Недавно мне удалось купить в Китае легендарный игровой смартфон, о котором наверняка слышали многие Хабровчане, а именно — Nokia N-Gage Classic. Однако полностью рабочий экземпляр в хорошем состоянии сейчас ценится как коллекционный девайс и стоит не менее 10.000 рублей. Но у меня таких денег не было... да и простых путей я тоже не ищу, поэтому я приобрел себе телефон не из рук ценителя, а напрямую из металлоприёмки после воды и работы другого мастера. В конечном счете, мне удалось практически полностью восстановить телефон и в сегодняшней статьей я расскажу вам о: диагностике некоторых аппаратных неисправностей классических телефонов Nokia, принципе работы матричной клавиатуры, ремонте телефона на практике с подробными изображениями и в заключительной части мы посмотрим с вами, во что можно было на нём поиграть!
❯ Предисловие
Так уж получилось, что почти все январские статьи у нас посвящены телефонам-игровым консолям. Мы с вами не только вкратце рассмотрели предысторию появления мобильного гейминга и игровых телефонов в целом, но и успели на практике пощупать два необычных телефона с функциями консоли: современный кнопочный телефон с встроенным аппаратным клоном денди и редчайший прототип Android-смартфона для геймеров.
Однако, думаю, многие читатели ждали статью о серийном и относительно массовом игровом смартфоне, который вышел в далёком 2003 году. И да, речь сегодня пойдет об оригинальном Nokia N-Gage, который в наше время получил постфикс «Classic». Но начнём с предыстории.
В 2002 году, рынок портативных игровых консолей переживал свои лучшие годы. Самой популярной «портативкой» на рынке была свежая GameBoy Advance от Nintendo, которая отличалась неплохой, по меркам хэндхэлда, производительностью, хорошим цветным дисплеем с высоким разрешением и обильной библиотекой игр. Ещё в 2001 году, компания Nokia выпустила свой первый смартфон — Nokia 7610, на операционной системе Symbian, которая была прямым наследником ОС EPOC с карманных компьютеров Psion.
Аппаратная платформа смартфона называлась WD2 и состояла из ARMv5 процессора TI OMAP 310, работающего на частоте ~104-126МГц, от 8 до 16 мегабайт оперативной памяти типа SDRAM, а также около 16 мегабайт постоянной памяти и бейсбенд-процессора (иными словами — модема) от обычного S40-телефона. В Nokia смекнули, что в сравнении с GBA, такие характеристики были как минимум достойными для портативной консоли и на базе смартфонной платформы вполне можно сделать игровой девайс!
В одном устройстве необходимо было объединить две концепции — телефона и игровой консоли, поэтому компания решила использовать весьма необычный форм-фактор, который назывался «Тако» и подразумевал горизонтальное расположение аппаратных кнопок. Причём первый телефон с таким дизайном, Nokia 5510, имел QWERTY-клавиатуру! Уже в 2002 году, Nokia анонсировала N-Gage, который должен был перевернуть рынок портативных игровых консолей.
В начале 2003 года, вышла Nokia 3300, представляющая из себя телефон в формате «гаги», но при этом ориентированный на мультимедийные возможности и работающий на платформе S40. И хотя производитель не позиционировал его как игровой, это был один из первых цветных телефонов с поддержкой Java-приложений и на нём можно было играть в самые первые мобильные игры. Ну а раз есть игры — то чем не игровой? :)
7 октября 2003 года, мир наконец-то увидел N-Gage: смартфон, на который Nokia возлагала большие надежды... Однако телефон получил лишь умеренный успех на рынке из-за ряда инженерных особенностей устройства. Например, говорить предлагалось повернув телефон торцом к уху, а для смены игры необходимо было вытащить аккумулятор, достать прошлую MMC-флэшку, установить новую, снова установить аккумулятор и включить телефон — и весь процесс занимал около полутора минут, во время которого вы были не в сети! Помимо этого, у телефона был странно реализован драйвер MMC-флэшек: плеер мог эксклюзивно заблокировать карту памяти и если «аська» была установлена на MMC-карту, вы не могли параллельно общаться и слушать музыку!
