Философия бунта, капля непочтительности и дизайн-мышление.
Когда я работаю с брендом, то представляю, каким он мог бы быть, если бы был человеком: что носил, что слушал, как относился бы к окружающему миру. И для меня интереснее всего работать с теми брендами, которые были бы похожи на рок-звёзд, если бы были людьми.
По моему мнению, современный социально-культурный нарратив медленно убивает харизму брендов, вынуждая их забывать о собственной идентичности в угоду потребностям рынка, поэтому я ищу свою нишу там, где ещё можно «раздракониться дизайном» и где есть пространство для экспериментов. А может, даже и бунта.
Конфликт — это настоящее искусство и генератор новых смыслов.
История видела бесконечное число примеров, когда создатели отрицали предшествующий им опыт или даже свой: Марсель Дюшан, Ян Чихольд, Казимир Малевич, Владимир Маяковский.
Упорядоченный классицизм приходил на смену динамичному барокко.
Реализм — мечтательному романтизму.
А «брутальный» авангард — пластичному модерну.
Каждое новое глобальное художественное течение формировало себя «на останках» предыдущего стиля, сознательно усиливая разницу между им и собой.
Концепцию конфликта можно разглядеть даже в принципе сингулярности происхождения Вселенной, когда одна очень маленькая горячая точка с огромной плотностью внезапно «взорвалась» и начала расширяться. Конфликт — это источник энергии, которая случается там, где встречаются наиболее сильные противоположности, и этот принцип применим и в дизайне.
Дисклеймер. Я никого не призываю открывать дверь с ноги, бить начальника в лицо и создавать токсичные условия. Призываю рассматривать конфликт как энергию, как динамику и стимул к изменениям. Энергия возникает там, где встречаются наиболее противоположные явления. А что может быть полярнее, чем панк и корпорация?
Представим, что быть панком в философском смысле это не вопрос выбора, а обязанность дизайнера, миссия и путь.
Что есть панк?
Перефразируя Антона Павлова «Пуха», «Панк— это дерзость и молодость мира».
Но где черпать энергию бунта и с кем вступать в битву за смыслы там, где ты можешь выглядеть и позиционировать себя как угодно, быть даже не человеком вовсе, потреблять и производить что угодно? Видимо, остаётся сражаться с собой и с семью смертными грехами дизайнера, если он идёт по пути панка.
Лень.
Осторожность / Мнительность.
Низкий индекс живучести.
Отсутствие личной позиции.
Страх «потерять нажитое».
Зависимость от чужого мнения.
Чрезмерная серьёзность.
Настоящие бунтари не уважают эти симптомы, и я предлагаю рассмотреть способ, как дизайнеру-панку справиться с ними, заручившись мудростью текстов панковских песен.
Лень
Современные корпорации готовы разбиться в лепёшку, предлагая дизайнерам лучшие условия труда, различные плюшки, офис повышенного комфорта и даже полку для ноутбука в туалете (увидено автором в одном из его мест работ). И всё это, безусловно, важно… Но когда есть только такой потребительский вектор, это грустно, и это лишает нас тонуса — мы деревенеем, становимся менее подвижными, прежде всего в контексте целеполаганий, обрюзгшими и инертными.
Прекрасно, когда дизайнерский путь приводит авторов в ту точку, в которой проект, бренд, продукт, корпорация, а может, даже мир становятся лучше, чем были до него. Мыслить «пастозными мазками» важно для панка, мечты должны быть «сложными» и красивыми, иначе это просто планы на завтра.
Осторожность / Мнительность
Смелость — такое понятие, которое не любит полумер: невозможно быть смелым на 50%, только на 100%. И если мы говорим о том, как быть бесстрашными в дизайне, то нужно сначала «ввязаться в драку», и только потом спросить: «А кого хоть бьют?»
Настоящий панк не спрашивает разрешения: «Достаточно ли я опытен? А что мне за это будет? А что скажет сообщество об этом проекте? А какие сейчас тренды в дизайне?» Он движим энергией созидания, и остановиться — значит почти умереть.
Низкий индекс живучести
Очень важно верить в свои проекты, насколько бы они ни казались окружающим безумными и глупыми. Иногда одни и те же идеи по-разному воспринимаются в той или иной среде, и отказываться от них при малейшем «сгущении туч над ними» значит предать себя.
Способность «побеждать среду» я называю «синдромом одуванчика» — как пробивается этот настоящий панк через асфальт там, где другие даже не стараются расти. Этому стоит поучиться.
Проекты, в которые веришь, имеют особую харизму, практически собственный энергетический заряд. Проекты, которые победили все преграды на пути: отсутствие бюджета, ресурсов, бизнес-цели и любой человеческий фактор — считай, бессмертны.
Отсутствие личной позиции
Панк — это судьба, манифест и философия. У такого активного явления обязана быть мощнейшая ось, а у дизайнеров должны быть собственные принципы, ритуалы и ценности.
Дизайн как дисциплина склонен тяготеть к идеологиям, и чем яснее дизайнер понимает себя как человека, чем интереснее ему с собой и чем более он «с собой знаком», тем последовательнее и стройнее складывается «ось его профессиональной жизни».
Зависимость от чужого мнения
О синдроме самозванца никто не говорил лет 10 назад. Возможно, он всегда был с нами, но мы резко его в себе обнаружили, когда тесно связали свою жизнь с социальными сетями и узнали, что он у кого-то есть. Пассивность и нежелание сражаться за свои идеи побуждает искать причину этой стагнации: «Я не хочу пробовать новое, потому что у меня синдром самозванца».
