В феврале прошлого года сразу несколько телефонов китайской компании Honor вышли с непривычными для этого типа устройств аккумуляторами — Si-C вместо Li-Ion. Samsung и Apple, насколько известно, тоже планируют выпустить свои флагманы с новыми элементами питания. Давайте разбираться, что это за новинка, зачем ее создали и какие у нее достоинства и недостатки.

Что вообще произошло
Honor представила новые телефоны Magic 6 и Magic 6 Pro с кремний-углеродным аккумулятором. По словам производителя, он почти не боится мороза — а значит, смартфон не теряет заряд в условиях сильного холода. Еще у батареи высокая емкость — около 5 600 мА•ч. Габариты при этом меньше, чем у литиевых элементов питания (про точную разницу в размерах пока не сообщили).
Компания рассказала про эксперименты, когда телефон Magic 6 Pro поместили в криокамеру с температурой в -20 °С. Он оставался включенным в течение 13 часов, показывая видео. Смартфон с обычным элементом питания на такое не способен. Это оказалось не маркетинговой уловкой: потом эксперимент повторяли, и устройство действительно работало больше 10 часов.


Кремний-углеродные аккумуляторы в телефонах китайской компании — уже второго поколения. Первым оснащался Magic 5 Pro с емкостью батареи 5 450 мА•ч. Он продавался только на внутреннем рынке Китая и был фактически грандиозным тестом в масштабах всей Поднебесной. Появление таких батарей прошло без особого шума, ну установили и установили.
Si-C элементы питания показали себя неплохо. Ими заинтересовались и другие производители. В том же 2024 году десятки разных компаний получили лицензии на эту технологию. Год назад появились и аккумуляторы второго поколения. Но что они собой представляют?
Сорвем покровы тайны
Нюанс в том, что Si-C — это не какая-то сакральная технология, а разновидность все тех же литиевых элементов питания. Отличие — в аноде, он выполнен из наноструктурированного кремний-углеродного композитного материала. Он заменяет традиционный графит, применяемый в большинстве современных литий-ионных аккумуляторов. Катод, как и в стандартных аккумуляторах, изготавливается из литий содержащих материалов, таких как оксиды лития-кобальта или лития-марганца.
Графитовый анод впервые появился в батареях Sony в 1991 году и стал стандартом. Но не потому, что был идеальным, а потому, что на тот момент просто не нашли альтернативы лучше. Теоретически есть много других материалов, которые могли бы работать эффективнее. Но на практике каждый из них оказывается проблемным: одни дают слишком низкую емкость, другие перегреваются или глючат на холоде. Третьи не выдерживали больше нескольких десятков циклов заряда. Короче, графит оказался самым надежным и универсальным вариантом.

Попытки найти достойную замену не прекращались. Технология литий-ионных аккумуляторов уже давно подошла к пределу энергетической плотности. Увеличение емкости чаще всего реализовывали за счет повышения размеров батарей, но часто это шло в ущерб другим компонентам смартфона.
После ряда неудачных проб и попыток инженеры Honor сделали ставку на кремний-углеродный материал. Принципы работы аккумулятора остались прежними. Но благодаря новой структуре анода, которая способна удерживать больше ионов лития, удалось значительно улучшить характеристики батареи.
В новом типе аккумуляторов наночастицы кремния встроены в наноуглеродную структуру с пустотами, что позволяет избежать растрескивания и отслаивания материала при циклах зарядки и разрядки. Номинальная емкость таких аккумуляторов в среднем на 12,8% выше, по сравнению с традиционными аналогами. Если говорить о реальных версиях батарей, установленных в Honor Magic 5 Pro, прирост составляет 6,8%. Но есть нюанс: ключевое преимущество проявляется при падении напряжения до 3,5 В — в таких условиях емкость кремний-углеродных батарей оказывается выше на впечатляющие 240%. В Li-Ion на этом этапе большая часть заряда уже потрачена, и элемент питания быстро теряет остаточную энергию.
К тому же Si-C аккумуляторы очень компактны: толщина рабочего образца батареи Honor на 10 000 мА·ч — всего несколько миллиметров.
Что еще?
Максимальная теоретическая удельная емкость кремния составляет 4 200 мА·ч/г против 372 мА·ч/г у графита, так что использование кремний-углеродных аккумуляторов открывает для производителей новые возможности. Теперь они могут создавать более легкие и компактные устройства с прежней емкостью батареи или выпускать гаджеты стандартных размеров, но с заметно увеличенной емкостью аккумулятора.
