Привет, Хабр! Меня зовут Александр Антипов, я продакт-оунер True Tabs. Все мы помним шутки про «опытных пользователей ПК» и то, что они вымирают. Но я наблюдаю совершенно другую картину: современные пользователи выросли до того, что могут сами автоматизировать и улучшать свою работу: для этого они активно используют макросы, таблицы, Sharepoint и другие похожие инструменты. Полтора года назад мы увидели потребность в таких инструментах внутри МТС, провели кастдев внутренних пользователей и узнали, какие сценарии они автоматизируют самостоятельно и что еще хотели бы улучшить. Мы собрали их и реализовали в True Tabs: сначала мы использовали его внутри экосистемы, чтобы бизнес-пользователи могли закрывать свои задачи без разработчиков. Мы выложили этот инструмент в ранний доступ и в этом посте расскажем, как у нас появилась идея этого продукта, какие у него возможности и и что на ней уже делают наши коллеги.
Зачем нам свой велосипед?
Одна из главных целей создания Tabs — сделать так, чтобы любой сотрудник МТС, даже без технических навыков, смог автоматизировать самые разные задачи. Для этого мы внутри провели кастдев и узнали, какие пользовательские сценарии закрываются с помощью почты, табличных редакторов, онлайн-форм и других похожих инструментов.
Оказалось, что часть сотрудников для своих операционных планов, сбора обратной связи и регистрации на разные мероприятия применяли Google Формы и Google Таблицы и в целом в компании есть потребность в инструментах, аналогичных AIRTable. Мы сделали MVP, анонсировали пилотный запуск нового продукта внутри экосистемы и получили 500 первых пользователей.
Затем мы выявили потребность в дополнительных функциях: уведомлениях, напоминаниях, таймерах. Доработали их и за год выросли до 15 тысяч пользователей. Увеличивалось число кейсов: с помощью Tabs вели реестры, операционное планирование и даже реализовали свою небольшую CRM. Например, с помощью Табс наши коллеги смогли сократить время на сбор отчетности: если раньше она собирали ее из отдельных файлов, то теперь все работает в единой системе. Пользователи могут получить информацию в течение пары минут и мониторить свою загрузку с помощью дашбордов. Такое разнообразие мы получили благодаря nocode- и lowcode-инструментам.
No-code
Работа с данными подразумевает наличие базы данных и какого-то интерфейса к ней. Привычнее всего пользователям работать с табличным редактором. Его мы и взяли за основу и дополнили функциями, которые нужны нашим сотрудникам: простые формулы, уведомления, базовая логика.
No-code подходит для людей, не имеющих технической подготовки, но стремящихся автоматизировать рутинные процессы без сложных настроек. Они могут создать уведомления или изменить формулы простыми кликами мыши. Например, коллеги из HR настроили и постоянно развивают под себя систему расчета KPI. Если бы они заказывали внутреннюю разработку, то им пришлось бы формулировать требования и вставать в очередь в бэклог.
Low-code
В отличие от No-code, требует определенного, хоть и минимального, уровня технических знаний. Это может быть умение писать базовые запросы к API или простые скрипты, расширяющие функциональность системы и интегрирующие ее с другими инструментами. Например, так пользователь может получать или передавать данные из Tabs во внешнюю систему, например 1С или CRM. Обычно это не требует глубоких знаний программирования, так как большинство платформ имеют спецификации, откуда нужные команды можно просто скопировать и вставить. Но все же базовые знания здесь необходимы.
Так коллеги из департамента по работе с корпоративными клиентами в одном из регионов сделали на Tabs себе аналог CRM, где объединили данные из разных источников. Их головной болью была работа с разрозненными таблицами, откуда нужно было собирать и структурировать данные о клиентах. С помощью Tabs они:
Настроили связь между таблицами, превратив их в единую систему.
Сформировали клиентскую базу с привязкой к сегментам и добавили логические связи для удобного распределения лидов.
Сделали единую форму выбора ответственного менеджера.
Настроили автоматические уведомления и дашборды для отслеживания статусов клиентов.
Добавили выгрузку данных из корпоративной CRM.
Возможности Tabs
При разработке Tabs мы ориентировались на внутренних пользователей МТС и добавили те функции, к которым они привыкли:
Формулы и расчеты, как в табличных редакторах. С их помощью можно настроить автоматические операции, будь то KPI, даты или любые другие ключевые показатели. Их легко применять в ежедневных операционных задачах, быстро обрабатывать и анализировать данные.
Уведомления, триггеры и напоминания — одна из самых востребованных функций. Пользователи могут настраивать напоминания по реестрам сотрудников, событий, проектам. Например, так отслеживают дедлайны выдачи военных документов для отдела кадров.
Создание и ведение реестров — Tabs позволяет консолидировать данные из разных систем в виде таблицы или любом другом графическом формате, поэтому активно используется для управления графиками выхода на работу и ведения внутренней документации. Такие реестры легко адаптируются к нуждам разных отделов, поскольку каждый пользователь настраивает структуру и параметры данных под свои потребности.
Интеграции с корпоративными системами по API — можно включить обмен информацией между Tabs и другими инструментами, например с 1С или CRM-системой. Это позволяет избежать многократного копирования данных вручную и упрощает взаимодействия между разными отделами одной компании.
Гибкая ролевая модель. Tabs поддерживает настройку доступа вплоть до конкретных ячеек, что позволяет регулировать, кто и какие данные может просматривать и редактировать.
С помощью этих функций реализуются разные виды представления данных, такие как Kanban-доски, трекеры задач, календари. Так многие отделы в МТС настраивают уведомления по событиям-триггерам. Например, при обновлении данных или достижении определенного условия на электронную почту автоматически отправляется сообщение. Также популярны интеграции с внешними системами, что позволяет избежать ручного переноса данных.
Как мы планируем развивать Tabs
Сейчас мы собрали обратную связь от коллег внутри МТС и добавляем по ней дополнительные возможности, включая поддержку on-premise решений, позволяющую запускать Tabs на собственных серверах. Развертывание осуществляется через контейнеры, которые можно установить на Linux. Системные администраторы могут настроить Tabs как привычное веб-приложение.
В будущем мы планируем внедрить в Tabs AI-ассистента для решения типовых задач, таких как автоматическое создание чек-листов или генерация данных по голосовым командам. Хотя это направление пока находится на стадии концепции и прототипирования, в будущем оно может существенно расширить возможности автоматизации и сделать выполнение задач еще удобнее.
На этом у меня все. Если есть вопросы по продукту — пишите в комментариях, постараюсь ответить всем. Попробовать Tabs в раннем доступе можно по запросу.