Часть 2 моей предыдущей статьи [Ответ] Про цифровые сервисы в Германии. В этой части:
Почта
Постановка авто на учет онлайн
Приложение для мониторинга цен на топливо
Приложение для медицины
Онлайн‑ритейл
Check24
Datenshutz
Прочее
Эпилог
Дисклеймер: Я пишу только на основании своего (скромного) опыта. Если у вас есть что дополнить, прокомментировать или возразить — велкам в комментарии для обмена опытом!
Почта и прочие доставки
Говорим "почта", подразумеваем DHL. В отличие от РФ, где, если Почта России вдруг закроется, то 90% жителей как минимум крупных городов этого даже не заметят, в Германии почта — это критически важный элемент инфраструктуры. Взаимодействие с огромным числом "контрагентов" по самым различным вопросам происходит по почте. Работает она при этом достаточно хорошо. Норматив по доставке у DHL (по состоянию на середину 2024 года) — не менее 80% отправленных писем на следующий рабочий день и 95% на второй рабочий день. Стоимость отправки письма от 0,85 евро до 1,6 евро за конверт А4 до 95 страниц (с 2025 года цена на обычный конверт повысится до 0,95 евро). Стоимость отправки по Германии "пакета" (так тут называют посылки) от 3,99 евро до 19,99 евро за 31,5 кг размером до 120 × 60 × 60 см. Самый популярный типоразмер (если верить информации DHL) — 5 кг до 120 × 60 × 60 см за 6,99 евро.
Приложение DHL вполне себе хорошее, ИМХО. Через него можно оформить отправку пакета (потом приходишь на пункт забора/выдачи, приносишь посылку, сканируешь QR-код и готово), купить марки для писем (причем их можно как распечатать на принтере и наклеить на конверт в виде QR-кода, так и просто написать специальный цифро-буквенный код от руки на конверте). Также, если знаешь трек-номер посылки, можно добавить его в приложение и следить за доставкой. Очень прикольно то, что в день доставки тебе прямо в реальном времени показывают на карте положение авто, в который загружена твоя посылка (если она отправлена не по самому дешевому тарифу), пишут, сколько остановок до твоего адреса по плану и приблизительный интервал доставки, который по мере приближения авто к твоему адресу становится все точнее. Это очень полезная штука, учитывая, что в отличие от РФ здесь не звонят тебе за час до доставки :( Доставщик (не только DHL, но и Hermes, и DPD, и собственная доставка Amazon и т.п.) просто позвонит в дверь, когда приедет, и если тебя дома нет, то отвезет посылку на удобный ему пункт выдачи (не обязательно ближайший!) или оставит у соседей, или прямо у двери подъезда (мне так уже 2 раза оставляли). В приложении DHL, кстати, можно указать, где оставить посылку, если тебя нет дома (актуально скорее для частных домов). Я из-за этой особенности по возможности сейчас заказываю доставку до пункта выдачи — проще самому зайти туда в удобное мне время, чем ждать доставки в течение всего дня.
Так выглядит приложение DHL
Еще одна прикольная, но не очень хорошо работающая функция приложения DHL — это сервис Briefankündigung (Бриф_Анкюндигунг) — уведомление о поступлении вам новых писем. Как только письмо пройдет через сортировочный центр DHL, вам придет в приложение скан его лицевой стороны. На самом деле работает это, по моему опыту, в ~70% случаев и порою с задержкой (уведомление появляется на след.день после фактической доставки письма:)) и только если адрес на письме напечатан, а не написан от руки. В целом полезность сервиса, ИМХО, сомнительна, но так как он бесплатный, то я его себе подключил.
Зато есть другой, очень полезный (и бесплатный) сервис — перенаправление всех посылок в пункт выдачи! Я себе недавно подключил и теперь прям ненарадуюсь! Переживания, что вдруг мне что-нибудь доставят, а меня не будет дома, теперь в прошлом. Бонусом идет то, что теперь все посылки на мой адрес автоматом появляются в приложении, порой даже раньше, чем интернет-магазин пришлет мне номер для отслеживания.
Постановка на учет авто онлайн
При покупке/перерегистрации авто (например, в связи с переездом) можно вовсе никуда не ходить, а сделать все онлайн! Для этого нужно всего лишь, чтобы твой Аусвайс (ID-карта гражданина, ВНЖ или ПМЖ) поддерживал онлайн-функции (все выдаваемые в последнее время — поддерживают), приложуха на смартфоне (бесплатная), и чтобы ПТС/СТС (тут это немного не так называется и не совпадает немного по составу информации с российскими, но для простоты буду употреблять эти термины) было выдано начиная с 2018 года. Порядок такой:
Заранее получаешь у какой-нибудь страховой eVB-номер — по сути, специальный номер твоего будущего полиса ОСАГО, обозначающий, что ты и страховая готовы заключить договор. Ты не обязан это делать, если не поставишь авто на учет с использованием этого номера (например, если сделка сорвалась). Но если зарегистрировал авто с использованием этого номера, договор ты обязан заключить (но пока не заключил, все еще можешь, например, изменить тариф/опции). Интересная система. Я получил его через брокера.