Эти элементы питания не только лучше переносят низкие температуры, но и обеспечивают повышенную безопасность за счет меньшего нагрева при активном использовании и особенно при зарядке. Лабораторные тесты показывают, что аккумуляторы нового типа еще и более износостойкие.
Ресурс кремний-углеродных батарей может достигать 5–7 лет, что заметно превышает стандартные 2-3 года у современных аккумуляторов. Это особенно важно, учитывая, что флагманские смартфоны сохраняют свою работоспособность и актуальность даже спустя 2–3 года, когда оригинальная батарейка обычно уже выходит из строя. Немногие пользователи решаются заменить аккумулятор (иногда стоимость такой работы в сертифицированном сервисном центре — солидная часть цены нового такого телефона), большинство просто покупает новый смартфон. Если стандартная батарея сможет работать до 5 лет, пользователь дольше будет оставаться с одной и той же моделью. А значит, будет меньше электронного мусора.
Еще одно важное преимущество кремний-углеродных аккумуляторов — поддержка сверхбыстрой зарядки мощностью до 60 Вт на один элемент. В современных телефонах чаще всего применяются схемы с двумя «банками» в одном «пакете», это дает общую мощность зарядки до 120 Вт. Получается, полная зарядка даже увеличенной батареи занимает меньше времени, чем у предыдущих поколений устройств, — вплоть до 30 минут, чтобы пополнить заряд с 0 до 100%.
Что с недостатками
Тут пока сложно сказать что-то определенное: вопросов больше, чем ответов. Ну например, если смартфоны действительно смогут служить на 2–3 года дольше, как это повлияет на текущую схему цикла смены моделей у производителей? Сейчас он рассчитан как раз на пару-тройку лет, после чего человек обычно идет и покупает себе что-то новое. Не станет ли бизнес терять деньги из-за этого и встраивать что-то для «планируемого устаревания» телефона?
Пока неясно, насколько дороже для покупателя обойдется смартфон с Si-C батареей. Речь, конечно о равнозначных по мощности и характеристиках устройства — с Si-C и Li-Ion.
Проблема еще и в том, что Honor и другие компании, запатентовавшие кремний-углеродные аккумуляторы для смартфонов, установили высокие лицензионные сборы за использование этой технологии. Так они фактически сформировали новый сегмент на рынке — «суперфлагманы». В них внедрение таких инновационных решений становится признаком премиального уровня устройства. Но здесь возможны скорые послабления: чем больше компаний будут изучать и осваивать эту технологию, тем дешевле она станет.
Ну а раз за дело взялись такие гиганты, как Samsung и Apple, то массовый выпуск девайсов с Si-С батарейками не за горами. Возможно, в этом году «кремний-углерод» пропишется в Galaxy Z Fold 7, Galaxy S25 Slim и iPhone 17 Air. Там и минусы с плюсами станут более явными, мы с вами о них уже точно узнаем. А пока ждем и надеемся, что телефоны будут заряжаться быстрее, а жить — дольше.
Комментарии (41)
jhoag
31.01.2025 12:21он рассчитан как раз на пару-тройку лет, после чего человек обычно идет и покупает себе что-то новое
Слышал, айфоны меняют каждый год. Андроид — каждые три?
Nykreks
31.01.2025 12:21Вообще примерно так и есть, кто-то раньше, кто-то позже. За исключением, наверное, покупателей флагманов, которые дольше остаются актуальными (но аккумулятор скорей всего заменить придётся, и плата зарядки из строя выходит. Кто-то поменяет телефон, а кто-то заморочится с ремонтом)
Да вру, наверное даже раз в два года меняют
Per_Ardua
31.01.2025 12:21Ходил с китайцем пять лет, ни разу не отдавал в ремонт или как-либо иначе обслуживал. Сразу после покупки заряд держал трое суток. В конце эксплуатации - полтора. Это при 5-6 часах включенного экрана в день. Поменял (на нового китайца), так как последние месяца 3-4 стал подлагивать.
Но в общем - согласен, большинство знакомых дольше трёх лет на одном устройстве не сидят.
spqr_voldi
31.01.2025 12:21Айфоны имеет смысл менять раз в 5--7 лет.
