась метафора «космический холод», а зимняя куртка воспринималась как скафандр. Поэтому первые строки родились сами: 

Космический холод, и я как в скафандре

В куртке шагаю, натянув капюшон.

Со стороны ситуация могла показаться комичной: взрослый человек припёрся в глухомань и мёрзнет посреди ночи просто потому, что захотел посмотреть на звёзды. Следующие строки стали логичным продолжением песни:

Мной движет голод и жажда познания.

В этих стремлениях я бываю смешон.

Я вновь взглянул на небо и подумал, что оправдывать свои увлечения нет смысла. Либо ты мыслишь и чувствуешь сходным образом, либо ищешь другое хобби. В песне это зазвучало с юношеским максимализмом:

Но к чёрту мнение толпы!

Мне оно до звезды!

Дальше нужно было придумать припев. Использование АМС проще и результативнее, но пилотируемые миссии воодушевляют сильнее:

Долетим мы до звёзд, устремившись всерьёз.

Наш искусственный свет коснётся экзопланет!

Ещё пару куплетов написал уже дома, разбирая и обрабатывая фотографии. Удалось снять Юпитер с четырьмя крупнейшими спутниками, Сатурн с характерным кольцом, а также интересные детали лунного рельефа, подчёркнутые границей света и тени. Всё это тоже вдохновляло, но после написания текста я надолго его отложил, так как не знал способа озвучить.

ИИ вместо музыкантов

Случай подвернулся неожиданно: я искал по работе материалы для рубрики #нейрословарь и нашёл упоминание необычного генеративного ИИ. Это был Suno AI, способный генерировать музыку по текстовому описанию. Я экспериментировал с ранней версией, которая умела не так много и изобиловала ограничениями. Поэтому я загружал четверостишия по одному-два, пробовал сшивать близкие по звучанию фрагменты в единую композицию, перебирал жанры, но результат не устраивал.

Постепенно я осваивал особенности запросов к Suno AI. Например, иногда вокал генерировался с неверным ударением на отдельные слова. Чтобы это обойти, я выделил ударную гласную как заглавную букву внутри слова. Разбивка текста маркерами помогла сделать песню более целостной. Выделил куплеты словом [Verse] в квадратных скобках и обозначил припев [Chorus] — так переходы стали плавнее. Когда захотел добавить проигрыш – написал [Interlude], а для более внятной концовки указал [Final chords].

Наконец, после множества повторов я услышал то, что было близко к изначально задуманному варианту. Хотелось добиться жизнеутверждающего и довольно мелодичного исполнения, без лишней эпичности и брутальности.

Вот итоговый запрос (prompt), который я использовал для генерации песни: pop rock 1987 dramatic optimistic melodic male romantic voice

[Verse]

Космический холод, и я как в скафандре

В куртке шагаю, натянув капюшон.

Мной движет голод и жажда познания.

В этих стремлениях я бываю смешон.

 

[Chorus]

Но к чёрту мнение толпЫ!

Мне оно до звезды!

Долетим мы до звёзд, устремившись всерьёз.

Наш искусственный свет коснётся экзопланет!

 

[Verse]

Отриньте сомнения!

Расчёты не лгут!

Мы на Земле задержались!

Нас звёзды зовут!

 

[Interlude]

 

[Verse]

Мы отправимся в путь ради смелых идей!

И Землю покинем отнюдь не от скуки!

Направляет нас вера в разум людей.

Нами движет любовь… Любовь к науке!

 

[Final chords]

Послушать песню можно здесь.

Конечно, итог далёк от совершенства. Вступление невнятное, припев ни разу не повторяется, местами чувствуются склейки и автотюн. Музыкальная часть похожа на 90% попсы, однако методом проб и ошибок всё равно удалось получить интересный результат.

Вместо заключения

Под эту песню я ещё не раз ходил на ночные вылазки с телескопом, а сервис Suno AI серьёзно улучшили за год. В нём появилась возможность продолжить понравившийся фрагмент в том же стиле и автоматически создавать иллюстрации как обложки к альбомам. Так что, дерзайте и творите на пару с ИИ!

Моя песня изначально предполагала разбивку на два голоса. Я даже клип к ней придумал, для которого детально представляю раскадровку. Уже существуют генеративные сервисы, делающие анимацию на основе картинки. Возможно, скоро появятся более мощные решения, учитывающие одновременно текст и музыку при генерации клипов.

Комментарии (0)