Игры для N-Gage распространялись на картриджах в виде MMC-флэшек с какой-никакой защитой от копирования. Развитие WAP-сайтов и мобильного интернета в целом было отнюдь не на руку Nokia в этом случае, поскольку игры очень быстро сдампили с картриджей, пропатчили и выложили в интернет — совершенно бесплатно, пользователю оставалось лишь скопировать игру на свою карту памяти. В те годы, на Symbian можно было ставить всё что угодно, никаких сертфикатов и трюков с переводом даты на телефоне не было!
В 2004 году, Nokia выпустила второе поколение N-Gage, которое называлось QD и имело как улучшения, так и упрощения. Из улучшений можно выделить разговорный динамик, перенесенный на фронтальную часть устройства, хороший дисплей с гораздо более яркой подсветкой и возможность замены картриджей без перезагрузки, а из упрощений — зачем-то убрали разъём для синхронизации с ПК и уменьшили габариты телефона — лично мне с моими большими руками на Classic'е играть удобнее!
Конечно и мне хотелось обзавестись своим собственным N-Gage Classic. Однако, как я уже сказал в вводной части статьи, цены на них очень сильно кусаются: классическая версия редкая и выпускалась не очень большим тиражом, из-за чего ценники на вторичке в России достигают 15 тысяч рублей за рабочее устройство в хорошем состоянии и 10 тысяч рублей за девайс с небольшими недостатками. У меня таких денег нет, но зато я обожаю ремонтировать и пытаться дать новую жизнь различным ретро-устройствам, поэтому я решился на рисковый шаг - купить смартфон из утиля в Китае!
Смартфон продавался на онлайн-барахолке Goofish, аналоге нашего Avito. Продавец писал о том, что у смартфона не работает подсветка и возможно есть какие-то другие недостатки. Ну, подсветка это несложно на первый взгляд, поэтому я решил рискнуть и заказал его себе. Купить устройство и доставить его на склад в Китае помог мой подписчик Роман, а привезти в мой город - Ейск, помог сервис самостоятельных покупок YouCanBuy, за что вам большое спасибо!
При получении, я проверил смартфон: он включился, но требовал SIM-карту. Подсветка хоть и работала — но только в момент включения устройства до фактической загрузки ОС. Ну что ж, давайте перейдем к процессу дриставрации!
❯ Ремонтируем
Поскольку телефон я купил из утиля, за годы лежания в неизвестных условиях, он очень сильно покрылся пылью и грязью, а все прижимные модули телефона, по типу разъёма зарядки, были в серьезной коррозии. Поэтому в первую очередь, смартфон необходимо было хорошенько отмыть!
Я разобрал телефон и пошёл тщательно отмывать каждый корпусной элемент устройства с зубной щёткой и шампунем. Особо тщательно я вымывал труднодоступные места в фронтальной панели и силиконовой резинке клавиатуры — там скопилось ну просто неприличное количество грязи.
После принятия душа, все корпусные элементы были предварительно высушены феном при температуре в 100 градусов с средним потоком, а затем отправлены окончательно досыхать на стол.
Теперь самое время посмотреть на саму плату устройства. Когда я вставил SIM, включил смартфон и начал проверять кнопки — я обнаружил, что «меню», «музыка» и «левая софт-клавиша» не функционируют: При детальном осмотре платы обнаружилось, что мембранный слой с кнопками уже когда-то отклеивался... и я увидел как кто-то криво залудил контакты кнопки «меню» в надежде её починить. С виду, эта часть платы точно топилась и возможно мастер, обнаружив следы коррозии на контактах, решил попробовать отремонтировать её вот таким путём.
Само собой это не дело. Я перезалудил контакты и снял лишний припой оплеткой, однако это, очевидно, не помогло.
