Привет, Хабр! Меня зовут, Артём Кокшаров, я ведущий дизайнер-проектировщик интерфейсов в Рунити. В этой статье хочу рассказать о библиотеках для дизайн-систем и продуктовом графическом дизайне. Это легкочитаемый текст для дизайнеров с картинками на десять минут. Честно говоря, я думал завалить нейронку вопросами, чтобы она нагенерила статью — и она это сделала, но читать оказалось нереально. Поэтому я написал от себя и на своем опыте. Погнали!
Навигация по тексту
Введение
Компоненты библиотеки
Шаг, модуль, пункт, айтем, степ
Шрифт
Цвет
Прочее
Для чего это нам?
Введение
Расскажу, что такое библиотека в продуктовом дизайне и зачем она нужна. Вольное определение: «сборище» базовых вещей, элементов и событий, из которых цельно строится весь будущий продукт и прочие макеты на его основе. Библиотека это буквально база, которую необходимо собрать перед разработкой материала и перед этапом проектирования. Нужна, чтобы контент, блоки, макеты были цельными, не слишком сильно отличались друг от друга и от результата работы фронтенда. Позволяет избегать ошибок и в дизайне, и в вёрстке, так как, просто-напросто, авторитарно запрещает делать не так, как задумано.
По сути, я сейчас описал своеобразный интерактивный гайд с основами, на которые нужно опираться разработчикам. Конечно, можно без них, но тут наши полномочия, как говорится, всё.
Библиотека может быть и простой, и сложной. Важно, чтобы она подходила разработчикам, и в ней было сложно затеряться. А главное, чтобы её было легко и дёшево поддерживать. На этот процесс, как правило, уходит несколько месяцев, но должно выглядеть так, как будто бы потребовалось всего пять минут.
Библиотеки шрифтов и цветов играют важную роль в создании дизайн-системы, которая, в свою очередь, обеспечивает единообразие в визуальном облике продукта или бренда. Перед тем, как подойти вплотную к проектированию интерфейса, нужно убедиться, что у вас собраны и описаны базовые вещи: шрифты, цвет и сетка. Шрифты разбиты по значениям: соотношение начертаний и кеглей к брейкпоинтам и типам применения (заголовок, текст, лид, кнопка, линк). Соответственно, этот набор и используется, чтобы на его основе собиралась дизайн-система, а далее — весь продукт. И чтобы всё было одинаково цельно и консистентно — если по-модному.
Обратите внимание, что все крупные библиотеки и дизайн-системы сделаны в некоем нейтральном международном типографическом стиле, который можно воспринимать как основу основ, платформу современной графики. На ней, в свою очередь, сформированы основные направления современного дизайна. Сложна!
Компоненты библиотеки
Из каких элементов состоит библиотека:
шаги (они же модули, они же пункты, как будет угодно),
шрифт,
цвет,
анимация,
тени,
углы,
системные компоненты для описания перечисленного внутри файлов.
Очень важно сделать эту основу правильно, иначе, если сделаете неправильно, будете исправлять. Элементы продуктового дизайна представляет набор графических и интерактивных компонентов, которые используются для создания интерфейсов на основе изученного вами пользовательского опыта, веб-сайтов, мобильных приложений и других цифровых продуктов. Эти библиотеки содержат различные части, такие как кнопки, поля ввода, заголовки, иконки, цветовые схемы, шрифты, анимации и другие элементы, помогающие обеспечить полноценную работу продукта и его визуал.
Шаг, модуль, пункт, айтем, степ
Роль шага — быть основой всего. Это структурный элемент для организации и стандартизации компонентов интерфейса — они собираются на его числовых значениях. Например, скругления углов у кнопки и других компонентов заданы одним модулем и меняются одновременно при изменении значений в этом модуле. Шаг обеспечивает повторяемость (многократное использование в различных контекстах), контролируемость и гибкость интерфейса (быстрая адаптция для различных случаев использования, что позволяет дизайнерам и разработчикам легко настраивать свои процессы под конкретные требования).
