ML-модель — это искусственный интеллект, который автоматизирует рабочие процессы.
Модель подойдет для:
финансового сектора (банки, страхование, инвестиции). К примеру, для банков AI проводит скоринг клиентов, а если вы инвестор, то можете внедрить алготрейдинг (это быстрый и удобный способ торговать и заключать сделки)
e-commerce и ритейла. AI прогнозирует спрос на товары, а вы обновляете склад и заказываете нужное количество продукции
маркетинга и рекламы. Для таргетинга, контекстной рекламы и тп. искусственный интеллект за вас настроит кампанию и будет отслеживать ее динамику
логистики и транспорта. AI подберет комфортный маршрут, а также учтет погодные условия и другие дорожные факторы (по этому принципу ездят автомобили TESLA)
производства (индустрия 4.0). AI автоматизирует рутинные процессы. Например, датчик отслеживает работу станков (или других приборов), анализирует информацию и в случае возможной поломки предупредит вас.
Искусственный интеллект облегчает вам работу, ведь задачи выполняются быстрее обычного. В общем и целом — высокий кпд. Удобно? Думаем, да.
Но внедрение AI в бизнес — процесс небыстрый. И вот почему:
1. ML-модели нужно время на разработку и тестирование
Интеграция — важный, но долгий процесс. К сожалению, искусственный интеллект не выдаст вам супер-мега результат спустя две недели. Тут как с маленьким ребенком, который учится ходить. Сначала он ползает. Его ноги и руки становятся сильнее. Он пытается привстать, держась за опору. Учится ловить равновесие. Проходит время, сил в мышцах становится больше, ребенок уже уверенно ходит, но держась за диван. И в какой-то момент он делает первый шаг, затем второй, третий. И вот уже он ходит и бегает по дому. Искусственный интеллект учится точно так же.
В процесс обучения AI входит:
сбор и подготовка данных (1-3 месяца). Сложности добавляют «грязные» данные (неверная информация), которые нужно чистить.
обучение и тестирование (2-6 месяцев). Подбираются алгоритмы, настраиваются гиперпараметры, проводится тестирование.
валидация (1-2 месяца). Проверка модели на тестовых и реальных кейсах бизнеса. Изучается корректность работы AI.
интеграция в продакшен (от 2-ух недель до нескольких месяцев). Модель внедряется в бизнес, подключается API и проводятся A/B-тестирования.
На примере это выглядит так: компания хочет знать примерный приток клиентов. Запустили ML-модель и думали, что через месяц будет результат. В итоге ушло 6 месяцев на сбор, обработку данных, обучение, тестирование и валидацию. Плюс, понадобилось 2 месяца для настройки и интеграции модели в процесс. Итого 8 месяцев ушло на запуск.
ML-модели нужна база данных, чтобы обучаться
Загружаем в систему информацию, чем больше, тем лучше. Подгружаем актуальные данные для развития модели. Делаем все по правилам и искусственный интеллект работает как нам нужно. Но есть проблема, которая вредит работе. Дело в информации — она должна быть качественной. Любые некорректные данные сделают ML-модель бесполезной, система будет выдавать ложные сведения, расчеты и тп.
Пример: маркетологу из e-commerce нужно узнать спрос на товар. На основе характеристик клиентов (посещение сайта, покупки, поведение) система анализирует метрики, перебирает информацию и выдает результат. У нас это статистика спроса на товар. Допустим, исходные данные содержат ошибку — это может быть устаревшая информация о пользователях или ошибка системы при обновлении, либо возникла аномалия, когда объединяли данные из разных источников. Из-за этого некоторые товары могут продаваться «отрицательным» количеством. Как итог — система покажет неверный прогноз на спрос. В таких случаях данные требуют дополнительной проверки и чистки.
Итак, запоминаем. Искусственный интеллект будет вам в помощь, если — загружена корректная база данных, информация обновляется и ее объема достаточно. Чем больше данных, тем лучше модель.
ML — это не «настрой и забудь»
Мы понимаем, что хочется, чтобы система сама работала, сама следила за собой и приносила результат на блюдечке. Так оно и будет, но если за ней следить.
Ожидается, что модель работает без вмешательства, даёт точные прогнозы вечно — но это ложное ожидание. На деле все иначе.
Что нужно учитывать?
Data Drift и Model Drift — данные и поведение пользователей изменяются (модель теряет точность).
Мониторинг производительности — проверка качества предсказаний.
Обновление — переобучение модели на новых данных.
Пример:
Банк внедрил модель для скоринга клиентов. Через год её точность снизилась, потому что поведение клиентов изменилось (например, появилось больше онлайн-платежей). Важно следить за параметрами, чтобы вовремя исправить проблему.
