ZX Spectrum в какой-то момент задержался из-за проблем с комплектующими, TRS-80 только набирал популярность — и в Уэльсе выпустили свой компьютер на процессоре от Motorola с тактовой частотой 0,89 Мгц.
Он отличался нормальным названием — Дракон, а не аббревиатура с цифрами, полноразмерной клавиатурой и просто дикой неприспособленностью к играм. Зато на нём легко было получить доступ к использованию 16-битных возможностей процессора и вообще устроить настоящий треш и угар на Ассемблере.
Источник
Успех длился пару лет, после чего про Дракона забыли все, кроме гиков. Для них он стал знаковым компьютером, и сообщества вокруг него живы до сих пор.
В 1934-м в Великобритании появилась компания Mettoy. Она славилась жестяными игрушками, например такими:
Полисмен на мотоцикле образца 1940 года
В 1956-м компания сосредоточилась на машинках (с механическим приводом и без него) из литого алюминия и пластика. Их выпускали под брендом Corgi. Корги в логотипе — это уже половина успеха. Одним из конкурентов была компания Dinky Toys, так что название должно было быть таким же коротким, броским и запоминающимся. Машинки Corgi отличались от Dinky Toys реалистичностью: например, у них были пластиковые окна, а капот и двери можно было открывать.
И закрывать, что тоже важно.
Реалистичный Aston Martin DB5 для реалистичного Джеймса Бонда
Компания получила признание, в т. ч. в виде королевской премии в области промышленности. Машинки вышли на мировой рынок, а автопарк пополнился ситроенами, бентли, студебеккерами и пр. Но в остальном по совокупности факторов дела шли не очень: одна фабрика сгорела вместе с годовым запасом изделий, другая закрылась. А ещё дети стали более избирательными и требовательными, и одними железными машинками перекрыть их хотелки было сложно.
Никого не удивишь даже этим
На дворе 80-е.
Набирают популярность домашние компьютеры.
Появляются Acorn Atom (ценой 120–150 фунтов), Commodore VIC-20 (около 200 фунтов), TRS-80 Color Computer или просто CoCo (250–300 фунтов) и другие. Один из ключевых игроков на британском рынке — Sinclair и их ZX80 (во многом его успех определялся ценой примерно в 100 фунтов). Со всеми поправками на курсы валют, 100 фунтов из 80-х годов — примерно 50–55 тысяч нынешних рублей. Это было чем-то между «ощутимо, но доступно» и «дорого, но не разорительно».
Само собой, начались разговоры, что информационные технологии скоро всё захватят, программы заменят людей, и, чтобы не сбрасывать себя с корабля современности, нужно осваивать компьютер. Домашние компьютеры рекламировались как дружелюбный старт для погружения в матчасть. Вот один из самых дружелюбных:
Источник
Как правило, это были моноблоки с клавиатурой, которые подключались к телевизору. Возможности были ограничены небольшим объёмом памяти. Игры максимально простые: текстовые квесты или примитивная 2D-графика, как, например, шахматы.
Основная целевая аудитория — семьи с детьми.
В общем, Mettoy решили радикально диверсифицировать деятельность. Для ребят без технологического бэкграунда это было не просто смело, а очень смело.
В 1981 году их дочерняя компания — Dragon Data Ltd — совместно с PA Consulting разработала прототип, дала ему 16 КБ оперативной памяти и нарекла гордым именем Pippin.
Это ещё Pippin:
С одной стороны, это просто материнская плата с подключённой клавиатурой, с другой— инфоповод
А это уже Dragon 32:
Размеры 38 x 32,5 x 9,7 см, масса — 2,1 кг
Источник
Продажи Dragon 32 стартовали в августе 1982, в один год с ZX Spectrum.
Обе машины были ориентированы на один и тот же рынок — семьи с детьми игики энтузиасты. ZX Spectrum был доступным домашним компьютером для массового пользователя: низкая цена и цветная графика сделали его идеальным для игр. Собственно, большая часть ПО как раз из игр и состояла.
Но не вся.
Dragon Data позиционировала Dragon 32 как более серьёзный и универсальный компьютер, подходящий не только для игр, но и для программирования, работы с текстами и образовательных задач.
Sinclair столкнулись с задержками и перебоями в поставках, что создало дефицит. Многие покупатели, не дождавшись ZX Spectrum, обратили внимание на Dragon 32. Dragon Data быстро наладили производство и поставки Dragon 32, случайно захватили часть рынка и продали к концу года более 40 000 экземпляров.
