Интервью с пользователями – одна из самых заезженных тем при обсуждении работы над стартапами. Все знают, что нужно слушать пользователей, но на практике часто этим пренебрегают в пользу изучения аналитики, конкурентной разведки и тп. Почему так, понятно – не всем нравится общаться с людьми, неуверенность в уровне языка для международных проектов, отсутствие пользователей на старте, в конец концов.
Все эти проблемы можно решить или обойти – в этой статье поделюсь опытом того, как я это делал в своих проектах.
Disclaimer: я живу в США уже 8 лет (тут писал как получал гринкарту) и занимаюсь развитием стартапа B2C а теперь и B2B SaaS уже шесть лет именно на этом рынке. Поэтому мой опыт связан с американским/международным рынком, и подходы отработаны именно на нем.
Где брать респондентов для интервью, если пользователей нет
Проблема курицы и яйца – чтобы сделать продукт лучше, нужно разговаривать с пользователями, но если продукт новый, то их еще нет. Что делать? Варианты есть.
Самый простой – воспользоваться ресурсами, вроде User Interviews. Такие платформы дают возможность рекрутировать респондентов для проведения UX-интервью. Схема простая – покупаете несколько сессий, на них приходят люди, которых вы просите воспользоваться продуктом, и смотрите на результат, задаете вопросы. В этом видео блогер показал процесс с точки зрения участника таких интервью.
Также есть ресурсы типа Maze, которые позволяют автоматизировать продуктовый фидбек. Это подойдет тем, кто не уверен в уровне своего английского – здесь подготовить все материалы для тестов можно с помощью ChatGPT, а потом просто анализировать результат. В этом инструменте тоже можно рекрутировать респондентов на основе их должности, возраста и тп, и предлагать к прохождению сценарии в продукте.

Еще один инструмент, который оказался полезным для меня – SurveyMonkey (есть куча аналогов, но этот самый крупный). Как по мне, он больше подходит для изучения рынка еще до того, как вы начнете работать над прототипом продукта. Как и в предыдущих инструментах, здесь можно покупать ответы на опросы от нужной аудитории, а можно и попросить протестировать продукт. Опять же – для тех, кто пока не готов разговаривать с аудиторией на английском самостоятельно.
Например, если вы делаете EdTech-платформу для обучения кибербезопасности, можно создать опрос о скиллах, которых не хватает молодым сотрудникам этой отрасли - и купить ответы на эти вопросы от руководителей компаний, которые таких специалистов нанимают. Но естьи классический опрос по результатам взаимодействия с продуктом:

Юзеры есть, как убедить их пообщаться?
В том случае, когда продукт уже запущен, и хочется поговорить с теми, кто осознанно им пользуется и еще лучше платит – все легко. Нужно лишь:
Определиться с сегментом – мы хотим общаться с новыми пользователями или старыми, теми кто платит или кто отменил подписку?
Выбрать наиболее подходящий для конкретного сегмента канал связи – если юзер отменил подписку и ушел давно, связаться с ним будет сложно. Если нужны те, кто недоволен новой фичей прямо сейчас – лучше попросить фидбек прямо во время взаимодействия с продуктом.
Понять, есть ли возможность стимулирования респондентов – часто люди готовы бесплатно помочь улучшить нужный им продукт, но награда увеличит мотивацию = больше интервью и данных для анализа.
Далее все еще проще – если мы хотим улучшить продукт по отзывам довольных пользователей, то ничего нет лучше простого емейла. Для повышения конверсии в отклик стоит создать цепочку из пары-тройки писем, которая будет отправляться от лица реального человека (никаких общих ящиков типа hi@productname.com).
В идеале – писать юзерам должен основатель/руководитель продукта. Так любой человек чувствует себя более важным, поделиться своим мнением хочется больше.

Если отклик на первую волну писем будет недостаточный, в фоллоу-ап можно добавить информацию о награде. Я обычно предлагал гифткарты на Amazon – этот инструмент хорошо мотивировал людей, конверсия обычно была выше. Если вы отправляете много писем, имеет смысл указать в письме, что награду получат лишь первые n респондентов – так можно ограничить бюджет. Если отклик опять недостаточен, стоит увеличить сумму награды.