Единственный синдром, который приемлем для дизайнера-панка, — это «синдром одуванчика»: быть настолько живучим, что это даже раздражает. В том числе живучим внутри чужих мнений. Конструкция «дизайнер/человек/личность/автор» просто не может прогнуться под натиском внешнего шума, потому что слишком сложна и слишком занята своим собственным фундаментом.
Страх потерять нажитое
Способность быстро отказываться от идей, прошлого опыта, «академизма» в дизайне, трендов, желания попасть в ожидания абсолютно всех, сделать «всё правильно», соблюсти все известные правила — сакральна.
На старте своих проектов панки являются адептами экспрессивного первобытного творчества, запуская в процесс всё своё дикое естество, тягу к экспериментам, возможно, баловство, и только добившись этой «живой энергии», они шлифуют полученный драфт рационально.
Там, где формы больше, чем функции, дизайнер, который мыслит как художник, — это герой. Важно не медлить, не оглядываться по сторонам и не думать в начале проекта, чтобы сохранить его очарование, а уже с середины и на финише выстраивать логику и повествование.
Целиться на старте все просчитать, предугадать, и только потом «раскрасить», неискренне, неестественно и неинтуитивно. Речь не про халтуру в макетах, а про непосредственность и связь с собственным подсознанием.
Чрезмерная серьёзность
Дизайнеры, которые позволяют себе иногда быть несерьёзными, привлекательны, обаятельны и интересны как люди. В индуистской триаде богов есть один «программный панк» — Шива, потому что одно из его 108 имён звучит как «Разрушитель». Примечательно, что есть ещё «Боленатх» (санскр. भोलेनाथ, IAST: Bhōlēnātha), что в переводе похоже на «наивный, чистый, непосредственный как ребенок»
Способность относиться к жизни как к игре, подобно тому, как это делают дети, радоваться простым мелочам, очень позитивно отражается на дизайн-решениях:
расширяется объём возможных решений,
обнаруживается неочевидное,
эволюционирует контекст задачи,
а графические инструменты обретают особую звонкость и запоминаемость.
И, может быть, впитав эту концепцию в себя, через пару десятков лет тебя будут называть «богом дизайна».
Вам наверняка известен слоган из панк-культуры — «живи ярко, умри молодым». Но лично я предпочитаю не размышлять о нём в ключе «клуба 27», а скорее так: живи ярко и умри молодым, сколько бы тебе ни было лет на тот момент.
Сохранить озорство, профессиональную пытливость и любопытство, тот самый пресловутый сумасшедший блеск в глазах и азарт, очень важно на протяжении всей жизни, а не довольствоваться ими лишь в юности, когда «всё ещё впереди».
Компромисс — прекрасный инструмент для дизайн-процесса, но весьма губительный для дизайн-мышления
Прелесть панковского подхода в том, чтобы на каждом этапе своего профессионального пути оставлять как можно больше места для самореализации, «чистоты эксперимента» и искренности. Бизнес-процессы, среда и люди всё равно «вернут дизайнера на землю» из этой утопии, и именно поэтому так важно давать себе авансом «чуть больше свободы» для манёвренности.
Панк — это удивительное ощущение жизни и подход к дизайн-процессу, когда ты одновременно «открыт нараспашку всему миру», «беспечно юн», и вместе с этим ты цельный, сильный и независимый, а трудности лишь добавляют азарта и закаляют тебя. Дизайнер-панк жадно пьёт жизнь так громко, что окружающим неловко от этих звуков, он мыслит «пастозными мазками», не суетится, не мелочится. Это мощнейший вектор, сосредоточенный на своей цели, который с детской непосредственностью верит в то, что всё самое лучшее, что есть в жизни, предназначено для него.
Панк не грустит о своих слабых сторонах, он ещё больше развивает свои сильные стороны.
В композициях дизайнер-панк не использует два и более акцентов, ведь главное всегда в единственном числе. Его художественные приёмы «широкие», хлёсткие и цельные. Панк уважает чистоту и первобытность простых геометрических форм и искренность рукотворной графики. Он учится не по референсам из Пинтереста, а впитывает близкую ему эстетику через музыку, театр, архитектуру, моду и изобразительное искусство.
Панк умеет включать избирательность, ведь хаос для него — это не цель, а способ не отвлекаться на формальности на своём пути.
Панк как «лаборатория смыслов» — лучшее приобретение для корпорации. Любая система нуждается в том, чтобы «быть переосмысленной», а может, и «обруганной» творческими бунтарями. Ведь под всеми этими шипами, заклёпками и «ирокезами непримиримости» дизайнеров-панков вызревают самые неочевидные бизнес-процессы, инновации и неизведанные приёмы, недоступные слишком серьёзным исполнителям.
Мудрые лидеры собирают, как утреннюю росу с горных эдельвейсов, лучшее, что есть у панков — идеи, — и находят им место в своих упорядоченных рациональных системах.
Буквально за день до публикации этой статьи, я нашла в офисе книгу под названием «Как найти большую идею, чтобы вывести бизнес на следующий уровень». И я хочу завершить эту статью цитатой из этой книги, которую я посвящаю всем панкам в корпорациях и тем, кто верит в их идеи.
«Ключевая ошибка, которая сбивает фокус при разработке продукта: все ищут технологические инновации — как бы создать очередной прорывной продукт, очередной Skype, очередной чат GPT. Но на этом поле практически невозможен прорыв. Вместо этого нужно искать инновации ценностей».
Я искренне верю, что сердце дизайнера должно быть горячим как у панка, а ум холодным как у сёгуна.