За исключением корпуса и объёма ОЗУ, Pippin и Dragon 32 мало чем отличались. Более того: решение о 32 килобайтах пришло непосредственно в процессе производства. Вероятно, как раз из-за появления ZX Spectrum с 16 и 48 КБ памяти, которые стоили дешевле запланированных 200 фунтов за Dragon.
Первые 10 000 экземпляров были выпущены с 16 КБ, и в них пришлось добавить дополнительную карту памяти. Но и без этого многие владельцы апгрейдились самостоятельно до 128, 256 или 512 КБ. Вообще, конструктивно Dragon был довольно устойчив к модификациям: материнская плата была прочной и выдерживала нагрузку в виде дополнительных модулей памяти, а внутри корпуса хватало места для экспериментальных инженерных решений.
Dragon 32 частично совместим с TRS-80 CoCo от Tandy Corporation. Они оба построены на базе микропроцессора Motorola 6809E, в то время как конкурирующие машины работали, например, на MOS 6502 или Zilog Z80, которые были менее производительными, но более бюджетными.
Кстати, Бендер Сгибатель Родригес спроектирован на MOS 6502:
Источник
Формально Motorola 6809E — 8-битный микропроцессор, и в Dragon 32 он работал с частотой 0,89 МГц. Это скромнее, чем у BBC Micro (2 МГц) или ZX Spectrum (3,5 МГц), но в Motorola 6809E была важна архитектура. Два 8-битных аккумулятора (A и B) можно было объединить в 16-битный регистр (D), что упрощало работу с большими числами. Кроме того, два 16-битных индексных регистра (X и Y) улучшали адресацию данных (всего 16 режимов, включая индексную и косвенную). Процессор поддерживал более 140 инструкций, включая операции умножения и деления, что было редкостью для того времени.
У 6809E было два аппаратных стека: один (S) для системных задач, а второй (U) — для пользовательских. Он поддерживал несколько типов прерываний, включая немаскируемые (NMI), это упрощало управление устройствами ввода-вывода. Также процессор мог работать с позиционно-независимым кодом (PIC), за счёт чего был доступен перенос программ между разными системами.
У Dragon 32 были некоторые преимущества перед CoCo. Во-первых, в базовой комплектации у него было вдвое больше оперативной памяти. Во-вторых, у него был композитный видеовыход: сигнал шёл напрямую через кабель и давал стабильное и чёткое изображение. CoCo в свою очередь использовал RF-модулятор, с которым качество картинки терялось за счёт преобразования видеосигнала в радиосигнал.
Несмотря на аппаратную схожесть, программная совместимость между ними была ограничена. Машины использовали разные интерпретаторы BASIC, многие приложения требовали адаптации для работы на Dragon 32, особенно если они использовали специфичные функции CoCo. Версия, которую использовал Dragon 32, поддерживала графические команды (например, DRAW и CIRCLE), работу со звуком (SOUND), а также операции с файлами на дисководах (LOAD, SAVE, DIR). Кроме того, она включала расширенные математические функции, такие как тригонометрия (SIN, COS, TAN) и логарифмы.
Интерпретатор BASIC можно было разогнать с помощью команды POKE 65495,0 (но при этом временно отключались порты для кассеты и принтера). Команда POKE 65497,0 повышала скорость ещё больше, но за счёт потери изображения на экране.
Для защиты от возможных исков инженеры на всякий случайподстелили себе соломку внесли ряд изменений, которые затронули, в частности, BASIC ROM, где были переработаны ключевые слова и адреса процедур.
Технические характеристики не были революционными, но выглядели солидно.
Важную роль в работе компьютера играли чипы SAM 6883 (Synchronous Address Multiplexer) и VDG 6847 (Video Display Generator): первый управлял синхронизацией адресов и мультиплексированием сигналов, второй рулил текстовыми и графическими режимами вывода. В условиях ограниченных ресурсов эффективное использование оперативки было делом принципа.
У Dragon 32 была механическая клавиатура с 53 полноразмерными клавишами. А также, в отличие от большинства систем, использовавших дешёвые цифровые джойстики, Dragon 32 поддерживал аналоговые.
А ещё была опция подключить световое перо
Среди периферийных устройств был адаптер Dragon's Claw.