Можешь заранее зарезервировать за собой номерной знак. Делается онлайн "без регистрации и СМС". При этом у каждого региона сайт свой, но в целом плюс-минус одинаковый. Где-то можно зарезервировать случайный номер (то есть просто очередной свободный) за 3 евро, но в большинстве регионов это можно сделать только, если выберешь "желаемую" комбинацию, заплатив еще 10 евро за это. Номер сохраняется за тобой на срок 1-3 месяца (в зависимости от региона — либо сразу на 3 месяца, либо на 1, но с возможностью дважды бесплатно продлить).
Если зарезервировал номера, можешь обратиться "к кому угодно", чтобы тебе их изготовили — такие конторы есть около местного "а-ля МРЭО", где это сделают за 20 минут и за двойную цену, либо заказываешь в интернете и получаешь по почте через 2-3 дня.
На специальном сайте, подтвердив свою личность Аусвайсом с онлайн-функциями, заполняешь форму со своими данными и данными авто. ПТС и СТС, а также старые номерные знаки имеют голографические наклейки — с них надо стереть защитный слой, чтобы добраться до одноразовых кодов, которые тоже нужно ввести при заполнении формы. После стирания защитных слоев документы и номерные знаки становятся недействительными! В течение 30 минут тебе приходит подтверждение, что все прошло успешно, а в течение 10 дней тебе по почте пришлют новые ПТС, СТС и голографические наклейки на номера (без них номера считаются недействительными). Если ты не резервировал номера, то тебе на этом этапе назначат первые свободные, а далее — см. пред. пункт.
После этого ты уже можешь ездить в течение 10 дней с номерами без наклеек (то есть изготовить номера все равно надо — именно поэтому имеет смысл их резервировать заранее), если в машине на видном месте лежит распечатка-подтверждение из предыдущего пункта.
Дюссельдорфский сайт по резервированию номерных знаков.
Считаю, что это — очень крутая штука, обязательно воспользуюсь при возможности/необходимости. Если оставить за скобками нецентрализованность (у каждого региона, а то и округа — свой набор сайтов) и древность UI, то это действительно одна из немногих электронных услуг, где немцы обошли РФ, ИМХО.
Приложения для мониторинга цен на топливо
Не могу не рассказать про еще одну очень крутую вещь — приложения для мониторинга цен на топливо. Дело в том, что в Германии каждая заправка обязана передавать данные о своих ценах в базу статистического ведомства, а оттуда уже их получают различные приложения. В том числе и Google Maps, если искать заправки.
Тут надо заметить, что все это имеет реальный смысл, так как цены на заправках действительно сильно отличаются и от заправки к заправке, и от дня недели, и времени (на автобане утром в будни — самый дорогой, в выходные вечером в деревне — один из самых дешевых). Порой имеет смысл съехать с автобана 500 м и заправиться на 10 центов дешевле.
Так выглядит ADAC Drive и цены на Google Maps.
Приложения для медицины
Я пользуюсь приложениями от своей страховой (TK) и Doctolib (приложение для онлайн-записи на прием к врачу).
Приложение страховой позволяет видеть свои страховки, заказывать какие-то выписки-документы (например, заказывал подтверждение для своей супруги, что она застрахована по моей страховке), менять свои данные (я менял адрес). Также есть встроенная бонусная программа и игровые "фантики" — типа вписываешься в челлендж (например, каждый день в течение N месяцев ходить 8 тыс. шагов), за выполнение которого получаешь скидку на что-нибудь (на мед. услугу, покупку чего-нибудь спортивного — типа часы Garmin за 299 евро вместо 399 и т.п.). Больше пока ничего не могу сказать, так как ничем особо больше не пользовался. Ощущение, что приложение по сути является оберткой над личным веб-кабинетом. С 2025 года в Германии внедряют электронную карту пациента - по идее это должно как-то отразиться на функционале приложения, так как страховые обязаны предоставлять доступ к ней.
Doctolib — популярное приложение для поиска врачей и записи к ним. Одна только проблема — многие врачи не используют его :) В нашем городе на 40K жителей там есть только один дерматолог. Ну и сюда же накладывается общая ситуация по нехватке врачей всех специальностей в Германии. Но то, что в одном месте можно увидеть доступные слоты для кучи разных врачей — большой плюс, ибо тут редко где можно записаться на прием онлайн через сайт. Как правило, приходится звонить, ждать ответа, перезванивать, так как занято... В РФ этот процесс давно уже преимущественно дигитализирован (как минимум в крупных городах) у многих клиник.