4. Интеграция AI в процесс
Ожидается, что ML-модель легко подключается и сразу приносит прибыль.
Из текста выше мы постарались объяснить, что настройка искусственного интеллекта — процесс небыстрый. Но в этом и суть, чтобы качественно настроить систему, которая будет помогать вам.
Интеграция AI в бизнес — это связка искусственного интеллекта с текущей IT-системой компании.
Помимо создания ML-модели, нам нужно подключить ее к рабочим процессам.
Что учитывается:
Формат данных — модель должна получать и отдавать данные в совместимом формате.
Скорость работы — если ML-алгоритм обрабатывает запрос 30 секунд, а бизнесу нужно 1 секунду, модель будет бесполезной.
Гибкость — это корректировка системы без остановки рабочих процессов.
Для наглядности — ритейлеру нужны данные о спросе товара. Представим, что это срочно. Он заходит в систему и грузит статистику. Ритейлеру вот-вот надо отправить файл по закупке на следующий месяц, но система долго прогружает отчет. Итог — человек в напряге, система тормозит, закупку отложили на следующий день. Это один из примеров о важности быстрой работы программы. От этого зависят последующие действия в бизнесе.
Если система сделана правильно, то и проблем с загрузкой не будет — все счастливы.
Можно подумать, что пример выше отпугнет компанию от идеи внедрения AI. Это не так. Мы просто показываем, что важно уделить процессу достаточно времени на разработку и далее следить за системой.
5. Стоимость и рентабельность AI
ML-модель — это инвестиция в текущие задачи. Она требует вложений в инфраструктуру и специалистов, которые ей занимаются. В это входит:
стоимость хранения и обработки данных (Cloud/On-premise).
расходы на разработку и поддержку (Data Scientists, MLOps-инженеры).
Пример из ритейла:
Мы закупаем товар. Нам нужно узнать количество товара при котором не будет излишков или дефицита. Внедряем ML-модель, которая прогнозирует спрос.
Что спрогнозировала система:
SKU |
Прогноз спроса (на след. неделю) |
Текущий остаток |
Рекомендация |
TSH-W-M |
120 |
100 |
Заказать 20 |
TSH-B-L |
50 |
70 |
Не заказывать |
TSH-R-S |
200 |
50 |
Заказать 150 |
Мы видим то количество товара, которое нам нужно заказать, а какой товар не стоит закупать. Система посчитала все за нас (и это было быстро).
Плюсы работы с AI:
сокращаются излишки на складе.
увеличиваются продажи счёт доступности товаров.
низкие затраты на логистику из-за точного планирования.
6. Обучение команды работе с AI
Искусственный интеллект — это инструмент, а мы им пользуемся и с ним нужно научиться работать.
Система быстрее справляется с задачами, но при этом мы должны понимать почему вот тут она посчитала так, а здесь по-другому.
Разберем это на примере (спойлер — текста будет много, но вы держитесь).
Компания внедряет МL-модель для персонализации рекомендаций на сайте. Далее, мы учим сотрудников работать с AI. В этот этап входит:
узнать и понять устройство ML-модели. Что делает система? Анализирует поведение пользователей и предсказывает, какие товары их заинтересуют. Какие данные она использует? Историю просмотров, покупки, добавления в корзину, возраст, регион и т. д. Как интерпретировать предсказания? Уметь оценивать данные и признаки, влияющие на решения, от которых зависит результат.
научиться пользоваться инструментами системы. Мы должны знать, как загружать новые данные. Уметь корректировать алгоритм (например, исключить сезонные товары из персонализации). Понимать, как анализировать точность рекомендаций — допустим, система показала товар пользователю, который с большей вероятностью купил бы товар и как итог — товар куплен. В цифрах это могло быть так — вероятность покупки 85%, а покупка действительно происходит в 80% случаев.
оценивать эффективность модели. Мы отслеживаем конверсию из рекомендаций (как система влияет на нашу выручку). Проводим A/B-тестирование и выбираем лучшую модель для работы.
Подытожим — чтобы все работало как часы, нужно знать, как эти часы устроены и понимать сколько времени показывает стрелка.
Как понять, нужна ли ML-модель компании? Ответьте на вопросы:
ML-модель решает реальную проблему?
Готовы ли клиенты/сотрудники пользоваться ML-моделью?
Принесёт ли ML-модель прибыль или другие выгоды компании?
Надеемся, что статья познакомила вас с ML-моделью. Мы попытались рассказать про интеграцию системы в работу, как проходит этот процесс и сколько занимает времени. Задача текста разрушить ложные ожидания от работы системы, чтобы вы могли принять обоснованное решение — нужна или нет модель вашему бизнесу.
fuwiak
Эти строки взяты прямо из какой-то генеративной модели, даже вы не проверяете, что вставляете в сеть.