Всё ещё любовь к неймингу
Он давал подключать к Dragon 32 устройства от другого популярного британского компьютера — BBC Micro. Правда, для работы с ними нужно было отдельное программное обеспечение. В стандартной комплектации у Dragon не было операционной системы для дисков, и данные хранились на кассетах. Однако вместе с внешним дисковым контроллером поставлялась DragonDOS, которая могла почти всё.
Звуковая система воспроизводила один звук с диапазоном в 5 октав в BASIC, а в машинном коде — до 4 звуков одновременно с диапазоном в 7 октав. Dragon 32 мэтчился как с телевизором, так и с монитором.
Но с графикой у него были проблемы.
Несмотря на мощный процессор, графический чип работал в монохромном разрешении 256 х 192 пикселя и в цветном режиме с разрешением 128 х 192 пикселя и 4 цветами одновременно. Ещё был доступен текстовый режим 32 x 16 символов, при этом одновременно отображать и текст, и графику было нельзя.
А ещё не было строчных букв.
Вообще.
ТОЛЬКО КАПС.
ПОТОМУ ЧТО ОПТИМИЗАЦИЯ.
Это затрудняло создание игр, и разработчики не спешили поддерживать платформу. А ещё это на корню убивало возможность приложить машины куда-нибудь к образовательной сфере.
Вместе с тем, на него переносили популярные игры с других систем, например Arcadia, Chuckie Egg, Manic Miner и Football Manager. Некоторые игры создавались специально под Dragon, в частности Cuthbert Goes Walkabout (её, в свою очередь, перенесли на Atari и Commodore 64).
Собственно, оба этих фактора: слабая графика и ограниченный выбор игр — сказались на популярности.
В 1983 году Dragon Data выпустила модель Dragon 64, внешне схожую с предшественником, но получившую 64 КБ оперативной памяти, последовательный интерфейс RS-232 и два ПЗУ с интерпретатором BASIC. Одно из ПЗУ работало в 48 КБ режиме, а другое — в 64 КБ. Он стоил 275 фунтов, что в контексте 1983 года было довольно дорого. Кстати, у владельцев предыдущей модели была опция купить у производителя обновлённую материнскую плату и модернизированный корпус за 100 фунтов.
Однако появление этой модели уже не могло спасти компанию, поскольку рынок уже захватили более мощные и популярные платформы.
И даже светло-серый корпус с тёмно-серыми клавишами ничего не решил
Одним из главных конкурентов был Commodore 64 с аналогичными 64 КБ памяти. По стоимости они были в одной категории, а вот по графике, звуку и библиотеке программ Commodore 64 сильно опережал. Это был идеальный выбор для геймеров, которые в принципе и составляли костяк целевой аудитории.
А ведь ещё был ZX Spectrum с 48 КБ памяти и большим ассортиментом игр.
Dragon 64 попытался выйти на мировой рынок.
Версия от компании TANO учитывала американскую специфику. Например, телевизионный выход был настроен на работу с телевизорами, использующими стандарт NTSC, в отличие от оригинальной модели, которая использовала PAL.
TANO обанкротились, но, как мы помним, «после» не значит «вследствие».
А в июне 1984 года обанкротились и сами Dragon Data. Компанию приобрели испанцы Eurohard S.A., которые продолжили выпуск Dragon 32 и 64. Позже появилась модель Dragon 200, которая фактически представляла собой тот же Dragon 64, но в корпусе с плоской верхней частью, удобной для размещения монитора.
А в Dragon 200-E появилась поддержка строчных букв, испанской раскладки и национальных символов.
Источник
Вместе с активами Eurohard S.A. получила несколько прототипов, разработанных Dragon Data Ltd, известных под кодовыми названиями Project Alpha и Project Beta.
Project Beta был амбициозным шагом. У прототипа было два процессора MC6809E, 256 КБ ОЗУ (с расширением до 768 КБ) и два 3,5-дюймовых дисковода. Помимо этого, внешний жёсткий диск, встроенный блок питания, дисплей с разрешением 320 x 256 и 640 x 512 пикселей, а также поддержка RGB-монитора и несколько цветовых режимов. Машина также имела порты для мыши, светового пера, сетевой карты и модема.
Также компания начала работу над созданием компьютера стандарта MSX, развивая идеи, ранее задуманные в Dragon Data Ltd. Ходили слухи о разработке Dragon 300, но этот компьютер так и не увидел свет.
Продажи новых моделей оказались недостаточными, чтобы удержать Eurohard S.A. на плаву, и в 1987 году компания закрылась.
