Автор: Иван Шмелев (ака Ivano). 12+ лет в разработке продуктовых стратегий для корпораций и стартапов по всему миру. Спикер и автор статей о цифровом бизнесе. Преподаватель курсов «Senior Product Manager», «CPO / Директор по продукту» в OTUS
В последнее время значительно увеличился спрос на Product Owner (Владелец Продукта). Только в январе 2025 на сайте hh.ru одновременно было открыто более тысячи вакансий. Ищут как корпорации Сбер, ВТБ, Билайн, Яндекс так и стартапы. И не только в IT, но и в производственные и торговые компании. Среди требований можно увидеть (выписки из реальных вакансий):
Формирование стратегии развития продукта, определение ключевых направлений развития продукта;
Составление и контроль дорожной карты продукта;
Управлять кросс‑функциональной командой разработки;
Участвовать в пресейлах и переговорах с заказчиками;
Анализ пользовательского поведения и метрик продукта для поиска точек роста и оптимизации;
Описывать и приоритизировать задачи в бэклоге;
Проведение исследований рынка и конкурентного анализа;
Постоянный мониторинг работы внедренных функций и оперативное устранение выявленных проблем;
Презентация результатов работы, новых возможностей и достижений команды руководству;
Оценка экономической эффективности: анализ рентабельности решений и оценка их воздействия на конечный результат, расчет P&L;
Понимать пользователей, их потребности и боли, проводить исследования, customer development, JTBD и прочее;
Проектировать концептуальную архитектуру решения;
Прототипировать и тестировать интерфейсы;
Проверять гипотезы с минимальными затратами на постоянной основе в режиме growth hacking;
Разработка идеи продукта, выстраивание путей развития конкурентоспособного продукта, в т.ч. на внешний рынок
Выстраивать процессы продажи нового продукта;
Управлять бюджетом продукта;
Мониторить и анализировать рынок и конкурентов.
Управлять всей цепочкой пользовательского опыта, улучшать CJM;
Исследовать рынок на предмет новых возможностей (сценарии, сегменты, пользователи) и доносить знания о трендах на рынке до продуктовых команд;
Участвовать в процессах продаж, сопровождении клиентов, формировании обучающих и продающих материалов.
В статьях Product Owner обычно описывают как mini‑CEO, ответственного за метрики и продажи. Что же получается, один человек отвечает за все продуктовые процессы в качестве руководителя и исполнителя одновременно? Давайте разбираться.
Потребность бизнеса в новом лидере
Цель любого коммерческого бизнеса — завладеть долей в кошельках пользователей. Сделать это можно только путем предоставления услуг или продажей товаров. Соответственно, сначала необходимо выявить рыночные потребности и разработать предложение.
В производственных компаниях за все это отвечал коммерческий директор и отдел маркетинга. В цифровом бизнесе все намного сложней — решения принимаются в условиях неопределенности, а самое важное не запустить продукт, а непрерывно его развивать. Продуктовая стратегия, CustDev и time‑to‑market — это новые цифровые практики, требующие глубокой экспертизы. В организационной структуре появилась еще одна зона ответственности, для которой предстоит привлечь продуктового лидера.
Таким топ‑менеджером выступает Chief Product Office (CPO). В его зону ответственности входит определение продуктовой стратегии и видения для всех продуктов компании, формирование структуры и метрик и отладка процессов продуктовой разработки. В OTUS на курсе CPO под моим руководством учащиеся подробно отрабатывают навыки и задачи product executive.
Эффективная продуктовая разработка
Чем четче описаны процессы, функции и роли, тем эффективней бизнес.
Продуктовая разработка — это еще не до конца сформировавшийся процесс, а его имплементация требует комплексного системного подхода. Весь процесс разбит на четыре блока: Discovery, Design, Delivery и Growth. У каждого блока свой лидер: лидер Discovery отвечает за поиск возможностей и развитие, лидер Design отвечает за эффективность и клиентский опыт, лидер Delivery отвечает за реализацию и качество, а лидер Growth ответственен за рост и продвижение.
Текущая реальность такова, что бизнес все еще в процессе цифровой трансформации и не всегда корректно определяет структуру продуктового департамента и требования к Продакт Менеджерам. Поэтому, практически всех называет Владельцем Продукта.
Product Owner — это роль в Scrum
Первоисточник Scrum — Scrum.Org. Именно эта организация разработала данный подход и определяет задачи каждого из элементов. Вся информация находится в открытом доступе с официальным переводом на русский язык.
В Scrum нет позиций, вместо них — роли. Это значит, что роль Product Owner может выполнять любой сотрудник, например, аналитик или даже HR‑менеджер, имеющий необходимый навык. Наличие позиции Product Owner не противоречит Scrum, а лишь означает, что объем задач настолько большой, что целесообразно выделить на данную роль отдельного специалиста.
Кроме того, что Product Owner это роль в Scrum, это также и сертифицированная профессия. Это значит, что требования и обязанности Product Owner четко прописаны в инструкции, ничего додумывать не нужно. Если компания хочет нанять качественного специалиста, то не требуется даже проводить собеседование, достаточно проверить наличие сертификата Product Owner. Обучением, прокачкой необходимых навыков и тестированием занимается организация. Это практично и удобно, поскольку минимизирует риск ложного опыта и гарантирует соответствие требованиям.
