Автор: Иван Шмелев (ака Ivano). 12+ лет в разработке продуктовых стратегий для корпораций и стартапов по всему миру. Спикер и автор статей о цифровом бизнесе. Преподаватель курсов «Senior Product Manager», «CPO / Директор по продукту» в OTUS

В последнее время значительно увеличился спрос на Product Owner (Владелец Продукта). Только в январе 2025 на сайте hh.ru одновременно было открыто более тысячи вакансий. Ищут как корпорации Сбер, ВТБ, Билайн, Яндекс так и стартапы. И не только в IT, но и в производственные и торговые компании. Среди требований можно увидеть (выписки из реальных вакансий):

  • Формирование стратегии развития продукта, определение ключевых направлений развития продукта;

  • Составление и контроль дорожной карты продукта;

  • Управлять кросс‑функциональной командой разработки;

  • Участвовать в пресейлах и переговорах с заказчиками;

  • Анализ пользовательского поведения и метрик продукта для поиска точек роста и оптимизации;

  • Описывать и приоритизировать задачи в бэклоге;

  • Проведение исследований рынка и конкурентного анализа;

  • Постоянный мониторинг работы внедренных функций и оперативное устранение выявленных проблем;

  • Презентация результатов работы, новых возможностей и достижений команды руководству;

  • Оценка экономической эффективности: анализ рентабельности решений и оценка их воздействия на конечный результат, расчет P&L;

  • Понимать пользователей, их потребности и боли, проводить исследования, customer development, JTBD и прочее;

  • Проектировать концептуальную архитектуру решения;

  • Прототипировать и тестировать интерфейсы;

  • Проверять гипотезы с минимальными затратами на постоянной основе в режиме growth hacking;

  • Разработка идеи продукта, выстраивание путей развития конкурентоспособного продукта, в т.ч. на внешний рынок

  • Выстраивать процессы продажи нового продукта;

  • Управлять бюджетом продукта;

  • Мониторить и анализировать рынок и конкурентов.

  • Управлять всей цепочкой пользовательского опыта, улучшать CJM;

  • Исследовать рынок на предмет новых возможностей (сценарии, сегменты, пользователи) и доносить знания о трендах на рынке до продуктовых команд;

  • Участвовать в процессах продаж, сопровождении клиентов, формировании обучающих и продающих материалов.

В статьях Product Owner обычно описывают как mini‑CEO, ответственного за метрики и продажи. Что же получается, один человек отвечает за все продуктовые процессы в качестве руководителя и исполнителя одновременно? Давайте разбираться.

Потребность бизнеса в новом лидере

Цель любого коммерческого бизнеса — завладеть долей в кошельках пользователей. Сделать это можно только путем предоставления услуг или продажей товаров. Соответственно, сначала необходимо выявить рыночные потребности и разработать предложение.

В производственных компаниях за все это отвечал коммерческий директор и отдел маркетинга. В цифровом бизнесе все намного сложней — решения принимаются в условиях неопределенности, а самое важное не запустить продукт, а непрерывно его развивать. Продуктовая стратегия, CustDev и time‑to‑market — это новые цифровые практики, требующие глубокой экспертизы. В организационной структуре появилась еще одна зона ответственности, для которой предстоит привлечь продуктового лидера.

Таким топ‑менеджером выступает Chief Product Office (CPO). В его зону ответственности входит определение продуктовой стратегии и видения для всех продуктов компании, формирование структуры и метрик и отладка процессов продуктовой разработки. В OTUS на курсе CPO под моим руководством учащиеся подробно отрабатывают навыки и задачи product executive.

Эффективная продуктовая разработка

Чем четче описаны процессы, функции и роли, тем эффективней бизнес.

Продуктовая разработка — это еще не до конца сформировавшийся процесс, а его имплементация требует комплексного системного подхода. Весь процесс разбит на четыре блока: Discovery, Design, Delivery и Growth. У каждого блока свой лидер: лидер Discovery отвечает за поиск возможностей и развитие, лидер Design отвечает за эффективность и клиентский опыт, лидер Delivery отвечает за реализацию и качество, а лидер Growth ответственен за рост и продвижение.

Текущая реальность такова, что бизнес все еще в процессе цифровой трансформации и не всегда корректно определяет структуру продуктового департамента и требования к Продакт Менеджерам. Поэтому, практически всех называет Владельцем Продукта.

Product Owner — это роль в Scrum

Первоисточник Scrum — Scrum.Org. Именно эта организация разработала данный подход и определяет задачи каждого из элементов. Вся информация находится в открытом доступе с официальным переводом на русский язык.

В Scrum нет позиций, вместо них — роли. Это значит, что роль Product Owner может выполнять любой сотрудник, например, аналитик или даже HR‑менеджер, имеющий необходимый навык. Наличие позиции Product Owner не противоречит Scrum, а лишь означает, что объем задач настолько большой, что целесообразно выделить на данную роль отдельного специалиста.

Кроме того, что Product Owner это роль в Scrum, это также и сертифицированная профессия. Это значит, что требования и обязанности Product Owner четко прописаны в инструкции, ничего додумывать не нужно. Если компания хочет нанять качественного специалиста, то не требуется даже проводить собеседование, достаточно проверить наличие сертификата Product Owner. Обучением, прокачкой необходимых навыков и тестированием занимается организация. Это практично и удобно, поскольку минимизирует риск ложного опыта и гарантирует соответствие требованиям.

