Немец Франц Сан-Галли переехал в Петербург по рабочим вопросам, но решил остаться и начать своё дело (он обожал чугунное литьё).
Источник
Однажды Сан-Галли сказал себе: «Что-то стало холодать» — и придумал так называемую «горячую коробку». Она же — радиатор.
На фото выше он смотрит на счёт за отопление.
Франц Сан-Галли родился в 1824 году в Пруссии в небогатой семье. В 17 лет он устроился в торговую контору, которая занималась оптовыми поставками товаров из России. В 19 лет ему предложили работу в петербургском филиале.
Это был рисковый шаг: новая страна, непростые условия, небольшая зарплата.
В Петербурге он сначала поработал в торговом доме, а затем устроился на завод Чарльза Бёрда, где производили коленвалы, паровые машины и металлоконструкции для крупных архитектурных проектов, например, для Исаакиевского собора и Николаевского моста. Сан-Галли вёл за бухгалтерию деловую переписку, а ещё посильно вникал в основы производства.
На заводе он проработал восемь лет. В свободное время великосветски кутил: посещал театры и общался с представителями английского и немецкого городских сообществ.
В 28 лет решил, что пора повзрослеть и, во-первых, жениться, а во-вторых, открыть собственное дело. Выполнив первый пункт, он перешёл ко второму.
В стартовый капитал вошли приданое супруги и 5 тысяч рублей, взятых в долг под 6 % годовых.
Он открыл мастерскую на Лиговской улице (проспектом она станет позже). В подчинении было 12 человек: слесари и жестянщики. Помимо мастерской, он открыл небольшой магазин на Невском проспекте, где продавал металлические камины, умывальники, кровати и чугунные трубы.
Умывальников начальник и колясок командир
Первые три года бизнес шёл так себе, но Сан-Галли морально и финансово поддерживали родственники и друзья. Например, его младший брат тоже переехал в Петербург и стал бизнес-партнёром.
Самого себя Сан-Галли отправил в командировку в Германию, Англию и Францию проникаться научно-техническим прогрессом, налаживать деловые связи и обмениваться опытом. Там он вдохновился «Трактатом о теплоте» Жана Пекле. Пекле — учёный, в честь которого названо число, характеризующее соотношение конвекции и диффузии при переносе тепла или массы в потоке жидкости.
В общем, Сан-Галли изучал, как нагретые вода и пар передают тепло через чугунные трубы. Это привело его к созданию хайцкёрпера, также известного как горячая коробка, радиатор водяного отопления и батарея.
Первые системы отопления появились задолго до радиаторов. В I в. до н. э. во времена трёх корейских государств использовали ондоль — систему, в которой тепло от костра поднималось под каменным полом и согревало помещение. У древних римлян был гипокауст: печь нагревала воздух, который проходил по каналам в полу и стенах.
До середины XIX века в России основным способом отопления были печи. Для эстетов — камины. На смену печному отоплению пришли водяные системы. В Европе одним из первых их разработал Роберт Боннемен: он использовал трубы для циркуляции горячей воды.
Джеймс Перкинс изобрёл паровую систему отопления: те же трубы, только с паром.
Но в основном Перкинс известен в контексте рефрижерации
Кроме того, развивалась система газового освещения, и одновременно с этим появлялись первые попытки использовать газ для отопления. В 1883 году Томас Эдисон представил первый электрический нагреватель, а в 1896-м появился и солнечный водонагреватель.
Ну а в 1855 году Сан-Галли изобрёл чугунный радиатор. Горячая вода циркулировала по чугунным секциям, равномерно отдавая тепло. Это было в разы безопаснее и эффективнее с точки зрения теплообмена, нежели традиционные печи и камины.
Почему чугун?
Нужен был материал, который выдерживает высокое давление, долго сохраняет тепло и эффективно его отдаёт. Чугун оказался идеальным выбором: он прочный, устойчивый к коррозии и легко поддаётся литью.
Сама система отличалась от прежних решений: теплоотдача происходила не через обычные трубы или змеевики, а с помощью толстых труб и вертикальных дисков. Секционные радиаторы оказались компактными, недорогими в производстве и удобными в эксплуатации. К концу XIX века они стали нарядными: всё для тех же эстетов их украшали узорами.