Если компания хочет привлечь специалиста с более широким функционалом, то в описании вакансии в начале корректно писать позицию, а Product Owner указывать в качестве роли — например, «Дизайнер с ролью владельца продукта», или же придумать собственное название позиции, например, ProductOPS. Включение требований к Product Owner, которые не прописаны в Scrum, лишь указывает на некомпетентность работодателя.
Функции и обязанности Product Owner
Задачи Product Owner четко прописаны в Scrum Guide: «Product Owner несет ответственность за максимизацию ценности продукта и за эффективное управление Product Backlog».
Если говорить конкретнее, то Product Owner делает следующее:
Разрабатывает и точно коммуницирует Product Goal,
Создает и четко объясняет элементы Product Backlog,
Упорядочивает элементы Product Backlog,
Обеспечивает прозрачность, доступность и понимание Product Backlog.
Таким образом, Product Owner в Scrum — это специалист, отвечающий за причесывание и реализацию беклога. Если посмотреть на весь процесс продуктовой разработки, то можно сказать, что это Лидер в разделе Delivery.
На подготовительных курсах к сертификации Product Owner подробно рассказывают и обрабатывают ключевые понятия.
Приводим краткие тезисы:
English: |
Product Owner is accountable for effective Product Backlog management |
Перевод: |
Владелец Продукта отвечает за эффективное управление бэклогом |
Значение: |
Отвечает только за управление бэклогом и ни за что другое |
English: |
Product Owner is accountable for maximizing the value of the product |
Перевод: |
Владелец Продукта отвечает за максимизацию ценности продукта |
Значение: |
Приоритезирует задачи в бэклог, т. е. вначале реализует наиболее ценные для бизнеса задачи |
English: |
Product Owner provides clarity about a product”s vision and goal |
Перевод: |
Доносит ценность и видение продукта |
Значение: |
Не создает, а доносит. Его задача, чтобы все разработчики понимали, как будет выглядеть конечный результат, что позволит им спроектировать структуру |
Кто же занимается всеми остальными задачами, которые были перечислены в требованиях вакансий? Ответ — не Product Owner! Кто за что отвечает в продуктовой разработке, подробно рассказывается на курсе Senior Product Manager в OTUS. Подробнее о мифах и реальностях Product Owner можно узнать на бесплатном открытом уроке, который доступен в записи.
Product Owner как ключевая роль в Delivery
По Scrum, Product Owner не отвечает ни за стратегию, ни за метрики, ни за CustDev, ни за бизнес‑результаты, только за организацию и реализацию бэклога.
Наполнение бэклога может происходить из разных источников: от продакт-менеджеров или руководителей департаментов, из запросов из службы поддержки или задач от команды разработки. Может быть по‑разному, в зависимости от того, как CPO организовал процесс. Сбором обратной связи от клиентов занимаются продакт-менеджеры из Discovery.
Ключевая метрика работы Product Owner — реализованный функционал в заданный бюджет, а его зоны ответственности представляют собой:
Оформленный и структурированный backlog,
Приоритезация задач в backlog,
Наполнение спринтов,
Донесения видения конечного продукта до разработчиков.
Сложнейшая задача, требующая экспертизы, навыков и лидерских качеств.
Для того, чтобы поддерживать гигиену бэклога, человек должен быть организован, дисциплинирован, педантичен. Важно уметь общаться с заказчиками, поскольку они не являются специалистами и могут не осознавать сложность разработки или не четко описывать свои потребности.
Для приоритезации задач требуются аналитические навыки. Несмотря на то, что существуют скоринговые инструменты, зачастую требуются делать выводы на основе данных и метрик.
Поскольку специфика работы подразумевает частое общение с программистами, необходимо учитывать особенности их работы, разбираться в технологических стеках и в разработке.
Крайне важно четко, структурно и наглядно выражать мысли, как в виде документации и отчетов, так и устно. Product Owner обязан не только донести видение конечного продукта до разработчиков, но и отчитываться о текущем состоянии бэклога, открыто и продуктивно обсуждать барьеры на пути к реализации и предлагать решения, согласованные со всеми сторонами процесса.
Карьера Product Owner
Лучшими Product Owner становятся аналитики или разработчики. У них сильно развито аналитическое мышление и навыки систематизации информации. Однако, нет никаких ограничений, роль Product Owner может выполнять абсолютно любой. Главное, следовать своему призванию.
В OTUS на курсе «Senior Product Manager» преподаватели с опытом работы подробно расскажут о реальных практиках профессии и практиках продуктовой разработки.
Основные тезисы
Продуктовая стратегия становится ключевой для цифрового бизнеса;
CPO выступает лидером всей продуктовой разработки;
Product Owner — это продуктовый лидер на этапе Delivery;
Product Owner — сертифицированная роль в Scrum, которая отвечает за организацию и реализацию бэклога;
Чтобы стать Product Owner, необходимо обладать аналитическим мышлением, применять системный подход и владеть социально‑коммуникативными качествами.