Если мы обратимся к схеме устройства, то увидим что клавиатура выполнена по матричному принципу — простыми словами, процессор выдаёт высокий уровень на GPIO каждой колонки матрицы, при этом напряжение с колонки идёт на первый вывод каждой кнопки, а второй вывод присоединён к соответствующему столбцу в процессоре. По итогу получаем очень простую схему: процессор выдаёт VIO-напряжение на каждый ряд кнопок и если какая-то из них нажата, то получает это же напряжение на одной из своих ножек. Итого делаем вывод что один из row или column-сигналов банально не доходит до кнопки!
Для уменьшения помех на сигнальных линиях от радиотракта, в смартфонах Nokia использовались т.н EMIF-фильтры в BGA-корпусах, ещё их называют «стекляшки». Фильтры ставятся на линии клавиатуры и на дисплей, однако сами стекляшки очень хрупкие и практически гарантированно выходят из строя при попадании в воду и иногда при падении. Поэтому если у вашей Нокии белый дисплей, но при этом есть звуки и все кнопки работают, либо же часть кнопок не работает при общей работоспособности устройства — скорее всего, вышел из строя один или два EMIF-фильтра.
Однако если фильтр вышел из строя — не беда, его можно заменить перемычками. Для этого сам фильтр необходимо снять: добавляем флюс под «пузо» фильтра и греем его паяльником сверху. Если не получается — можно добавить немного припоя, главное не пытайтесь снять его насильно — иначе есть риск сорвать пятачки! После этого, необходимо сделать перемычки на всех I и O пинах площадки под чип. Где они находятся, можно узнать в даташите на фильтр, в моем случае это верхние два пятака и нижние два пятака.
Это помогло лишь частично — у меня наконец-то заработала кнопка музыки. Тут я уже взял в руки мультиметр и начал прозванивать где у нас обрываются дорожки с кнопок. До выхода фильтров все прозванивалось замечательно, при этом я обнаружил тестпоинты всех колонок и столбцов кнопок... кроме одного. И тут мне стало всё очевидно: поскольку от кнопки меню идёт общий сигнал ROW0 с левым-софткеем — у нас банально отгнили две дорожки на кнопке меню! Сигнал COL я взял с тест-поинта, а ROW0 я нашёл, счистив маску с ближайшей кнопки дорожки сверху и установив между ними перемычку. Теперь всё наконец-то заработало!
За кадром я пообрезал хвосты и поставил перемычки потоньше (с изначально тонкими на фото ничего не было бы видно), но УФ-маску наносить пока не стал. Был бы у меня микроскоп — сделал бы вообще идеально, но и так вполне неплохо :) Однако остался вопрос с дисплеем, из-за пребывания во влажной среде клей под поляризационной пленкой вспух, поэтому у нас останутся перманентные артефакты на дисплее. Что ж, бывает и такое
Пришло время собрать смартфон и посмотреть что же у нас получилось! Поковырявшись в меню, я обнаружил программу nLights для управления подсветкой устройства... прошлый хозяин зачем-то выкрутил подсветку клавиатуры и дисплея в ноль — в этом и была причина её «неработоспособности».
На этом наш процесс дриставрации завершен. Аппарат собран, выглядит вполне неплохо и что самое главное — полностью работает! Весь ремонт занял у меня часа 2 от силы вместе с диагностикой. Давайте же посмотрим, на что смартфон способен в 2024 году!
❯ Смотрим на девайс
После включения смартфона, нас встречает ламповый и любимый интерфейс Symbian 6.1! Телефонные функции доступны и сейчас, в России 2G ещё не отключили, поэтому при желании можно пользоваться телефоном по прямому назначению.
И в целом, для этих целей он подходит весьма неплохо! Казалось бы, нестандартная форма клавиатуры может показаться неудобной, однако на практике всё оказывается совершенно наоборот. Тоже самое касается серфинга WAP-сайтов, когда это было актуально!
В отличии от QD, у Classic был весьма широкий мультимедийный функционал — он из коробки поддерживал mp3 и wav, FM-радио, а также имел поддержку стерео-звука. Качество звука для тех лет было вполне неплохим — представляю, какой мечтой было заполучить такой телефон в момент выхода и сидеть с пацанами «у падика», слушая музычку и поигрывая по очереди в Asphalt 2!