Примерно так
Одним из первых крупных проектов по установке радиаторов Сан-Галли стал его собственный особняк, потому что ну надо же на себе проверить перед тем, как выпускать в продакшн. Собственно, водяное отопление сначала применялось только в промышленных зданиях, дворцах и особняках, а в массы ушло уже в начале XX века. Тогда же появились двухтрубные системы, в которых горячая вода подавалась по одной трубе, а остывшая уходила по другой.
В общем, конструкция Сан-Галли стала основой для дальнейшего развития систем центрального отопления.
После успеха с отоплением дела пошли в гору, и Сан-Галли расширил производство.
Мастерская стала фабрикой на тысячу рабочих
А потом произошло два важных события.
В Царском Селе сгорела церковь, на её месте решили построить здание с железными стропилами и пятиглавым куполом (автор проекта — Герман Паукер). За тендер на строительство боролись Франц Сан-Галли и Франц Бёрд (сын Чарльза Бёрда, на чьём заводе Сан-Галли набирался опыта).
Сан-Галли выбрал стратегию «новаторство и демпинг»: предложил нестандартные решения (литые уголки вместо отдельных металлических элементов) и убыточные (для себя) условия.
И всё правильно сделал.
Он успешно завершил проект и получил респект от инженеров и архитекторов. После пожара (да что же такое-то!) в Зимнем дворце Паукер уже безо всяких конкурсов и тендеров доверил ему реконструкцию потолков с железными балками.
Второе важное событие — знакомство с профессором Технологического института Иваном Вышнеградским. Тот поручал ему значимые проекты, например, строительство газометра (это как газгольдер, только меньше и другой) для освещения города.
Фабрика производила оборудование для отопления, водоснабжения, канализации, газового освещения и декоративные элементы. Сан-Галли вообще уделял большое внимание эстетике. Продукция завода использовалась в строительстве и реставрации императорских дворцов, госучреждений, банков, жилых и производственных зданий.
Из мелочей — фонарные столбы, балконные решётки, садовые ограды и т. д. Из городских проектов — колонна Славы на Троицкой площади, паровая машина для освещения Зимнего дворца и шлюз для Кронштадтского дока.
Колонна Славы, торжественное открытие, 1886 год
Ближе к 50 годам он решил, что пора ещё немного повзрослеть.
Делегировал управление и прочий менеджмент, а сам сосредоточился на всяком общественно-государственном: вошёл в избирательное собрание купеческого общества, стал оценщиком в коммерческом суде и членом городской Думы. Там он активно занимался городскими проектами, включая транспорт, водоснабжение, противопожарную безопасность, контроль загрязнения воздуха, здравоохранение и образование. Предложил создать арбитраж для споров между рабочими и работодателями и регламентировать ответственность предпринимателей за травмы на производстве.
Одним из ключевых направлений его работы стала налоговая политика, особенно в отношении чугуна. Пошлины постоянно росли, что тормозило развитие машиностроения и металлургии. Некоторые предприниматели их обходили, импортируя детали машин (облагавшиеся меньшими сборами), а затем переплавляя их на заводах. Промышленники пытались объединяться в синдикаты, чтобы поддерживать друг друга, но это могло привести к монополии и росту цен, что противоречило принципам свободного рынка.
Ну и плюс на государственном уровне синдикаты были не очень законны.
Сан-Галли же настаивал, что налоговая политика должна поддерживать промышленность, а не душить её. Однако особо ничего не поменялось.
Он участвовал в масштабных преобразованиях города: в строительстве мостов, водопровода, конно-железной дороги, рынков. Городской бюджет в 12 миллионов рублей позволил воплотить важные проекты.
Построил на Петровском острове комплекс зданий для отдыха рабочих фабрики, известный как «Городок Сан-Галли». Это 12 двухэтажных флигелей с каменными лестницами, электричеством, водопроводом и канализацией. Кроме водонапорной башни, до наших дней особо ничего не сохранилось.
С некоторой долей вероятности ничего из этого не произошло бы, если бы Сан-Галли не стало зябко в Петербурге.