Если компания хочет привлечь специалиста с более широким функционалом, то в описании вакансии в начале корректно писать позицию, а Product Owner указывать в качестве роли — например, «Дизайнер с ролью владельца продукта», или же придумать собственное название позиции, например, ProductOPS. Включение требований к Product Owner, которые не прописаны в Scrum, лишь указывает на некомпетентность работодателя.

Функции и обязанности Product Owner

Задачи Product Owner четко прописаны в Scrum Guide: «Product Owner несет ответственность за максимизацию ценности продукта и за эффективное управление Product Backlog».

Если говорить конкретнее, то Product Owner делает следующее:

  • Разрабатывает и точно коммуницирует Product Goal,

  • Создает и четко объясняет элементы Product Backlog,

  • Упорядочивает элементы Product Backlog,

  • Обеспечивает прозрачность, доступность и понимание Product Backlog.

Таким образом, Product Owner в Scrum — это специалист, отвечающий за причесывание и реализацию беклога. Если посмотреть на весь процесс продуктовой разработки, то можно сказать, что это Лидер в разделе Delivery.

На подготовительных курсах к сертификации Product Owner подробно рассказывают и обрабатывают ключевые понятия.

Приводим краткие тезисы:

English:

Product Owner is accountable for effective Product Backlog management

Перевод:

Владелец Продукта отвечает за эффективное управление бэклогом

Значение:

Отвечает только за управление бэклогом и ни за что другое



English:

Product Owner is accountable for maximizing the value of the product

Перевод:

Владелец Продукта отвечает за максимизацию ценности продукта

Значение:

Приоритезирует задачи в бэклог, т. е. вначале реализует наиболее ценные для бизнеса задачи



English:

Product Owner provides clarity about a product”s vision and goal

Перевод:

Доносит ценность и видение продукта

Значение:

Не создает, а доносит. Его задача, чтобы все разработчики понимали, как будет выглядеть конечный результат, что позволит им спроектировать структуру

Кто же занимается всеми остальными задачами, которые были перечислены в требованиях вакансий? Ответ — не Product Owner! Кто за что отвечает в продуктовой разработке, подробно рассказывается на курсе Senior Product Manager в OTUS. Подробнее о мифах и реальностях Product Owner можно узнать на бесплатном открытом уроке, который доступен в записи.

Product Owner как ключевая роль в Delivery

По Scrum, Product Owner не отвечает ни за стратегию, ни за метрики, ни за CustDev, ни за бизнес‑результаты, только за организацию и реализацию бэклога.

Наполнение бэклога может происходить из разных источников: от продакт-менеджеров или руководителей департаментов, из запросов из службы поддержки или задач от команды разработки. Может быть по‑разному, в зависимости от того, как CPO организовал процесс. Сбором обратной связи от клиентов занимаются продакт-менеджеры из Discovery.

Ключевая метрика работы Product Owner — реализованный функционал в заданный бюджет, а его зоны ответственности представляют собой:

  • Оформленный и структурированный backlog,

  • Приоритезация задач в backlog,

  • Наполнение спринтов,

  • Донесения видения конечного продукта до разработчиков.

Сложнейшая задача, требующая экспертизы, навыков и лидерских качеств.

  • Для того, чтобы поддерживать гигиену бэклога, человек должен быть организован, дисциплинирован, педантичен. Важно уметь общаться с заказчиками, поскольку они не являются специалистами и могут не осознавать сложность разработки или не четко описывать свои потребности.

  • Для приоритезации задач требуются аналитические навыки. Несмотря на то, что существуют скоринговые инструменты, зачастую требуются делать выводы на основе данных и метрик.

  • Поскольку специфика работы подразумевает частое общение с программистами, необходимо учитывать особенности их работы, разбираться в технологических стеках и в разработке.

  • Крайне важно четко, структурно и наглядно выражать мысли, как в виде документации и отчетов, так и устно. Product Owner обязан не только донести видение конечного продукта до разработчиков, но и отчитываться о текущем состоянии бэклога, открыто и продуктивно обсуждать барьеры на пути к реализации и предлагать решения, согласованные со всеми сторонами процесса.

Карьера Product Owner

Лучшими Product Owner становятся аналитики или разработчики. У них сильно развито аналитическое мышление и навыки систематизации информации. Однако, нет никаких ограничений, роль Product Owner может выполнять абсолютно любой. Главное, следовать своему призванию.

В OTUS на курсе «Senior Product Manager» преподаватели с опытом работы подробно расскажут о реальных практиках профессии и практиках продуктовой разработки.

Основные тезисы

  • Продуктовая стратегия становится ключевой для цифрового бизнеса;

  • CPO выступает лидером всей продуктовой разработки;

  • Product Owner — это продуктовый лидер на этапе Delivery;

  • Product Owner — сертифицированная роль в Scrum, которая отвечает за организацию и реализацию бэклога;

  • Чтобы стать Product Owner, необходимо обладать аналитическим мышлением, применять системный подход и владеть социально‑коммуникативными качествами.

Комментарии (0)