Proscrito
31.01.2025 12:21"Смысл" понятие субъективное. Кто-то вообще не видит смысла покупать айфон. Для кого-то имеет смысл менять роллс-ройс когда в прошлом пепельница полная. Спорить с чужими смыслами бессмысленно.
ptr128
31.01.2025 12:21Я меняю, не когда умирает АКБ (меняю самостоятельно), а когда телефон поврежден и ремонт не оправдан. Получается раз в 5-6 лет. В 2013 году вместо E72 купил Xperia Z, потом Mi Max II, а недавно разбил на нем экран и купил новый современный смартфон.
Но я в игры на смартфоне не играю, большие объёмы данных не храню и пользуюсь Firefox, который даже на сотнях открытых вкладках не жрет оперативку гигабайтами.
Praksitel
31.01.2025 12:21Купил mate 10 в марте 2018-го. Прошлый летом в нём сдох аккум, никаких других проблем с ним не было. Скоро надеюсь поменять аккум и юзать его дальше.
Arxitektor
31.01.2025 12:21Из плюсов что мне понравилось у телефона теперь может быть ёмкость акб как у ipad mini в районе 7000+ мАч но если не ошибаюсь. На холоде стало реально лучше особенно если на улице минус 10 и ниже.
По сроку жизни и падении ёмкости.. Пока не ясно технология молодая. Ну и можно еще делать тонкие power bank
DSSilver
31.01.2025 12:21Это первая статья на Хабре, посвященная этой новой технологии!
К слову, добавлю, что вроде как данный тип батарей, на данный момент, поддерживает меньше циклов зарядки, чем обычные (разница порядка 5-10%, емнип).
RigidStyle
31.01.2025 12:21На самом деле это просто пипец какая технология. Если она действительно будет иметь удельную емкость в 10 раз выше, чем NMC, с сохранением параметров (скорость заряда и разряда, долговечность и так далее). То это по сути технология - геймченджер.
Сейчас самое слабое место почти всех устройств - это батарейка.
С такой же батарейкой все измениться. От наушников и кардиостимуляторов, до аэротакси, что могут держаться в воздухе не по 30 минут, а по 5-10 часов. Вся коммерческая авиация перейдет на батарейки и т.д.
В добавок китайцы не так давно (хотя уже давно) выкатили плазменный реактивный двигатель (микроволновой). То-есть не только винтовая авиация, но и реактивная появится на батарейках. Про машины с запасом хода в 4000 км думаю и так всем понятно.
Если смогут увеличить удельную емкость хотя бы в 3-5 раз, то это мир через 20-30 лет кардинально изменится во всех сферах.avshkol
31.01.2025 12:21Не уверен, что х10 возможны. Это запас энергии уже как у взрывчатого вещества...
RigidStyle
31.01.2025 12:21Так взрывчатка от аккумулятора отличается только скоростью высвобождения энергии. Газовый баллон это и источник энергии для газовой плиты, и опасная взрывчатка. Причем количество энергии одинаковое. Разница только в скорости высвобождения энергии.
Per_Ardua
31.01.2025 12:21x10 - это теоретический предел. Хорошо будет, если хотя бы в 5 раз ёмкость будет выше. И с авиа/авто тоже своих проблем достаточно, которые надо будет решить. Всё же они отличается от литий-ионных и там нужны будут свои технологии (зарядка, балансировка, системы безопасности, износостойкости). Куча всего, без чего можно обойтись для использования в персональных девайсах, но никак не обойтись при адаптации технологии под нужды транспорта.
GidraVydra
31.01.2025 12:21Это емкость анодного материала, а не батарейки. И то, теоретическая. Судя по тому, что реально емкость ячейки на несколько процентов поднялась, практическая емкость намного ниже.
Vavun
31.01.2025 12:21Из года в год ...
Ожидание:
Теперь смартфоны будут работать неделю без подзарядки!Реальность:
Мы выпустили норвый смартфон еще на N миллиметров тоньше!JBFW
31.01.2025 12:21никогда не будут работать неделю без подзарядки: всегда найдется разработчик, который напихает свистелок и дуделок, жрущих батарею ради ничего.
kmosolov
31.01.2025 12:21Мы выпустили новый смартфон еще на N миллиметров тоньше!
Увы, но боюсь, что будет именно так, не зря же ходят слухи про новый iPhone Air толщиной в 5мм.