Вот я ищу зубного в Doctolib - ближайший ко мне в 16,6 км по прямой в каком-то маленьком городишке.
Онлайн-ритейл
Первое, что приходит на ум, конечно же, Amazon! Принципиальных/качественных отличий от российского Ozon не вижу. Единственное, что если у вас не подключена Премиум-подписка, то минимальная сумма заказа для бесплатной доставки до квартиры — 39 евро. Но при этом на многие товары есть бесплатная доставка до пункта выдачи. Мне редко бывает нужно что-то очень срочно, обычно 4-5 дней терпит, поэтому я не подключаю себе Премиум. Из приятного личного опыта — мне вернули деньги за струйный принтер, купленный 4 месяца назад: за это время почему-то засох картридж (да, печатали немного, но новый картридж все равно не должен так быстро засыхать!). Понадобилось примерно 4 минуты чата с поддержкой, чтобы мне оформили возврат товара. Причем возврат они предложили сами, я надеялся максимум на замену картриджей по гарантии.
Если говорить о каких-либо Saturn / MediaMarkt, то их сайты, на мой взгляд, — калька с М-Видео (или наоборот :-)). Покупал там только один раз, поэтому релевантного опыта нет.
Так выглядит сайт МедиаМаркта.
Есть еще сайт idealo.de — очень удобная штука! Ищет и сравнивает цены по всем интернет-магазинам. Часто пользуюсь. Отображает цены с учетом текущих акций и стоимости доставки. Можно добавить товар в список наблюдения и следить за ценой.
Вот так выглядит idealo.de
Еще можно упомянуть Zalando — по сути, то же самое, что и российская LaModa, только отдельных пунктов выдачи нет, все приходит по почте.
Про онлайн-ритейл хочется еще сказать, что помимо всем привычной оплаты картами есть очень часто опция оплатить через PayPal и почти всегда — через прямое дебетование твоего банковского счета (про прямое дебетование — см. первую часть повестования). Я обычно предпочитаю картой или PayPal. Последний даже удобнее, ИМХО, так как не надо вводить реквизиты карты.
Большинство товаров, купленных онлайн, можно в течение минимум 14 дней отправить обратно и вернуть деньги (а где-то этот срок даже больше). В большинстве случаев за обратную пересылку платить не надо. Но бывают исключения.
Как вывод, ИМХО, онлайн-ритейл не сильно отличается от российского, разве что для доставки используются сторонние службы вроде DHL / Hermes / DPD (со всеми вытекающими особенностями), и нет срочной курьерской доставки "в этот же день". К заметному отличию я бы только отнес то, что проживая даже в жопе мира в маленькой деревне хоть на 10 домов, благодаря доставке DHL, ты можешь купить все, что угодно в каком угодно интернет-магазине Германии и получить это через 4-5 дней. В РФ у меня большие сомнения, что в мою глухую деревню я смогу закзать доставки с Озона "до двери".
Check24 и подобные
В Германии, так же как и в РФ, есть порталы типа Check24/Verivox/etc. по сравнению всего и вся: тарифов на электричество, сотовую связь, домашний интернет, страховки, кредиты, депозиты, отели, авиабилеты, аренда авто и т.п. У сайта, конечно же, есть свое приложение. Я через Check24 подбирал и заключал договор на домашний интернет и электричество, а также один раз бронировал отель. Приложение может напомнить тебе, когда заканчивается договор, подобрать, в случае появления, более выгодное предложение. За все договоры/бронирования/покупки через Check24 тебе начисляются баллы, которые потом можно потратить на следующую оплату товара/услуги/договора через Check24 или вывести на банковский счет живыми деньгами (начиная от 20 евро).
Так выглядит, например, интерфейс подбора тарифа на мобильную связь
При всей полезности сервиса, я бы рекомендовал все же не все договоры заключать через него — возможно, по рефералке друга/знакомого/коллеги вы получите не менее привлекательный бонус. Заключать страховки через агрегаторы вообще смысла не имеет. Дело в том, что в Германии распространен брокерский бизнес. Причем услуги брокера для физических лиц бесплатны — он живет с комиссии, которую ему перечисляет компания за приведенного клиента. При этом цены на страховой продукт как у брокера, так и у онлайн-агрегатора будут одинаковыми — вознаграждение брокера уже зашито в цену продукта. Только онлайн-агрегатор не будет предоставлять вам никакой сервис после продажи продукта, а брокер будет вас "сопровождать" — то есть в случае наступления (не дай бог) страхового случая он возьмет все взаимодействие со страховой на себя. Я через брокера оформил страховку для путешествий (48 евро в год на 2 взрослых с покрытием спортивных рисков), ответственность перед третьими лицами (этакое ОСАГО для человека, 68 евро в год) и страховку на машину (причем брокер помог мне признать частично русский стаж, который компании ЕС не обязаны учитывать, что в итоге вылилось в скидку 25%).