«Здесь был Франц»
Источник
Однажды Сан-Галли сказал себе: «Что-то стало холодать» — и придумал так называемую «горячую коробку». Она же — радиатор.
На фото выше он смотрит на счёт за отопление.
Из Пруссии — в русскую промышленность
Франц Сан-Галли родился в 1824 году в Пруссии в небогатой семье. В 17 лет он устроился в торговую контору, которая занималась оптовыми поставками товаров из России. В 19 лет ему предложили работу в петербургском филиале.
Это был рисковый шаг: новая страна, непростые условия, небольшая зарплата.
В Петербурге он сначала поработал в торговом доме, а затем устроился на завод Чарльза Бёрда, где производили коленвалы, паровые машины и металлоконструкции для крупных архитектурных проектов, например, для Исаакиевского собора и Николаевского моста. Сан-Галли вёл за бухгалтерию деловую переписку, а ещё посильно вникал в основы производства.
На заводе он проработал восемь лет. В свободное время великосветски кутил: посещал театры и общался с представителями английского и немецкого городских сообществ.
В 28 лет решил, что пора повзрослеть и, во-первых, жениться, а во-вторых, открыть собственное дело. Выполнив первый пункт, он перешёл ко второму.
Семейный стартап
В стартовый капитал вошли приданое супруги и 5 тысяч рублей, взятых в долг под 6 % годовых.
Он открыл мастерскую на Лиговской улице (проспектом она станет позже). В подчинении было 12 человек: слесари и жестянщики. Помимо мастерской, он открыл небольшой магазин на Невском проспекте, где продавал металлические камины, умывальники, кровати и чугунные трубы.
Умывальников начальник и колясок командир
Первые три года бизнес шёл так себе, но Сан-Галли морально и финансово поддерживали родственники и друзья. Например, его младший брат тоже переехал в Петербург и стал бизнес-партнёром.
Самого себя Сан-Галли отправил в командировку в Германию, Англию и Францию проникаться научно-техническим прогрессом, налаживать деловые связи и обмениваться опытом. Там он вдохновился «Трактатом о теплоте» Жана Пекле. Пекле — учёный, в честь которого названо число, характеризующее соотношение конвекции и диффузии при переносе тепла или массы в потоке жидкости.
В общем, Сан-Галли изучал, как нагретые вода и пар передают тепло через чугунные трубы. Это привело его к созданию хайцкёрпера, также известного как горячая коробка, радиатор водяного отопления и батарея.
Горячая коробка
Первые системы отопления появились задолго до радиаторов. В I в. до н. э. во времена трёх корейских государств использовали ондоль — систему, в которой тепло от костра поднималось под каменным полом и согревало помещение. У древних римлян был гипокауст: печь нагревала воздух, который проходил по каналам в полу и стенах.
До середины XIX века в России основным способом отопления были печи. Для эстетов — камины. На смену печному отоплению пришли водяные системы. В Европе одним из первых их разработал Роберт Боннемен: он использовал трубы для циркуляции горячей воды.
Джеймс Перкинс изобрёл паровую систему отопления: те же трубы, только с паром.
Но в основном Перкинс известен в контексте рефрижерации
Кроме того, развивалась система газового освещения, и одновременно с этим появлялись первые попытки использовать газ для отопления. В 1883 году Томас Эдисон представил первый электрический нагреватель, а в 1896-м появился и солнечный водонагреватель.
Ну а в 1855 году Сан-Галли изобрёл чугунный радиатор. Горячая вода циркулировала по чугунным секциям, равномерно отдавая тепло. Это было в разы безопаснее и эффективнее с точки зрения теплообмена, нежели традиционные печи и камины.
Почему чугун?
Нужен был материал, который выдерживает высокое давление, долго сохраняет тепло и эффективно его отдаёт. Чугун оказался идеальным выбором: он прочный, устойчивый к коррозии и легко поддаётся литью.
Сама система отличалась от прежних решений: теплоотдача происходила не через обычные трубы или змеевики, а с помощью толстых труб и вертикальных дисков. Секционные радиаторы оказались компактными, недорогими в производстве и удобными в эксплуатации. К концу XIX века они стали нарядными: всё для тех же эстетов их украшали узорами.