Скрытый текст
h1pp0
31.01.2025 12:21Это не совсем так для актуальных поколений.
Можно сравнить на примере OnePlus 13. Стал тоньше и легче, но аккумулятор больше.
Если сравнить с предпредыдущим поколением, то размеры не уменьшились, а аккумулятор +20%Vavun
31.01.2025 12:21Вы абсолютно правы, однако я всё жду когда-же будет достигнут этот предел "тонкости" смартфонов. Мне, человеку с довольно маленькими кистями рук, некоторые ультра тонкие модели уже становятся банально неудобными из-за их толщины. Что уж говорить о людях с крупными кистями.
Grey83
31.01.2025 12:21а я вот жду нейроинтерфейсов, чтобы отказаться от этих непрактичных экранов и сенсорного ввода
h1pp0
31.01.2025 12:21Чехлы (к сожалению для меня) могут здорово добавить толщины. Что думаете о них? Также решает проблему скользких стеклянных телефонов.
Ещё есть есть разные складные модели. К ним частая претензия как раз в излишней толщине. Может быть попробовать их?Vavun
31.01.2025 12:21И чехлы и стекло. Складные модели не признаю, ввиду отсутствия для меня лично каких либо преимуществ. Стараюсь избегать моделей со скругленными к краям стеклами и скругленными боковыми гранями. Те же айфоны, пока еще, вполне приемлемо использовать без чехлов.
Grey83
31.01.2025 12:21Стараюсь избегать моделей со скругленными к краям стеклами
емнип, их обзывают экраны-водопады и 2.5D
и скругленными боковыми гранями
Достаточно надеть чехол и грани перестают быть скруглёнными.
Зато от моделей с острыми гранями при длительном удержании смарта руки болеть могут начать (во всяком случае у меня так с чехлами у которых такие грани).
MaxStirlits
31.01.2025 12:21Аккумы хонор в отличие от ксяоми у меня вздувались в телефонах строго по расписанию. Технология может и позволяет долгоиграющие аккумы, но потребителю лучше не обольщаться по моему.
Grey83
31.01.2025 12:21Номинальная емкость таких аккумуляторов в среднем на 12,8% выше, по сравнению с традиционными аналогами.
Если поставить две элемента вместо одного, то номинальная ёмкость батареи будет равна 200% по сравнению с одним таким элементом. А если 10, то аж 1000%.
Ну и фигли толку?Это перевод кривой или автора не следует подпускать к кнопке «опубликовать» без присутствия (и предварительной проверки) редактора, разбирающегося хотя бы в физике на уровне старших классов?
ключевое преимущество проявляется при падении напряжения до 3,5 В — в таких условиях емкость кремний-углеродных батарей оказывается выше на впечатляющие 240%
Ёмкость батареи от уровня напряжения на ней не меняется, вроде. Вот оставшийся заряд - да. И измеряется ёмкость в Вт*ч (потому-то и напряжение тут упоминать не стоило).
Если бы сказали, что у аккумуляторов более пологая кривая разряда на участке с максимального напряжения (4 с чем-то Вольт ЭДС, в зависимости от химии элемента) до 3В (обычно это минимум, до которого разряжают батарею, т.к. далее кривая становится слишком уж наклонной и остаются лишь крохи заряда), то было лучше, кмк.
А судя по этой фразе, кривая разряда имеет сильный наклон в самом начале, а потом около 3,5В этот наклон сильно уменшается в сравнении с обычной химией для Li-Ion.
Т.е. сначала идёт быстрое падение напряжения, потом оно замедляется так, что при напряжении в 3,5В у этих батарей остаётся в 2,5 раза больше заряда, чем у более традиционных Li-Ion батарей при этом же напряжении.
Ну или у батареи просто изначально меньшее максимальное напряжение при полном заряде.В общем тоже почти ни о чём.
Si-C аккумуляторы очень компактны: толщина рабочего образца батареи Honor на 10 000 мА·ч — всего несколько миллиметров.
А можно эту инфу для трёхмерного мира, а не 2D?
Компактность - это про объём, а не только одно измерение из трёх. Вообще никак не упоминается ширина и высота аналогичных батарей.Максимальная теоретическая удельная емкость кремния составляет 4 200 мА·ч/г против 372 мА·ч/г у графита
И что это нам говорит? А вообще ничего, потому что не известно какой процент веса графита батареи заменён кремнием.