После установки MMC-флэшки с приложениями и играми, смартфон раскрывался в полную силу. Помимо нативных sis-приложений, N-Gage поддерживал также и Java-приложения, что ещё больше расширяло библиотеку софта и игр. Лет 10 назад можно было даже Хабр почитать, пока работала Opera Mini 5. Однако MIDP 1.0 потерял свою актуальность уже к 2006 году.
Но мы ведь пришли с вами за играми! Давайте посмотрим, что-же умел N-Gage на практике: вместо статичных скриншотов, я приложил к каждой игре таймкод с геймплеем. С двухмерными играми телефон справляется без каких либо проблем, благодаря довольно шустрому железу, у разработчиков появлялась возможность использования продвинутых фишек по типу аффинных трансформаций спрайтов и сложных параллакс-фонов. Первой игрой у нас будет легендарная SonicN, которая является прямым портом Sonic Advance. На глаз игра идёт в стабильные 30 FPS и, скажу вам честно, ни одна Java-игра под MIDP 1.0 не могла выдать такой уровень графики!
Переходим к трёхмерным играм. Поскольку на N-Gage не было 3D-ускорителя, все игры с честным 3D использовали программные растеризаторы. Особо отличилась здесь компания Ideaworks, которая реализовала спецификацию GPU PS1 в виде очень быстрого софтрендера, что позволило портировать различные игры с PS1. Одной из таких была Tomb Raider, которая идёт здесь просто замечательно!
И последней игрой в тестах у нас будет Asphalt 2. В те годы множество разработчиков мобильных игр соревновались в скорости и красоте своих игр и Asphalt 2 от ещё совсем молодой Gameloft выглядел прямо как AAA-игра! На N-Gage игра выглядит красиво и при этом работает в 20-25 кадров в секунду:
❯ Заключение
Вот такая ретроспективная статья о легендарном игровом смартфоне у нас с вами получилась. Удалось ли мне вдохнуть новую жизнь в смартфон, который побывал в утиле, на котором по сути в своё время поставили крест и почти отправили в переработку? Пишите своё мнение в комментариях!
Друзья! Если вам интересен мой контент, то будет здорово если вы подпишитесь на мой канал на YouTube или паблик ВК. Сами понимаете, для видеоблогеров в РФ сейчас время сложное, на ютубе охваты сильно упали, а в ВК нет никаких механизмов для продвижения контентмейкеров-новичков — так что приходится искать зрителей среди читателей :) Также если вам интересна тематика ремонта, моддинга и программирования для гаджетов прошлых лет, подписывайтесь на мой Telegram-канал, куда я публикую бэстейджи статей и видео, ссылки на новый контент и немножко щитпоста!
Очень важно! Разыскиваются девайсы для будущих статей!
Друзья! Для подготовки статей с разработкой самопальных игрушек под необычные устройства, объявляется розыск телефонов и консолей! В 2000-х годах, китайцы часто делали дешевые телефоны с игровым уклоном — обычно у них было подобие геймпада (джойстика) или хотя бы две кнопки с верхней части устройства, выполняющие функцию A/B, а также предустановлены эмуляторы NES/Sega. Фишка в том, что на таких телефонах можно выполнять нативный код и портировать на них новые эмуляторы, чем я и хочу заняться и написать об этом подробную статью и записать видео! Если у вас есть телефон подобного формата и вы готовы его задонатить или продать, пожалуйста напишите мне в Telegram (@monobogdan) или в комментарии. Также интересуют смартфоны-консоли на Android (на рынке РФ точно была Func Much-01), там будет контент чуточку другого формата :)
А также я ищу старые (2010-2014) подделки на брендовые смартфоны Samsung, Apple и т. п. Они зачастую работают на весьма интересных чипсетах и поддаются хорошему моддингу, парочку статей уже вышло, но у меня ещё есть идеи по их моддингу! Также может у кого-то остались самые первые смартфоны Xiaomi (серии Mi), Meizu (ещё на Exynos) или телефоны Motorola на Linux (например, EM30, RAZR V8, ROKR Z6, ROKR E2, ROKR E5, ZINE ZN5 и т.п, о них я хотел бы подготовить специальную статью и видео т. к. на самом деле они работали на очень мощных для своих лет процессорах, поддавались серьезному моддингу и были способны запустить даже Quake!). Всем большое спасибо за донаты!