Конечно же, вокруг Dragon 32/64 сложилось сообщество.
С 1982 по 1989 год издавался журнал Dragon User. В нём были новости, технические вопросы, списки команд на BASIC, интервью с экспертами. Выходили обзоры программ с оценками по шкале от одного до пяти драконов.
Да, журнал издавали дольше, чем производили сами компьютеры.
Какие-то фрагменты сообщества до сих пор целы и собираются на микроконференции.
Источник
Старую технику выкупают, возвращают в рабочее состояние, систематизируют и оцифровывают спецификации, мануалы, да и любую другую сопутствующую информацию, пишут эмуляторы пытаются интегрировать Dragon в современность.
Например, история о покупке Dragon 32 без блока питания. После чистки и проверки компьютера оказалось, что он плохо выводит картинку из-за поломки одного из чипов. Чип починили, а старые детали для подключения к экрану решили не выбрасывать, а доработать. Память прокачали с 32 до 64 КБ, заменив старые микросхемы. Также добавили современный эмулятор дисковода, который позволяет запускать игры и программы с SD-карты, как с флешки. Джойстик тоже обновили: сделали новый рычаг из латунной трубки и добавили адаптеры, чтобы можно было подключать современные джойстики от других старых компьютеров.
У пользователя, в отличие от компании Dragon Data, всё закончилось успешно.
Во многом крах Dragon Data был вызван не самыми удачными менеджерскими решениями и недостаточными инвестициями в технологии. Как говорится, оказались не в то время не в том месте.
Источник
Несмотря на сильный старт, Dragon 32/64 не стал коммерчески успешным. Commodore 64 и ZX Spectrum задали высокую планку, а отсутствие поддержки разработчиков ещё больше сузило перспективы.
Но если спустя сорок лет кучка гиков стримят друг другу летсплеи старых игр, значит, оно того стоило.
Он отличался нормальным названием — Дракон, а не аббревиатура с цифрами, полноразмерной клавиатурой и просто дикой неприспособленностью к играм. Зато на нём легко было получить доступ к использованию 16-битных возможностей процессора и вообще устроить настоящий треш и угар на Ассемблере.
Источник
Успех длился пару лет, после чего про Дракона забыли все, кроме гиков. Для них он стал знаковым компьютером, и сообщества вокруг него живы до сих пор.
В 1934-м в Великобритании появилась компания Mettoy. Она славилась жестяными игрушками, например такими:
Полисмен на мотоцикле образца 1940 года
В 1956-м компания сосредоточилась на машинках (с механическим приводом и без него) из литого алюминия и пластика. Их выпускали под брендом Corgi. Корги в логотипе — это уже половина успеха. Одним из конкурентов была компания Dinky Toys, так что название должно было быть таким же коротким, броским и запоминающимся. Машинки Corgi отличались от Dinky Toys реалистичностью: например, у них были пластиковые окна, а капот и двери можно было открывать.
И закрывать, что тоже важно.
Реалистичный Aston Martin DB5 для реалистичного Джеймса Бонда
Компания получила признание, в т. ч. в виде королевской премии в области промышленности. Машинки вышли на мировой рынок, а автопарк пополнился ситроенами, бентли, студебеккерами и пр. Но в остальном по совокупности факторов дела шли не очень: одна фабрика сгорела вместе с годовым запасом изделий, другая закрылась. А ещё дети стали более избирательными и требовательными, и одними железными машинками перекрыть их хотелки было сложно.
Никого не удивишь даже этим
На дворе 80-е.
Набирают популярность домашние компьютеры.
Появляются Acorn Atom (ценой 120–150 фунтов), Commodore VIC-20 (около 200 фунтов), TRS-80 Color Computer или просто CoCo (250–300 фунтов) и другие. Один из ключевых игроков на британском рынке — Sinclair и их ZX80 (во многом его успех определялся ценой примерно в 100 фунтов). Со всеми поправками на курсы валют, 100 фунтов из 80-х годов — примерно 50–55 тысяч нынешних рублей. Это было чем-то между «ощутимо, но доступно» и «дорого, но не разорительно».
Само собой, начались разговоры, что информационные технологии скоро всё захватят, программы заменят людей, и, чтобы не сбрасывать себя с корабля современности, нужно осваивать компьютер. Домашние компьютеры рекламировались как дружелюбный старт для погружения в матчасть. Вот один из самых дружелюбных:
Источник
Как правило, это были моноблоки с клавиатурой, которые подключались к телевизору. Возможности были ограничены небольшим объёмом памяти. Игры максимально простые: текстовые квесты или примитивная 2D-графика, как, например, шахматы.