Если стандартная батарея сможет работать до 5 лет, пользователь дольше будет оставаться с одной и той же моделью. А значит, будет меньше электронного мусора.
Нет, не будет, кмк. По обоим случаям.
Новый айфон/самсунг/etc. покупают не потому что батарея сдохла. А с новым смартом и новая батарея идёт (в большинстве случаев несовместимая со старым устройством).
Если смарт устраивает, то обычно покупают новую батарею (если конечно к тому времени ещё возможно приобрести новую совместимую).Получается, полная зарядка даже увеличенной батареи занимает меньше времени, чем у предыдущих поколений устройств, — вплоть до 30 минут, чтобы пополнить заряд с 0 до 100%.
То есть ток заряда всего 2С? Существуют Li-Ion аккумуляторы с большим током заряда с обычным электродом без кремния, насколько я помню. Правда их не применяют в смартах и подобной электронике.
Ну увеличение скорости зарядки при том же ресурсе и удельной ёмкости можно только поприветствовать.
ActionA8
31.01.2025 12:21Как и у любой другой технологии, помимо преимуществ есть и недостатки.
https://mobiltelefon.ru/post_1733824368.html
Во-первых, кремний-углеродные батареи пока уступают классическим по количеству циклов перезарядки, которые они выдерживают без проблем. У большинства батарей с графитовым электродом оно более 1000,
но у КРЕМНИЙ-УГЛЕРОДНЫХ — лишь около 500.
Во-вторых, из-за риска увеличения объёма кремния и структурных повреждений аккумулятора, батареи нового типа хуже поддерживают быструю зарядку. О 200 Вт можно не мечтать, предел — около 120 Вт. Лэй Цзюнь прямо ответил, когда его спросили, почему в Xiaomi 15 Pro не 120 Вт: «Если бы использовали 120 Вт, плотность батареи была бы ниже».
Sqwair
31.01.2025 12:21Половина статьи - бредский бред. Литиевые батареи спокойно работают 4-5 лет. Быстрая зарядка и сейчас быстрая, мощность зарядки у некоторых превысила 120Вт. Рекордсмен, какой-то китаец, с 240Вт.
И да, увеличение батареи емкости не панацея. Лет 10 назад, смарты с батареей в 1500 мА*ч также как и сегодняшние работали целый день. Кто-то скажет, типа и железо было слабое, и экраны были меньше... Так-то да, но! И софт был более оптимизованый и "маловеснее". Но потом, пришли рукожопые разработчики с маркетологами. В итоге, рукожопы оптимизацию софта делать не хотят или не умеют - типа, железо вытянет. А маркетологи пихают кучу всякого ненужного хлама, типа предустановленного ПО, которое никому не уперлось. Плюс, бесконечные нах ненужные обновления, которые также жрут ресурсы. А попробуй не обновись, отключат нужные приложухи и всё равно обновишься.
Да и ещё эта повальная тупая мода - смотрите "наш смарт спмый тонкий!". Ну, и кому вперлась эта тонкость? Во-первых, в руках неудобно. Во-вторых, из-за "тонкий", сами себе создали проблему с размещением компонентов внутри, в том числе и с батареей. А так, ничто не мешает сделать смарт толщиной в 10мм и впихать даже 20 000мА*ч батарею. Про скорость заряда уже писал.
Но это не панацея. Рукожопые разрабы и маркетологи, своими поделками сожрут любые ресурсы.
Grey83
31.01.2025 12:21Как бы за 10 лет выросла средняя диагональ экрана примерно на пару дюймов (и разрешение экрана тоже, что вызывает чуть большее потребление ресурсов на обработку картинки) и появились более жрущие 4G и 5G (этот стандарт пока мало где встретить можно, но всё же).
Это тоже причина большего потребления и связанной с этим меньшей продолжительности работы.Sqwair
31.01.2025 12:21Как бы... Как бы пример из личного опыта. Первый смарт был Lg f60, в то время был крутой, да железо слабое гиг оперативки, 4гига встроенной... Но, уже было 4G, поддержка карт памяти до 2 терабайт (таких карт тогда еще в поироде не было), так и вот с постоянно работающим 4г, к концу дня оставалось еще 20% заряда. И это при том, что был жутко прожорливый ипс-экран и про всякие энергосбережения как сейчас почти не слышали. Да и железо в целом было прожорливое. Это сейчас куча разных режимов энергосбережения. Но, суть в чём?