Примерно так
Одним из первых крупных проектов по установке радиаторов Сан-Галли стал его собственный особняк, потому что ну надо же на себе проверить перед тем, как выпускать в продакшн. Собственно, водяное отопление сначала применялось только в промышленных зданиях, дворцах и особняках, а в массы ушло уже в начале XX века. Тогда же появились двухтрубные системы, в которых горячая вода подавалась по одной трубе, а остывшая уходила по другой.
В общем, конструкция Сан-Галли стала основой для дальнейшего развития систем центрального отопления.
От мастерской — к фабрике
После успеха с отоплением дела пошли в гору, и Сан-Галли расширил производство.
Мастерская стала фабрикой на тысячу рабочих
А потом произошло два важных события.
В Царском Селе сгорела церковь, на её месте решили построить здание с железными стропилами и пятиглавым куполом (автор проекта — Герман Паукер). За тендер на строительство боролись Франц Сан-Галли и Франц Бёрд (сын Чарльза Бёрда, на чьём заводе Сан-Галли набирался опыта).
Сан-Галли выбрал стратегию «новаторство и демпинг»: предложил нестандартные решения (литые уголки вместо отдельных металлических элементов) и убыточные (для себя) условия.
И всё правильно сделал.
Он успешно завершил проект и получил респект от инженеров и архитекторов. После пожара (да что же такое-то!) в Зимнем дворце Паукер уже безо всяких конкурсов и тендеров доверил ему реконструкцию потолков с железными балками.
Второе важное событие — знакомство с профессором Технологического института Иваном Вышнеградским. Тот поручал ему значимые проекты, например, строительство газометра (это как газгольдер, только меньше и другой) для освещения города.
Фабрика производила оборудование для отопления, водоснабжения, канализации, газового освещения и декоративные элементы. Сан-Галли вообще уделял большое внимание эстетике. Продукция завода использовалась в строительстве и реставрации императорских дворцов, госучреждений, банков, жилых и производственных зданий.
Из мелочей — фонарные столбы, балконные решётки, садовые ограды и т. д. Из городских проектов — колонна Славы на Троицкой площади, паровая машина для освещения Зимнего дворца и шлюз для Кронштадтского дока.
Колонна Славы, торжественное открытие, 1886 год
От фабрики — к Думе
Ближе к 50 годам он решил, что пора ещё немного повзрослеть.
Делегировал управление и прочий менеджмент, а сам сосредоточился на всяком общественно-государственном: вошёл в избирательное собрание купеческого общества, стал оценщиком в коммерческом суде и членом городской Думы. Там он активно занимался городскими проектами, включая транспорт, водоснабжение, противопожарную безопасность, контроль загрязнения воздуха, здравоохранение и образование. Предложил создать арбитраж для споров между рабочими и работодателями и регламентировать ответственность предпринимателей за травмы на производстве.
Одним из ключевых направлений его работы стала налоговая политика, особенно в отношении чугуна. Пошлины постоянно росли, что тормозило развитие машиностроения и металлургии. Некоторые предприниматели их обходили, импортируя детали машин (облагавшиеся меньшими сборами), а затем переплавляя их на заводах. Промышленники пытались объединяться в синдикаты, чтобы поддерживать друг друга, но это могло привести к монополии и росту цен, что противоречило принципам свободного рынка.
Ну и плюс на государственном уровне синдикаты были не очень законны.
Сан-Галли же настаивал, что налоговая политика должна поддерживать промышленность, а не душить её. Однако особо ничего не поменялось.
Он участвовал в масштабных преобразованиях города: в строительстве мостов, водопровода, конно-железной дороги, рынков. Городской бюджет в 12 миллионов рублей позволил воплотить важные проекты.
Построил на Петровском острове комплекс зданий для отдыха рабочих фабрики, известный как «Городок Сан-Галли». Это 12 двухэтажных флигелей с каменными лестницами, электричеством, водопроводом и канализацией. Кроме водонапорной башни, до наших дней особо ничего не сохранилось.
С некоторой долей вероятности ничего из этого не произошло бы, если бы Сан-Галли не стало зябко в Петербурге.
«Здесь был Франц»
CBET_TbMbI
Комнатный гребной аппарат выглядит интересным тренажером.