Основная целевая аудитория — семьи с детьми.
В общем, Mettoy решили радикально диверсифицировать деятельность. Для ребят без технологического бэкграунда это было не просто смело, а очень смело.
В 1981 году их дочерняя компания — Dragon Data Ltd — совместно с PA Consulting разработала прототип, дала ему 16 КБ оперативной памяти и нарекла гордым именем Pippin.
Это ещё Pippin:
С одной стороны, это просто материнская плата с подключённой клавиатурой, с другой— инфоповод
А это уже Dragon 32:
Размеры 38 x 32,5 x 9,7 см, масса — 2,1 кг
Валлийский дракон
Источник
Спецификация
- Процессор: Motorola MC6809E с частотой 0,89 МГц.
- Оперативная память (ОЗУ): 32 КБ.
- Постоянная память (ПЗУ): 16 КБ (BASIC).
- Графика:
- Текстовый режим: 32 × 16 символов.
- Графические режимы:
- 64 × 48 пикселей с 8 цветами.
- 128 × 192 пикселей с 4 цветами.
- 256 × 192 пикселей с 2 цветами.
- Звук: 1-битный звук (позволяет создавать простые звуковые сигналы).
- Порты ввода/вывода: аналоговые порты для джойстиков, LPT-порт.
- Хранение данных: внешний интерфейс для кассетных лент (опционально — дисковод с DragonDOS для работы с дискетами).
Продажи Dragon 32 стартовали в августе 1982, в один год с ZX Spectrum.
Обе машины были ориентированы на один и тот же рынок — семьи с детьми и
Но не вся.
Dragon Data позиционировала Dragon 32 как более серьёзный и универсальный компьютер, подходящий не только для игр, но и для программирования, работы с текстами и образовательных задач.
Sinclair столкнулись с задержками и перебоями в поставках, что создало дефицит. Многие покупатели, не дождавшись ZX Spectrum, обратили внимание на Dragon 32. Dragon Data быстро наладили производство и поставки Dragon 32, случайно захватили часть рынка и продали к концу года более 40 000 экземпляров.
За исключением корпуса и объёма ОЗУ, Pippin и Dragon 32 мало чем отличались. Более того: решение о 32 килобайтах пришло непосредственно в процессе производства. Вероятно, как раз из-за появления ZX Spectrum с 16 и 48 КБ памяти, которые стоили дешевле запланированных 200 фунтов за Dragon.
Первые 10 000 экземпляров были выпущены с 16 КБ, и в них пришлось добавить дополнительную карту памяти. Но и без этого многие владельцы апгрейдились самостоятельно до 128, 256 или 512 КБ. Вообще, конструктивно Dragon был довольно устойчив к модификациям: материнская плата была прочной и выдерживала нагрузку в виде дополнительных модулей памяти, а внутри корпуса хватало места для экспериментальных инженерных решений.
Dragon 32 частично совместим с TRS-80 CoCo от Tandy Corporation. Они оба построены на базе микропроцессора Motorola 6809E, в то время как конкурирующие машины работали, например, на MOS 6502 или Zilog Z80, которые были менее производительными, но более бюджетными.
Кстати, Бендер Сгибатель Родригес спроектирован на MOS 6502:
Источник
Формально Motorola 6809E — 8-битный микропроцессор, и в Dragon 32 он работал с частотой 0,89 МГц. Это скромнее, чем у BBC Micro (2 МГц) или ZX Spectrum (3,5 МГц), но в Motorola 6809E была важна архитектура. Два 8-битных аккумулятора (A и B) можно было объединить в 16-битный регистр (D), что упрощало работу с большими числами. Кроме того, два 16-битных индексных регистра (X и Y) улучшали адресацию данных (всего 16 режимов, включая индексную и косвенную). Процессор поддерживал более 140 инструкций, включая операции умножения и деления, что было редкостью для того времени.
У 6809E было два аппаратных стека: один (S) для системных задач, а второй (U) — для пользовательских. Он поддерживал несколько типов прерываний, включая немаскируемые (NMI), это упрощало управление устройствами ввода-вывода. Также процессор мог работать с позиционно-независимым кодом (PIC), за счёт чего был доступен перенос программ между разными системами.