А ещё я держу все свои мобилы в одной корзине при себе (в смысле, все проекты у одного облачного провайдера) — Timeweb. Потому нагло рекомендую то, чем пользуюсь сам — вэлкам:
Комментарии (18)
Ivnika
25.01.2025 14:07Спасибо за интереснейшую ламповую статью. А сонерик P910 случайно вам не попадался? Очень уж неровно дышку к этому девайсу, интересно даже сейчас узнать побольше
bodyawm Автор
25.01.2025 14:07Есть, но к сожалению нет аккумулятора к нему, а оригинадьный акб не купить новым
Видимо эта статья никому не интересна на Хабре :(
vp7
25.01.2025 14:07Восхитительный телефон, в своё время проходил с ним около года (была возможность взять во временное пользование), остались только положительные впечатления.
N-Gage, кстати, тоже использовал. Для своего времени аппарат тоже очень интересный, а проблема с разговорным динамиком решалась постоянным использованием проводной гарнитуры ;))
bodyawm Автор
25.01.2025 14:07Я в юности вообще не видел Симбиан младше девяток, которые были классическими смартфонами :)
iliabvf
25.01.2025 14:07Были же времена. А что достанется будущим поколениям? Гора черных кирпичей?
NickDoom
25.01.2025 14:07Интересно, в чём дыр больше — в Симбе или старом Ведре :)
Если сей девайс более-менее чист по дырам, то под него, наверное, можно и мини-браузер на(ш)кодить… правда, почти наверняка потребуется движок выносить на какой-нибудь постоянно включённый комп :)
0xdead926e
25.01.2025 14:07как обычно в мобильных ос тех времен- получишь code execution- автоматом получишь kernel mode. вся "безопасность" симбы была только в припрятанных хедерах и кастрированном формате библиотек (одни ординалы, блин! ъуъ выбесило в попытках запустить симбософт на армовом линуксе. ладно хоть исходники симбы сейчас лежат в открытом доступе.)
BaJIepoH
25.01.2025 14:07Был такой. Автор умолчал о чудо-стерео у данного аппарата, а чтобы слушать стерео - нужно иметь гарнитуру с двумя джеками. Куди в принципе был неудобен, хотя и был меньше. На данном телефоне прочитал не одну книгу, покупался для игр и аськи(qip клиент ставил). С приложениями под аську была беда, как полагаю это было у большинства, - приложуха вылетала при отправке больших сообщений(однажды я рассказал об этом коллеге, о чем сильно пожалел потом).
bodyawm Автор
25.01.2025 14:07Второй джек под микрофон был :)
BaJIepoH
25.01.2025 14:07Стерео было только с родными ушами, об этом мне сказал продавец, а потом и следующий обладатель. Я использовал гарнитуру от куди, с кнопкой - весь функционал был, и трубку поднимал и микрофон работал.
bodyawm Автор
25.01.2025 14:07Верно. Я сам сначала подумал что один джек под стереогантируру, а другой под моно, но меня на ютубе поправили. Глянул схемку и действительно)
bodyawm Автор
Ну что дорогие читатели, попробуете угадать, какой контент вас ждет на следующей неделе по одной лишь фотографии? Ещё в конце прошлого года я обещал сделать крутой контент с этим гаджетом...
Скрытый текст
bodyawm Автор
Надеюсь, своей просьбой подписаться на канал на ютубе никого не задел! Сами понимаете, подготовка статей и видеоконтента занимает время. Очень хочется чтобы как можно больше заинтересованных людей не только читали статьи, но и смотрели видосы!