Можно сюда присовокупить ещё общую согласованность, но я уже об этом писал (элементы следуют одним и тем же правилам и стандартам). В целом, всё это дает упрощение разработки и тестирования, помогает упростить процессы, обеспечивая единый подход к созданию интерфейсов и улучшая взаимодействие пользователей с продуктом.
Шрифт
Шрифт это часть нашей коммуникации. Внимательно изучите выбранный шрифт и проверьте, как он рендерится в разных браузерах. Не забудьте про лицензии. Правильный и вдумчивый выбор шрифта повлияет на общее восприятие проекта.
Что даёт шрифт, как элемент библиотеки? Позволяет оставаться в рамках бренда и следовать его идентичности, то есть помогает установить узнаваемый стиль и ассоциировать его с вашим продуктом у аудитории. Можно ещё описать читаемость и удобство, но это понятно любому дизайнеру и визионеру. Очевидно, что удачно подобранные шрифты обеспечивают хорошую читаемость, что важно для пользователей при взаимодействии с вашим продуктом. И как итог — значения и стили шрифтов в вашей библиотеке должны быть описаны значениями модулей.
Цвет
Цвет про впечатление, это важная штука — куда без впечатлений по помытому?! Он влияет на восприятие аудиторией продукта на глубинном первобытном уровне. Люди по-разному воспринимают цвет в зависимости от культурного фона, возраста, пола и личных предпочтений. Например, яркие и насыщенные цвета могут привлекать внимание молодой аудитории, в то время как более спокойные и нейтральные тона могут быть привлекательными для взрослой.
Цвета влияют на поведение, например, использование теплых цветов может стимулировать к действию, холодных — способствовать расслаблению и бездействию. А еще цвет играет важную роль в формировании идентичности бренда. Правильно подобранная цветовая палитра создаст запоминающийся образ у потребителей. Таким образом, цвет это не просто эстетический элементом графики, но и мощный инструмент коммуникации наравне со шрифтами и звуком. Короче говоря, надо чувствовать цвет и знать, какой любит ваша аудитория. Так вы создадите быстрые и более эффективные решения, которые могут значительно повысить вовлеченность и удовлетворенность пользователя.
Прочее
На «полки» библиотеки влезают также значения брейкпоинтов, описание теней, токены анимации, толщины бордеров, изменение цвета в зависимости от освещённости. А также текстуры, фоны и фотостиль. Хотя, последнее — не совсем про нашу тему, это ближе к руководству по фирменному стилю.
Для чего это нам?
А для того, чтобы ускорить и удешевить процесс разработки: использование уже готовых библиотек экономит время внутри процессов и оптимизирует их, позволяя быстрее создавать новые элементы и легко масштабировать продукт на различные платформы и устройства.
Библиотеки элементов продуктового дизайна позволяют создавать и обслуживать интерфейсы более эффективно и удобно. Они также способствуют поддержанию стандартов в рамках одного проекта или между несколькими проектами внутри компании. Можно легко обмениваться и переиспользовать компоненты, что опять же сокращает время разработки и обеспечивает единообразие в пользовательском интерфейсе.
Чтобы вникнуть «быстрее и лучше», словами классика, можно изучить существующие открытые библиотеки и дизайн-системы, например, скачать в соответствующем разделе на сайтах Apple и Android. Или найти в Figma — там сейчас встроены их стандарты, плюс некая простая дизайн-система. Этого достаточно, чтобы понять, как они устроены, как собраны графические элементы на основе библиотеки по заданным там значениям.
Дизайн-система и библиотека компонентов дают четкое понимание, как должны выглядеть и вести себя элементы, благодаря единому, унифицированному визуальному языку, который принимают и маркетологи, и дизайнеры, и разработчики, и владельцы продукта. И не забудьте про документацию! Каждый модуль обычно сопровождается документацией, описывающей его использование, стили, размеры, состояния (например, активное, неактивное) и поведение. Спасибо за внимание!
dyadyaSerezha
Меня удивило недавно, что, как оказалось (может, это и неправда), трудно найти хорошую библиотету UI-элементов для фронтенда, и многие (каждая?) фирмы снова и снова изобретают свои велосипеды или, как минимум, допиливают другие.
Да, ну и не раскрыт главный вечный вопрос - как пройти в библиотеку?