Сейчас у меня игровой китаец, батарея 5000мА*ч, ему уже 4 года. Глянул недавно, что и сколько занимает места в памяти. Итак, сама система со всеми системными обновлениями за 4года - 11Гб, музыка и прочая мелочь, типа пдф и всякое нужное - чуть меньше 2Гб. Далее самое интересное. Приложения со всеми обновлениями 23ГБ!!! И это при том, что 4 года назад, приложения занимали не более 3Гб!!! Вот и считайте.
А еще, после каждого обновления, приходится лезть в настройки и ручками снимать различные разрешения, отключать доступ к сети, камере и прочему. Т.к. даже в фоне, все неотклбченные приложухи пользуют ресурсы, постоянными обращениями то к камере, то трафик, хоть и мизерный расходуют... А это всё само собой сказывается и на батарее тоже.
А недавно, вообще сюрприз прилетел - от корпорации добра, установилась хрень типа Gemini и еще пара каких-то приложух, хотя обновления все поотключал! Вот вам яркий пример грёбаного маркетинга.
Grey83
31.01.2025 12:21Но, уже было 4G
В смарте или куча базовых станций вокруг стояло с ним?
Я про второе. У меня в городе лет так через 5 они появились, емнип.Так-то мой первый смарт на ведроиде был LG G3 d855 (вроде 2/16 брал). Брал примерно в середине 2014г.
Мне он нравился даже несмотря откровенный брак в корпусе (у этой модели у очень многих появлялась трещина на торце возле ИК-порта) и в конструкции батареи (выходил из строя термодатчик). На борту Кит-Кат был (не помню только из коробки или обновлял).
Помер из-за отвалившегося проца (горячий снэпдрагон 801, на 4pda даже обсуждения были как к нему радиатор приладить).
Собственно это была моя первая и последняя лыжа на ведроиде.Потом был ещё один смарт попроще и с 625-м снэпдрагоном 4/64. Тоже помер от отвала проца.
После этого я после получения рута начал вырубать гугломусор (гуглплей в том числе) и всякие мусорные активити в прочем софте типа метрик и рекламы.Sqwair
31.01.2025 12:21В 2014 уже был 4G, Казахстан, Караганда. Не везде, но в городе и окрестностях был. В окрестностях периодически прыгал с 4 на 3g. Наличие 4G в смарте, было одним из решающих критериев для меня. Первое ощущение непередать от скорости, после старой кнопочной нокии, в которой на 3G, батарея садилась просто на глазах, часа за 3, причем просто даже при включенном 3g, хотя в стандартном 2G нокия жила целый день. Опять же - оптимизация, да и прожорливость и несовершенство тогдашнего железа.
Касательно лыж, то согласен, качество у них было средненькое, и на железе экономили, в отличие от самсунгов того времени. Хотя, были свои фишки, которых не было в других смартах или были, но в смартах подороже раза в 2-3. Лыжа кстати, прожила совсем недолго - года 2, кстати из-за железа, - начала сыпаться память, появился аналог "синего экрана", что-то там, что невозможно загрузить и т.д. Прошивка помогла ровно до первой перезагрузки.
Autochthon
Без указания напряжения эти циферки смысла не имеют.
Емкость в дж на литр, или в дж на килограмм? Какой смысл в приведении этих ничего не значащих циферок в этой "статье"? Писали бы тогда сразу: стали более лучше запасать энергию.
Prokop1977
Может автор ошибся в размерностях. Обычно удельная емкость литиевых батарей считается 300-400 ВТ*ч/кг., т.е. 300-400 мВт*ч/гр. И если новые батареи дают прирост удельной емкости в районе 10 раз, то это сулит революцию в авиации с электродвигателями. В начале конечно в аэротакси.
Autochthon
автор здесь скорее всего ЖПТ
divolko3
Данные из первоисточника, из научной статьи авторов этой разработки. Ссылка есть в тексте.
GidraVydra
Имеют, если речь про емкость материала. Более того, никакого напряжения у материала быть и не может, напряжение может быть только у ячейки.
Smolka
Ну что вы пристали.. Вот череп Александра Македонского когда ему было 6 лет, а вот череп Александра Македонского когда ему было 13 лет... Эта лекция не для дачников, а для колхозников.