Если говорить о подобных порталах-агрегаторах, то мне не хватает нормального агрегатора на финансовую тему — что-либо типа banki.ru или finuslugi. В Германии все же нет такого единого централизованного портала, где были бы собраны почти все самые интересные предложения на рынке. То, что есть на Check24/Verivox и т.д., все же охватывает не все предложения на рынке (а только предложения тех поставщиков, что сотрудничают с конкретным порталом), и поэтому приходится часто лазить по нескольким агрегаторам или просто искать статьи в интернете на тему.
ДатенШутц, или защита данных
В Германии заметно более трепетно относятся к защите персональных данных (а еще меня очень сильно раздражает, что из-за GDPR и подобных норм почти на каждом сайте при первом посещении вылезает огромный куки-баннер!). Я на текущий момент зарегистрирован, наверное, уже на нескольких дестяках разных немецких сайтов (в основном это интернет-магазины), причем при регистрации я использую почти везде уникальный email с целью отслеживания утечек/сливов/спама. Пока что (тьфу три раза) никакого спама не зафиксировано (в отличие от моих русских ящиков).
Кроме того, такое же трепетное отношение к дата- и инфобезопасности я замечаю и на работе. Например:
Партнеры, от которых мы получаем данные, очень трепетно относятся к ним и 10 раз перепроверят, имеют ли они право нам их передать, а мы — их получить.
Info Security не позволит хранить в Data Platform любые персональные данные в незашифрованном виде (и это именно шифрование на уровне отдельных колонок дата-сета, а не просто at rest шифрование диска, применяющееся по умолчанию в облаке).
Иногда доходит до абсурдного — вплоть до того, что надо согласовывать с безопасниками не то чтобы установку любого софта на рабочий ноут, но даже расширения для браузера или плагина к IntelliJ! При этом у нас, разработчиков, есть админские права на ноутбуках — то есть как бы предполагается, что сотрудник сознательный и не будет ставить несогласованный софт "в черную", хотя и имеет для этого техническую возможность.
Ну и еще пример соблюдения GDPR, хотя, думаю, он не показательный. Установил я тут одну программку на телефон, зарегистрировался. При регистрации нового пользователя тебе дается приветственные 5 "кредитов" как новому пользователю. Я их успешно потратил, после чего нажал в приложении "удалить мой аккаунт". Через день я зарегистрировался снова на тот же email и... получил опять свои 5 "кредитов" как новому пользователю :) Вот теперь гадаю — это просто недосмотр разработчика или все же соблюдение GDPR?
Ну и как бы в противовес этому хочу привести другие три примера, которые у меня не укладываются в голове:
Несмотря на трепетное отношение к защите данных, в домах Германии прямо на почтовых ящиках (которые висят снаружи, а не внутри подъезда) написаны имена жителей, причем часто еще указан и этаж (если кто не знал, что в большинстве домов в Германии нет номеров квартир). То есть по сути мы имеем ФИО всех жителей каждого дома в публичном доступе.
Расчетный листок я получаю, пройдя 2FA, а сам PDF-файл с ним дополнительно запаролен. И это не параноя моей фирмы, а распространенная практика. При этом при поиске квартиры стандартным является отправка этого листка в открытом виде по email потенциальному арендодателю, причем это как бы требование "по умолчанию". А учитывая, что чтобы снять квартиру в крупном городе, надо отправить несколько десятков таких email'ов...
Во время КОВИДобесия в Германии при посещении разных мест надо было заполнять анкеты, чтобы потом в случае заражений отслеживать цепочки. В "Ынтернетах" пишут, что было немало случаев, когда эти бумажки (с персональными данными такими как ФИО, адрес, телефон ...) потом просто валялись на помойке, разносимые кое-где даже ветром, особенно в Берлине ...
Прочие
Доски частных объявлений. Имеется, самая известная называется kleinanzeigen.de. Качественно мало чем отличается от AVITO. Разве что регистрация попроще (просто по европейскому номеру телефона), и в отличие от AVITO мне еще ни разу этот сайт не выносил мозг, что я бот или "обнаружена подозрительная активность, пришлите нам селфи с паспортом". Также можно покупать с доставкой, иногда бывают акции с бесплатной доставкой, и этот сайт может являться посредником проведения платежа при продаже (пробовал — работает, только вывод денег потом не на карту, а на банковский счет).