У Dragon 32 были некоторые преимущества перед CoCo. Во-первых, в базовой комплектации у него было вдвое больше оперативной памяти. Во-вторых, у него был композитный видеовыход: сигнал шёл напрямую через кабель и давал стабильное и чёткое изображение. CoCo в свою очередь использовал RF-модулятор, с которым качество картинки терялось за счёт преобразования видеосигнала в радиосигнал.
Несмотря на аппаратную схожесть, программная совместимость между ними была ограничена. Машины использовали разные интерпретаторы BASIC, многие приложения требовали адаптации для работы на Dragon 32, особенно если они использовали специфичные функции CoCo. Версия, которую использовал Dragon 32, поддерживала графические команды (например, DRAW и CIRCLE), работу со звуком (SOUND), а также операции с файлами на дисководах (LOAD, SAVE, DIR). Кроме того, она включала расширенные математические функции, такие как тригонометрия (SIN, COS, TAN) и логарифмы.
Интерпретатор BASIC можно было разогнать с помощью команды POKE 65495,0 (но при этом временно отключались порты для кассеты и принтера). Команда POKE 65497,0 повышала скорость ещё больше, но за счёт потери изображения на экране.
Для защиты от возможных исков инженеры на всякий случай
Технические характеристики не были революционными, но выглядели солидно.
Важную роль в работе компьютера играли чипы SAM 6883 (Synchronous Address Multiplexer) и VDG 6847 (Video Display Generator): первый управлял синхронизацией адресов и мультиплексированием сигналов, второй рулил текстовыми и графическими режимами вывода. В условиях ограниченных ресурсов эффективное использование оперативки было делом принципа.
У Dragon 32 была механическая клавиатура с 53 полноразмерными клавишами. А также, в отличие от большинства систем, использовавших дешёвые цифровые джойстики, Dragon 32 поддерживал аналоговые.
А ещё была опция подключить световое перо
Среди периферийных устройств был адаптер Dragon's Claw.
Всё ещё любовь к неймингу
Он давал подключать к Dragon 32 устройства от другого популярного британского компьютера — BBC Micro. Правда, для работы с ними нужно было отдельное программное обеспечение. В стандартной комплектации у Dragon не было операционной системы для дисков, и данные хранились на кассетах. Однако вместе с внешним дисковым контроллером поставлялась DragonDOS, которая могла почти всё.
Звуковая система воспроизводила один звук с диапазоном в 5 октав в BASIC, а в машинном коде — до 4 звуков одновременно с диапазоном в 7 октав. Dragon 32 мэтчился как с телевизором, так и с монитором.
Но с графикой у него были проблемы.
Несмотря на мощный процессор, графический чип работал в монохромном разрешении 256 х 192 пикселя и в цветном режиме с разрешением 128 х 192 пикселя и 4 цветами одновременно. Ещё был доступен текстовый режим 32 x 16 символов, при этом одновременно отображать и текст, и графику было нельзя.
А ещё не было строчных букв.
Вообще.
ТОЛЬКО КАПС.
ПОТОМУ ЧТО ОПТИМИЗАЦИЯ.
Это затрудняло создание игр, и разработчики не спешили поддерживать платформу. А ещё это на корню убивало возможность приложить машины куда-нибудь к образовательной сфере.
Вместе с тем, на него переносили популярные игры с других систем, например Arcadia, Chuckie Egg, Manic Miner и Football Manager. Некоторые игры создавались специально под Dragon, в частности Cuthbert Goes Walkabout (её, в свою очередь, перенесли на Atari и Commodore 64).
Собственно, оба этих фактора: слабая графика и ограниченный выбор игр — сказались на популярности.
Dragon 64
В 1983 году Dragon Data выпустила модель Dragon 64, внешне схожую с предшественником, но получившую 64 КБ оперативной памяти, последовательный интерфейс RS-232 и два ПЗУ с интерпретатором BASIC. Одно из ПЗУ работало в 48 КБ режиме, а другое — в 64 КБ. Он стоил 275 фунтов, что в контексте 1983 года было довольно дорого. Кстати, у владельцев предыдущей модели была опция купить у производителя обновлённую материнскую плату и модернизированный корпус за 100 фунтов.
Однако появление этой модели уже не могло спасти компанию, поскольку рынок уже захватили более мощные и популярные платформы.