Если нам надо пообщаться с теми, кто чем-то недоволен, то здесь помогут опросы внутри продукта. Мы в Linguix делали так:
Добавили возможность оценить продукт прямо из рабочего интерфейса.
Если оценка была не очень, предлагали связаться с нами:


Из почты сразу можно написать такому человеку, запросить больше данных о проблеме и, в идеале, назначить звонок.
***
Надеюсь пост оказался интересным. Буду рад ответить на любые вопросы в комментариях! Также пишите в телеграм (@alexlashkov), фейсбук или LinkedIn– буду рад что-то подсказать по вашим проектам, помочь настроить сбор отзывов и интервью с пользователями.
Комментарии (6)
FrankNStein
31.01.2025 09:58Подскажите пожалуйста, а негативную обратную связь вы обрабатываете? Отрицательные отзывы в соцсетях и тд? Или в этих ваших заграницах все вежливые и не пишут про сервис "КГ/АМ"?)
Просто интересно узнать принципы работы на контрасте с российским сегментом интернета.
У нас большинство сервисов покупают отзывы пачками, потому именно отрицательные отзывы обычно на порядок информативнее, ибо писаны живыми людьми. А еще у наших есть традиция обижаться на фидбэк негативный, пусть и конструктивный. Мне так очередные улучшатели интерфейсов приложения райффайзена в карму нагадили в ответ на отзыв )
alexlash Автор
31.01.2025 09:58у нас настроено так, что отмена подписки, удаление аккаунта, удаление приложения - мы спрашиваем, что было не так, и люди шлют фидбек. Потом точечно связываемся. То есть нет задачи в паблике задушить любой негатив - хотя в Chrome Store, понятное дело, все отзывы обрабатываем. Но главное понять, что не так на самом деле
Fullthoughtless
Интересно, спасибо за ресурсы!
Вопросы:
Вот совсем денег нет. Как протестировать? Кроме как попросить друзей друзей?
Посмотрел на User Interviews, не до конца понимаю ценообразование за sessions. Сколько (в среднем) уходило на интервьюирование юзеров по опыту?
У этих сервисов получается набрать аудиторию из разных регионов? Или все же в основном Северная Америка (или наоборот, какая-нибудь ЮВА)?
alexlash Автор
Если совсем нет денег, то можно выбрать конкурента, который явно уже это все тоже тестировал, и погуглить какие-то статьи/выступления на конференциях сотрудников оттуда. Люди часто делятся опытом каким-то. Плюс можно на том же Reddit походить в обсуждения конкурентов, сказать что хотите делать альтернативный тул и попросить поделиться опытом использования того второго продукта, а потом уже и свой предложить потыкать. Аналогичным образом, в целом, можно на LinkedIn делать – если человек явно работает там, где пользуются конкурирующим тулом, можно подобный же запрос сформулировать и попросить поделиться опытом. Умничать люди любят :)
Ну смотря сколько надо проинтервьюировать. В среднем, человек 20 набрать миксом способов уходило ну долларов 800, наверное, иногда больше если продукт более сложный и аудитория более узкая.
Я делал на Штаты только, но в Survey Monkey вроде бы были какие-то другие страны типа Японии тоже.
Fullthoughtless
Спасибо насчет Реддита. Точно, это же коллективное (бессознательное).
800 долларов звучит дорого. Возможно не до конца понимаю суть и ценность (насколько глубоко), но за 20 человек что-то очень. Но возможно я перечитал Фицпатрика с его "пойди попей пива на конференции".
alexlash Автор
Ну пойти попить пива на конференции стоит обычно сильно дороже $800, и люди там совершенно левые как правило, и на конфы надо ходить при б2б и чтоб продажи делать, и не просто ходить, а sponsored booth иметь, тогда может быть - ну и возвращаемся откуда начали, что это не $800 вообще :)