Кэшбеки. У банков тут их, как правило, нет (в привычном нам понимании), но зато есть такая штука, как payback.de. По сути, это как кэшбек-сервисы в РФ а-ля Backit, только с наличием оффлайн-партнеров: регистрируешься, получаешь физическую или виртуальную карту, которую сканируешь при покупках в магазинах-партнерах. При покупке онлайн переходишь по реферальной ссылке из личного кабинета. Кэшбек получаешь баллами, которые потом можно потратить на какие-нибудь купоны-скидки или купить на них какой-нибудь товар. "Обменный курс" их, конечно, — слезы: в большинстве магазинов, если нет каких-то специальных акций, ты получаешь 1 балл за 2 евро, а потом, например, за 2500 баллов можно купить карту Google Play/App Store/IKEA и т.п. на 25 евро — то есть итоговый кэшбек будет 0,5%.
Подписка на фитнес. Например Urban Sport. За определенную месячную абонентку (от 25 до 150 евро в месяц) ты получаешь доступ в фитнес-клубы-партнеры. В зависимости от уровня подписки меняется количество (и уровень) клубов и количество посещений в месяц. На входе в клуб-партнер тебе просто надо отсканировать QR-код на ресепшене приложением, нажать "чек-ин" и идти заниматься. Кстати, тут заметил, что в целом в фитнес-клубах намного меньше персонала, чем в РФ. На ресепшене, скорее всего, будет всего один человек, и тот будет где-то бродить по клубу:) Все посетители, как правило, имеют или браслеты, или какой-нибудь код из приложения, прикладывая/вводя которые они проходят через турникеты. Отнесу это также к "цифровизации бизнеса", чтобы снизить количество необходимого персонала.
"Спасение еды". Есть приложения (например. TooGoodToGo). Для спасения оставшейся еды из супермаркетов и кафе. За цену ~30% от "рыночной" ты получаешь пакет-сюрприз с какой-то едой. Приложение максимально дружелюбное, оплата прямо там картой или Apple/Google Pay. После оплаты приходишь в назначенное временное окно (как правило, 15-30 минутное утром или вечером) и забираешь "пакет-сюрприз", показав код из приложения. Хорошая тема для тех, кто хочет экономить на еде и "ест все". Мы пару раз пробовали для интереса, но в целом не пользуемся, потому что в нашем маленьком городке всего пара точек сотрудничают с ним + лень ходить в неудобное время куда-то :)
Wi-Fi. В отличии от РФ и многих других стран, тут часто Wi-Fi в отелях/кафе/etc. (если он в принципе бесплатный) доступен "без регистации и смс" - то есть без явной идентификации тебя - просто вводишь пароль (если он вообще есть), полученный на ресепшене/у официанта/etc. и ты онлайн.
-
Идентификация личности. В первой части статьи я уже писал, что у немецкого Аусвайса сейчас есть онлайн-функции. Так, с помощью него можно, например, зарегистрироваться в Elster (урезанная пародия на российский Личный кабинет налогоплательщика), поставить на учет авто (см. выше), а еще им можно подтверждать свою личность в спецприложении Postident — это приложение часто используют мобильные операторы или более-менее продвинутые банки для подтверждения личности при заключении договора. Выглядит это так:
Заполнив все нужные формы онлайн/через приложение банка/сотового оператора и т. п., ты получаешь на каком-то шаге код (который есть как в виде комбинации букв и цифр, так и в виде QR-кода) для Postident.
С этим кодом ты либо идешь на почту, где сотрудник лично проверяет твой документ и делает отметку в системе для этого кода, что ты — это ты.
Либо с помощью приложения Postident считываешь по NFC данные чипа своего Аусвайса и вводишь PIN-код (от Аусвайса) — и готово! ИМХО, очень круто для Германии :-)
Эпилог
В качестве вывода... Цифровые сервисы в Германии есть. И они развиваются. Но по-немецки медленно. Отставание от РФ "в среднем по больнице" точно лет 10, а то и больше. Мириться с этим или нет? Это надо "понять и простить" :) Дас ист Дойчланд. Я стараюсь принять, смотря на это философски: повсеместная цифровизация — это палка о двух концах. С одной стороны, удобство, но с другой стороны — это колоссальные риски и "цифровой ошейник". И любое государство (хоть демократическое, хоть автократия) будет стремиться при наличии таких возможностей по максимуму использовать всю эту цифровизацию для контроля и ограничения граждан. Этим я себе объясняю консервативность Германии, где:
До сих пор предпочитают наличные картам.
Называют любую Visa/Mastercard кредиткой, не задумываясь, реально ли она кредитная или дебетовая (а саму карту отправят тебе по обычной почте).
Очень мало камер наружного наблюдения (по сравнению с крупными городами РФ).
Видеорегистраторы на авто должны стирать снятое через небольшой промежуток времени (а не на сколько карты памяти хватит).