И даже светло-серый корпус с тёмно-серыми клавишами ничего не решил
Одним из главных конкурентов был Commodore 64 с аналогичными 64 КБ памяти. По стоимости они были в одной категории, а вот по графике, звуку и библиотеке программ Commodore 64 сильно опережал. Это был идеальный выбор для геймеров, которые в принципе и составляли костяк целевой аудитории.
А ведь ещё был ZX Spectrum с 48 КБ памяти и большим ассортиментом игр.
Компьютер-неудачник
Dragon 64 попытался выйти на мировой рынок.
Версия от компании TANO учитывала американскую специфику. Например, телевизионный выход был настроен на работу с телевизорами, использующими стандарт NTSC, в отличие от оригинальной модели, которая использовала PAL.
TANO обанкротились, но, как мы помним, «после» не значит «вследствие».
А в июне 1984 года обанкротились и сами Dragon Data. Компанию приобрели испанцы Eurohard S.A., которые продолжили выпуск Dragon 32 и 64. Позже появилась модель Dragon 200, которая фактически представляла собой тот же Dragon 64, но в корпусе с плоской верхней частью, удобной для размещения монитора.
А в Dragon 200-E появилась поддержка строчных букв, испанской раскладки и национальных символов.
Источник
Вместе с активами Eurohard S.A. получила несколько прототипов, разработанных Dragon Data Ltd, известных под кодовыми названиями Project Alpha и Project Beta.
Project Beta был амбициозным шагом. У прототипа было два процессора MC6809E, 256 КБ ОЗУ (с расширением до 768 КБ) и два 3,5-дюймовых дисковода. Помимо этого, внешний жёсткий диск, встроенный блок питания, дисплей с разрешением 320 x 256 и 640 x 512 пикселей, а также поддержка RGB-монитора и несколько цветовых режимов. Машина также имела порты для мыши, светового пера, сетевой карты и модема.
Также компания начала работу над созданием компьютера стандарта MSX, развивая идеи, ранее задуманные в Dragon Data Ltd. Ходили слухи о разработке Dragon 300, но этот компьютер так и не увидел свет.
Продажи новых моделей оказались недостаточными, чтобы удержать Eurohard S.A. на плаву, и в 1987 году компания закрылась.
«Мне всё необычное нравится в стиле ретро»
Конечно же, вокруг Dragon 32/64 сложилось сообщество.
С 1982 по 1989 год издавался журнал Dragon User. В нём были новости, технические вопросы, списки команд на BASIC, интервью с экспертами. Выходили обзоры программ с оценками по шкале от одного до пяти драконов.
Да, журнал издавали дольше, чем производили сами компьютеры.
Какие-то фрагменты сообщества до сих пор целы и собираются на микроконференции.
Источник
Старую технику выкупают, возвращают в рабочее состояние, систематизируют и оцифровывают спецификации, мануалы, да и любую другую сопутствующую информацию, пишут эмуляторы пытаются интегрировать Dragon в современность.
Например, история о покупке Dragon 32 без блока питания. После чистки и проверки компьютера оказалось, что он плохо выводит картинку из-за поломки одного из чипов. Чип починили, а старые детали для подключения к экрану решили не выбрасывать, а доработать. Память прокачали с 32 до 64 КБ, заменив старые микросхемы. Также добавили современный эмулятор дисковода, который позволяет запускать игры и программы с SD-карты, как с флешки. Джойстик тоже обновили: сделали новый рычаг из латунной трубки и добавили адаптеры, чтобы можно было подключать современные джойстики от других старых компьютеров.
У пользователя, в отличие от компании Dragon Data, всё закончилось успешно.
Во многом крах Dragon Data был вызван не самыми удачными менеджерскими решениями и недостаточными инвестициями в технологии. Как говорится, оказались не в то время не в том месте.
Источник
Несмотря на сильный старт, Dragon 32/64 не стал коммерчески успешным. Commodore 64 и ZX Spectrum задали высокую планку, а отсутствие поддержки разработчиков ещё больше сузило перспективы.
Но если спустя сорок лет кучка гиков стримят друг другу летсплеи старых игр, значит, оно того стоило.
longtolik
Еще есть такой - Motorola DragonBall или MC68328.
Вот он уже - 32 разрядный. На них построены Palm IIIe, например. Прямо на самом Palm (лучше с подключенной складной клавиатурой) можно создавать программы на языках C и Assembler. А реализации BASIC для них тоже отличные. Где-то есть компилятор C с исходным кодом, на его основе можно свой разработать, если есть для этого время...