С одной стороны, это все снижает повседневный бытовой комфорт. Но с другой стороны... Все мы видим воочию, как в РФ:
Госуслуги из реально крутого сервиса постепенно превращаются в "цифровой ошейник" и средство принуждения и тотального контроля, обрастая все новыми и новыми ограничениями: от введенной 3-4 года назад невозможности подать заявление на заграничный паспорт без актуализации и подтверждения со стороны МВД адреса прописки в профиле до теперешней повсеместной интеграции-идентификации-авторизации через госуслуги (в т. ч. поступают предложения и для идентификации компьютерных игроков!) и маячащего на горизонте "реестра повесток", а также слухов о том, что надо бы заблокировать всех пользователей с привязанными "нескрепными" email'ами.
Как сначала пряником, а теперь поговаривают о кнуте, хотят заставить всех сдать биометрию (которую, в отличие от утекшего пароля, ты не сможешь сменить в случае компрометации).
Как систему оплаты по лицу (что само по себе круто!) в московском метро в тестовом режиме использовали во время ковида для выписывания штрафов за отсутствие масок, а камеры фиксации нарушений скорости на дорогах — для штрафов за выезд из дома без цифрового QR-аусвайса.
и т.п.
Кто-то скажет, что "добропорядочному гражданину скрывать нечего"! Таким я бы посоветовал подумать над таким, немного грубоватым примером: вы же занимаетесь сексом со своим партнером? В этом же нет ничего необычного — все делают это; все знают, что все делают это; 80% людей делает это одинаково... Но вы же вряд ли хотели бы, чтобы сосед стоял рядом с вами и наблюдал за процессом, несмотря на то, "чего он там не видел или не знал"? Ну или хотя бы имел возможность тогда, когда захочет, "прийти посмотреть"... Поэтому я вижу в том числе и плюсы в отсталости цифровизации децентрализованной Германии. При этом, конечно же, мне не хватает того качества цифровых услуг, к которым я привык в РФ.
Комментарии (26)
BadDancer
19.12.2024 11:36Цифровизация в Германии - "Это надо "понять и простить" :) Дас ист Дойчланд"
Цифровизация в России - ""цифровой ошейник" и средство принуждения и тотального контроля."
"При этом, конечно же, мне не хватает того качества цифровых услуг, к которым я привык в РФ"
Привыкли, понимаешь, к ошейнику...Ninil Автор
19.12.2024 11:36Понимаю ваш сарказм, но цитаты вырваны из контекста. Про "цифровой ошейник" написано конкретно про Госуслуги. А к цифровым услугам относятся не только они, а также, например, банкинг, который в Германии еще цифровизировать и цифровизировать.
Да и те же "Госуслуги в РФ 10 лет назад" vs "Гос.сервисы в Германии сейчас" были круты. Но 10 лет назад еще не было настолько плотного "цифрового ошейника" и настолько большой интеграции с ними и обязательного требования много чего делать через них.. Так что при желании, разумный компромис возможен.
Ну и всегда цифровизацию можно вести по децентрализованной модели.Einherjar
19.12.2024 11:36а также, например, банкинг
Что такого уникального есть в российском цифровом банкинге?
Ninil Автор
19.12.2024 11:36Чтобы это понять, надо окунуться в немецкий банкинг) То, что в интернет-банке РФ восприниамется как "само собой разумеющееся", в немецком тупо отсутсвует. Оставляя за скобками то, как сделаны большинство приложений (например, часть функций реализована, а для другой части - редикрет в веб-версию личного кабинета), просто приведу пару примеров:
Выписка по счету? Не не слышали. Радуйся, если у банка есть функционал ее рассылки как PDF в начале следующего месяца в раздел "Сообщения". И естественно, она ровно за один полный месяц. Удалил сообщение? Обращайся в службу поддержки (по телефону) и проси, чтобы перенаправили.
Справка об операции или остатке не счете? А что это? Разве просто посмотреть в приложении глазами в UI строчку "дата-мерчант-сумма" или скриншота остатка на счете не достаточно?
Ну и вообще, в РФ через интернет-банк/мобильное приложение можно получить большое число различных справок и выписок в один клик, в отличии от Германии.
Поддержка через чат. Ответ на вопрос через 1-2 дня считается очень быстрым. У меня рекорд был - ответили через месяц, когда я уже забыл, что что-то им писал.
Пуш-сообщения могут быть просто с текстом "У вас новый оборот по карте" - ни тебе суммы, ни мерчанта...
Чтобы открыть доп.счет (например, накопительный), надо ждать день (ибо через приложение отправляется только заявка, которую человек обрабатывает вручную видать)
Многие банки не знают, что такое "Виртуальная карта"
Выплата процентов по накопительному счету запросто может быть в конце ГОДА!
Еще пример от одного банка, где у меня счет. В приложении остаток на счете отображается без учета блокировок на карте - в итоге ты не знаешь, сколько реально у тебя доступных денег, приходится в уме их отображаемого остатка вычитать сумму непроведенных по счету транзакций.
Список могу продолжать и дальше...
Einherjar
19.12.2024 11:36А что мешает открыть какой-н revolut или wise? Даже выходить из дома не нужно
Ninil Автор
19.12.2024 11:36Revolut есть, но у него есть одна большаааая проблема - литовски IBAN. ЗП на него не получишь, разрешение на прямое дебетование работает криво (не все поставщики умеют/хотят снимать твои деньги с не-немецкого IBAN), также сталкивался с проблемой трансграничной передачи персональных данных (привет GDPR) - мой платеж с него немецкому получателю был отклонен из-за этого.
Ну и он так же не дотягивает до российских банков хотя бы по оперативности поддержки, различных справок-выписок, нет накопительных счетов (инвест.счета не берем) и т.п.Einherjar
19.12.2024 11:36Ну да, печаль тогда.
различных справок-выписок
Выписка по счету там есть, по отдельным транзакциям тоже, чего нехватает? И что за справки российские банки дают которых нет больше ни у кого? Просто любопытно даже стало, вы так акцентируете внимание на этих справках, будто это едва ли не определяющий фактор для выбора банка, а что с ними делать в таком количестве? Прожив много лет в России и несколько в ЕС единственное для чего выписки из банка были нужны это разве что для подачи на всякие там визы.
Ninil Автор
19.12.2024 11:36Я не акцентирую на них внимания, это просто "одно из".
Я сравниваю, что цифровизированно и что нет, а не про степень необходимости какой-либо функции конкретному индивиду. У всех разыне юз-кейсы. Всегда найдутся люди, даже в РФ, которые с банком взаимодейтсвуют только раз в месяц, снимая всю ЗП наличкой в банкомате.
Kanut
19.12.2024 11:36Оставляя за скобками то, как сделаны большинство приложений
Ну так выберите себе нормальное мультибанкинг-приложении и пользуйтесь им для всех счетов от всех ваших банков.
В приложении остаток на счете отображается без учета блокировок на карте
Так тут не банк или приложение виноваты, а платёжные системы и торговцы. То есть если вы где-то заплатили картой, то это совсем не значит что продавец сразу же переправил информацию об этом в ваш банк. Он может это делать раз в сутки или даже раз в неделю.
Выплата процентов по накопительному счету запросто может быть в конце ГОДА!
Она будет такая, какая это указана в договоре. Если там прописано в конце года, то значит будет в конце года.
Выписка по счету? Не не слышали.
Куча банковских приложений это умеют.
Справка об операции или остатке не счете?
А что это за справка такая и для чего она нужна?
Ninil Автор
19.12.2024 11:36Ну так выберите себе нормальное мультибанкинг-приложении и пользуйтесь им для всех счетов от всех ваших банков.
Какое посоветуете?
Так тут не банк или приложение виноваты, а платёжные системы и торговцы
Вы, видать не полностью прочитали - я в приложении вижу блокировки, но они не учитываются при расчете доступного остатка. И так не у всех банков. Мерчант тут ни при чем.
Она будет такая, какая это указана в договоре.
Кэп))) Тут про сравнение с РФ, в РФ хотя бы раз в месяц все банки выплачивают.
Куча банковских приложений это умеют
И куча приложений других банков - не умеют, те же упомянутые в первой части статьи Шпаркасса, ING, С24 (построение выписки за производльный период когда мне надо, а не ждать начала след. месяца, пока появится стандартная выписка за месяц)
А что это за справка такая и для чего она нужна?
Если вам она не нужна, то не значит, что другим не нужна.
Kanut
19.12.2024 11:36Какое посоветуете?
В зависимости от ваших хотелок. Я пользуюсь приложением от Finanzblick из-за интеграции с их налоговым софтом.
Вы, видать не полностью прочитали - я в приложении вижу блокировки, но они не учитываются при расчете доступного остатка.
А ок, понял. Но это тоже от приложения зависит. В некоторых это вроде бы даже конфигурировать можно.
Тут про сравнение с РФ, в РФ хотя бы раз в месяц все банки выплачивают.
Тут вопрос в условиях. Если выплачивают раз в месяц, то обычно ставка хуже.
И куча приложений других банков - не умеют
Ну так опять же: зачем пользоваться плохими приложениями от банков, если можно выбрать мультибанкинг-приложение?
Если вам она не нужна, то не значит, что другим не нужна.
Я не знаю нужна она мне или нет. Я не понимаю что вы имеете в виду. Поэтому и спрашиваю что это за справка. И тоцhно так же спрашиваю для чего она бывает нужна.
Ninil Автор
19.12.2024 11:36Finanzblick - спасибо, гляну. Хотя сама идея, что какое-то строннее приложение имеет доступ к моим всем банкам...
Про справку. Конкретные мои кейсы. Справка об остатках - для визы, справка об операции - для отправки ее получателю (был случай, что платеж не дошел и надо было разбираться)
Kanut
19.12.2024 11:36Про справку. Конкретные мои кейсы. Справка об остатках - для визы, справка об операции - для отправки ее получателю (был случай, что платеж не дошел и надо было разбираться)
Ну если я всё правильно понял, тот же Finanzblick такое умеет. Вопрос в том насколько "официально" вам это надо. Ну то есть хватит ли просто pdf'a с информацией.
joger
19.12.2024 11:36совместно с check24/etc надо использовать что-то вроде mydealz. там тебе наглядно объяснят как выгодней
olku
19.12.2024 11:36В Zalando можно заказывать несколько коробок с постоплатой, мерять, отдавать назад. Не уверен про лимит количества, возможно сначала надо рейтинг набить покупками без возврата.
Сайты типа мебели и техники после второй покупки могут дать ваучер на хорошую скидку. Есть смысл сначала купить дешевое и потом дорогое.
Если соседи нормальные, можно знакомиться забирая их и свои посылки. Но Айпад конечно спокойнее курьером.
Ninil Автор
19.12.2024 11:36У нас даже знакомиться с соседями не надо - достащик "по умолчанию" осталвяет им или вообще сразу за подъездной дверью внутри)
ivazhu
19.12.2024 11:36Про биометрию на Госуслугах написан какой-то сумбур человека, который не понимает. В отличие от развитых в этом отношении стран вроде Индонезии или Саудовской Аравии, у нас никто так и не думает делать нормальную National ID. Про компрометацию биометрии - это вообще страшилка для бабушек у подъезда. Вы ее компрометируете каждый день, выходя на улицу не в балаклаве. А вот оплата по лицу - это как раз зло. Зло, потому что не может работать теоретически, если ей начнёт пользоваться хотя бы миллион человек.
Ninil Автор
19.12.2024 11:36Одна из первых ссылок: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10959529
... обсуждается сценарий, при котором получение части госуслуг онлайн для граждан, не сдавших биометрию, станет недоступно... Минцифры ищет способ ускорить наполнение ЕБС, двигающееся черепашьими темпами...
Ну и я пару дней переписывался с Т-Банком, чтобы они отключили для меня постоянные настойчивые просьбы сдать биометрию.
ivazhu
19.12.2024 11:36То, что Т-Банк нарушает все, что можно, не знает только тот, кто никогда не имел с ними дела. Вы еще попробуйте заставить их удалить ваши фотки с паспортом, которые делал курьер - они их должны были удалить еще 1 июня 2023 года, но все еще не делают этого. Это при том, что часть этих фоток с паспортом они слили разработчикам сторонних компаний.
Но все это ничего не говорит о биометрии в России. Минцфиры ничего подобного не планирует. На мой взгляд, они вообще положили на биометрию и не развивают ее.
Kahelman
19.12.2024 11:36Много но сумбурно. «Многие понятия на непонятны от того что не входят в круг наших понятий». Справки о банковских операциях тут никому не нужны. Обычно достаточно послать скриншот с банковсого приложения чтобы подтвердить перевод.
Качество банковских приложений от банка к банку сильно отличаются. На мой взгляд самое нормальное у ING - ничего лишнего. С виртуальными картами действительно проблема - тут Revolut спасает.
По поводу того что автор долго ждал «термина» в налоговой что в класс поменять - можно было просто письмо по почте послать. Вообще-то много вопросов решается либо обычным письмом по почте, либо email.
Про установку софта на компьютеры - ни где такого не слышал. Обычно единственное требование - чтобы не было проблем с лицензией. У разработчиков - полная свобода ставь что хочешь.
Про шифрование всех и вся персональных данных автор загнул. - куча легаси софта который никто переписывать не собирается и внедрить шифрование на уроне строк там невозможно. Плюс формулировки GDRP достаточно расплывчатые, так что при наличии нормального юриста можно ничего не делать.
Пример - камеры на парковках с распознованием номеров вроде нельзя - а можно.
Ninil Автор
19.12.2024 11:36Повторюсь, я пишу о различиях, а не о нужности того или иного сервиса. У всех кейсы разные.
ING лично мне как раз не нравится. Хотя бы из-за несвоевременных и неинформативных пушей. С24 намного лучше.
Про установку софта и защиту данных. Видать зависит от сферы. У нас много персоналки плюс строгое законодательное регулирование.
Yuriy_krd
Прочитал обе части - отлично написаны и было очень интересно почитать, как там "у них".
Wwyn
Парень все описал максимально правдиво. Все так и есть. Если прям сильно интересно, читайте Тупа-Германия. Один из лучших и правдивых источников по Германии в мире.